Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация конфликтов в организации



2015-11-10 2052 Обсуждений (0)
Классификация конфликтов в организации 5.00 из 5.00 4 оценки




 

Типы и виды конфликтов в организации выделяются по семи наиболее существенным признакам — источникам и непосредственным причинам возникновения,

формам и степени конфликтного столкновения, коммуникативной

направленности, масштабам и продолжительности, составу конфликтующих

сторон, способам урегулирования, функциональной значимости.

По источникам и причинам возникновения конфликты делят на объективные и субъективные. В первомслучае конфликт способен развиться вне воли и желания его участников,просто в силу складывающихся в организации или его подразделении

обстоятельств. Но конфликтная ситуация может создаться также из-за мотивов поведения, преднамеренных устремлений того или иного субъекта социальных связей. Объектом столкновения выступает конкретная материальная или духовная ценность, к обладанию

которой стремятся конфликтующие стороны. Им может быть имущество, должностная вакансия или размер оплаты труда — все то, что представляет собой предмет личных, групповых или общественных интересов. Субъекты конфликта — работники организации

со своими потребностями, интересами, мотивами и представлениями о ценностях. По непосредственным причинам возникновения конфликты различают как организационные, т.е. происходящие в пределах определенной социальной системы, того или иного структурного образования в связи с изменением внешних обстоятельств или нарушением регламентированного порядка; эмоциональные, связанные, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на поведение и действия других людей, расхождением вовзглядах и т.п.; социально-трудовые, вызываемые несовпадением, конфронтацией частных и общих интересов, несовместимостью целей

отдельных лиц и социальных групп.

По формам и степени столкновенияпротивоборство может быть открытым (спор, ссора и т.п.) и скрытым (действия исподтишка,маскировка истинных намерений и т.д.); стихийным, т.е спонтанно возникшим, или просто спровоцированным. Такие конфликты оказываются либо неизбежными, в известной степени закономерными; либо

вынужденными, хотя и необходимыми; либо ничем не оправданными,

лишенными всякой целесообразности.

Конфликты по коммуникативной направленностиразделяются на горизонтальные, в которых участвуют люди, не находящиеся, как правило, в подчинении друг у друга; вертикальные, т.е. те, участники которых связаны теми или иными видами подчинения. Эти конфликты могут быть и смешанными, представляя отношения подчинения и

неподчинения. Особую печать несет вертикальный конфликт (как ≪сверху вниз≫, так и ≪снизу вверх≫), выражающий обычно неравенство сил конфликтующих сторон, различия между ними по иерархическому уровню и влиянию (например, руководитель — подчиненный, работодатель — работник и т.п.). В этом случае может иметь силу неодинаковый статус и ранг, что, конечно, скажется на ходе и развязке конфликта.

По масштабам и продолжительностиконфликты бывают локальными, вовлекая в свою орбиту часть персонала предприятия, какого-то региона или отдельно взятой отрасли, а также общие, втягивающие в конфликтное противоборство всех (или большинство) работниковорганизации, либо основную массу наемных лиц региона или занятых

в той или иной отрасли народного хозяйства. Обычно такого рода конфликты приобретают затяжной характер, возникают из-за разногласий и противоречий по поводу недостатков в организации, включая безопасность, охрану, оплату и другие условия труда, выполнение коллективных договоров и трудовых соглашений, исполнение работодателями и органами власти законодательных актов о социальных гарантиях и социальной защите работников, введение новых или существенное изменение действующих правил и инструкций. Большим разнообразием форм проявления характеризуется типология конфликтов по составу конфликтующих сторон,затрагивающих в большинстве случаев их интересы, целеполагание, соблюдение социальных и нравственных норм, определение функциональной значимости

конфликтного противостояния. В первую очередь к этим типам относятся внутри личностные, межличностные, внутригрупповые и межгрупповые конфликты.

Хотя конфликт по своим причинам и структуре предполагает

противостоящие стороны, он вполне может быть личностным, присушим

лишь отдельному человеку. Объяснение этому сводится к

тому, что конфликт может быть либо с окружающими человека людьми,

либо внутренним для него.

По способам урегулирования(разрешения) конфликты разделяетсяна антагонистические, сопровождаемые неуступчивостью и непримиримостью сторон, а также компромиссные, допускающие разно вариантность преодоления расхождений, взаимосближения взглядов, интересов, целей.

Существенно значим еще один признак классификации конфликтов — по функциональной значимости,т.е. восприятию результатов, оьчем уже шла речь в связи с характеристикой функций конфликта. По сфере проявления названный конфликт относится, безусловно,

к производственным. Непосредственная причина его возникновения

эмоциональная, отразившая совестливое отношение рабочих

к условиям, результатам и оценке своего труда. По форме столкновения

конфликт следует рассматривать как открытый, спонтанный,

направленный вертикально — ≪снизу вверх≫, потребовавший вмешательства

заинтересованных посредников. Способом разрешения конфликта

стал компромисс сторон, признавших свою неправоту: одни

(руководство стройуправления) — по существу проблемы, другие

(рабочие участка) — по вызывающей форме протеста.



2015-11-10 2052 Обсуждений (0)
Классификация конфликтов в организации 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Классификация конфликтов в организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2052)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)