Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Занятие 10. Феномен агрессии





 

Подготовка к занятию предполагает работу в группах (не более пяти человек). Одна группа выбирает для изучения одну из шести тем. Используя рекомендованную литературу и доступные интернет-источники, подготовьте сообщение по теме на 10 минут.

Темы докладов

1. Агрессия в мире людей и в мире животных. Основные закономерности агрессивного поведения.

2. Агрессия и девиантное поведение. Эксперимент Зимбардо. Эксперимент Милгрэма.

3. Агрессия и гендерные роли.

4. Агрессия в масс-медиа

5. Вербальная агрессия: пути управления и преодоления.

6. Методы диагностики агрессии. Личностные шкалы. Проективные методики. Анкеты.

Рекомендуемая литература

1. Берковиц,Леонард Агрессия: причины, последствия и контроль.- СПб.; М., 2002.- 512с.- 88.362 Б 489 Место хранения: ЧЗГ -1

2. Берн,Шон Гендерная психология.- СПб.; М., 2000.- 320с. 88.373 Б 51 Место хранения: ЧЗГ -1

3. Бэрон,Роберт Агрессия: Учеб.пособие для вузов.- СПб., 1997.- 336с. 88.3 Б 977 Место хранения: ЧЗГ -1

4. Бэрон,Роберт Агрессия: Учеб.пособие для вузов.- СПб., 2000.- 352с. : ил. 88.362 Б 977 Место хранения: ЧЗГ -2

5. Ельцов А. Компенсационные механизмы в конфликтах(снятие агрессивности) //Управление персоналом.-1999.-N 7.-С.34-37. Держатель документа: НБ АлтГУ

6. Ениколопов, С.Н. Методики диагностики агрессии //Психологическая диагностика.-2007. - N 3.-С. 41 - 64. Держатель документа: НБ АлтГУ

7. Ковалев,П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: автореф.дис....канд.психол.наук.- СПб., 1996. 88.837 К 56 Место хранения: НГ -1

8. Корытченкова,Н.И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребенка: Автореф.дис....канд.психол.наук.- Новосибирск, 2000.- 23с. 88.56 К 707 НГ -1

9. Крэйхи,Барбара Социальная психология агрессии.- СПб., 2003.- 336с. 88.53 К 855 Место хранения: НГ -5, ЧЗГ -2, НЕ -2, ПКнО -3

10. Лоренц,Конрад Агрессия (так называемое "зло").- СПб., 2001.- 349с. 88.22 Л 781 Место хранения: ЧЗГ -1

11. Лоренц,Конрад Оборотная сторона зеркала.- М., 1998.- 393с. 60.550.0 Л 781 Место хранения: ЧЗГ -1, НЕ -1

12. Психология мотиваций и эмоций: учеб.пособие/ под ред.Ю.Б.Гиппенрейтер и М.В.Фаликман.- М., 2006.- 752с. 88.3 П 863 Место хранения: НГ -3, УГ1 -15, ЧЗГ -2



13. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия/ Сост.К.В.Сельченок.- Минск, 1999.- 656с. 88.484 П 863 Место хранения: ЧЗГ -1

14. Фромм,Эрих Анатомия человеческой деструктивности.- М. , 1998.- 672с.- 88.5 Ф 915 Место хранения: ЧЗЭЮ -1, ЧЗГ -1

15. Фромм,Эрих Анатомия человеческой деструктивности.- Минск , 1999.- 624с. 88.5 Ф 915 Место хранения: ЧЗГ -2

16. Шипунова, Т.В. Социальное исключение, отчуждение, насилие и агрессия как механизмы воспроизводства девиантности //Журнал социологии и социальной антропологии.-2004. - Т. VIII, N 4 (33).-С. 102 - 135. - Держатель документа: НБ АлтГУ

 

Занятие 11. Разрушающие переживания в конфликте. Метод РЭТ

Этап 1

Цель работы

Изучение иррациональных убеждений, запускающих разрушающие переживания.

Ход работы

1. Определите ситуации, которые вызывают у вас разрушающие переживания. Возможно, в некоторых случаях вам трудно будет идентифицировать характер переживаний; возможно, это будут ситуации, про которые вы можете одновременно сказать: «Это меня напрягает» и «Мне все равно!». Не исключено, что именно в этих ситуациях вы испытываете разрушающие переживания, вытесняя сам этот факт. Проверьте, не обесцениваете ли вы ситуацию для снятия с себя ответственности.

2. Определите, какие ваши чувства и поведение являются причиной неприятных для вас последствий. Если последствия негативны, возможно, имеет смысл отнести эти ситуации к категории требующих решения.

Заполните Таблицу 1.

Таблица 1. Идентификация иррациональных верований

 

С: Неконструктивная поведенческая реакция и соответствующие ей разрушающие переживания  
Обнаруженный шаблон вредоносного мышления  
В: Иррациональные верования, запускающие реакцию  

1. Запишите в первой ее строке неоправданные чувства и соответствующее им поведение, от которых вы решили отказаться.

2. Запишите во второй строке шаблоны засоряющего мышления, которые лежат в основе каждой группы разрушающих переживаний и неразумного поведения.

3. Установите, какие иррациональные верования «запускают» вредоносное мышление.

4. Обсудите в рабочей группе полученные результаты. Пусть каждый участник дискуссии расскажет группе о неоправданных чувствах и поведении, от которых решил отказаться, о засоряющих мыслях, побуждающих эти переживания, и иррациональных верованиях, лежащих в их основе. Остальные участники, выслушав рассказ, могут поделиться своими догадками о характере иррационального верования. Руководитель дискуссии заботится о том, чтобы у каждого участника была возможность высказаться и быть услышанным.

Обсуждение и выводы

1. Какие шаблоны вредоносного мышления являются для вас «излюбленными »?

2. Какие шаблоны вредоносного мышления оказались наиболее и наименее характерными для вашей рабочей группы?

3. Какие иррациональные верования были выявлены и насколько они характерны для вашей рабочей группы?

4. Как вы можете охарактеризовать позитивное мышление и лежащие в его основе установки?

5. Какой опыт вы приобрели, выполняя это упражнение?

Этап 2

Цель работы

Изучение эмоциональных состояний, сопровождающих конфликтное взаимодействие.

Ход работы

Шаги с 1 по 6 выполняются каждым участником тренинга индивидуально, 7-й — в рабочей группе численностью 6-8 человек.

1. Какие негативные чувства в конфликте являются для вас «излюбленными». Расположите следующие эмоции по степени их выраженности в конфликтном взаимодействии а) для себя б) для других:

Эмоции тревожной группы (волнение, беспокойство).

Эмоции агрессивной группы (гнев, обида, враждебность, раздражение, ярость).

Эмоции аутоагрессивной группы (чрезмерное чувство вины).

Эмоции депрессивной группы (уныние, грусть, жалость к себе, отчаяние, сожаление, огорчение).

2. Вспомните, когда и где в последнее время вы испытывали перечисленные выше разрушающие переживания.

3. Составьте таблицу, где напротив каждой группы переживаний (С) опишите ряд ситуаций (А), в ответ на которые у вас возникли эти эмоции. Постарайтесь вспомнить по нескольку ситуаций на каждую группу эмоций. Возможно, некоторые из эмоциональных переживаний вам не свойственны, вы их никогда не испытываете. В таком случае пропустите соответствующую рубрику.

Таблица 2. Перечень инициирующих событий

С Негативная эмоциональная реакция А Инициирующее событие
• Эмоции тревожной группы (волнение, беспокойство) 1) 2)
• Эмоции агрессивной группы (гнев, обида) 3) 4)
• Эмоции аутоагрессивной группы (чрезмерное чувство вины) 5) 6)
• Эмоции депрессивной группы (глубокое уныние) 7) 8)
• Сильное огорчение 9) 10)

4. Опишите, что вы сделали в каждой ситуации: ваши переживания и ваше ответное поведение. Обратите внимание на то, что важно описать не только ваши поступки во внешнем плане поведения, но и ваши эмоциональные переживания при этом.

Таблица 3. Перечень негативных ответов

 

А Инициирующее событие С Мой негативный ответ на событие: переживание и поведение (чрезмерные, разрушающие переживания и неконструктивное поведение)
1-10 из таблицы № 1 1) 2) 10)

5. Определите, являются ли эти чувства аутентичными, оправданными. Для этого необходимо оценить, помогают ли вам эти переживания конструктивно завершить ситуацию. Определите также, было ли ваше поведение конструктивным. Для этого каждый эпизод оцените по следующим критериям:

Помогает ли мне это добиваться своих целей? Помогает или мешает мое поведение тем, кто дорог для меня?

