Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Тема 18. Этические требования к работе психолога





Цели и задачи курса

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

- иметь представление о современных практических подходах к изучению и регулированию конфликтов в работе психолога;

- уметь анализировать современные конфликты, выделять психологические составляющие и понимать их природу;

- знать о структуре и особенностях взаимодействия, о видах и динамике конфликтов, о способах разрешения межличностных и межгрупповых противоречий, о существующих в мире научных и практических подходах по решению международных проблем, связанных с урегулированием конфликтных и кризисных ситуаций путем переговоров и посреднических процедур;

- иметь навыки исследовательской и практической работы в области анализа и разрешения социальных конфликтов;

- оценивать последствия применения различных методов разрешения конфликтов.

Место дисциплины в учебном процессе

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: общая психология, социальная психология, политология, социология, психология личности, психодиагностика, гендерная психология, когнитивная психология.

Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин «Психология массовых коммуникаций», «Психология рекламы», Психология менеджмента и др.

 

Организационно-методические данные дисциплины

Вид работы Трудоемкость, ч
Общая трудоемкость    
Аудиторная работа    
Лекции (Л) Практические занятия (ПЗ) Семинарские (СЗ)    
Самостоятельная работа    
Контрольная работа (КР) Самоподготовка (самостоятельное изучение разделов, проработка лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к семинарским и практическим занятиям, рубежному контролю и т.д.), (СР)   -  
Вид итогового контроля     зачет  

Содержание дисциплины

 

Выписка из ГОС ВПО «Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы» по дисциплине «Конфликтология».



Конфликтология, ее предмет и задачи. История становления конфликтологии как науки. Формирование отечественной школы конфликтологии.

Природа социального конфликта. Источники и причины его возникновения. Позитивные и деструктивные функции конфликта. Структурные элементы конфликта. Процесс и динамика конфликта.

Проблема типологии конфликта. Человеческий фактор в конфликте. Проблема эмоций и психологической несовместимости. Типы конфликтных личностей. Типичное поведение в конфликтной ситуации (тест К.Килмана). Характеристика основных стилей: избегание, конфронтация, приспособление, компромисс, сотрудничество.

Проблема коммуникации в конфликтной ситуации. Коммуникация как источник конфликта. Коммуникации как процесс с обратной связью. Механизм искажения информации. Основные функции коммуникации. «Барьеры» коммуникации.

Регулирование и разрешение совместных кризисов и конфликтов. Определение основных понятий: регулирование, разрешение, управление, предотвращение. Минимизация последствий.

Этапы и последовательность оптимального урегулирования конфликтов. Институционализация конфликтов. Легитимизация конфликтов. Условия легитимности и институциональной процедуры. Структурирование конфликтующей группы. Анализ основных форм регулирования и разрешения конфликта.

Проблема предупреждения и предотвращения конфликтов. Информационное противоборство в конфликте. Принципы собственного информационного потока. «Связи с общественностью» как средство кризисного урегулирования, как средство предотвращения конфликта или минимизации его последствий.

4.2 Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий

 

 

Темы занятий, изучаемые в 9 семестре

№№ Наименование тем занятий и их содержание Количество часов Внеауд. работа  
Всего Аудиторная работа СР
Л П    
Этические нормы в работе психолога с конфликтами        
Психическое здоровье и норма в психологии          
Психологическая безопасность среды          
Практические исследования конфликтов          
Психодиагностика и ее основные принципы          
Исполнительская и управленческая деятельность: диагностика, качества и отбор          
Инновационные конфликты          
Качественные методы в работе с конфликтами          
Наблюдение как основной и вспомогательный метод в работе конфликтолога          
Экспертная оценка в работе организации          
Проективные методы в исследовании конфликта          
Введение в модели разрешения конфликта          
Деловые игры и их моделирование          
Командоообразование          
Работа со стрессовыми состояниями          
Стресс – менеджмент в организации          
Работа психолога в чрезвычайных ситуациях          
         

Содержание лекционного курса

Тема 18. Этические требования к работе психолога

 

1. Проблемы исследований поведения в социальной психологии и этика.

2. Правила работы и этические принципы и психолога.

 

1. Как мы говорили ранее, конфликтология является как разделом социальной психологии, так и современной прикладной дисциплиной, обогащающей теоретические знания о человеке и социуме. Многочисленные социальные эксперименты, проводившиеся как в России, так и за рубежом, ставили перед исследователями вопросы этического характера. Поведение, конфликтное или конструктивное, определяется не только индивидуальными личностными чертами, но и теми условиями, в которых проходит исследование. В социальной психологии выделены некоторые закономерности воздействия ситуации эксперимента на испытуемых, эти явления названы эффектами. Достаточно часто они носят имя исследователя, впервые проследившего воздействие.

