Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Медиа-поддержка 9-го издания «Психологии развития»





GRACE J. CRAIG, DON BAUCUM

HUMAN DEVELOPMENT

NINTH EDITION

PRENTICE HALL

ГРЭЙС КРАЙГ, ДОН БОКУМ

ПСИХОЛОГИЯ

РАЗВИТИЯ

Е ИЗДАНИЕ




Научный редактор перевода на русский язык

кандидат психологических наук,

доцент Т. В. Прохоренко

Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж

Ростов-на Дону ■ Екатеринбург ■ Самара - Новосибирск

Киев ■ Харьков ■ Минск

ББК 88.3я7

УДК 159.9.922(075)

К78

Крайг Г., Бокум Д.

К78 Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

ISBN 5-94723-187-5



Данное издание представляет собой одно из наиболее полных современных учебных пособий по психологии развития. Его несомненное достоинство заключается во внимательном рассмотрении всех этапов человеческой жизни, включая не только период подготовки к родительству, собственно пренатальный период, но и старение, умирание и смерть. Другая важнейшая особенность данного учебника — целостный подход к описанию и анализу процесса развития человека. Авторы рассматривают развитие как взаимовлияние многих факторов: биологических, социокультурных, собственно психологических, что позволяет реализовать комплексный подход к анализу развития человека на каждой из его стадий и выявить основные закономерности становления человека как индивида, личности и субъекта деятельности. На каждой из стадий описываются особенности физического, когнитивного, эмоционального, психосоциального развития. Чрезвычайно полезным является освещение развития как процесса, характеризующегося высокой индивидуальной вариативностью.

По широте охвата проблем, глубине анализа и систематизации предлагаемое издание является на настоящий период самым полным и может быть полезно не только студентам, обучающимся психологии, но и практикующим психологам, и научным сотрудникам.

Права на издание получены по соглашению с Prentice Hall, Inc. Upper Sadie River, New Jersey 07458. Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.



ББК 88.3я7 УДК 159.9.922(075)

© Prentice Hall 2002, 1999, 1996, 1992, 1989, 1986,1983, 1980, 1976 by Pearson Education, Inc. ISBN 0-13-033441-3 (англ.) © Перевод на русский язык ЗАО Издательский дом «Питер», 2004

ISBN 5-94723-187-5 © Издание на русском языке, оформление

ЗАО Издательский дом «Питер», 2005































КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие к русскому изданию ....................................10

Предисловие ...................................................... 12

ЧАСТЬ I. НАЧАЛО

Глава 1. Перспективы и методы исследования..........................16

Глава 2. Подходы к пониманию развития человека......................60

Глава 3. Наследственность и среда ..................................103

Глава 4. Пренатальное развитие и рождение ребенка ...................157

ЧАСТЬ II. ДЕТСТВО

Глава 5. Первые два года жизни: физическое, когнитивное и речевое

развитие .....•.................................................214

Глава 6. Младенцы и тоддлеры: личность и социокультурное развитие .... 274

Глава 7. Раннее детство: физическое, когнитивное и речевое развитие.....318

Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве...................363

Глава 9. Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве..........413

Глава 10. Психосоциальное развитие в среднем детстве.................457

ЧАСТЬ III. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте . . . 492 Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте . 522

ЧАСТЬ IV. ВЗРОСЛОСТЬ

Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие........560

Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости...............601

Глава 15. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости......646

Глава 16. Психосоциальное развитие в средней взрослости..............682

Глава 17. Поздняя зрелость: физическое и когнитивное развитие.........719

1лава 18. Поздняя зрелость: личностное и социокультурное развитие.....759

Глава 19. Смерть и умирание .......................................793

ГЛОССАРИЙ ....................................................... 819

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................846

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ.............................................928

Оглавление

Предисловие к русскому изданию ....................................10

Предисловие ...................................................... 12

Часть I. Начало

Глава 1. Перспективы и методы исследования.....................16

Предварительный обзор ..........................................16

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА ....................18

ИСТОРИЧЕСКОЕ И СОВРЕМЕННОЕ ВИДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА ..............24

ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА: ОПИСАТЕЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ..................34

ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ.............45

ЭТИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ .....................................51

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ........................................57

ГЛАВА 2. ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА..................60

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР ..........................................60

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ О РАЗВИТИИ...............................62

ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ......................................63

БИХЕВИОРИЗМ И ТЕОРИИ НАУЧЕНИЯ...................................74

КОГНИТИВНЫЕ ПОДХОДЫ............................................82

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ..........................................88

СИСТЕМНЫЕ ПОДХОДЫ..............................................94

ТЕОРИИ В РЕТРОСПЕКТИВЕ ..........................................99

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ........................................99

ГЛАВА 3. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И СРЕДА.............................103

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР .........................................103

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ГЕНЕТИКА .........................................104

ГЕНЫ, ХРОМОСОМЫ И ДЕЛЕНИЕ КЛЕТОК................................112

ГЕНЕТИЧЕСКИЕ И ХРОМОСОМНЫЕ НАРУШЕНИЯ...........................118

НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И МЕТОДОВ ЛЕЧЕНИЯ .... 127

ГЕНЕТИКА ПОВЕДЕНИЯ.............................................130

ВЛИЯНИЯ СРЕДЫ И РАЗЛИЧНЫХ КОНТЕКСТОВ ...........................134

ПРОЦЕССЫ, ПРОИСХОДЯЩИЕ В РАМКАХ МИКРОСИСТЕМЫ ...................135

ПРОЦЕССЫ, ВЫХОДЯЩИЕ ЗА РАМКИ МИКРОСИСТЕМЫ......................143

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................153

ГЛАВА 4. ПРЕНАТАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА ...............157

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР .........................................157

ПРЕНАТАЛЬНЫЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ ...................................159

ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ НА ПРЕНАТАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ..........................169

РОДЫ .........................................................186

ОГЛАВЛЕНИЕ 7

НЕДОНОШЕННЫЕ МЛАДЕНЦЫ И МЛАДЕНЦЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ГРУППЕ РИСКА .... 199

РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СЕМЬЯ ...........................................203

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................209

ЧАСТЬ II. ДЕТСТВО

ГЛАВА 5. ПЕРВЫЕ ДВА ГОДА ЖИЗНИ: ФИЗИЧЕСКОЕ, КОГНИТИВНОЕ И РЕЧЕВОЕ

РАЗВИТИЕ .............................................. 214

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР .........................................214

НОВОРОЖДЕННЫЕ................................................215

ФИЗИЧЕСКОЕ И МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ .................................222

СЕНСОРНОЕ И ПЕРЦЕПТИВНОЕ РАЗВИТИЕ...............................236

КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ...........................................246

РАЗВИТИЕ РЕЧИ..................................................257

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................270

ГЛАВА 6. МЛАДЕНЦЫ И ТОДДЛЕРЫ: ЛИЧНОСТЬ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ . . 274

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР .........................................274

СОЦИАЛЬНОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В МЛАДЕНЧЕСТВЕ...............276

ПАТТЕРНЫ РАННИХ ОТНОШЕНИЙ.....................................284

ОТЦЫ, БРАТЬЯ, СЕСТРЫ И СЕМЕЙНАЯ СИСТЕМА ..........................296

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ НА ВТОРОМ ГОДУ ЖИЗНИ ..........................300

ЗАНЯТОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ............................................308

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................315

ГЛАВА 7. РАННЕЕ ДЕТСТВО: ФИЗИЧЕСКОЕ, КОГНИТИВНОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ . . 318

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР .........................................318

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ............................................320

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ..................................326

КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ...........................................331

ПАМЯТЬ И КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ..................................341

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КУЛЬТУРА........................................345

ИГРА И НАУЧЕНИЕ................................................354

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................360

ГЛАВА 8. ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ...............363

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР .........................................363

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ТЕХНИКИ СОВЛАДАНИЯ .........................365

АГРЕССИЯ И ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ..............................376

СВЕРСТНИКИ, ИГРА И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ...................384

ПОНИМАНИЕ СЕБЯ И ДРУГИХ........................................388

СЕМЕЙНАЯ ДИНАМИКА.............................................396

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................410

ГЛАВА 9. ФИЗИЧЕСКОЕ И КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ В СРЕДНЕМ ДЕТСТВЕ.......413

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР .........................................413

ФИЗИЧЕСКОЕ И МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ .................................414

КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ...........................................422

ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТА И ДОСТИЖЕНИЙ.................................431

