Служит нормой политических отношений между людьми
В целом право, как политическое явление, Аристотель Называет «политическим правом». Это означает невозмож- Ность неполитического права, отсутствие права вообще в не- Политических (деспотических) формах правления. Политическое право делится им на естественное и ус- Ловное (волеустановленное): «Что касается политического пра- Ва, то оно частью естественное, частью условное. Естественное Право – то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит От признания или непризнания его. Условное право – то, которое Первоначально могло быть без существенного различия таким или Иным, но раз оно определено, это безразличие прекращается». История конфликтологии Таким образом, в учении Аристотеля и естественное, и Условное право, хотя и различаются между собой, но отно- Сятся к сфере политических явлений и носят политический Характер. У софистов, например, различие между естествен- Ным правом (правом по природе) и правом условным (полис- Ными законами) означало зачастую прямое противопоставле- Ние. Своеобразие позиции Аристотеля обусловлено тем об- Стоятельством, что под «природой» он и в вопросе о праве Имел в виду именно политическую природу человека: ведь Человек, согласно Аристотелю, есть по своей природе суще- Ство политическое. Под условным правом в концепции Аристотеля подра- Зумевается все то, что впоследствии стало обозначаться как Позитивное (положительное) право. К условному праву он Относит установления и закона, и всеобщих соглашений. Причем он говорит о писаном и неписаном законе. Под непи- Саным законом (то же относящимся к условному, позитивному Праву) понимаются правовые обычаи (обычное право). Отступление закона от права означало бы, согласно Аристотелю, отход от политических форм к деспотическому Насилию, вырождение закона в средство деспотизма: «Не мо- Жет быть делом закона властвование не только по праву, но и во- Преки праву; стремление же к насильственному подчинению, конеч- Но, противоречит идее права». Политическое правление – это, по Аристотелю, правле- Ние закона, а не людей: правители, даже лучшие, подвержены Чувствам и аффектам, закон же – «уравновешенный разум». Влияние Аристотеля на последующее развитие западной Мысли было огромным. В древние и средние века его труды бы- Ли переведены на латинский, сирийский, арабский, итальян- Ский, французский, иврит, немецкий и английский языки. Его Труды оказали огромное влияние на исламскую философию и в Течение веков доминировали над европейской мыслью. Некоторые из учений Аристотеля сегодня считаются ре- Акционными. Например, он был сторонником рабства как яв- Ления, согласующегося с естественными законами, и заявлял Конфликтология Об обусловленной природой второстепенной роли женщин в Обществе (обе эти идеи, бесспорно, отражают господствовав- Шие в те годы представления). Однако многие его идеи звучат Удивительно современно: «Бедность – источник революции и Преступления» и «Все те, кто размышляет о том, как управлять Родом человеческим, убеждены в том, что судьба верховной власти Зависит от образованности молодых». Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н.э.) – римский Государственный деятель и мыслитель, определяет государство Не только как выражение общего интереса, но и как институт, Учитывающий интересы каждого отдельного индивидуума. Причину происхождения государства он видит во врожденной Потребности людей жить вместе и в необходимости охраны собственности. Эти вопросы рассматриваются Цицероном в Работах: «Об обязанностях», «О государстве», «О законах». Подобно Аристотелю и Платону, Цицерон концентри- Рует внимание на анализе различных форм государственного Устройства, выделяя среди них царскую власть, власть оп- Тиматов ______________(аристократию) и народную власть (демократию). Каждая из этих форм власти имеет свои достоинства и недос- Татки, но предпочтение Цицерон отдает царской власти, а на Последнее место ставит демократию. В учении Цицерона также анализируется возможность Перехода одной формы власти в другую. Царская власть мо- Жет легко переродиться в тиранию; власть оптиматов (достой- Нейших из наилучших) – во власть клики богатых и знатных. Власть народа может привести к тиранической власти вне за- Висимости от характера тирании (единоличного властителя, Клики или толпы), государство, как форма выражения общих Интересов, при ней перестает существовать. Предотвратить подобное перерождение, вредное для Развития общества, можно лишь в условиях смешанного вида Государственности, путем соединения положительных Свойств трех простых форм правления. Эту модель смешанно- Го государства Цицерон считал идеальной моделью государ- История конфликтологии Ства: «... желательно, чтобы в государстве было нечто выдающееся И царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена Авторитету первенствующих людей, а некоторые дела были пре- Доставлены суждению и воле народа». В организации общества Цицерон отвергал идею равен- Ства и, подобно предыдущим мыслителям, полагал справед-
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (662)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |