Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Тема 2. «ИСТОЧНИКИ ПРАВА»





Правоведение

Учебное пособие

 

Челябинск

ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики»

 

 

Шилкин А.М.

Правоведение

Учебное пособие

 

По специальностям и направлениям подготовки:

080109.65 «Бухгалтерский учет и аудит»

080105.65 «Финансы и кредит»

080507.65 «Менеджмент организации»

072500.62 «Дизайн»

270300.62 «Дизайн архитектурной среды»

080100.62 «Экономика»

080200.62 «Менеджмент»

 

Челябинск

 

ББК

К

 

 

Шилкин А.М. Правоведение: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУИУиЭ, 2013. – с.146

 

Рецензенты: Камалов О.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры правового обеспечения хозяйственной деятельности ЮУрГУ

Тенетко А.А., кандидат юридических наук, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Челябинского института (филиала) УРАГС

 

 

ISBN

 

Издательство Южно-Уральский институт управления и экономики, 2013

 

Тема 1. «ПОНЯТИЕ ПРАВА И НОРМЫ ПРАВА»

 

1. ПОНЯТИЕ ПРАВА И ЕГО ПРИЗНАКИ.

2. ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ.

3. СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА.

4. СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ НОРМ ПРАВА В СТАТЬЯХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ.

5. ВИДЫ НОРМ ПРАВА.

6.ФУНКЦИИ права

 

 

1. ПОНЯТИЕ ПРАВА И ЕГО ПРИЗНАКИ.

 

 

1. Понятие права употребляется в двух значениях:

1. в субъективном смысле право - это возможность определенных действий.

2. в объективном смысле право - система правил поведения обладающих определенными признаками.

 

Право - система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных и гарантированных государством, являющихся регулятором общественных отношений.

 

Признаки права:

 

1. Право состоит из норм, то есть правил поведения общего характера.

2. Право - это система норм.

3. Право - это общеобязательные правила поведения.

Общеобязательность - необходимость выполнения предписаний нормы любым субъектам, оказавшимся в условиях действия нормы.

4. Право является совокупностью формально-определенных правил, то есть они содержатся в законах, подзаконных актах и других источниках права.



5. Право устанавливается и гарантируется государством.

6. Право является регулятором общественных отношений.

Регулировать - означает упорядочивать, устранять произвол из общественной жизни.

Социальная ценность права состоит в том, что право позволяет:

1. Упорядочить и стабилизировать стихийный процесс общественного развития, разграничивая интересы отдельных лиц;

2. Выразить общие интересы и потребности отдельных лиц, социальных общностей, государств;

3. Рационально с учетом различных интересов решать глобальные международные проблемы.

Спецификой доправового регулирования являлось преобладание немотивированных запретов.

Немногочисленные социальные нормы регулировали совокупность общественных отношений. Их называли мононормы (например, не убей члена своего клана).

Для правового регулирования общественных отношений характерно следующее:

1. Определение в нормах права того, что разрешается делать, что обязательно надо делать, что запрещается делать.

2.Реализация норм права связана с государственной властью и возможностью использования государственного принуждения.

3. Нормы права обязательно фиксируются в письменном виде.

 

 

2. ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ.

 

Понятие «норма»в широком смысле означает правило поведения. Различают социальные и несоциальные нормы.

Несоциальные нормы регулируют отношения людей с природой, техникой, товарами и другими материальными объектами. Они отражаются в различных стандартах, правилах, инструкциях.

Социальные нормы регулируют отношения между людьми. Они отличаются от других правил поведения следующим:

1. Они регулируют типичные, повторяющиеся, наиболее важные связи между людьми.

2. Рассчитаны на применение многими людьми.

3. За их неисполнение налагаются различного рода наказания - санкции.

Видами социальных норм являются:

1. Обычаи.

2. Моральные нормы.

3. Религиозные нормы.

4. Корпоративные нормы.

5. Нормы права.

Обычай – это правило поведения, сложившееся в результате длительного и многократного применения и вошедшее в привычку людей. Обычаи существуют в сознании людей, поддерживаются общественным мнением, различными психологическими факторами (например, стремлением быть «как все»).

Моральные нормы– это правила поведения людей, складывающиеся на основе их представлений о добре и о зле, долге, чести, справедливости и других нравственных ценностях, подкрепленные силой общественного мнения. Моральные нормы существуют в сознании людей, отражаются в литературе, искусстве, СМИ.

Религиозные нормыустанавливаются на основе различных вероисповеданий. Они регулируют как отношение к божественному началу, так и поведение людей. Религиозные нормы отражаются в различных религиозных источниках (Библия, Коран, Шастры).

Корпоративные нормыустанавливаются организациями (объединениями) граждан. Отражаются в уставах, программах и других документах организаций. К нарушителям применяются меры морального и дисциплинарного воздействия (например, Устав учреждения ВПО).

 

Нормы права - это формально определенное, общеобязательное правило поведение, которое установлено и гарантировано государством и регулирует общественное отношение.

 

Признаки нормы права:

 

- правило поведения;

- формально определенное правило поведения;

- общеобязательное правило поведения;

- установлено и гарантировано государством;

- является регулятором общественных отношений.

 

3. СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА

 

Любое правило поведения строится на следующей модели: "Если..., то...»

Первая часть нормы права называется гипотезой.

Гипотеза - описание фактических обстоятельств, при наступлении которых следует использовать данную норму.

Вторая часть нормы права: либо диспозиция, либо санкция.

Диспозиция - описание самого правила поведения, то есть правовых последствий.

Санкция - описание правовых последствий, рассчитанных на правонарушения.

Диспозиция, 2-я часть в регулятивных норм права, а санкция - это 2-я часть в правоохранительных нормах.

 

 

4. СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ НОРМ ПРАВА В СТАТЬЯХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ.

 

Нормы права и статьи нормативных актов не всегда совпадают, иногда в первой статье изложено несколько норм права.

 

Иногда одна норма расположена в нескольких статьях. В зависимости от этого выделяет три способа норм права в статьях.

 

Способы изложения норм права:

 

1) прямой способ изложения норм (статья и норма права совпадает).

2) ссылочный способ изложения норм права (в одной статье полностью норма не раскрыта, а сделана ссылка на другие статьи, расположенных в этом же, или иных нормативных актах).

3) бланкетный (в одной статье вся норма права не раскрыта, а сделана ссылка на самостоятельный нормативный правовой акт).

 

5. ВИДЫ НОРМ ПРАВА

 

1) В зависимости от отрасли права выделяют:

1. конституционно-правовые нормы;

2. гражданско-правовые нормы;

3. уголовно-правовые нормы и т.д.

2) В зависимости от объема регулирования отношений:

1. общие нормы права (регулируют определенный род отношений), например: 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство».

2. специальные нормы права (регулируют определенный вид отношений), например: 20.21 КоАП РФ «Появление в общественных местах в состоянии опьянения».

3) В зависимости от роли регулирования отношения:

1. регулятивные нормы права (рассчитаны на правомерное поведение).

2. правоохранительные органы (рассчитаны на неправомерное поведение).

3. специализированные нормы права (сами отношения не регулируют, они помогают это делать регулятивным и охранительным нормам), например: нормы-определения; нормы-принципы.

4) В зависимости от характера предписания:

1. императивные нормы права - содержат категорические предписания и не могут быть изменены субъектами права по своей воле.

2. диспозитивные нормы права - рассчитаны на отсутствие соглашения между сторонами, они действуют лишь постольку, поскольку иное не установлено сторонами во взаимных отношениях.

 

 

6.ФУНКЦИИ права

 

 

Функции права – это основные направления юридического воздействия на общественные отношения.

Функции права подразделяются на два вида:

1. внутренние или специально-юридические.

2. внешние или общесоциальные.

 

Специально-юридические функции права:

1. регулятивная функция.

2. охранительная функция.

Регулятивная функция– это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить четкую организацию общественных отношений в соответствии с потребностями общественного прогресса.

Охранительная функция– это такое направление правового воздействия, которое нацелено на охрану положительных общественных отношений и вытеснение вредных для общества отношений.

Общесоциальные функции права:

1. гуманистическая функция (направлена на смягчение противоречий и напряжения в обществе).

2. воспитательная функция (направлена на подготовку законопослушных граждан и должностных лиц).

3. идеологическая функция (направлена на восприятие обществом мировых правовых стандартов).

 

Тема 2. «ИСТОЧНИКИ ПРАВА»

 

1. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА И ИХ ВИДЫ.

2. ЗАКОН, КАК ИСТОЧНИК ПРАВА. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО.

3. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫХ АКТОВ РФ.

4. СООТНОШЕНИЕ ЗАКОНОВ С СУДЕБНЫМ ПРЕЦЕДЕНТОМ И ЕГО ОБЫЧАЕМ.

5. ЗАКОННОСТЬ НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫХ АКТОВ РФ

6. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО- ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ

 

1. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА И ИХ ВИДЫ.

 

1. Источник (форма) права - это внешняя форма выражения и закрепления правовых норм компетентными органами и должностными лицами.

Виды источников права и их содержание зависят от формы и типа государства, а так же от правосознания населения.

 

Виды источников права:

1. Закон

2. Подзаконный правовой акт

3. Судебный прецедент

4. Правовой обычай

5. Нормативный договор

6. Толковательная доктрина

7. Локальные правовые акты

 

2. ЗАКОН, КАК ИСТОЧНИК ПРАВА. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

 

 

Закон - это нормативно-правовой акт, принятый высшим представительным органом государства по определенной процедуре, обладающий высшей юридической силой и регулирующий самые важные общественные отношения.

 

Признаки закона:

 

1) Закон - это нормативно-правовой акт.

Нормативно-правовой акт - это документ, содержащий нормы права, принятый компетентными органами государства и его должностными лицами.

2) Закон обладает высшей юридической силой.

Высшая юридическая сила - способность закона порождать правовые последствия преимущественно перед другими нормативно-правовыми актами.

3) Законы принимаются высшими представительными органами государства (Например, Федеральное Собрание РФ)

4) Закон принимается по строго определенной процедуре.

5) Закон регулирует наиболее важные общественные отношения, представляющие значение для каждого субъекта права в РФ.

 

Необходимо разграничивать термины закон и законодательство.

Законодательство - понимается в широком и узком смысле:

В широком смысле - это все нормативно - правовые акты государства.

В узком смысле - это только система законов.

 

 

3. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫХ АКТОВ РФ

 

I. По содержанию нормативно-правовые акты подразделяются на:

 

1. Однородные нормативно-правовые акты.

2. Комплексные нормативно-правовые акты.

Однородные нормативно-правовые акты содержат нормы права, относящиеся к одной отрасли права.

Комплексные нормативно-правовые акты относятся к разным отраслям права.

Пример однородных нормативно-правовых актов:

Трудовой Кодекс РФ

Пример комплексного нормативно-правового акта:

Федеральный закон «Об образовании».

II. По субъектам, издавшим нормативно-правовой акт, выделяют:

 

1. Нормативно-правовые акты органов законодательной власти (законы).

2. Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти (подзаконные нормативные акты).

3. Нормативно-правовые акты органов судебной власти (постановления).

 

 

III. По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются на:

1. Акты общего действия.

2. Акты ограниченного действия.

Акты общего действия распространяются на все население государства.

Акты ограниченного действия распространяются только на определенный контингент лиц (например, на беженцев).

 

IV. По юридической силе нормативно-правовые акты подразделяются на:

 

I. Законы II. Подзаконные акты
Конституция РФ Указы Президента РФ
Федеральные конституционные законы Постановления палат Федерального собрания
Федеральные законы Постановления Правительства РФ
Законы субъектов РФ Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти
  Нормативно-правовые акты субъектов РФ
  Правовые акты органов местного самоуправления

 

I. Законы

1) Конституция РФ (12 декабря 1993 г.)

Обладает высшей юридической силой и имеет прямое действие на территории России (ст. 15 Конституции)

2) Федеральный конституционный закон.

Принимается в случаях прямо указанных в Конституции РФ.

Для принятия Федерального конституционного закона, требуются: 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и 3/4 голосов членов Совета Федерации.

3) Федеральный закон.

Для принятия требуется более половины голосов от общего числа депутатов Государственной думы, и больше половины голосов от общего числа членов Совета Федерации.

4) Законы субъектов РФ.

Принимается по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72 Конституции), а также по вопросам ведения самого субъекта РФ.

Порядок принятия таких законов урегулирован в уставе субъекта РФ, или в его Конституции.

 

II. Подзаконные акты

Уточняют общие предписания законов. Эти акты не могут противоречить законам.

1) Указы Президента РФ.

Обладают самостоятельностью в правовой сфере, они могут регулировать отношения, которые не урегулированы законом.