НАУЧЕНИЕ И МЫШЛЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ...............441

3 ОГЛАВЛЕНИЕ

НАРУШЕНИЯ И РАССТРОЙСТВА РАЗВИТИЯ ..............................448

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................453

ГЛАВА 10. ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В СРЕДНЕМ ДЕТСТВЕ .............457

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР .........................................457

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В РАСШИРЯЮЩЕМСЯ СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ..............458

СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ И МОРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ ..........................461

ПРОДОЛЖАЮЩЕЕСЯ ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ..................................468

ОТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ И СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ...........478

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................488

ЧАСТЬ III. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

ГЛАВА 11. ФИЗИЧЕСКОЕ И КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДРОСТКОВОМ

ВОЗРАСТЕ .............................................. 492

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР .........................................492

ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД В НАШЕ ВРЕМЯ...............................493

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И АДАПТАЦИЯ.................................495

СЕКСУАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ И ПОВЕДЕНИЕ...............................504

КОГНИТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ...................513

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................519

ГЛАВА 12. ЛИЧНОСТЬ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДРОСТКОВОМ

ВОЗРАСТЕ .............................................. 522

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР .........................................522

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА...........................523

СЕМЕЙНАЯ ДИНАМИКА.............................................530

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД..........................533

ТРУДНОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ................................540

СТРЕСС, ДЕПРЕССИЯ И СОВЛАДАНИЕ С НИМИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.......550

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................556

ЧАСТЬ IV. ВЗРОСЛОСТЬ

ГЛАВА 13. РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ: ФИЗИЧЕСКОЕ И КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ .....560

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР .........................................560

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В ПЕРИОДЕ ВЗРОСЛОСТИ .......................562

ОБЩЕЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ......................................566

СЕКС И СЕКСУАЛЬНОСТЬ............................................571

КОГНИТИВНАЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ........................580

ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ У ВЗРОСЛЫХ .......................586

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................598

ГЛАВА 14. ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ ...........601

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР .........................................601

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ....................................602

ЛИЧНОСТЬ, СЕМЬЯ И РАБОТА ........................................603

УСТАНОВЛЕНИЕ БЛИЗКИХ ОТНОШЕНИЙ ................................609

РОДИТЕЛЬСТВО И РАЗВИТИЕ ВЗРОСЛЫХ ................................617

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ ........................................625

ОГЛАВЛЕНИЕ 9

РАБОТА И ПОЛ...................................................636

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................642

ГЛАВА 15. ФИЗИЧЕСКОЕ И КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ В СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ .... 646

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР .........................................646

РАЗВИТИЕ В СРЕДНЕМ ВОЗРАСТЕ .....................................647

ФИЗИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ..........................652

ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНИ ............................................. 661

СОХРАНЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ КОГНИТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В СРЕДНЕМ

ВОЗРАСТЕ .................................................... 670

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................680

ГЛАВА 16. ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ...........682

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР .........................................682

СТАБИЛЬНОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ.................683

СЕМЬЯ И ДРУЗЬЯ: МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНТЕКСТЫ.........................691

ИЗМЕНЕНИЕ СЕМЬИ...............................................702

СТАБИЛЬНОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНИ..............710

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................716

ГЛАВА 17. ПОЗДНЯЯ ЗРЕЛОСТЬ: ФИЗИЧЕСКОЕ И КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ......719

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР ГЛАВЫ....................................719

СТАРЕНИЕ СЕГОДНЯ...............................................720

ФИЗИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАРЕНИЯ....................................730

ПРИЧИНЫ СТАРЕНИЯ..............................................741

КОГНИТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ .......................744

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................756

ГЛАВА 18. ПОЗДНЯЯ ЗРЕЛОСТЬ: ЛИЧНОСТНОЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ . . . 759

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР ГЛАВЫ....................................759

ЛИЧНОСТЬ И СТАРЕНИЕ ............................................761

ВЫХОД НА ПЕНСИЮ: ЗНАЧИМОЕ ИЗМЕНЕНИЕ СТАТУСА......................770

СЕМЕЙНЫЕ И ЛИЧНЫЕ СВЯЗИ .......................................775

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ И ПОЖИЛОЕ НАСЕЛЕНИЕ.....782

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................790

ГЛАВА 19. СМЕРТЬ И УМИРАНИЕ.................................793

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР ГЛАВЫ....................................793

СТРАХ СМЕРТИ ..................................................794

ВСТРЕЧА С СОБСТВЕННОЙ СМЕРТЬЮ...................................798

В ПОИСКАХ ГУМАННОЙ СМЕРТИ ......................................802

ГОРЕ УТРАТЫ И СКОРБЬ............................................809

ЗАВЕРШАЯ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ.......................................816

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................817

ГЛОССАРИЙ ....................................................... 819

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...............................................846

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ.............................................928

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Девятое издание учебника Грэйс Крайг и Дона Бокума представляет собой одно 13 наиболее полных современных учебных пособий по психологии развития. Его 1есомненное достоинство заключается во внимательном рассмотрении всех эта-юв человеческой жизни, включая не только период подготовки к родительству, юбственно пренатальный период, но и старение, умирание и смерть. Другая важ-1ейшая особенность, которая привлекает в данном учебнике, — целостный под-сод к описанию и анализу процесса развития человека. Авторы рассматривают развитие как взаимовлияние многих факторов: биологических, социокультур-гых, собственно психологических. Это позволяет в действительности реализовать комплексный подход к анализу развития человека на каждый из его стадий и зыявить основные закономерности развития человека как индивида, личности и ;убъекта деятельности. На каждой из стадий описываются особенности физиче-;кого, когнитивного, эмоционального, психосоциального развития. Чрезвычайно полезным является освещение развития как процесса, характеризующегося высокой индивидуальной вариативностью. Это закладывает у будущих психологов понимание своеобразия и индивидуальной неповторимости, а также ценности каждой человеческой личности, даже если она отклоняется по своему развитию от стандартных нормативов.

В учебнике очень удачно сочетается рассмотрение методологических, методических проблем и конкретных практических показателей развития.

Девятое издание дополнено новыми научными данными о развитии в современных условиях жизни. В соответствии с этими реалиями показано влияние современной напряженной международной ситуации и последствий военных конфликтов на развитие детей разного возраста, рассмотрены проблемы беженцев, подростков-репатриантов и др. Особое внимание уделено развитию детей, растущих в ситуации постоянной опасности.

В данном издании существенное внимание уделено этическим проблемам психологии развития, как с точки зрения этики научного исследования, так и с позиций философских аспектов добра и зла, их социальных и биологических истоков.

В учебном пособии обсуждаются современные проблемы генетики, роль мутаций в воспроизводстве, введен раздел о клонировании. Обсуждается вопрос о возможностях применения на практике клонирования человека.

В контексте обсуждения влияния среды на психическое развитие рассмотрены модели экологических систем У. Бронфенбреннера с акцентом на углубленный анализ уровня микросистем, в частности, оперантного обусловливания и социального научения.

Необходимо отметить, что данный учебник характеризует глубокое научное и вместе с тем доступное для понимания студентов изложение сложных методологических проблем современной психологии развития. Большой интерес вызы-

Предисловие к русскому изданию 1 1

вает анализ соотношения плавности и стадиальности, сенситивных и критических периодов, их роли в развитии. Авторы привлекают внимание студентов к понятию контекстности развития, рассматривают парадигму цивилизационного развития, дополняя ее введением понятий коллективистской и индивидуалистической культуры. Авторы стремятся к тому, чтобы полученные знания об особенностях психического развития студенты могли применять на практике. Поэтому каждый раздел содержит анализ трудностей и направлений психологической помощи, характерных для данного периода развития. Содержатся, например, разделы «Помощь матерям подросткового возраста в условиях бедности», «Трудности родителей-одиночек» (заметим, что в этом разделе рассматриваются трудности не только матерей, но и отцов-одиночек), «Влияние реформы социального обеспечения на одиноких американских родителей» и др. Несмотря на то что социальные условия Америки и современной России различаются, этот практический опыт, безусловно, может быть полезен российским психологам.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что по широте охвата проблем, глубине анализа и систематизации данное учебное пособие является на настоящий период самым полным и может быть полезно не только студентам, обучающимся психологии, но и практикующим психологам и научным сотрудникам.

Кандидат психологических наук, доцент |Т. В. Прохоренко

Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии развития и дифференциальной

психологии СПбГУ Л. А. Головей

ПРЕДИСЛОВИЕ

История человеческой жизни независимо от культурных особенностей, в которых она протекает, представляет собой богатое событиями и захватывающее драматическое произведение. Комплексное изучение развития человека в контексте (см. глоссарий) является одинаково сложной задачей как для студентов, так и для ученых. Девятое издание «Психологии развития» (Human development, ninth edition) объединяет в себе данные, взятые из различных отраслей научного знания (психология, биология, социология, антропология, история, уход за ребенком и воспитание, медицина и здравоохранение — лишь немногие из них). Такой подход поможет предоставить наиболее полный современный обзор ключевых тем, проблем и противоречий, связанных с развитием человека на протяжении всего его жизненного пути.

Работу над этим изданием «Психологии развития» я снова вела вместе с Доном Баукумом, экспериментальным психологом и опытным клиницистом, чьи личные наблюдения, эклектичный опыт преподавания и увлекательный писательский стиль помогли вдохнуть жизнь в это повествование и придать ему неповторимое своеобразие. При подготовке предыдущего издания мы обнаружили, что личный опыт каждого из нас в практической психологической деятельности изучения проблемы развития, подкрепленный обширным преподавательским стажем, соединяясь с опытом другого, значительно усиливают друг друга. Теперь Дон является моим полноправным соавтором. Вместе мы стремимся предложить вам подробный, зачастую подталкивающий к размышлениям, обзор современной теории и исследований развития, а также их применений в повседневной жизни. В силу огромной широты, открытости, противоречивости и проблематичности этой области студенты обнаружат здесь большое разнообразие точек зрения, подходов и экспериментальных данных. Читатели смогут проанализировать приведенные здесь сведения, соотнести их со своим личным опытом и выработать основанное на обладании полной информацией критическое видение того процесса, посредством которого мы становимся теми, кем мы, люди, являемся, и тех событий, наступления которых в своей жизни каждый из нас вправе ожидать в будущем.

КАКИМИ МЫ ВИДИМ СТУДЕНТОВ СЕГОДНЯ

Современные студенты колледжей гораздо сильнее отличаются друг от друга, чем раньше. Если мы воспользуемся результатами исследования, производимого при помощи метода поперечных срезов, то в одной аудитории сможем обнаружить представителей выборки, значительно варьирующих по возрасту, этнической принадлежности, личному опыту и мировоззрению. Кроме того, студенты сильно различаются по своей академической успеваемости, в частности по степени знакомства с социальными науками, и по своим карьерным устремлениям. Каждый из этих (и многих других!) факторов создает «фильтры», через которые каждый индивид воспринимает человеческое развитие и жизнь в целом. Многие из тех,

Предисловие

 

кто сегодня изучает развитие человека, завтра будут работать в сферах, связанных с оказанием помощи людям, таких как социальная работа, образование, медицина, консультирование, различные направления психологии, управленческие программы. Некоторые из них уже являются родителями, многим еще предстоит стать родителями в будущем; по этой причине в книгу включено большое количество практических советов для молодых родителей, связанных с воспитанием и уходом за детьми.

Мы верим в то, что большинство студентов, безусловно, отличаются ярко выраженным, глубоким интересом к проблемам детства, подросткового возраста и взрослости. Описанием разнообразия вопросов, проблем мы поддерживаем данный интерес к развитию человека. «Психология развития» представляет людей такими, какие они есть в контексте культуры и субкультуры, как в Соединенных Штатах, так и за их пределами. Вместо того чтобы отталкиваться от какой-либо определенной группы, делая на этой основе обобщения, в книге специально предприняты усилия для того, чтобы объяснить, как феномен развития прикладывается или относится к широкому ряду людей. Это разнообразие отражается в современных исследованиях и анализах индивидуальных случаев, описанных в предлагаемом материале. Хотелось бы надеяться, что на страницах этой книги студенты найдут описание себя, независимо от биографии и иных факторов, и в то же время сумеют избежать ограничений, накладываемых этноцентризмом.

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА

При составлении и написании работ о развитии человека всегда существует вопрос об организации материала. Можно располагать исследования и теории развития в тематических главах, посвященных биологическому, когнитивному, речевому, социальному и личностному развитию, или же представлять развитие детей и взрослых в хронологическом порядке, так, как оно происходит в природе, подчеркивая при этом холистические взаимосвязи. «Психология развития» придерживается последнего подхода и описывает в отдельных главах каждый из возрастных периодов, на которые традиционно подразделяется человеческая жизнь: пре-натальный период, младенчество, раннее детство, среднее детство, подростковый и юношеский возраст и далее — ранняя, средняя и поздняя взрослость. Книга открывается двумя главами о подходах к развитию человека и методах его изучения, далее следует глава, где описывается взаимодействие наследственности и среды, и глава о пренатальном развитии, а завершается книга главой, посвященной смерти и умиранию. В середине книги, между уже упомянутыми разделами, находятся данные об основных возрастных периодах, каждый из которых описывается в двух следующих друг за другом главах: первая — о физическом и когнитивном развитии и вторая — о социальном, культурном развитии и развитии личности. Несмотря на эти необходимые разделения, мы не перестаем помнить об определяющей важности комплексного взаимодействия множества разнообразных граней развития, соприкасаясь с которыми возникает целостный человек.

ОПИСАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДАЧИ МАТЕРИАЛА КНИГИ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ЕГО ИЗУЧЕНИЮ

На всем протяжении книги культурные и индивидуальные аспекты развития рассматриваются во взаимосвязи. Информация, приводимая в специальных встав-

Предисловие

ках по ходу текста, также способствует восприятию текста как единого целого. В разделе, озаглавленном «Проблемы исследования развития человека»,представлен широкий спектр данных, мнений, что способствует дальнейшим самостоятельным размышлениям и дискуссии. «Мнения и факты»рассматривают распространенные популярные представления о развитии, иногда подтверждающиеся, а иногда опровергающиеся научными данными. Наконец, «Развитие в условиях современной жизни»посвящено важным современным проблемам теории и практики развития.

Каждая глава этой книги открывается «Предварительным обзором»,в котором предлагаются вопросы, предназначенные для стимулирования интереса к главным рассматриваемым здесь темам. После каждой содержательной части главы следует раздел «Контрольные вопросы»,включающий список вопросов, сформулированных по принципу «истинно—ложно», и один содержательный «Вопрос для размышления»,для ответа на который необходимо проявить умение критического осмысления материала. Ответы, а также список дополнительных вопросов приводятся на нашем сайте поддержки в сети Интернет, о котором будет подробнее сказано далее. На всем протяжении книги для облегчения понимания информации текст сопровождается многочисленными таблицами, в которых изложены краткие обзоры различных точек зрения, дополнительные термины и текущие статистические данные. Рисунки иллюстрируют обсуждения сложных тем, материалов исследований и т. п., а также представляют нам текущие статистические данные в графической форме. Главы завершаются «Резюме»,в котором обобщаются основные обсуждаемые в них темы и проблемы. Определения ключевых терминов собраны в объемном «Глоссарии»,расположенном в конце книги.

Медиа-поддержка 9-го издания «Психологии развития»

Сайт Поддержки 9-го издания «Психологии развития»находится по адресу www.prenhall.com/craig. Написанное Доном Бокумом, это онлайновое учебное руководство предоставляет студентам обзоры материала каждой главы, позволяет им выполнить проверочные задания и немедленно ознакомиться с полученными результатами. Кроме этого, к каждой главе предлагается список ссылок к дополнительным Интернет-ресурсам для изучения тем курсовых работ. Каждая глава содержит описание цели, вопросы в форме выбора из нескольких вариантов ответов, вопросы, требующие ответа «правда—ложь», задания заполнить бланки, эссе, веб-каталоги и ответы к разделу «Проверь себя. Контрольные вопросы», расположенные в каждой главе.

Учебные курсы он-лайн.Для профессоров, заинтересованных в использовании в читаемых ими курсах Интернета и учебных курсов он-лайн, Prentice Hall предлагает полностью адаптированные онлайновые программы в WebCT, Black-Board и Course Compass Пирсона, поддерживаемые Blackboard. Дополнительную информацию вы можете получить, посетив www.prenhall.com/demo.

ЧАСТЬ I

НАЧАЛО

ГЛАВА 1





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (387)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.028 сек.)