Показательным примером социального эксперимента в области повышения эффективности управления послужило проведение под руководством известного американского социолога Элтона Мэйо широко известных исследований в 1924-1932 гг. на Хоторнских предприятиях в пригороде Чикаго (США).

Учёный поставил своей изначальной целью определить зависимость между изменениями интенсивности освещения производственных помещений и производительностью труда. Уже на первом этапе эксперимента были обнаружены неожиданные результаты. Так с усилением освещенности производительность труда повышалась у рабочих экспериментальной группы, трудившихся в более освещенном помещении, но в контрольной группе, где освещенность оставалась прежней, был отмечен тот же эффект. Со снижением освещенности выработка продолжала расти как в экспериментальной, так и в контрольной группе.

Этот эффект был назван эффектом Хоторна, он выражается в том, новизна условий эксперимента, интерес к эксперименту или повышенное внимание к данному вопросу приводят к искажённому, зачастую слишком благоприятному результату. Участники эксперимента действуют иначе, более усердно, чем обычно, только благодаря осознанию того, что они причастны к эксперименту.

В настоящее время Хоторнский эффект имеет двоякую трактовку:

1) позитивные изменения в поведении людей, вызванные оказанным им вниманием, которое сами люди истолковывают как благожелательное участие;

2) в экспериментальной психологии — изменения в наблюдаемом явлении, происходящие вследствие самого факта наблюдения.

В ходе Хоторнского эксперимента были сделаны два важных вывода:

- не существует прямой механической связи между одной переменной в условиях труда и производительностью;

- следует искать более важные, скрытые от исследователей факторы, влияющие на трудовое поведение людей, включая производительность их труда.

На последующих этапах проведения данного эксперимента в качестве независимой переменной (экспериментального фактора) применялись различные условия: температура помещения; влажность; увеличение материальных стимулов и т.п., вплоть до групповой сплоченности людей, включенных в эксперимент.

Огромная теоретическая и методологическая значимость Хоторнского эксперимента для психологии привела к необходимости пересмотра роли и значимости материально-вещественных и субъективных, человеческих факторов в развитии производства. Вторым важным следствием стало то, что было привлечено внимание к изучению групповых явлений. Была обозначена важность неформальной организации или групповой сплоченности работающих в социально-экономической жизнедеятельности производственной системы.

Данный классический социальный эксперимент лёг в основу методов дальнейших социальных исследований производственных отношений в трудовых коллективах во всём мире.

Другой эффект, наблюдаемый во время социально – психологических исследований - эффект фасада. Это эффект, проявляющийся в психологическом исследовании, заключающийся в том, что испытуемый стремится проявить себя с лучшей стороны и дает те ответы, которые, по его мнению, более высоко оцениваются экспериментатором. Помимо эффекта фасада существует и тенденция вести себя эмоционально стабильно, не поддаваться давлению ситуации эксперимента.

Ряд исследователей предлагают модель "злонамеренного испытуемого". Они считают, что испытуемые враждебно настроены по отношению к экспериментатору и процедуре исследования и делают все, чтобы разрушить гипотезу эксперимента. Более распространена точка зрения, согласно которой взрослые испытуемые стремятся точно выполнять инструкцию, а не поддаваться своим подозрениям и догадкам и их поведение в экспериментальной ситуации зависит от психологической зрелости личности испытуемого.

С точки зрения Л.Б. Кристиансена, все варианты поведения испытуемого в эксперименте можно объяснить актуализацией одного мотива - стремления к позитивной репрезентации, т.е. стремления выглядеть в собственных глазах как можно лучше. Испытуемый, входя в ситуацию эксперимента, ориентируется в ней и ведет себя в соответствии с ситуацией, но побуждается стремлением "не потерять лица" перед самим собой. Испытуемый обращает внимание на следующие моменты:

- слухи об эксперименте и его целях;

- инструкцию и сообщения экспериментатора в процессе беседы;

- специфические черты личности экспериментатора;

- условия проведения исследования: оборудование лаборатории, состояние помещения, комфортность обстановки и др.;

- особенности общения с экспериментатором в ходе эксперимента.

Опираясь на эти признаки, испытуемый строит "внутреннюю" модель экспериментальной ситуации. "Обман" испытуемого, сокрытие от него истинных целей и намерений эксперимента, если будут обнаружены испытуемым, приведут к искаженным результатам. Испытуемые, у которых возникает подозрение, что при помощи инструкции пытаются манипулировать их поведением или обмануть их, воздерживаются от ожидаемых экспериментатором действий, сопротивляясь его влиянию. Они объясняют это сопротивление тем, что манипулировать человеком помимо его воли недостойно.

Но необходимо отметить, что все-таки эксперимент активизирует мотив саморепрезентации, поскольку условия проведения эксперимента неестественны и отличны от предшествующего опыта индивида.

Для контроля влияния личности испытуемого и эффектов общения на результаты эксперимента предлагается ряд специальных методических приемов, приведем характеристики основных.

Метод “плацебо вслепую”, или “двойной слепой опыт”. Контролируется эффект Розенталя (он же – эффект Пигмалиона). Этот психологический феномен заключается в том, что ожидания личности определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества (гипотезы). Это один из факторов, угрожающих внутренней валидности. Может проявиться на любой стадии исследования: при проведении процедуры эксперимента, при обработке результатов, при интерпретации результатов исследования, и т. д. Американский психолог Р. Розенталь назвал данное явление «эффектом Пигмалиона», проводя параллель с этим персонажем древнегреческой мифологии.

Итак, для устранения этого эффекта подбираются идентичные контрольная и экспериментальная группы. Экспериментальная процедура повторяется в обоих случаях. Сам экспериментатор не знает, какая группа получает “нулевое” воздействие, а какая подвергается реальному манипулированию. Существуют модификации этого плана. Одна из них состоит в том, что эксперимент проводит не сам экспериментатор, а приглашенный ассистент, которому не сообщается истинная гипотеза исследования и то, какая из групп подвергается реальному воздействию. Этот план позволяет снизить и эффект ожиданий испытуемого, и эффект ожиданий экспериментатора.

Психофармаколог X. К. Бичер исследовал с помощью этого экспериментального плана влияние морфия на болевую чувствительность. Работая по схеме “плацебо вслепую”, он не смог отличить данные контрольной группы от данных экспериментальной. Когда же он провел эксперимент традиционным способом, то получил классические различающиеся кривые (Дружинин В.Н.).

Второй метод - метод обмана. Основан на целенаправленном введении испытуемых в заблуждение. Экспериментатор придумывает ложные цель и гипотезу исследования, независимые от основных. Выдуманные цель и гипотеза сообщаются испытуемым. Содержание ложной гипотезы варьируется в зависимости от характера эксперимента: могут применяться как простые гипотезы “здравого смысла”, так и сложные теоретические конструкции, которые получили название “когнитивные плацебо”.

При его применении возникают, естественно, этические проблемы, и многие социальные психологи – гуманисты считают его неприемлемым.

Возможным вариантом метода обмана является простое сокрытие истинных целей и гипотезы эксперимента. В данном случае испытуемые будут сами придумывать варианты, и вместо учета влияния ложной гипотезы нам придется разбираться в фантазиях испытуемого, чтобы устранить влияние этой неконтролируемой переменной. Таким образом, лучше предложить испытуемому хоть какой-то вариант гипотезы, чем не предлагать никакой.

Метод “скрытого” эксперимента. Часто применяется в полевых исследованиях, при реализации так называемого “естественного” эксперимента. Эксперимент так включается в естественную жизнь испытуемого, что он не подозревает о своем участии в исследовании в качестве испытуемого. По сути метод “скрытого” эксперимента является модификацией метода обмана, с той лишь разницей, что испытуемому не надо давать ложную информацию о целях и гипотезе исследования, так как он уже обманом вовлечен в исследование и не знает об этом. Этических проблем здесь возникает еще больше, так как, применяя метод обмана, мы оповещаем испытуемого о привлечении его к исследованию (даже к принудительному); здесь же испытуемый полностью подконтролен другому лицу и является объектом манипуляций.

Таким образом, социально – психологические эксперименты связаны с опасностью вмешательства в личное пространство и личность испытуемого. Внимательное и уважительное отношение исследователя может минимизировать не только влияние на ход и результаты эксперимента, но и сохранить психологическую безопасность испытуемых.

2. Четкое определение правил работы психолога требует понимания функций и задач психодиагностики, в том числе конфликтного поведения и личностных качеств.

Психолог получает заказ от заказчика, составляет во взаимно согласованной форме техническое задание на исследование (работу), договаривается о распределении прав и обязанностей между психологом, заказчиком и испытуемым, о взаимных обязательствах в совместной деятельности.

Психологвыбирает адекватные задачам психологической деятельности теоретические концепции, методы работы, конкретные методики исследования и работы с испытуемым, способы обработки первичных данных для формирования результатов исследования.

Психолог осуществляет непосредственную работу с испытуемым в форме беседы, анкетирования, интервьюирования, тестирования, электрофизиологического исследования и др. или опосредованную в форме биографического метода, метода наблюдения и др.

Психологобрабатывает первичные материалы, осуществляет их интерпретацию, обсуждает полученные данные с компетентными коллегами, формулирует выводы и заключения по интересующим заказчика факторам, влияющим на производственную, учебную, личную жизнь испытуемого.

Психолог передает заказчику свои заключения и рекомендации, касающиеся испытуемого и отвечающие на вопросы заказчика, основывающиеся на результатах исследования в форме письменного документа, устного сообщения, публикации в печати.

Заказчик применяет к испытуемому рекомендации психолога в виде мер психокоррекционного, психолого-педагогического, обучающего, административного воздействия, изменяет применительно к особенностям испытуемого эргономические и инженерно-психологические факторы рабочей среды, параметры оборудования, условия трудовой деятельности. Во многих случаях психолог сам применяет к испытуемому разработанные им на основании предварительного исследования рекомендации (психотерапия, консультирование, тренинг и др.).

Содержание принципов и правил работы психолога определяется общечеловеческими моральными и нравственными ценностями.Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого гуманного, процветающего общества, являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, реальная польза от его усилий.

Главным принципом является принцип ненанесения ущерба испытуемому. Онтребует от психолога такой организации своей работы, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили испытуемому вреда его здоровью, состоянию или социальному положению. Выполнение принципа регламентируют правила отношений психолога с испытуемым и заказчиком и выбора адекватных методов исследования и общения.

1. Правило взаимоуважения психолога и испытуемого. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав, свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией РФ. Работа с испытуемым допускается только после получения согласия испытуемого в ней участвовать, после извещения его о цели исследования, о применяемых методах и способах использования полученной информации.

2. Правило безопасности для испытуемого применяемых методик. Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья, состояния испытуемого, не представляют его в результатах исследования в ложном, искаженном свете, не дают сведений о тех его психологических свойствах и особенностях, которые не имеют отношения к конкретным, согласованным задачам психологического исследования.

3. Правило предупреждения неправильных действий заказчика относительно испытуемого. Психолог формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикацию результатов исследования таким образом, чтобы исключить их применение вне тех задач, которые были согласованы между психологом и заказчиком и которые могли бы ухудшить положение испытуемого. Психолог информирует испытуемого о характере передаваемой заказчику информации и делает это только после получения согласия испытуемого.

Вторым принципом является принцип компетентности психолога, которыйтребует от психолога браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и для решения которых владеет практическими методами работы. Важно и то, чтобы психолог был наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психо-коррекционных или других воздействий. Выполнение принципа обеспечивается правилами, регламентирующими отношения психолога с заказчиком, испытуемым, результатами исследования.

1. Правило сотрудничества психолога и заказчика. Психолог обязан уведомить заказчика о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов, о пределе своей компетентности и границах своих возможностей. Психолог должен сообщить заказчику о принципах и правилах психологической деятельности и получить согласие заказчика руководствоваться ими при использовании методов и материалов психологического характера.

2. Правило профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, максимально эффективно решать поставленную задачу, а с другой - поддерживать у испытуемого чувство симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом. Если испытуемый болен, то применение любых методов исследования и профилактики допустимо только с разрешения врача или с согласия других лиц, представляющих интересы испытуемого. Выполнять психотерапевтическую работу с больным психолог может только согласованно с лечащим врачом и при наличии специализации по медицинской психологии.

3. Правило обоснованности результатов исследования психолога. Психолог формулирует результаты исследования в терминах им понятиях, принятых в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных материалов исследования, их математико-статистической обработкой и положительным заключением компетентных коллег. При решении любых психологических задач проводится исследование, всегда опирающееся на предварительный анализ литературных данных по поставленному вопросу.

Третий важный принцип – это принцип беспристрастности психолога не допускает предвзятого отношения к испытуемому, формулирования выводов и осуществления действий психологического характера, противоречащих научным данным, какое бы субъективное впечатление испытуемый ни производил своим видом, юридическим и социальным положением, каким бы положительным или отрицательным ни было отношение заказчика к испытуемому. Принцип выполняется, если выполняются правила, регламентирующие влияние на результаты исследования личности самого испытуемого, психолога и заказчика.

1. Правило адекватности методик, применяемых психологом. Психолог может применять методики, которые адекватны целям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента. Методики, кроме этого, обязательно должны быть стандартизированными, нормализованными, надежными и валидными, адаптированными к контингенту испытуемых.

2. Правило научности результатов исследования психолога. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание и не зависящие от его научных пристрастий, общественных увлечений, личных симпатий к испытуемым определенного типа, социального положения, профессиональной деятельности. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и такой же квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.

3. Правило взвешенности сведений психологического характера, передаваемых заказчику психологом. Психолог передает заказчику результаты исследования в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендаций, которые не располагают к их домысливанию, рассмотрению личности испытуемого вне тех задач, которые были поставлены перед психологом. Психолог руководствуется только интересами дела и не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение испытуемого, заказчика и коллектива, в котором они сотрудничают.

Четвертый принцип – принцип конфиденциальности деятельности психологаозначает, что материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению вне согласованных условий и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку. Принцип выполняется в том случае, если соответствующими правилами регламентируется процесс обмена информацией психологического характера между заказчиком и психологом, между заказчиком и испытуемым.

1. Правило кодирования сведений психологического характера. Психолог обязан на всех материалах психологического характера, начиная от протоколов и кончая итоговым отчетом, указывать не фамилии, имена, отчества испытуемых, а присвоенный им код, состоящий из некоторого числа цифр и букв. Документ, в котором указываются фамилия, имя, отчество испытуемого, и соответствующий ему код, известный только психологу, оформляется в единственном экземпляре, хранится отдельно от экспериментальных материалов в недоступном для посторонних месте и передается заказчику по акту, если это необходимо по условиям работы.

2. Правило контролируемого хранения сведений психологического характера. Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, место и условия их хранения, цели их использования и сроки уничтожения.

3. Правило корректного использования сведений психологического характера. Психолог должен достичь соглашения с заказчиком об исключении случайного или преднамеренного сообщения испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать, и создать условия для выполнения этого соглашения. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.

Последним укажем принцип осведомленного согласия. Онтребует, чтобы психолог, заказчик и испытуемый были извещены об этических принципах и правилах психологической деятельности, целях, средствах и предполагаемых результатах психологической деятельности и принимали в ней добровольное участие.

Таким образом, этические проблемы возникают всегда, когда исследователь пытается оценить поведение или личностные свойства испытуемого. Механизмы влияния и сопровождающие их эффекты весьма разнообразны. Они должны тщательно контролироваться исследователем. Главным требованием любых воздействий является сохранение психологической безопасности личности и отсутствие вреда его личности и деятельности.

План семинарского занятия.

1. Классические эксперименты С. Милграма и Ф. Зимбардо.

2. Стэнфордский тюремный эксперимент. Процедура, выводы и значение для экспериментальной психологии.

3. Современные исследования социальных конфликтов различных уровней.

4. Ложь как предмет исследования психологов.

Проблемные вопросы.

1. Как определить границы безопасного влияния на испытуемых?

2. Прогнозирование отсроченных реакций испытуемых на участие в эксперименте.

3. Личная безопасность и ее создание самим человеком.

Вопросы для самопроверки.

1. Что такое внутренняя валидность эксперимента?

2. Назовите известные вам эффекты, связанные с участием в социально – психологических исследованиях.

3. На какие условия должен обращать внимание исследователь во время эксперимента?

4. Перечислите методы устранения эффектов исследования в социально – психологических исследованиях.

5. Что такое психологическая безопасность экспериментов и измерений?

6. Перечислите принципы психологических исследований личности и коллектива.

7. Перечислите этические требования к процедурам исследования.

8. Как определяется степень ответственности за результаты исследований психолога и заказчика?

Литература.

1. Карпов А.В. Психология менеджмента. - М. : Гардарики, 2005. - 584 с.

2. Курбатов В.И. Анатомия и психология бизнеса. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 320 с.

3. Мучински П. Психология, профессия, карьера.- 7-е изд. - CПб.: Питер, 2004. - 539 с.

4. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. - СПб.: Питер. - 2000. - 528 с.

5. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / Сост. и общ. редакция Л.В. Винокурова. – СПб.: Питер, 2001. 512.с.

 

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (272)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.023 сек.)