Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Институциональные особенности акционирования (приватизации) экономики и возникновение корпоративного рынка ценных бумаг (акций) в России





Глава V. Функционирование рынка ценных бумаг

И государственное регулирование в РФ

Институциональные особенности акционирования (приватизации) экономики и возникновение корпоративного рынка ценных бумаг (акций) в России.

Национальная экономика любой страны имеет свои институциональные особенности, которые обусловлены конкретными историческими периодами ее развития. Отечественная экономика России около двадцати лет назад вступила в новый период – переходный от социалистических производственных отношений, основанный на государственной собственности и планово-директивном ведении хозяйства, к капиталистическим производственным отношениям, основанным на частной собственности и рыночных методах ведения хозяйства. Начатые по инициативе партийного и хозяйственного руководства страны революционные реформы, затронули фундаментальную основу экономической системы государства – собственность на различные ресурсы и факторы производства.

Рыночная экономика основывается на частной собственности и свободном перемещении капитала в наиболее выгодные сферы предпринимательской деятельности путем купли-продажи акций предприятий и организаций; рынок акций и других ценных бумаг обеспечивают механизм наиболее эффективного перелива капитала и инвестирования финансовых ресурсов населения предприятий и правительства (государства) в различные отрасли экономики. Экономическая проблема тогда состояла и сейчас заключается не в том, что форма собственности не подлежит изменению или не в том, что есть определенная совершенная форма собственности, которая обеспечивает экономический рост, а в том, что каждая форма собственности раскрывает свои потенциальные возможности и преимущества в конкретной экономической среде при определенных институциональных условиях хозяйствования. В экономике, как и в природе действуют причинно-следственные связи между экономическими явлениями и поэтому нельзя ускорить административными методами. Это, в частности, означает, что объективно существует последовательность и очередность экономических событий, которыми нельзя субъективно манипулировать и форсировать наступление этих событий. Здесь не имеется ввиду то, что государственная собственность не была дискредитирована, а то, что путем насаждения в кратчайшие сроки частной собственности путем обмана и потери человеческих ресурсов нельзя сразу перестроить экономику на эффективные отношения.



Важное значение при реформировании формы собственности имеет еще и тот факт, что только частная собственность в лице транснациональных корпораций логически и практически вывела мировую экономику на новый этап ее развития – глобализации капиталистических отношений. В настоящее время уже нетрудно прогнозировать к каким глобальным противоречиям и последствиям может привести данный этап развития мирового сообщества и будущее капиталистическое общество приобретает далеко не идеальные социальные очертания.

В конце 80-х годов в Советском Союзе в прессе стали появляться первые сообщения о создании новых акционерных обществ после длительного семидесятилетнего периода их ликвидации в результате октябрьской революции. В России законодательство об акционерных обществах впервые было принято еще в 1836г. – «Положение о компаниях на акциях» [11, С.309]. На основе этого закона в России начал развиваться рынок ценных бумаг, который традиционно отличался жесткой централизацией и значительными ограничениями со стороны правительства. После событий октября 1917г. прекратилось развитие фондового рынка ввиду того, что последний невозможно было совместить с системой централизованного (планового) государственного управления экономическими процессами.

До середины 80-х годов в бывшем Советском Союзе не было принято ни одного нормативного документа, касающегося акций и акционерных обществ. Только лишь в конце 80-х годов с принятием закона СССР «О кооперации» законодательно признавала возможность выпуска долевых частных ценных бумаг – акций. Использовав это обстоятельство, некоторые промышленные предприятия осмелились стихийно выпускать собственные ценные бумаги. Поэтому Совет Министров СССР в целях упорядочивания этого процесса 15 октября 1988г. принял постановление «О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг» [11, С.285].

Акционерные общества были созданы в конце 80-х годов на основе постановлений правительства с целью привлечения работников трудовых коллективов к участию в управлении предприятием и распределении его прибыли; работникам предприятия разрешалось приобретать за счет трудовых доходов и сбережений так называемые акции трудовых коллективов. Опыт создания подобных акционерных обществ не нашел широкого распространения, так как в социалистической экономике еще не сложились рыночные отношения

В соответствии с вышеуказанным постановлением предусматривался выпуск двух видов акций: акций трудового коллектива и акций предприятий. Это право предоставлялось только тем предприятиям, которые работали в условиях так называемого полного хозяйственного расчета и самофинансирования, для того, чтобы они могли привлекать дополнительные денежные средства. Указанные акции нельзя считать ценными долевыми бумагами, свидетельствующими о праве собственности на активы предприятия, а также о начале возрождения акционерного капитала и частной формы собственности по ряду причин. Во-первых, акции трудового коллектива выпускались только для работников предприятия с возможностью покупки ими за счет личных средств, а акции предприятий только для приобретения юридическими лицами за счет финансовых средств организаций. Выплата доходов по акциям производилась соответственно за счет средств фонда материального поощрения и за счет средств фонда развития производства, науки и техники. Кроме того, дивиденды по указанным акциям подлежали налогообложению. Таким образом, с момента выпуска акций действовали ограничения на их размещение и оплату. Во-вторых, имелись ограничения также в обращении акций, например, акции трудового коллектива выпускались как именные и не подлежали передаче, дарению и продаже; акции не имели рыночной стоимости. В-третьих, владельцы акций трудового коллектива являлись формальными собственниками предприятия, не допускались к участию в управлении предприятием (не имели права голоса) и даже не получали финансовой информации по предприятию; акции не меняли статуса предприятия. «Это удивительные ценные бумаги, неизвестные как акции в мировой практике, которые появились только в переходный, суррогатный период рыночных преобразований в плановой экономике» [47, С.147].

Выпуск акций трудовых коллективов был подвергнут резкой критике со стороны большинства советских экономистов, так как они не способствовали возрождению акционерной формы собственности [11, С.313]. Поэтому законодательные органы государства в период 1989-1990-х годов приняли нормативные акты, допускающие возможность преобразования предприятий в акционерные общества. В 1989г. правительством СССР был подготовлен проект Закона СССР « Об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью», основные положения которого нашли отражение в постановлении правительства СССР: «Об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах» [11, С.314]. Положениями допускался выпуск не только акций трудового коллектива и акций предприятий, но и выпуск в обращение акций акционерных обществ. В 1990г. был также разработан проект закона СССР «О ценных бумагах и фондовых биржах», который в июле 1991 г. был одобрен в первом чтении на сессии Верховного Совета СССР [11, С.315], но из-за известных августовских событий этот закон не был принят. Указанный проект закона без существенных изменений был положен в основу принятого и утвержденного Государственной Думой закона «Об акционерных обществах» (№ 208-ФЗ от 26.12.1995 г.) [2].

Опираясь на принцип всеобщей и безоговорочной идеализации частной собственности, российские реформаторы образца 1991 года из числа бывших чиновников и партократов (или хозяйственной и партийной аристократии) приступили к экономическим преобразованиям. «…Правительство намерено использовать все имеющиеся предложения по связыванию свободных средств населения и предприятий – акционирование собственности…выпуск займов» [89]. Накануне распада Советского Союза правительство страны приняло курс на рыночные реформы, под которыми оно, прежде всего, подразумевало акционирование государственных предприятий с последующей продажей акций советским и иностранным юридическим лицам и гражданам. Акционирование предприятий и свободное обращение их акций обеспечивает наиболее простой и эффективный способ смены собственника. Именно, в этих целях постановлением Правительства России было утверждено «Положение об акционерных обществах» (№ 601 от 25.12.1990г.). Указанным постановлением Государственной комиссии Совмина РСФСР по экономической реформе и Минфину РСФСР было поручено разработать и представить в правительство до 1.01.1991г. «Положение о преобразовании государственных предприятий и организаций в акционерные общества» и «Положение об обращении ценных бумаг и фондовых биржах» [8, С.47]. Эти нормативные документы можно считать началом первого этапа массового разгосударствления (приватизации) предприятий и организаций в РФ.

Российское государство разработало механизм разгосударствления и приватизации (акционирования) собственности, основаный на использовании приватизационных чеков или так называемых ваучеров (в переводе с английского – расписка, письменное обязательство). Приватизационные чеки были введены в обращение с 1 октября по 1 ноября 1992 года в соответствии с законом РСФСР «Об именных инвестиционных счетах и вкладах» (принят ВС РСФСР в первом чтении 07.05.1991 года) и Постановлением Верховного Совета РФ «Положение о чеках» (№ 2349-1 от 13.02.1992 года), а также на основании постановления Правительства РФ «О порядке введения в действие системы приватизационных чеков в РФ» (№ 490 о т 15.07.1992 года) [12, С.488-492]. Каждый гражданин РФ получил по одному приватизационному чеку номинальной стоимостью 10 000 рублей. Приватизационный чек являлся «государственной ценной бумагой целевого назначения». Срок действия приватизационного чека составлял не менее одного года, но не более двух лет и мог использоваться по всей территории России.

Приватизационные чеки выпускались как именные, но могли продаваться и покупаться (на предъявителя) без ограничений, т.е. осуществлялось их свободное обращение [12, С.494]. На приватизационные чеки могли приобретаться акции будущих акционерных обществ (объекты приватизации), а также акции (паи) специализированных инвестиционных фондов, аккумулирующих приватизационные чеки. Выдача чеков производилась через филиалы и отделения Сбербанка РФ. Таким образом, через приватизационные чеки реализовался «…механизм бесплатной передачи гражданам РФ в процессе приватизации предприятий, их подразделений, имущества, акций и долей в акционерных обществах и товариществах (объекты приватизации), находящихся в федеральной собственности, государственной собственности республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга» («Положение о приватизационных чеках», утвержденное Указом Президента РФ « О введении в действие системы приватизационных чеков в РФ» № 914 от 14.08.1992 года) [12, С.494].

Приватизация в РФ начала осуществляться на основании следующего законодательства: закона РФ «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» (принят 03.07.1991 года, утвержден 05.06.1992 года № 2930-1), постановления Верховного совета РФ «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик с составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (№ 3020-1 от 27.12.1991 года), распоряжения Президента РФ «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности» (№114-рп от 18.03.1992 года), постановления Верховного совета РФ «О введении в действие государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992 год» и Указа Президента РФ о приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на аукционе и по конкурсу (№ 66 от 29.01.1992 года), а также о мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур (№ 623 от 14.06.1992 года).

В соответствии с вышеуказанными документами между различными уровнями государственной власти развернулась борьба по закреплению различных объектов приватизации в ведении определенных субъектов государственного управления. Приватизация государственных и муниципальных предприятий осуществлялась путем их купли-продажи по конкурсу или на аукционе, продажи предприятий на некоммерческом инвестиционном конкурсе (инвестиционные торги), продажи имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных предприятий, посредством продажи долей (акций) в капитале предприятия, а также путем выкупа имущества предприятия, сданного в аренду полностью или частично. Приватизация предприятий в форме продажи долей в их капитале (акций) осуществлялась после преобразования государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества (АО). Порядок преобразования предприятий в АО определялся и утверждался вновь созданным Государственным комитетом по управлению государственным имуществом России, созданным на основании закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» (от 03.07.1991 года). Решение о выборе способа приватизации предприятия принималась Госкомимуществом России, его территориальными агентствами или соответствующими комитетами по управлению имуществом национально-государственного или административно-территориального образования.

Наиболее распространенным способом приватизации явилась преобразование государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества и продажи ими части акций АО членам трудового коллектива предприятия и других граждан страны в обмен на приватизационные чеки, т.е. путем оплаты акций приватизационными чеками. Для приобретения государственных и муниципальных предприятий использовались личные сбережения граждан, именные приватизационные вклады, собственные средства юридических лиц и другие. Работники предприятий, преобразуемых в АО, имели право приобретать часть акций своего предприятия на льготных условиях со скидкой с цены акции в размере 30 % от номинальной стоимости.

Российская приватизация началась — в форме теневого выво­да ресурсов с государственных предприятий — еще до распада СССР. После легализации приватизация прошла ряд этапов, на каждом из которых использовались следующие методы изменения формы собственности: массовая приватизация; де­нежная приватизация, на смену которой пришло использование залоговых кредитов; после некоторого перерыва приватизация возобновилась в «точечном» режиме [36, С.478].

В соответствии с Государственной программой в 1992 году началась массовая приватизация государственных предприятий («Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий РФ в 1992 году» постановление Верховного Совета РФ № 2980-1 от 11.06.1992 года) [12, С.186-202]. Главными целями приватизации являлись: «формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально-ориентированной рыночной экономики; повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации; … создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства; привлечение иностранных инвестиций; создание условий и организационных структур для расширения масштаба приватизации в 1993 - 1994 гг.» [12, С.186-187].

Общее собрание трудового коллектива могло выбирать между тремя вариантами. Ваучерный этап приватизации завершился со следующими результатами: второй вариант был применен на более чем 73% приватизи­рованных предприятий, первый — на 25%, третий — на 2% (1,с.483). Во вновь созданных АО местные органы власти сосредоточили до 20% пакетов акций [36, С.487].

Указом Президента РФ № 721 от 01.07.1992 года Госкомимуществу России был предложен конкретный механизм акционирования государственной собственности на федеральном уровне объектов приватизации субъектов РФ, а также муниципальной собственности. На российских предприятиях по инициативе Госкомимущества или по инициативе членов трудового коллектива и администрации предприятий стали создаваться рабочие комиссии по приватизации, которые разрабатывали планы приватизации предприятий. Комиссии организовывали и проводили общие собрания трудовых коллективов, на которых определялся вариант получения льгот работниками при покупке акций предприятия. В обязанности и функции комиссии входила вся организационная работа с момента ее создания и до момента регистрации акционерного общества (и оплата уставного капитала АО). Типовым планом приватизации государственного предприятия предусматривался выпуск привилегированных акций типа А и типа Б. Акции типа А выпускались по первому варианту приватизации и обладали следующими свойствами: распространялись среди работников, собственники акций не имели права дальнейшей свободной их продажи без согласия других акционеров, по акциям выплачивался ежегодный фиксированный дивиденд в размере 10 % чистой прибыли. Владельцы (физические лица) привилегированных акций типа А не имели права голоса на собраниях акционеров, за исключением, когда изменения в уставе АО затрагивали их права и интересы. Акции типа Б выпускались во всех трех вариантах приватизации и имели следующие признаки: безвозмездно передавались в собственность Фонда государственного имущества с правом дальнейшей свободной продажи, при дальнейшей продажи они автоматически конвертировались (обменивались) в обыкновенные акции, по акциям выплачивался ежегодный фиксированный дивиденд в размере 5 % чистой прибыли, владелец акций не имел права голоса при любых обстоятельствах [47, С.159; 12, С.448-449].

На основе Постановления Верховного Совета РФ № 2980-1 от 11.06.1992 года и Указа Президента РФ № 721 от 01.07.1992 года Госкомимущество России и правительство РФ утвердили, соответственно, «Положение о закрытой подписке на акции при приватизации государственных и муниципальных предприятий» (распоряжение ГКИ РФ № 308-Р от 27.07.1992 года) и «Положение о порядке регистрации выпуска акции акционерных обществ открытого типа, учрежденных в процессе приватизации» (№ 347 от 04.08.1992 года). В соответствии с Положением о закрытой подписке лицами, имеющими право участвовать в подписке на акции, являлись: работники данного предприятия; лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы на данном предприятии; пенсионеры, вышедшие на пенсию с этого предприятия; бывшие работники предприятия, отработавшие на данном предприятии определенный срок (мужчины не менее 10 лет, женщины не менее 7,5 лет) и лица, уволенные с данного предприятия по сокращению после первого января 1992 года и зарегистрированные в качестве безработных. Платежи вышеуказанными лицами за акции могли осуществляться: по первому варианту в рассрочку в течение трех лет с первоначальным взносом приватизационными чеками на сумму не менее 15% от номинальной стоимости приобретаемых им акций; по второму варианту приватизационными чеками до 50% своего платежа; по третьему варианту в рассрочку в течение трех лет с первоначальным взносом не менее 15% и оплатой приватизационными чеками [12, С.459].

В соответствии с Положением о порядке регистрации акций выпуск ценных бумаг АО предусматривал процедуру разработки и утверждения плана приватизации (проспекта эмиссии акций). В типовом плане приватизации отражались следующие сведения: основная характеристика объекта приватизации, сведения о рабочей комиссии и варианте льгот трудовому коллективу, распределение акций в соответствии с выбранным трудовым коллективом вариантом льгот и размещение ценных бумаг акционерного общества.

В конце 1994 года в России завершился, в основном, первый этап акционирования, массовой приватизации государственных и муниципальных предприятий, основанный на использовании приватизационных чеков и широком участии населения в акционировании. В результате завершения этого этапа появились реальные частные собственники предприятий, преобразованных в акционерные общества открытого типа. Поэтому появилась необходимость в дальнейшем совершенствовании законодательства, регламентирующего функционирование акционерного капитала и деятельность акционеров. С этой целью государственными законодательными и исполнительными органами власти были приняты ряд нормативных документов, в частности, Федеральные законы «Об акционерных обществах» (№ 208-ФЗ от 26.12.1995 года), «О рынке ценных бумаг» (№ 39–ФЗ от 22.04.1996 года), «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (№ 46–ФЗ от 05.03.1999 года), «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (№ 117-ФЗ от 23.06.1999 года), «О приватизации государственного и муниципального имущества» (от 30.11.2001 года) и Указы Президента РФ «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в РФ» (№ 2063 от 04.11.1994 года), «О мерах по завершению чековой приватизации и обеспечению гражданам РФ гарантии использования приватизационных чеков (№ 456 от 06.05.1994 года)», «О мерах по защите интересов граждан на этапе перехода от чековой к денежной приватизации» (№ 1374 от 28.06.1994 года) и другие. В субъектах РФ принимались аналогичные законодательные акты, касающиеся дальнейшей приватизации республиканской и других форм муниципальной собственности.

Таким образом, собственность приватизированных предприятий осталась в руках их прежних менеджеров. В некоторых АО государство сохраняло за собой «золотую» акцию и тем самым контроль за приватизированным предприятием. Массовая приватизация не дала приватизированным предприятиям никаких дополнительных инвестиционных ресурсов. После 1 июля 1994 г. приватизация (покупка и продажа акций и ваучеров) продолжалась только за деньги.

В течение 90-х годов в России приватизация осуществлялась в самом общем виде в двух формах: с использованием приватизационных чеков (чековая) и на основе денежных средств (денежная). Экономические реформы первых лет существования суверенного российского государства свелись в основном к массовому разгосударствлению собственности на ресурсы и факторы производства путем акционирования сначала крупных, а потом средних организаций. В настоящее время, осмысливая происходящие события и давая им научную и практическую оценку можно констатировать, что приватизация была настолько масштабной и ра­дикальной, что она существенным образом повлияла на уровень благосостояния и распределение доходов населения [36, С.439].

Начиная с 2002 года процесс приватизации (разгосударствления) предприятий вступил на новый этап. Это подтверждается новым законодательством о приватизации. В принятом Государственной Думой Федеральном законе РФ « О приватизации государственного и муниципального имущества» (от 30.11.2001 года) не предусматривалось в качестве способов приватизации варианты предоставления социальных льгот для работников и членов трудового коллектива преобразуемых предприятий; решение об акционировании госпредприятия принимается государственным органом без учета мнения трудового коллектива. Кроме того, в законе предусматривалось широкое использование таких способов приватизации, как: продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг; продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления. Вышеуказанный закон окончательно закрепил единую форму приватизации не только объектов федеральной собственности, но и муниципального имущества, т.е. объектов, находящихся в собственности субъектов РФ в современных условиях.