Помогает ли мне это в отношениях с окружающими? Испытывая эти чувства, я достигаю того, чего хочу, или избавляюсь от дискомфорта, вызванного неудачей?

Влияет ли это разрушительно на мое здоровье? Если хотя бы по одному из перечисленных критериев вы получаете негативный ответ, реакцию можно отнести к неконструктивной, неоправданной.

6. Выберите только те инициирующие события, на которые вы ответили неоправданными, негативными, разрушающими переживаниями.

После того, как все таблицы будут заполнены, вам предстоит обсудить результаты в вашей рабочей группе. Для этого объединитесь в группы по 6-8 человек и выберите временного руководителя дискуссии. Его задача — заботиться о том, чтобы у каждого участника была возможность высказаться и быть услышанным.

7. Расскажите об опыте, приобретенном Вами при выполнении этого упражнения.

Обсуждение и Выводы

1. Какие чувства являются для вас «излюбленными»?

2. Какие ситуации требуют от вас повышенного внимания для защиты от разрушительных переживаний?

3. Какие разрушающие переживания оказались наиболее и наименее характерными для вашей рабочей группы?

4. Опишите типы инициирующих событий, к которым члены вашей группы оказались наименее толерантными.

5. Какой опыт вы приобрели, выполняя это упражнение?

 

Этап 3

Цель работы

Апробирование метода РЭТ для управления эмоциональными реакциями в конфликтной ситуации.

Ход работы

Работа выполняется в парах. Договоритесь, кто из вас первым будет играть роль клиента, а кто — консультанта.

Задача «консультанта» — беседуя с «клиентом» и внимательно его выслушивая, помочь ему заполнить Таблицу 4.

1. Расскажите своему «консультанту» об инициирующих событиях и эмоциональных реакциях, над которыми вы решили поработать.

2. Разберитесь с его помощью в том, какие вредоносные рассуждения звучат в вашей голове и запускают разрушающие переживав ния; какие иррациональные верования запускают эти шаблоны.

3. Найдите опровержение обнаруженным убеждениям.

4. Затем старые рассуждения замените новыми фразами, начинающимися со слов: «Мне хотелось бы... Было бы лучше, если... Я бы предпочел...». Для формулировки конструктивных рассуждений используйте позитивные убеждения: все люди свободны, все люди сами отвечают за свою жизнь, все люди автономны. Отметьте для себя, как изменилось ваше восприятие ситуации.

5. Противопоставьте неоправданным чувствам те, которые, с вашей точки зрения, были бы более уместными и которыми вы предпочли бы впредь реагировать на подобные ситуации. Описывая желаемые реакции, используйте только позитивные формулировки. Вместо пожеланий «не сердиться», «не волноваться» опишите реакции, которые хотели бы у себя видеть.

6. Поменяйтесь ролями.

7. Проанализируйте две реальные конфликтные ситуации, в которых вы участвовали; составьте по таблице на каждую ситуацию.

Далее упражнение выполняется в рабочей группе.

8. Расскажите группе о том, как вы преобразовали негативные переживания в приемлемые с помощью метода разумных предпочтений.

Таблица 4. Использование РЭТ для изменения реакции

 

  Напишите в этой колонке:
(S) Инициирующее событие: Что произошло; что вызвало вашу реакцию?
Шаг 1: Разрушающие переживания, неконструктивное поведение на это событие (-R) Что вы делали и что переживали в ответ на событие (S)?
Шаг 2: Вредоносные мысли (—М) Какие убеждения послужили основанием для этой реакции (-R)?
Шаг З: Опровержение Как вы можете опровергнуть эти убеждения?
Шаг 4: Конструктивные рассуждения и убеждения (+М) Используйте для построения рассуждений позитивные убеждения: все люди свободны; все люди сами отвечают за свою жизнь; все люди автономны
Шаг 5: Ресурсные переживания и поведение, завершающие ситуацию (+R) Как вы намерены себя вести, чтобы завершить ситуацию. Какие переживания это вызывает ?

Источник: Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. СПб., 2007.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)