Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность социально-психологического конфликта на примере теории конфликта Дойча



2015-11-10 2894 Обсуждений (0)
Сущность социально-психологического конфликта на примере теории конфликта Дойча 4.67 из 5.00 3 оценки




Определяя сущность социально-психологического подхода к исследованию межличностных, межгрупповых и международных конфликтов, он выделяет ряд положений.

Каждый участник социального взаимодействия реагирует на партнера, оценивая его, причем выводы могут не совпадать с реальностью.

Каждый участник социального взаимодействия, догадываясь о степени информированности другой стороны, будет выступать исходя из собственных предположений о действиях противника, а также под влиянием своего восприятия поведения другой стороны. Эти оценки не всегда бывают точными: способность стать на место другого и предсказывать его действия — нечастое явление ни в межличностных, ни в международных кризисах.

Социальное взаимодействие не только может быть инициировано различными мотивами — оно может породить новые и погасить старые. Оно не только детерминированное, но и детерминирующее. В процессе понимания и объяснения предпринятых действий возникают новые ценности и мотивы. Более того, социальные взаимодействия делают их участников более восприимчивыми к внешним моделям и примерам. Так, например, личность ребенка во многом формируется за счет его взаимодействия с родителями и сверстниками, а также с людьми, с которыми он себя идентифицирует. Точно так же на государственные институты одной страны могут оказать сильное влияние их взаимодействия с институтами другой или существующие там модели функционирования.

Социальное взаимодействие происходит в социальной среде — в семье, группе, общине, стране, цивилизации, — которая выработала технику, символы, категории, правила и ценности, подходящие для взаимодействия людей. Таким образом, чтобы понять суть происходящего при социальных взаимодействиях, необходимо рассматривать их в более общем социальном контексте.

Хотя каждый участник социального взаимодействия, будь то группа или индивид, представляет собой сложную систему взаимодействующих подсистем, он может действовать как целое. Принятие решения индивидом или группой может вызвать внутреннее противоречие между различными интересами и ценностями по поводу контроля над действием. Внутренняя структура и внутренние процессы присущи всем социальным единицам (хотя из индивидов они менее заметны).

Проблема функциональных последствий конфликта занимает в концепции М. Дойча центральное место. По мнению М. Дойча, конфликт является деструктивным, «если его участники недовольны исходом конфликта и чувствуют, что что-то потеряли». Если же все участники удовлетворены и что-то получают в результате конфликта, конфликт продуктивен. Поскольку устранить конфликт, как полагает автор, невозможно, главная задача его изучения — выявить факторы, определяющие развитие конфликта по конструктивному или деструктивному пути.

В качестве основы для решения данной задачи, считает М. Дойч, может быть использован сформулированный им закон социальных отношений, согласно которому «характерные процессы и эффекты, обусловленные данным типом социального отношения (кооперативным или конкурентным), имеют тенденцию усиливать вызвавший их тип социа­льного отношения». Отталкиваясь от данной формулировки, автор делает вывод о том, что конфликт между сторонами, находящимися в кооперативной взаимосвязи, менее разрушителен, нежели имеющий место между участниками конкурентного процесса. Течение и способы разрешения деструктивного и конструктивного конфликта существенно различны, как различны породившие их типы социальной взаимосвязи.

Отличительная черта деструктивного конфликта, предполагающего конфронтацию сторон, — тенденция к расширению и эскалации. В результате такой конфликт нередко становится независимым от породивших его исходных причин и может продолжаться и после того, как эти причины уже исчерпаны, обесценены или забыты. Расширение конфликта осуществляется по разным направлениям: вовлечение новых участников; увеличение затрат — предположительных и действительных — конфликтующих сторон; нарастание негативных эмоций между сторонами; возрастание объема и числа немедленных высказываний и действий; рост числа прецедентов, возникших в результате конфликта и пр.

Продуктивное развитие конфликта, предполагающее совместные усилия сторон на решение конфликтной проблемы, в своих главных чертах сходно, по мнению М. Дойча, с процессом творческого мышления. Как и решение творческих задач, оно осуществляется в несколько этапов: от познания проблемы и неудачных попыток решить ее традиционными средствами через фрустрацию и дискомфорт к озарению, позволяющему увидеть проблему в новом ракурсе и найти ее новое решение.

Исследования М. Дойча в области кооперативного и конкурентного поведения оформили мотивационный подход в изучении межличностного конфликта. В основе его лежит идея противоборства несовместимых намерений, целей, направляющих поведение участников межличностного взаимодействия.



2015-11-10 2894 Обсуждений (0)
Сущность социально-психологического конфликта на примере теории конфликта Дойча 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Сущность социально-психологического конфликта на примере теории конфликта Дойча

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2894)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)