Причинные факторы конфликта
При анализе конфликта полезно выделить причинные факторы, которые позволят более полно определить зону разногласий и наметить пути решения. Существует пять групп таких факторов. 1. Информационные факторы - связаны с неприемлемостью информации для одной из сторон. В качестве информационных факторов могут выступать: · неполные и неточные факты, связанные точностью изложения проблемы и истории конфликта; · слухи и невольная дезинформация; · преждевременная информация и информация, переданная с опозданием; · ненадежность экспертов, свидетелей, источников информации и данных, неточность переводов и сообщений средств массовой информации; · нежелательное обнародование информации, которая может оскорбить ценности одной из сторон, нарушить конфиденциальность и даже оставить неприятные воспоминания; · интерпретация использованного языка, выражений типа «приблизительно», «существенно», «намеренно», «чрезмерно» и т.п.»; · посторонние факты, спорные вопросы законодательства, правил, порядка действий, стереотипов и т.п. 2. Поведенческие факторы - неуместность, грубость, эгоистичность, непредсказуемость и другие характеристики поведения, отторгаемые одной из сторон. В межличностных отношениях наиболее типичными поведенческими факторами, вызывающими конфликтные ситуации, являются: · стремление к превосходству; · проявление агрессивности; · проявление эгоизма. В качестве поведенческих факторов могут выступать случаи, когда кто-либо: - угрожает нашей безопасности (физической, финансовой, эмоциональной или социальной); - подрывает нашу самооценку; - не оправдывает положительных ожиданий, нарушает обещания; - постоянно отвлекает нас, вызывает стресс, неудобство, дискомфорт, смущение; - ведет себя непредсказуемо, грубо, преувеличенно и вызывает страх. 3. Факторы отношений - неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами. Часто такая неудовлетворенность порождается не только уже сложившимся взаимодействием, но и неприемлемостью для одной из сторон предложений относительно его дальнейшего развития. Важнейшими факторами отношений являются: · вклад сторон в отношения, баланс сил в отношениях; · важность отношений для каждой из сторон; · совместимость сторон в плане ценностей, поведения, личных или профессиональных целей и личного общения; · различия в образовательном уровне, классовые различия; · история отношений, их длительность, негативный осадок от прошлых конфликтов, уровень доверия и авторитетности; · ценности групп, к которым принадлежат стороны, и их давление на отношения сторон. 4. Ценностные факторы. К ним относятся принципы, которые провозглашаются или отвергаются, которых мы придерживаемся и которыми мы пренебрегаем, о которых забываем или сознательно и даже намеренно нарушаем; принципы, следования которым другие ожидают от нас, а мы - от других. Ценности могут различаться по силе действия и по важности. Они обычно описываются как: · личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения, приоритеты); · групповые (в том числе профессиональные) традиции, ценности, нужды и нормы; · способы действия и методы, свойственные отдельным институтам, организациям и профессиям; · религиозные, культурные, региональные и политические ценности; · традиционные системы убеждений и связанные с ними ожидания: представления о правильном и неправильном, о плохом и хорошем; способы и методы оценки уместности, эффективности «справедливости», «практичности», «реалистичности»; отношение к прогрессу или переменам, к сохранению старого, к «статус-кво». 5. Структурные факторы - относительно стабильные обстоятельства, существующие объективно, независимо от нашего желания, которые трудно или даже невозможно изменить. Они требуют для преодоления больших ресурсов: материальных, физических, интеллектуальных и т.п. Это, например, такие факторы, как закон, возраст, линии подотчетности, фиксированные даты, время, доходы, доступность техники и других средств. Любой межличностный конфликт разворачивается на фоне структурных факторов, которые являются «внешними» по отношению к нему, но существенно влияют на его ход. В качестве подобных факторов выступают: · власть, система управления; · политические партии и течения; · различные социальные нормы; · право собственности; · религия, системы правосудия, статус, роли, традиции, «правила игры» и другие стандарты поведения, включая этические нормы; · географическое положение, добровольная (вынужденная) изоляция или открытость, а также частота и интенсивность контактов сообщества с внешним миром. Но в реальной жизни, как правило, «чистые», т.е. обусловленные только одной группой причинных факторов, конфликты встречаются крайне редко. Если возникает конфликтная ситуация, нужно взвесить все «за» и «против»: действительно ли существует противоречие, из-за которого стоит конфликтовать; есть ли гарантии достижения желаемого; какова цена победы или поражения; как будут реагировать окружающие. Всесторонний анализ ситуации способствует предотвращению открытой конфронтации. Другой способ избегать конфликтов - уклонение от решения чужих проблем, отстранение от ситуаций, не затрагивающих ваших непосредственных интересов. Существуют конфликтные люди, общения с которыми лучше избегать. Если же это невозможно, то осознайте, что этот человек труден в общении, и не попадайте под его влияние. Попробуйте помочь ему выявить причины трудностей и постарайтесь найти способ удовлетворения его скрытых интересов и нужд. Это поможет направить общение в конструктивное русло. Наличие объективно или субъективно существующих противоречий и причин конфликта еще не означает, что открытое противостояние имеет место. Для того, чтобы механизм развития конфликта был запущен, нужны провоцирующие слова или действия – конфликтогены. Иногда конфликтогены могут спровоцировать конфликт и в отсутствие реальных причин для него. Конфликтогены – это слова, действия (или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту. Личность, против которой применен крнфликтоген, воспринимает его отрицательно и реагирует негативно. При отсутствии волевой регуляции такой реакции будет происходить эскалация конфликта. Конфликтогены могут проявляться в различных формах. Ниже, в таблице, дается характеристика тех из них, которые наиболее часто встречаются в отношениях между людьми.
Чтобы избежать конфликтов такого рода, нужно самому не употреблять конфликтогены и не отвечать конфликтогеном на конфликтоген.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2588)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |