Понятие класса занимает центральное место в мар-
Ксизме, где он определяется по отношению к средствам про- изводства. Вне марксизма в основу определения классов (подразумеваются слои-страты) кладутся такие критерии, как Отношение к власти, собственности, доход, образ или уро- вень жизни, престиж (это основные критерии теории соци- альной стратификации). Но как бы то ни было, практически все авторы согласны с такими признаками классов, как: коллективное неравенство условий жизни и труда; наследственная передача привилегий (не только собст- венности, но и статуса). Для классов характерно неравенство шансов, что выте- кает из неодинакового уровня богатства, типа собственности, юридических привилегий, культурных преимуществ и т.д., проявляется в определенном образе жизни и чувстве принад- лежности к соответствующему слою. Теория К. Маркса, отводившая именно классам роль главных носителей политических антагонизмов, в целом пра- вильно описывала западно-европейскую ситуацию середины XIX – начала ХХ веков. Однако это не означает ее безусловной применимости к условиям других эпох и регионов. В настоя- щее время, вероятно, не менее важную роль в качестве участ- ников политического действия стали играть территориаль- ные (нации и другие формирования внутри наций) и корпо- ративные (профессиональные и парапрофессиональные) группы. Так, принадлежность к территориальной группе с История конфликтологии особой остротой осознается человеком, поэтому конфликты между нациями могут быть чрезвычайно ожесточенными, превосходя в этом отношении даже классовые. Корпоративные группы образуются людьми, занимающи- мися одинаковой или близкой деятельностью (крупный бизнес, банковская система, экспортные отрасли и др.). Факт выполне- ния профессиональной деятельности одного вида часто порож- дает сильное чувство солидарности, особенно в условиях неус- тойчивой экономики. В случаях, когда образ жизни представи- телей различных классов различается не очень сильно, корпоративный дух может ослаблять классовую солидарность. Что касается марксистской идеи революции, то опыт России и других стран показывает сомнительное качество ро- ждающегося в таком пламени общества с освобожденным на- силием. Классик конфликтологии, немецкий социолог Ральф Дарендорф считает «революции меланхоличными момента- ми истории. Короткая вспышка надежды остается утопленной в страданиях и разочарованиях». Четвертая точка зрения на конфликт принадлежит функционалистам: конфликт рассматривается как искаже- ние, дисфункциональный процесс в общественных системах. Ведущий представитель этого направления – американ- ский социолог Толкотт Парсонс (1902–1979)трактовал кон- фликт как социальную аномалию, «бедствие», которое необ- ходимо преодолевать. Он сформулировал ряд социальных предпосылок, обеспечивающих стабильность общества: удовлетворение основных биологических и психологи- ческих потребностей большей части общества; эффективная деятельность органов социального кон- троля, воспитывающих граждан в соответствии с принятыми в данном обществе нормами; совпадение индивидуальных мотиваций с обществен- ными установками. По мнению функционалистов, в хорошо работающей социальной системе должен господствовать консенсус, а кон- фликт не должен находить почвы в обществе. Конфликтология Близкую к этой позиции точку зрения отстаивали и представители школы «человеческих отношений» (public relations). Известный представитель этой школы Элтон Мэйо (1880-1949), американский социолог и психолог, один из осно- воположников индустриальной социологии, утверждал, что необходимо способствовать установлению мира в промышлен- ности, это главная проблема современности. В своих рекомен- дациях капитанам промышленности он доказывал необходи- мость замены индивидуального вознаграждения групповым, экономического – социально-психологическим, подразумевая благоприятный моральный климат, удовлетворенность тру- дом, демократический стиль руководства. Со временем оказалось, что ожидания, связанные с дея- тельностью школы «человеческих отношений», были чрез- мерными, ее рекомендации все чаще стали подвергаться кри- тике. В 50-е годы стала ощущаться смена теоретической ори- ентации, наметился возврат к конфликтной модели общества. Критически переосмысливался функционализм, критика в адрес которого была направлена против неспособности дать адекватный анализ конфликтов. Критическому отношению к функционализму способствовала работа американского со- циолога Роберта Мертона «Социальная теория и социаль- ная структура» (1949), в которой он обстоятельно проанали- зировал социальные аномалии. В это же время появились современные, наиболее по- Пулярные концепции социального конфликта, условно на- званные диалектическими: конфликт функционален для со-
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (661)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |