Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Тема 10. Конфликты в организации. Социально-экономические и организационные конфликты





 

Субъекты социально-трудовых и социально-экономических конфликтов. Конфликты организаций с внешней средой. Конфликты предприятий и организаций с государством, государственными структурами власти и управления (субъектами Федерации в РФ, агентствами, министерствами и др.) из-за неуплаты, минимизации и оптимизации налогов; из-за нарушений действующего законодательства; загрязнения окружающей среды (экологические конфликты). Конкуренция. Конфликты со СМИ. Понятие корпоративного конфликта. Типология корпоративных конфликтов. Субъекты корпоративных конфликтов. Конфликтный потенциал передачи власти основателя компании наемному менеджеру.

Виды конфликтов в организации. Производственные и непроизводственные, деловые и неделовые трудовые и нетрудовые конфликты. Внутригрупповые и межгрупповые конфликты. «Вертикальные» и «горизонтальные» конфликты. Ролевые и позиционные конфликты. Организационно-технологические конфликты. Конфликт в социально-экономической системе организации. Конфликты в административно-управленческой системе. Конфликты, связанные с функционированием внеформальной организации. Конфликты в организации, связанные с функционированием социально-психологической системы отношений. Самодисциплина и саботаж на предприятиях. Изменения в «застрявших» предприятиях. Работа с секретами на предприятиях. Явления эмоциональных отключений в организациях. Проблема передачи ответственности. Недофункционирование и сверхфункционирование. «Треугольники» в общении. Проекции в общении. Критерии «здоровой» организации.

Классификация факторов возникновения организационных конфликтов. Власть, функциональная структура, нормы взаимодействия, санкции, стиль руководства, информационная структура как факторы возникновения организационных конфликтов. Рыночная конкуренция как источник межгрупповых и внутригрупповых конфликтов. Типичные причины конфликта организации и ее клиентов. Распространенные поводы, мотивировки, протекание подобных конфликтов.



Причины межличностных конфликтов в организации. Индивидуальные различия. Дефицит информации. Несовместимость ролей и функций. Стресс. Конфликт лидеров внутри группы.

Организационные внутригрупповые конфликты. Параметры социально-психологического анализа группы. Собственные характеристики группы (композиция (состав) группы, структура группы, социометрическая структура, структура власти, структура коммуникаций, групповые процессы). Характеристики, определяющие положение человека в группе (статус (позиция), роли, групповые ожидания в отношении поведения члена группы). Определение индекса конфликтности взаимоотношений в группе. Групповая динамика и конфликты.

Организационные межгрупповые конфликты. Межгрупповой конфликт и социальная идентичность группы. Социальная депривация как источник межгрупповых конфликтов. Исследования межгрупповых конфликтов в работах М. Шерифа. Стэнфордский тюремный эксперимент. Виды межгрупповых конфликтов. Особенности группового поведения в конфликте (Д. Кемпбел). Причины межгруппового конфликта в организации. Борьба за ресурсы. Взаимозависимость задач. Неопределенность в сфере полномочий. Борьба за статус. Конфликт, связанный с иерархией. Функциональный конфликт. Конфликт между штабным и линейным персоналом. Конфликт между формальной и неформальной организациями.

Специфика конфликта личности с группой внутри организации. Конфликт «личность – группа»: причины, формы, последствия. Характеристика групп, использующий поиск внешнего / внутреннего врага для повышения сплоченности. Особенности конфликтования с группой руководителя, «изгоя», конфликтной личности (моноконфликтера). Психологическая подготовленность различных типов субъектов к конфликтованию с группой. Условия необходимого конфликтования личности с группой, факторы успешного разрешения подобных конфликтов.

Психолого-коммуникативный подход к предупреждению конфликтов. Сбалансированность социального взаимодействия как социально-психологическое условие предупреждения конфликтов. Баланс ролей. Баланс взаимозависимости в решениях и действиях. Баланс взаимных услуг. Баланс ущерба. Баланс внешней оценки и самооценки (А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов). Психологические технологии управления конфликтом. Эскалация внутренних конфликтов, или управляемый моббинг.

Социально-менеджерский (социально-управленческий) подход к предупреждению конфликтов. Диагностика конфликтности организационной структуры (С.Сивец). Конфликты и нерегламентное управление. Позиционные показатели нерегламентного управления. Структурные методы разрешения конфликтов. Четкая формулировка требований к работе. Координация, интеграция. Общие цели, формирование общих ценностей. Система вознаграждений. Использование руководителем своего положения в организации. Разведение частей организации — участников конфликта по ресурсам, целям, средствам или снижение их взаимозависимости. Создание определенного задела в работе взаимозависимых подразделений. Введение специального интеграционного механизма для конфликтующих подразделений. Слияние разных подразделений и наделение их общей задачей (М.Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, О.С. Виханский, А.И. Наумов). Методики управления конфликтами в организации (Ф. Лютенс). Избежание. Диффузия. Сдерживание. Очная ставка. Постановка целей высшего порядка. Снижение взаимозависимости конфликтующих групп. Увеличение ресурсов. Совместное лицом к лицу решение проблем конфликтующих групп. Методики организационного развития.

Конфликтное поведение в организации. Моббинг, буллинг. Институциональные формы защиты индивидуальных и групповых интересов. Выборы, написание петиций и обращений к органам власти, сбор подписей, письма в СМИ, создание негосударственных организаций для продвижения своих требований, легальная система лоббирования. Неинституциональные формы защиты индивидуальных и групповых интересов. Пикеты, митинги, демонстрации, шествия, голодовки, забастовки. Виды забастовок. Обычная, или официальная официальная забастовка. Дикая, или неофициальная забастовка. Предупредительная забастовка. Солидарная забастовка. Работа по правилам, или "итальянская" забастовка. Экономическая забастовка. Забастовка по методу "замедления работы". Пульсирующая забастовка. «Сидячая» забастовка. Оккупационная забастовка. Условия эффективности забастовки. Организация эффективного взаимодействия с профсоюзами в период забастовки. PR-обеспечение забастовки. Локауты, увольнения либо аресты лидеров забастовки.

 

Тема 11. Этно-конфессиональные и этно-религиозные конфликты[16]

 

Понятия этноса и нации. Подходы к изучению этноса в контексте конфликтологии. Национализм и его влияние на процессы межэтнического взаимодействия. Факторы расширения межэтнических контактов. Проблема миграции и межэтнические конфликты. Глобализация и национальная идентичность. Религиозный фактор в межэтнических конфликтах. Причины межэтнических конфликтов. Этнофобия, национальная нетерпимость, ощущение угрозы со стороны людей других национальностей как фактор эскалации межэтнических конфликтов. Этнопсихологические, этносоциальные, этнополитические конфликты. Этнос как субъект политики.

Роль межэтнических конфликтов в современном мире. Сложность урегулирования конфликтов с этническим компонентом.

Этнополитические конфликты в постсоветском пространстве. Перестройка системы федеративных отношений в России и усиление межэтнической напряженности. Этнический фактор в процессах суверенизации. Противоречия государственной политики в сфере регулирования межэтнических отношений. Северный Кавказ как регион повышенной конфликтности. Исторические предпосылки возникновения конфликтов. Этническая пестрота и особенности политического устройства Северного Кавказа.

Проблемы урегулирования межэтнических отношений и межкультурная коммуникация в многонациональных корпорациях. Методы облегчения процесса аккультурации при поступлении на работу в международную многонациональную корпорацию. Стадии отбора и подготовки сотрудников для работы в зарубежных филиалах международных многонациональных корпораций.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (427)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)