Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Продолжая анализ позитивистского направления в социо-





логии, следует назвать выдающегося последователя О. Конта –

Герберта Спенсера (1820–1903 гг.). Он является представите-

Лем органической теории государства, получившей распро-

Странение под влиянием успехов биологии.

Основой политического учения Г. Спенсера является

Аналогия государства с биологическим организмом. Главный

Труд Спенсера «Основания социологии» содержит такой те-

Зис: как и всякое живое тело, государство включает два основ-

Ных процесса: дифференциацию и специализацию.

Дифференциация состоит в развитии от однородного к

Разнородному: государство увеличивается, усложняется его

Строение; подобно биологическому организму государство

Растет, размножается, стареет и гибнет.

Специализация представляет собой объединение инди-

Видов в группы – органы, каждая из которых осуществляет

Только ей свойственную функцию. Так образуется система ор-

Ганов политического тела.

В войнах и насилиях, по Спенсеру, проявляется закон

Борьбы за существование государств: «выживание сильней-

Ших» как необходимое условие развития политического орга-

Низма более высокого типа.

Г. Спенсер выделял два типа государства:

1. примитивный или военный;

Высший или индустриальный.

Примитивный тип характеризуется деспотичностью,

Военным принуждением, полным подавлением личности го-

Сударством.

Индустриальный тип основан на свободе, равноправии

И подчинен благу индивида. Необходимыми условиями его

Существования являются невмешательство государства в соци-

Ально-экономическую жизнь, свободная конкуренция и част-

Ное предпринимательство.

Конфликтология

Существенный вклад в развитие западноевропейской

Социально-политической мысли внес польско-австрийский

Социолог Людвиг Гумплович (1838–1909 гг.). Несмотря на

Негативное отношение к биологическим аналогиям, он рас-



Сматривал человеческую историю как «естественный про-

Цесс», а законы социального развития – как разновидность

Законов природы.

Опираясь на методологию позитивизма и преимущест-

Венно индуктивный метод, он разработал социологическую

Теорию государства и права. Причину происхождения госу-

Дарства он видел в завоевании, порабощении одних племен

Другими. Не божественное провидение или общественный

Договор, а столкновение враждебных племен, войны, насилие

Естественно привели к образованию государства как органи-

Зации властвования одного племени над другим. При этом

Внешние конфликты становятся внутренними, что находит

Выражение в организации новой социальной единицы – госу-

Дарства. Причиной возникновения права Л. Гумплович также

Считает насилие одной группы над другой, что порождает

Привычку, которая затем переходит в обычай и право.

Дальнейшее развитие идея социального процесса полу-

Чила во взглядах американского социолога, одного из авторов

Первого американского учебника по социологии Альбиона

В. Смолла (1854–1926 гг.).

Исходя из концепции интереса, он отмечал, что в ходе со-

Циального развития интересы индивидуума все более и более

Переплетаются. Социальный процесс является, по Смоллу, ре-

Зультатом взаимодействия шести классов интересов: здоровье,

Благосостояние, общение, познание, красота, справедливость.

Социальный процесс отражает постепенный переход конфлик-

Та в согласие и предполагает образование вокруг интересов

Взаимодействующих и взаимовлияющих социальных групп.

На рубеже XIX–XX веков появились попытки интерпре-

Тировать социальный процесс в психологических терминах.

Одним из представителей этого направления является осно-

Воположник психологического эволюционизма в США, первый

История конфликтологии

президент социологического общества Лестер Ф. Уорд (1841–

Гг.). В отличие от Конта и Спенсера, Уорд полагал, что в

Основу социологии должны быть положены принципы психо-

Логии, а не биологии, т.к. от природных процессов социальная

жизнь отличается прежде всего телическим (от греч. telos –

Цель), т.е. целенаправленным и творческим характером. В ка-

Честве социальной силы Уорд выделял желания, выражающие

Природные импульсы, такие как голод, жажда, половые по-

Требности. На их базе возникает типичная последователь-

Ность социальных процессов, формируются более сложные

Эстетические, моральные и интеллектуальные потребности,

При реализации которых складываются такие институты, как

Классы, государство, право.

Современник Уорда – французский социолог Габриэль

Тард (1843–1904 гг.), один из основоположников социальной

Психологии, подошел к проблеме с иных психологических по-

Зиций. По Тарду, от индивидуальной психологии социальная

Психология отличается «тем, что занимается исключительно от-

Ношениями нашего «Я» к другим «Я», их взаимными влияниями».

Для него социальные процессы и структура общества за-

Висели от психологического принципа подражания. В изуче-

Нии законов подражания он видел задачу социологии. Г. Тард

Исследовал проблемы общественного мнения, психологии

Толпы, механизмы внушения.

Попытку синтеза психологического и социального подхо-





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (335)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)