Семинар 1. Теоретические основы культуры речиФедеральное агентство связи Государственное образовательное учреждение высшего Профессионального образования «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И ИНФОРМАТИКИ»
Е.В. Решетникова
Русский язык и культура речи Методические указания Новосибирск – 2012 УДК 4Р Кфн., доцент Елена Васильевна Решетникова. Русский язык и культура речи. Методические указания/ Сиб. гос. ун-т телекоммуникаций и информатики. — Новосибирск, 2012. — 18 с.
В методических указаниях представлены темы семинарских занятий, темы докладов, Интернет-источники, вопросы к зачету по курсу «Русский язык и культура речи». Материалы методических указаний предназначены для подготовки к семинарским занятиям и к зачету по курсу.
Кафедра философии и истории Рецензент: Матвеева Е.Ю. Для студентов технических специальностей дневной формы обучения СибГУТИ.
Утверждено редакционно-издательским советом СибГУТИ в качестве методических указаний.
© Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2012г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Русский язык и культура речи» ориентирована на выработку системы умений и навыков, необходимых для практики эффективной устной речи и для создания грамотных письменных текстов. Курс включает в себя 4 дидактических единицы: «Культура речи», «Стилистика», «Риторика», «Деловой русский язык».
В результате изучения курса студент должен знать: · теоретические основы культуры речи, лингвистические словари русского языка, нормы современного русского литературного языка (нормы ударения, орфоэпические нормы, нормы лексической сочетаемости, лексические нормы фразеологизмов); · особенности функционирования языка в различных стилях: научном, официально-деловом, газетно-публицистическом, художественном, разговорном; · основы речевого взаимодействия, особенности подготовки речи и публичного выступления, типы ораторов и аудитории, логические основы речевого общения (основные формы мышления, законы формальной логики, виды логических связей); · особенности служебно-делового общения, основы делового письма, специфику рекламного дискурса в отрасли связи.
В результате изучения курса студент должен уметь: · анализировать тексты различных стилей; · композиционно правильно составлять научный текст, деловую документацию; · находить и исправлять логические ошибки в устном и письменном текстах; · составлять текст с элементами доказательства и опровержения; · подготовить ораторское выступление.
Темы семинарских занятий Семинар 1. Теоретические основы культуры речи 1. Язык и речь: отличительные признаки. 2. Лингвистические словари русского языка.
Языккак знаковая система. Структура и формы языка. Жаргон, просторечие, литературный язык, диалекты, термины, интернационализмы. Выразительные средства языка.Фигуры речи: градация, парафраз, литота, параллелизм, антитеза и др.. Тропы: метафора, метонимия, синекдоха и др..Основные характеристики языка:инвариантность, абстрактность, объективность, статичность. Речькак употребление языка. Когнитивный, коммуникативный, этический аспекты речи.Выразительность, чистота, понятность, точность речи. Словари омонимов, паронимов, синонимов, антонимов, фразеологизмов, толковые, орфоэпические, акцентологические, этимологические и др.. Темы докладов: 1. Каким вы видите русский язык сегодня? 2. В какой форме в современном русском языке используются пословицы и поговорки? 3. Что такое мужской и женский язык, что сегодня происходит с языком мужчин и женщин? 4. Какие фразы из фильмов, художественных произведений стали цитатами, афоризмами для вас? 5. В какой сфере человеческой жизнедеятельности, на ваш взгляд, необходимо в совершенстве владеть современным русским языком? 6. В чем состоит разница языка, на котором мы говорим и языка, на котором мы думаем? 7. Современные лингвистические словари. 8. Лексический анализ модных слов. 9. Роль языка в будущей профессии. Задание:проанализировать выступления с точки зрения использования языковых средств, достижения коммуникативных целей. Литература: 1.Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] : учеб. пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - 13-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 539с. 2.Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] : словарь / С. И. Ожегов ; под ред. Н.Ю. Шведовой. - М. : Рус. яз., 1989. - 747с. 3.Современный толковый словарь русского языка [Текст] : словарь / Авт.-сост. А.Н.Чемохоненко. - Минск : Харвест, 2002. - 511с. 4.Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. Т.1. А-Д [Текст] : словарь / пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева. - 4-е изд., стереотип. - М. : Астрель-АСТ, 2004. - 588с. Интернет-источники: 1. http://www.philology.ru/linguistics2/bykov-94.htm 2. http://www.childlit.ccn.org.ru/dokl10.htm 3. http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%20%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0 4. http://www.gramma.ru/ZIP/virazit.pdf?PHPSESSID=08357d0cc75360af52848dcf36da16c4 5. http://www.mista.ru/pogovorki.htm 6. http://www.follow.ru/article/150
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1563)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |