Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Манских толкований политико-правового смысла дхармы





Раздел II.

История конфликтологии

Тема 1. Предпосылки формирования

Конфликтологических идей

(XIII–IV вв. до н.э.)

В результате изучения темы Вы узнаете о соотношении

категорий добра и зла в религиозных течениях народов Древ-

него Востока, своеобразии религиозных представлений древ-

них евреев, индусов, персов, китайцев. Познакомитесь с ос-

новными идеями буддизма, конфуцианства, даосизма.

Известное своеобразие присуще религиозно-мифоло-

гическим представлениям древних евреев. По их версии, единый,

истинный бог является главой и царем (верховным законодате-

лем, правителем и судьей) всего еврейского народа.

Законы еврейского народа, по священному учению иу-

деев, получены Моисеем(сведения о нем известны с XIII в. до

н.э.) прямо от бога (законодательство Моисея).

Моисею приписывают три основных достижения. Во-

первых, он был вождем, который возглавил исход евреев из

Египта. Во-вторых, он известен как автор пяти книг Библии

(«Бытие», «Исход», «Левит», «Числа», «Второзаконие»), на ко-

торые ссылаются как на Пятикнижие Моисея и которые явля-

ются еврейской библией – «Тора». Эти книги включают в себя

Моисеевы законы – перечень правил, которые определяли пове-

дение евреев в библейские времена и которые включали в себя

«Десять заповедей». Правда, большинство историков, изучаю-

щих библейский период, пришло к выводу, что Моисей не был

единственным автором этих книг. Видимо, они были созданы

несколькими авторами, и значительное количество материала

было написано главным образом после смерти Моисея.

История конфликтологии

В-третьих, многие считают Моисея основателем еврей-

ского монотеизма. Единственным нашим источником инфор-

мации о Моисее является Ветхий Завет (написан на древне-

еврейском языке в 39 книгах, завершен в III–II вв. до н.э.), ко-

торый ясно и недвусмысленно называет Авраама основателем

монотеизма. Тем не менее очевидно, что еврейский монотеизм

сошел бы на нет, если бы не Моисей, который сыграл решаю-



щую роль в его сохранении и распространении: христианство

и ислам – две величайшие религии в мире – унаследовали

этот монотеизм.

В Древней Персии отход от ранних мифических пред-

ставлений в сторону более рациональных воззрений связан с

именем Заратустры (Зороастр)(628–551 гг. до н.э.).

В VII в. до н.э. зороастризм – уже сформировавшееся

учение. Борьба в мире двух противоположных начал – добра

и зла – является основным положением этого учения. Начало

добра олицетворяется царством светлого божества Ормузда;

начало зла – царством темного божества Аримана. В их борьбе

и состоит положительный смысл и цель бытия. В конечном

счете, говорил Зороастр, победа будет за добром, несмотря на

временное торжество зла.

Государство, согласно зороастризму, должно быть зем-

ным воплощением небесного царства Ормузда. Монарх –

служитель Ормузда, он должен защищать подданных от зла и

насаждать добро. Сословное деление общества основывается

на свободном выборе каждым рода занятий. Во главе отдель-

ных сословий должны стоять наиболее добродетельные люди.

В вопросах этики зороастрийская религия подчеркивает важ-

ность добродетели и справедливости. Аскетизм и безбрачие

осуждаются. Характерной религиозной практикой является

обращение с телами умерших: их не хоронят и не сжигают, а

кладут на башни на съедение грифам.

Регион, где жил Зороастр, был включен в Персидскую

империю Киром Великим в середине VI в. до н.э., примерно

тогда, когда умер Зороастр. На протяжении двух веков рели-

гия была принята персидскими правителями и нашла множе-

Конфликтология

ство последователей. Во время правления династии Сасанидов

(226–651 гг.) зороастризм был принят как государственная

Религия Персии.

После арабского завоевания в VII в. большая часть насе-

ления приняла ислам. Около X в. несколько оставшихся зо-

роастрийцев отправились в Индию, где основали маленькую

колонию. Сейчас в Индии живет около ста тысяч персов, при-

чем большинство в Бомбее. Там создана самая большая общи-

на. Зороастризм не вымер и в Иране, но там осталось только

20 тысяч его последователей.

Теология зороастризма повлияла на другие религии,

такие как иудаизм и христианство. Таким образом, зороа-

стризм – одна из старейших религий, хотя она всегда имела в

основном локальное, а не мировое значение.

Говоря о древнеиндийских памятниках, следует назвать та-

кие источники, как Веды и Упанишады (XI–VI вв. до н.э.). В Ведах

предлагается деление общества на четыре варны (касты): брахма-

нов – жрецов, кшатриев – воинов, вайшьев – купцов, ремесленни-

ков, крестьян и шудр – свободных низов, причем такое социаль-

ное разделение оправдывалось божественным предопределени-

ем. Подобные представления о божественном характере

социальной организации конкретизируются в Упанишадах. Все

варны и их члены должны следовать божественному закону

(дхарме). Причем господствующее положение брахманов в обще-

Стве и государстве определяет и руководящее значение брах-

манских толкований политико-правового смысла дхармы.

С критикой основных положений Вед, Упанишад и

брахманистской идеологии в VI в. до н.э. выступил принц





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (319)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)