2) Постановления Государственной Думы и Совета Федерации. Носят рекомендательный характер и выражают мнение депутатов по определенным вопросам общественной жизни.

3) Постановления Правительства РФ могут издаваться в тех случаях, когда регулируемые ими отношения урегулированы законом или указом Президента РФ.

4) Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» только федеральные министерства по общему правилу могут издавать нормативно-правовые акты.

5) Нормативно-правовые акты субъектов РФ (например, постановления Губернатора Челябинской области), они не могут противоречить Федеральным законам и законам субъектов РФ.

6) Правовые акты органов местного самоуправления. Издаются по вопросам ведения муниципальных образований (например, решение городской думы Челябинска, постановление главы города).

 

4. СООТНОШЕНИЕ ЗАКОНА С СУДЕБНЫМ ПРЕЦЕДЕНТОМ И ОБЫЧАЕМ.

 

1) Судебный прецедент - это решение суда по конкретному делу, которое является образцом, эталоном для других судов при разрешении всех дел аналогичных рассмотренному.

Судебный прецедент является основным источником права в Англии и США. Специфика прецедента в этих странах состоит в том, что решения вышестоящих судов обязательны для нижестоящих, а сами высшие суды связаны своими прежними решениями. Закон носит вспомогательный регулятивный характер.

В 20-м веке акты парламентов в Англии и США стали напрямую заменять судебные прецеденты, в этом случае прецедент утрачивает юридическую силу.

Обычаи - правила поведения, сложившиеся исторически, в результате многократного повторения определенных общественных отношений и вошедшие в привычку людей.

Обычаи применяются в традиционных обществах, где господствует первобытная экономика или аграрный способ производства (Африка, часть южной Америки, некоторые страны Юго-Восточной Азии).

 

 

Развитие обычаев в современном мире происходит по трем направлениям:

 

1) Большая часть обычаев заменяется государственным законодательством и становится нормами права.

2) Часть обычаев действует в чистом виде.

3) Складывается новый вид обычаев в политической и социальной сфере, которые правом не фиксируются (назначение главы правительства в Англии).

Некоторые государства сталкиваются с проблемой живучести обычая, даже если закон его запрещает под страхом уголовного наказания (кровная месть).

 

 

5. ЗАКОННОСТЬ НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫХ АКТОВ РФ

 

 

Под законностью определяется режим общественной жизни, когда строжайше и неукоснительно всеми субъектами права соблюдаются все нормы права, действующие в государстве.

Законность нормативно-правовых актов - это соответствие нижестоящих нормативно-правовых актов вышестоящим по юридической силе.

Субъектами, которые обеспечивают законность нормативно-правовых актов, являются:

1) Конституционный суд РФ (он проверяет соответствуют ли Конституции РФ нормы законов, полностью или в части).

2) Суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Они в каждом деле проверяют, соответствует ли подзаконный правовой акт законам.

3) Централизованная система прокуратуры во главе с Генеральным прокурором.

Прокуратура надзирает за законностью, то есть проверяет соответствует ли законам и подзаконным актам индивидуальные правовые акты (постановления по административным делам, приказы, инструкции).

4) Президент РФ является гарантом Конституции РФ, он обязан следить за ее осуществлением (особенно главы 2-ой, где указаны права и свободы граждан).

Он имеет право отменить незаконный акт Правительства России, а также приостановить незаконный акт высшего должностного лица субъекта России.

 

 

6. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО- ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ

 

Действие нормативно-правовых актов во времени начинается с момента вступления нормативно-правового акта в силу и заканчивается в момент прекращения действия нормативно-правового акта.

Момент вступления нормативно-правового акта в силу определяется:

1. указанием в самом нормативно-правовом акте (например, с 1 января 2013 года).

2. днем опубликования нормативно-правового акта.

3. по истечении определенного количества дней после опубликования нормативно-правового акта.

 

Прекращение действия нормативно-правового акта определяется:

1. путем указания на то в новом нормативно-правовом акте.

2. по истечении срока его действия, указанного в самом акте.

По общему правилу, нормы нормативно-правового акта начинают применяться для регулирования общественных отношений, возникших после вступления в силу данного акта.

Имеется два исключения:

1. если об обратной силе акта прямо указано в самом акте.

2. обратную силу имеют акты с нормами права, устраняющими или смягчающими уголовную или административную ответственность.

 

Действие нормативно-правовых актов в пространстве определяется полномочиями субъекта, издавшего акт.

Акты, которые издаются федеральными органами государственной власти, действуют на всей территории РФ.

Акты, которые издаются органами государственной власти субъектов РФ, действуют только на территории этих субъектов РФ.

По кругу лиц, на которых распространяется действие акта, выделяют общие и специальные акты.

Общие-распространяют свое действие на всех граждан.

Специальные – на определенную категорию граждан (пенсионеров, студентов и др.).

 

СИСТЕМА ПРАВА

 

1. ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРАВА.

2. КРИТЕРИИ ДЕЛЕНИЯ ПРАВА НА ОТРАСЛИ.

3. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА.

4. ПРАВО МАТЕРИАЛЬНОЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ

5. Право частное и публичное.

6. Право международное и право национальное.

 

1. ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРАВА

 

1. Система права - это объективно обусловленная характером общественных отношений, внутренняя структура права, которая выражается в единстве правовых норм, и их дифференциации на отрасли и институты.

 

Признаки системы права:

 

1. Единство правовых норм, образующих систему права

2. Для системы права свойственна дифференциация норм, то есть распределение норм по отраслям, подотраслям и институтам права.

3. Единство и дифференциация системы права объективно обусловлены характером общественных отношений. Каждой группе общественных отношений соответствует своя группа норм их регулирующих; например, имущественные и личные неимущественные отношения регулируются гражданским правом, как отраслью.

 

Элементы системы права:

 

- Нормы права

- Институты права

- Подотрасли права

- Отрасли права

 

Нормы права – первичный элемент системы права. Однако одна норма, взятая в отдельности, не может самостоятельно регулировать общественные отношения. Это под силу только комплексу норм права.

Институт права - это совокупность правовых норм, часть отрасли права, регулирующая определенный вид, сторону качественно однородных общественных отношений. Например, институт трудового договора в трудовом праве.

По своему содержанию институты права бывают простыми и сложными.

Простой институт права включает в себя нормы права одной отрасли права. Например, институт залога в гражданском праве.

Сложный институт права включает в себя нормы права из различных отраслей права. Например, институт собственности включает в себя нормы права из конституционного права, гражданского права, семейного права и др. отраслей права.

Каждая отрасль права имеет основной институт права, в котором определяются:

1. Предмет правового регулирования отрасли.

2. Общеотраслевые принципы права.

3. Задачи отрасли и иные общие положения.

Так, в конституционном праве в качестве основного института выступает институт «Основы конституционного строя» (подраздел 1 Конституции РФ).

В качестве основного института гражданского права выступают нормы права, отраженные в подразделе Гражданского Кодекса «Основные положения».

Подотрасль права - это часть системы права, совокупность правовых норм и институтов, регулирующих специальные виды общественных отношений.

Отрасль права - это совокупность правовых норм регулирующих качественно однородные сферы общественных отношений своим особым методом.

 

2. КРИТЕРИИ ДЕЛЕНИЯ ПРАВА НА ОТРАСЛИ

 

Выделяют два основных критерии деления права на отрасли:

- Предмет правового регулирования.

- Метод правового регулирования.

 

Предмет правового регулирования - это совокупность однородных общественных отношений.

Метод правового регулирования - это совокупность приемов и способов воздействия норм права на общественные отношения.

 

В праве выделяют два основных метода правового регулирования:

1) Метод субординации (императивный) - он основан на неравенстве сторон.

2) Метод координации (диспозитивный) он основан на равенстве сторон.

Императивный метод используется в отрасли административного права, а диспозитивный используется в отрасли гражданского права.

Остальные отрасли права сочетают оба метода.

 

3. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА

 

- конституционное право

- гражданское право

- трудовое право

- арбитражно-процессуальное право

- семейное право

- уголовное право

- уголовно-исполнительное право

- административное право

- экологическое право

- земельное право

- гражданско-процессуальное право

- финансовое право

- налоговое право

- международное право

- международное частное право

 

В центре системы права России находится конституционное право. На его базе сформировались три основные материальные отрасли права: уголовное, гражданское, административное - у этих отраслей четко выражен предмет и методы правового регулирования. Остальные материальные отрасли права являются относительно "молодыми", их нормы выделялись из состава базовых отраслей, их метод правового регулирования заимствован у базовых отраслей.

Три отрасли процессуального права обеспечивают реализацию норм права материальных отраслей.

Система права не является застывшей структурой. Она изменяется в зависимости от изменений общественных отношений. В ней появляются новые отрасли права и институты права, отмирают старые.

 

 

4.Право материальное и процессуальное.

 

Существует деление отраслей права на отрасли материального права и отрасли процессуального права.

Отрасли материального права определяют права и обязанности сторон, условия их возникновения, изменения и прекращения.

Отрасли процессуального права устанавливают порядок рассмотрения в судебных органах споров между сторонами по поводу нарушенных прав и невыполненных юридических обязанностей.

К отраслям материального права относятся государственное, гражданское, административное и ряд других отраслей права.

К отраслям процессуального права относятся уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное право.

Гражданско-процессуальное правосодержит нормы права, определяющие порядок рассмотрения споров, в которых в качестве одной из сторон выступают граждане.

Метод правового регулирования – императивный.

Основные нормативно-правовые акты:

1. Конституция РФ.

2. Гражданско-процессуальный кодекс РФ.

Арбитражно-процессуальное правосодержит нормы права, определяющие порядок рассмотрения споров между организациями, а также между организациями и государственными органами.

Доминирующий метод – императивный.

Основные нормативно-правовые акты.

1. Конституция РФ.

2. Арбитражно-процессуальный кодекс РФ.

5.Право частное и публичное.

 

Основаниями для такого деления являются:

1. Констатация факта: регулирует ли отрасль права общественные отношения, в которых заинтересованной ,необходимой стороной выступает государство?

В этом случае отрасль права относится к отраслям публичного права. В противном случае отрасль права относится к отраслям частного права.

2. Используемый в качестве доминирующего метод правового регулирования.

В отраслях публичного права в качестве доминирующего метода используется императивный метод, в отраслях частного права – диспозитивный метод.

Примеры отраслей публичного права:

Государственное, административное, уголовное право.

Примеры отраслей частного права:

Гражданское, семейное, трудовое и др.

 

 

6.Право международное и право национальное.

 

Существует деление права на отрасли международного права и отрасли национального права.

К отраслям международного права относятся две отрасли:

1. Международное право.

2. Международное частное право.

Международное право регулирует отношения между государствами.

Международное частное право регулирует отношения с участием иностранных физических и юридических лиц.

К отраслям национального права относятся все другие отрасли права.

 

 

ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СТРАН МИРА.

 

1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ.

2. РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ.

3. АНГЛО-САКСОНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ.

4. РЕЛИГИОЗНО-ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ.

5. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ.

 

1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

 

1. Правовая система - это совокупность трех групп правовых явлений:

- Нормы права (система права)

- Правовые учреждения

- Правосознание населения

Некоторые юристы считают, что правовая система - это право в широком смысле слова, т.е. все правовые явления в государстве.

Выделяют понятие «правовая семья» - это совокупность правовых систем, имеющих сходные источники права и иные признаки.

Выделяют две основные правовые семьи:

1) Романо-германская правовая семья.

2) Англо-саксонская правовая семья.

 

2. РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ

 

К этой правовой семье относятся все страны континентальной Европы, Северной Африки, все страны Латинской Америки и некоторые страны Азии.

Временем возникновения считаются 12-13 века, когда в европейских университетах стали толковать нормы римского права и соединяли их с обычаями варварских племен.

В начале XIX в. по инициативе Наполеона I во Франции был разработан 1-ый гражданский кодекс.

Он стал образцом для всех государств Европы при формировании их норм, и аналогичные кодексы были приняты в Европе к началу ХХ в. Главным законодателем в европейских странах признавались монарх и парламент.

Признаки романо-германской правовой семьи:

1) Основным источником права является закон.

2) Наиболее хорошо проводится систематизация гражданского права.

3) Постоянно проводится систематизация права, принимаются кодексы и основы законодательства.

4) Высшим источником права является конституция.

5) Нормы права имеют общий абстрактный характер.

6) Право делится на отрасли, на частное и публичное право.

7) В правосознании населения господствует идея компромисса частного и общего интереса.

 

3. АНГЛО-САКСОНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ

 

К ней относятся правовые системы следующих стран:

Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и некоторые другие.

Датой начала ее формирования считается 1066 г., когда Англия была покорена норманнами.

Начиная с ХII в. в Англии была создана система королевских судов.

Они рассматривали дела, руководствуясь своими решениями, принятыми ранее по аналогичным делам, а затем еще актами парламента и короля.

Сформировалась система общего права (прецедентного права).

Начиная с ХVI лица недовольные решением королевских судов стали обращаться к королю с просьбой их отменить.

Король поручил рассматривать такие жалобы лорд-канцлеру. Лорд-канцлер выносил решение по жалобам на основе идеи справедливости, и система права, созданная им, стала называться правом справедливости.

В середине ХIХ века общее право и право справедливости были объединены в единую прецедентную систему.

Огромной проблемой англо-саксонской правовой семьи является большое количество прецедентов. В начале ХХ века действовали 2,5 тысячи томов судебных отчетов, и это количество ежегодно увеличивалось на 10 томов.

Признаки англо-саксонской правовой семьи:

1) Основным источником права является судебный прецедент.

2) Нормы права имеют конкретный характер, так как они содержатся в судебных решениях.

3) Здесь нет деления права на отрасли, на частное и публичное право.

4) Здесь имеются иные понятия, такие как «траст» (доверительная собственная собственность), "встречное удовлетворение" и т.п.

5) В правосознании населения господствует идея преимущества частного интереса над общим.

 

3. РЕЛИГИОЗНО-ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ

 

Источником права в них является обычаи или религиозные книги.

 

Мусульманская правовая система.

 

Она формировалась с VIII до ХII в. Ее основой послужили нормы мусульманской религии. В настоящее время к мусульманской правовой системе относят следующие страны:

Саудовская Аравия, ОАЭ, Афганистан, Пакистан, Кувейт, Иран, Ирак и др.

Мусульманское право господствует там, где ислам является государственной религией.

Источники мусульманского права:

1) Коран - священная книга мусульман, в которой содержатся высказывания, притчи пророка Мухаммеда, которые, как считают мусульмане, даны ему Аллахом.

Сам Коран напрямую в жизни не используется.

2) Сунна - это описание поступков, высказываний пророка Мухаммеда.

3) Иджма - это толковательная доктрина, позволяющая применять в жизни прокомментированные нормы Корана и Сунны. Она создана знатоками Ислама.

4) Кийяс - это умозаключение по аналогии, которое позволяет нормы из первых трех источников применять к конкретным делам.

Любые законы, применяемые в исламских государствах должны соответствовать источникам мусульманского права, а правители государств обязаны им подчиняться.

 

Китайское право

 

Сформировалось только в ХХ в., после революции в Китае в 1907 г. Такое позднее формирование права связано с китайским мировоззрением, основанном на конфуцианстве.

Конфуций учил, что должны управлять люди, а не законы.

Отношения между людьми в государстве должны строиться на основе морали.

В 20-х г.г. в Китае была проведена первая систематизация права, а вторая проводилась в 70-е г. Китайское право до сих пор является идеализированным.

 

Индийское право

 

Оно существует в двух уровнях.

1-ый уровень. Индусское право. Оно основано на религии индуизма, которую исповедует 2/3 индийских общин.

Индусское право закрепляет кастовую систему. Для каждой касты установлены свои правила поведения. Переход из одной касты в другую запрещен.

2-ой уровень. Индийское государственное право.

Это правовые нормы, принятые индийским государством и охраняемые его принудительной силой. Эти нормы действуют на все население Индии, они не связаны с религией. Основой для государственного права Индии послужили нормы английского права, так как Индия была колонией Англии до середины XX в.

 

5. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

 

Российская правовая система может быть отнесена по всем признакам к романо-германской правовой семье.

Однако при этом российская правовая система обладает следующими отличительными признаками:

1) Правосознание населения России находится на крайнем низком уровне. Большинство людей соблюдают правовые предписания только под страхом наказания.

2) В российской действительности господствует отрицательное отношение к праву, как к регулятору поведения. Люди стремятся в личных отношениях заменить право моралью или корпоративными нормами.

3) Многочисленный управленческий аппарат в государственных органах, имеющий низкую квалификацию и соответственно низкий уровень профессионализма.

4) В России не завершена кодификация права, начатая в середине 90-х г. ХХ в.

5) Государственный аппарат в России работает неэффективно, что приводит к большому количеству правонарушений.

 

ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ

2. ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

3. СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

4. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

5. ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (270)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.089 сек.)