Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Тема 5. Основы предупреждения конфликтов





Основные психологические условия предупреждения межличностных конфликтов: поддержание в процессе взаимодействия с окружающими баланса статусов и ролей, взаимных услуг, ненанесения ущерба, баланса внешней оценки результатов деятельности и их самооценки работником, баланса взаимной зависимости в решениях и действиях, оценка состояния своей психики и управления им. Способы предупреждения конфликтов.

Информационный способ предупреждения конфликтов. Своевременный и всесторонний обмен информацией как инструмент управления социальной ситуацией. Объективность, полнота и оперативность информации. Социально-психологическая информация.

Коммуникативный способ предупреждения конфликтов. Непосредственное общение, учет групповых установок, ценностей, целей, изучение притязаний и ожиданий. Нейтрализация коммуникативных барьеров*. Учет потери и искажения информации в процессе межличностной коммуникации.

Организационный способ предупреждения конфликтов. Полнота и упорядоченность материально-техни­ческого, бытового обеспечения, поддержания организационного порядка, правовое сопровождение решений и действий. Другие способы и приемы профилактики межличностных конфликтов.

 

Тема 6. Предупреждение конфликтов и стресс жизни

 

Стресс: сущность, виды и причины. Взаимосвязь стресса и межличностных конфликтов. Общая характеристика способов профилактики стресса жизни и ситуационного стресса. Влияние уровня притязаний человека на стресс жизни. Регулирование количества и ответственности принимаемых решений. Соревнование человека с самим собой и с окружающими. Относительность оценок любых событий и проблем. Изменение человеком своего отношения к трудной ситуации как условия профилактики стресса и конфликтов.

Саморегуляция человеком ситуативного стресса. Основные виды психической саморегуляции. Общая характеристика аутогенной тренировки.

Здоровье человека и стресс жизни*. Состояние здоровья и конфликтность людей.



Тема 7. Оптимизация общения и предупреждение

Конфликтов

 

Понятие общения в психологической науке. Характеристика основных уровней анализа (социального и психологического) общения. Функции общения*.

Общение как коммуникативный процесс. Виды коммуникации и их характеристика. Причины искажения информации в процессе её передачи.

Общение как взаимодействие с позиций транзактного анализа. Пересекающие транзакции как условие, порождающее конфликтную ситуацию.

Общение как восприятие и понимание других людей. Основные механизмы понимания другого: идентификация, эмпатия, рефлексия.

Точность восприятия. Эффекты восприятия и их характеристика.

Возможности социально-психологического тренинга по развитию навыков и умений неконфликтного общения.

 

Тема 8. Конструктивное разрешение конфликтов

 

Основные принципы конструктивного разрешения конфликтов: исключение альтернативы «победа-пораже­-

 

ние»; оценка действий, а не людей; сосредоточение внимания на интересах, а не на позициях; многовариантность решения проблемы; фрагментация конфликта; исключение конфликта; единство критериев оценки решения проблемы.

Условия конструктивного решения конфликта: прекращение противодействия; наличие желания разрешить конфликт; участие третьей стороны; поддержка правого оппонента в конфликте; снижение негативных эмоций; поиск общего в интересах и целях; рассмотрение оппонента не как врага, а как партнера в решении конфликтной проблемы; высокая культура общения и др.

Роль навыков и умений конструктивного саморазрешения межличностных конфликтов сотрудника учреждения в организации его общения с сослуживцами. Минимизация взаимодействия с оппонентом, односторонняя уступка, обращение за помощью к руководству и общественности, компромисс, сотрудничество как способы саморазрешения конфликтов.

 


 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий с целью формирования профессиональных навыков обучающихся. Процент таких занятий из общего числа аудиторных занятий составляет 50% от общего количества аудиторных занятий.

Основными видами учебной работы являются: лекции, семинары, заслушивание докладов, их обсуждение, имитационные игры (ролевые, деловые), метод проектов, кейс-метод, тренинги, беседы, дискуссии, разбор конкретных профессиональных ситуаций и др.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

 

В учебном процессе МГЭИ применяются различные виды контроля – текущий, промежуточный (рубежный), итоговый и другие. Наряду с некоторыми общими целями каждый из них имеет специфическое предназначение.

Текущий контроль знаний студентов осуществляется в ходе аудиторных занятий путем систематической проверки качества изученных тем, по форме и методике, выбираемой преподавателем.

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Зачет по дисциплине входит в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.

Порядок проведения различных видов контроля успеваемости регламентирован Положением по организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МГЭИ и его филиалах.

Самостоятельная работа студентов включает: знакомство с литературными источниками, их анализ, подготовка выступлений и обсуждение на семинарских занятиях.


 

 

Вопросы для подготовки к зачёту

1. Предмет и задачи конфликтологии.

2. История развития конфликтологии.

3. Методологические принципы изучения конфликтов.

4. Классификация конфликтов и их характеристика.

5. Основные функции конфликтов.

6. Структура анализа межличностного конфликта.

7. Основные периоды динамики конфликта.

8. Латентный период развития конфликта.

9. Характеристика открытого периода развития конфликта

10. Методы изучения конфликтов.

11. Методика применения опросника К. Томаса.

12. Особенности прогнозирования и профилактики конфликтов.

13. Объективные и организационно-управленческие условия предупреждения конфликтов.

14. Социально-психологические условия профилактики конфликтов.

15. Общая характеристика типичных причин межличностных конфликтов.

16. Объективные причины конфликтного взаимодействия.

17. Организационно-управленческие причины возникновения межличностных конфликтов.

18. Социально-психологические причины возникновения межличностных конфликтов.

19. Личностные причины возникновения конфликтного взаимодействия.

20. Основные способы управления собственным поведением.

21. Основные способы поведения оппонентов в сложной ситуации.

22. Стресс и его влияние на конфликтное взаимодействие.

23. Основные способы преодоления стресса.

24. Основные фазы развития стресса.

25. Причины конфликтного взаимодействия с позиции транзактного анализа.

 

26. Конфликты в организации.

27. Основные причины конфликтов в звене «руководитель-подчинённый».

28. Семейные конфликты и их характеристика.

29. Основные кризисы в развитии семьи.

30. Виды конфликтных семей.

31. Основные формы завершения конфликтов.

32. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны.

33. Затухание конфликта и его характеристика.

34. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов.

35. Особенные стратегии поведения при разрешении конфликта.

36. Избегание и его возможности при разрешении конфликта.

37. Минимизация отношений как способ разрешения острых межличностных конфликтов.

38. Компромисс и его возможности для разрешения конфликта.

39. Технология применения стратегии сотрудничества в конфликте.

40. Стратегия соперничества при разрешения конфликтной ситуации.

41. Стратегия приспособления при разрешении конфликтной ситуации.

42. Характеристика неконфликтного общения.

43. Коммуникативные барьеры в процессе общения.

44. Общая характеристика переговорного процесса.

45. Психологические условия успеха на переговорах.

46. Роль конфликтологических знаний при решении профессиональных задач.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1320)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)