Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Конституция Российской Федерации





Конституция является основным источником конституционного права Российской Федерации. Ее роль обусловлена различными факторами, определяющими положение конституции среди других источников конституционного права.

Во-первых, конституция выступает наивысшей формой воплощения государственной воли народа. Она принимаются на референдуме народом Российской Федерации. Конституция устанавливает основополагающие принципы организации и жизнедеятельности общества и государства. Они касаются сущности и формы государства, механизма государственной власти, функционирования гражданского общества, прав и свобод человека и гражданина.

Во-вторых, конституция обладают высшей юридической силой. Законы и все другие нормативно-правовые акты, принимаемые в стране, действия граждан, общественных объединений, должностных лиц и государственных органов не должны противоречить конституции.

В-третьих, конституционные нормы являются первичными и имеют учредительный характер. Для конституции не существует каких-либо обязательных предписаний позитивного права.

В-четвертых, нормы конституции являются важнейшим источником не только конституционного права, но и всех других отраслей права: они составляют основу правового регулирования всех общественных отношений в Российской Федерации.

Законы.

Конституция Российской Федерации предусматривает издание Федеральным собранием РФ федеральных конституционных законов и федеральных законов. Конечно, источником конституционного права являются не все законы, а только те, которые содержат конституционно-правовые нормы. В первую очередь, таковыми являются федеральные конституционные законы. Что же касается федеральных законов, то они являются источником конституционного права, если содержат нормы регулирующие применение прав и свобод человека и гражданина, устройство государственной власти и управления.

Нормы международного права, международные и внутригосударственные договоры и соглашения.



Эти акты служат источником конституционного права в том случае, если регулируют конституционные проблемы и предусмотрено их прямое применение в данной стране. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» (ч. 4 ст. 15). И это не удивительно, в конституциях многих стран есть положение о приоритете международного права перед внутригосударственным.

Внутригосударственные договоры заключаются обычно между центральными органами государственной власти и органами государственной власти регионов в целях разграничения между ними полномочий. Широкую практику получили внутригосударственные договоры в Российской Федерации, где источником конституционного права остается Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г., договоры между Российской Федерацией и отдельными субъектами Федерации (Татарстаном, Башкортостаном, Краснодарским краем, Свердловской областью и др.). Некоторые субъекты Федерации заключили между собой договоры по конкретным вопросам. В таких актах также содержатся конституционно-правовые нормы. Возможность заключения договоров между субъектами Российской Федерации, в частности между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти края или области, в состав которого входит округ, предусмотрена Конституцией Российской Федерации (ч. 4 ст. 66).

Нормативные правовые акты исполнительной власти.

К ним относятся многочисленные акты, издаваемые главой государства, правительством, министрами и т. д. Важность этих актов в жизни каждой страны объясняется ролью в государственном механизме главы государства и правительства.

Акты главы государства и акты правительства являются подзаконными, что же касается юридической силы, то акты главы государства, как правило, имеют преимущество перед актами правительства. Такие акты называются по-разному: декреты, указы, ордонансы и др. В некоторых странах парламент может делегировать главе государства право на издание актов, имеющих силу закона. В Российской Федерации Президент издает Указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Президент может издавать указы и по тем вопросам, которые законодательно не урегулированы. Однако с принятием Федеральным Собранием соответствующего закона акт Президента теряет силу.

Акты исполнительной власти являются источником конституционного права лишь тогда, когда содержат его нормы.

Судебные решения.

Помимо нормативно-правовых актов исполнительной власти, к источникам права относятся постановления Конституционного суда Российской Федерации, в которых устанавливается соответствие Конституции России конституций и уставов субъектов Федерации, законов и других нормативных актов, а кроме того, разрешаются споры о компетенции, дается толкование Конституции.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (368)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.003 сек.)