Суверенное российское государство, после распада СССР, приступило к активному государственному регулированию рынка ценных бумаг, но правовое регулирование осуществлялось на основе нормативных документов исполнительных органов власти и Указов Президента страны. Так, например, были приняты следующие постановления Правительства РСФСР и другие нормативные документы Минфина России: «Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР» (№ 78 от 28.12.1991г.), «Об упорядочении производства бланков ценных бумаг в РФ» (№ 376 от 03.06.1992г.), «Об утверждении положения об акционерных обществах» (№ 255 в ред. от 15.04.1992г.), «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории РФ» (инструкция МФ РСФСР № 2 от 03.03.1992г.), «О правилах совершения и регистрации сделок с ценными бумагами» (инструкция МФ РФ № 53 06.07.1992 г.), «Положение о лицензировании деятельности на рынке ценных бумаг в качестве инвестиционных институтов» (письмо МФ РФ № 91 от 21.09.1992г.), «Положение о лицензировании биржевой деятельности на рынке ценных бумаг» (письмо МФ РФ № 20 от 13.04.1992г.) и другие.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг первоначально осуществляло Министерство Финансов России. Ввиду ускорения процесса разгосударствления предприятий, массовой их приватизации и акционирования, а также создания новых акционерных обществ, назрела потребность в учреждении нового государственного органа по регулированию и контролю рынка ценных бумаг. По этой причине распоряжением Президента РФ была создана организация, получившая название Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ (№ 163-РП от 09.03.1993г.), которая включала в свой состав ведущих руководителей ряда министерств и ведомств: Министерства Финансов, Госкомимущества, Фонда федерального имущества. Позднее вышеуказанная комиссия указом Президента была переименована в Федеральную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ (Указ Президента РФ № 2063 от 04.11.1994г.) с передачей ей еще больших функций и полномочий. Достаточно отметить, что в состав комиссии входили представители Администрации Президента, Министерства финансов, экономики и юстиции, Госкомимущества, Госкомитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Государственной налоговой службы, Федеральной службы по надзору за страховой деятельностью, Государственной инспекции по негосударственным пенсионным фондам, Российского фонда федерального имущества, Центрального банка, а также по одному представителю палат Федерального Собрания России. Персональный состав членов комиссии утверждался правительством РФ [145, С.4].

Сначала функции Комиссии по регулированию рынка ценных бумаг были ограничены; многие аспекты и направления развития рынка ценных бумаг параллельно регулировались Министерством Финансов и Центральным банком России. Так, на кредитном рынке Центральный банк России устанавливал порядок выпуска и обращения ценных бумаг кредитными организациями, например, «Выпуски ценных бумаг коммерческих банков подлежат государственной регистрации в Банке России (инструкция ЦБ РФ № 8 от 21.10.1992г.)» [8, С.147]. Кроме того, Министерство Финансов России осуществляло подготовку специалистов по ценным бумагам и их аттестацию, а также лицензирование совершения операций с ценными бумагами (положение Минфина России «Об аттестации специалистов инвестиционных институтов и фондовых бирж (фондовых отделов бирж) на право совершения операций с ценными бумагами» № 23 от 21.04.1992г.). Указанные направления по регулированию рынка ценных бумаг (регистрация ценных бумаг, подготовка специалистов по ценным бумагам и лицензирование профессиональной деятельности по ценным бумагам) были предметом ожесточенных разногласий между комиссией по ценным бумагам, с одной стороны, и Центральным банком и Минфином России, с другой стороны. Позже Указом Президента России (№ 1009 от 01.07.1996г.) вышеуказанные функции и направления деятельности были окончательно переданы Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, образованной в результате упразднения комиссии с предыдущим названием. Вместе с тем, здесь необходимо отметить, что ФКЦБ России может выдавать уполномоченным организациям генеральные лицензии на осуществление лицензирования (постановление ФКЦБ «О генеральных лицензиях на осуществление лицензирования профессиональной деятельности на РЦБ» №16 от 09.09.1996г.) профессиональной деятельности на РЦБ и другие виды деятельности. Так, например, Федеральной комиссией России была выдана Центральному банку России генеральная лицензия на лицензирование профессиональной деятельности кредитных организаций на РЦБ РФ, а также регистрацию ценных бумаг кредитных организаций на территории РФ.

В соответствии с генеральной лицензией ФКЦБ России (№ 90-000-2-00001 от 11.06.1997г.) ЦБ РФ «осуществляет лицензирование следующих видов профессиональной деятельности кредитных организаций на РЦБ: брокерской деятельности, за исключением операций с физическими лицами; брокерской деятельности, включая операции с физическими лицами; дилерской деятельности; деятельности по доверительному управлению ценными бумагами; депозитарной деятельности; клиринговой деятельности» (Положение № 1-П от 23.10.1997г. «Об особенностях лицензирования профессиональной деятельности кредитных организаций на РЦБ РФ» - Приказ ЦБ РФ №02-462 от 23.10.1997г.). Кроме того, ЦБ РФ самостоятельно устанавливает процедуру регистрации и выпуска в обращение ценных бумаг кредитными организациями (Инструкция ЦБ РФ № 8 от 17.09.1996г.).

Впервые официально вопрос о необходимости и актуальности государственного регулирования рынка ценных бумаг был поставлен в конце 1994 года и связан с выходом Указа Президента России «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в РФ» (№2063 от 04.11.1994г.). На основании Указа Президента РФ в целях обеспечения государственного регулирования на финансовом рынке и рынке ценных бумаг в РФ, а также отношений, складывающихся в процессе обращения ценных бумаг, пресечения злоупотреблений и нарушений прав граждан, в частности, рекомендовалось органам «исполнительной власти субъектов РФ образовать региональные комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку для обеспечения выполнения установленных законодательством РФ норм, правил и условий функционирования фондового рынка, практической реализации принимаемых Федеральной комиссией решений и контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг» [146, С.4]. На основании Указа Президента России (№ 2063 от 04.11.1994 г.) некоторые субъекты РФ стали создавать региональные комиссии по ценным бумагам, например, в Республике Татарстан Указом Президента РТ была создана Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Кабинете министров РТ (№VII–149 от 07.03.1995г.). Позже, постановлением Кабинета министров РТ было утверждено Положение о Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при КМ РТ (№ 466 от 11.07.1995г.) [5, С.4-13].

В настоящее время Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) РФ выполняет ряд функций по регулированию рынка ценных бумаг России, которые отражены в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» (в статье 42) [4, С.28-29]. Важнейшими функциями ФСФР РФ являются разработка и утверждение единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами, установление порядка и осуществление лицензирования профессиональной деятельности на РЦБ, утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов их эмиссии; обеспечение раскрытия информации на РЦБ и другие, а также руководство региональными отделениями комиссии. ФКЦБ осуществляет свои функции, опираясь на свои структурные подразделения – региональные отделения (РО ФКЦБ).

В результате рассмотрения проведенных нескольких этапов приватизации государственной собственности можно сделать следующие выводы:

- при­ватизация началась значительно раньше принятия основной мас­сы законов, необходимых для лигитимного функционирования рыночной экономики;

- приватизация при отсутствии развитой рыночной инфраструктуры, обусловившей разграбления активов организаций вместо со­здания богатства. В России приватизация превратилась в прихватизацию активов [57, С.213-217];

- неравенство распределения богатства (увеличение коэффициента Джини) увеличивалось па­раллельно с приватизацией, особенно в 1994-1997 гг;

- возникла новая клептократия, которая получи­ла контроль над основными российскими предприятиями, даже над самим правительством [56];

- итог денежного этапа приватизации сводится к постепенному уменьшению доли инсай­деров, особенно работников, в собственности [36, С.491];

- залоговые аукционы стали клю­чевым моментом в противостоянии инсайдеров и аутсайдеров, в котором выигравшей стороной оказался новый класс собственни­ков, банкиры и финансовые магнаты;

- сама по себе приватизация не может привести к возник­новению финансовых рынков, необходимых для продажи активов тем, кто стремится получить контроль. Приватизация и частная собственность без институционализированного рынка капитала оказали пагубное воздействие на корпоративное управ­ление;

- формирование финансово-промышленных групп (ФПГ) сле­дует признать еще одним последствием приватизации, особенно в российской экономике.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (622)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)