Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Коммуникативная компетентность личности



2015-11-10 1282 Обсуждений (0)
Коммуникативная компетентность личности 0.00 из 5.00 0 оценок




Условия формирования психологической готовности

ГОТОВНОСТЬ К РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ – интегральное психологическое образование, которое создает субъективные предпосылки профессионального поведения и деятельности в ситуации конфликта. Включает мотивационно-ценностный, когнитивный и операционно-исполнительский блоки. Мотивационно-ценностный компонент готовности представляет собой широкую гамму гуманистических установок и профессионально обусловленных личностных качеств: наблюдательность, справедливость, доброжелательность, выдержку, терпимость, самообладание, объективность и беспристрастность, интуицию, профессионализм. Когнитивный компонент Г. к р. к. предполагает знание фундаментальных положений человековедения, закономерностей анатомо-физиологического и психического развития различных возрастных групп, методики комплексного изучения личности, причин возникновения конфликтов, методов и приемов диагностики конфликтных ситуаций, способов коррекции и разрешения конфликтов. Операционно-исполнительский компонент Г. к р. к. предусматривает умение соблюдать права и свободы человека, предвидеть и предупреждать конфликты, осуществлять диагностику и коррекцию девиантного поведения, анализировать природу конфликтов и находить адекватную ей инструментовку их преодоления. Критерии сформированности Г. к р. к.: представление о конфликте; отношение личности к себе, к др. и к ситуации конфликта; особенности реагирования в ситуации воображаемого и реального конфликта. Формируется в дошкольном возрасте (О. В. Нифонтова, 1999), получает свое развитие и коррекцию в ходе социализации. Условиями формирования Г. к р. к. являются обучение анализу конфликтных ситуаций, моделирование жизненных ситуаций, а также включение человека в значимую для него ситуацию общения и деятельности, активное участие в выполнении разнотипных заданий (аналитических, проективных, конструктивных, моделирования конфликтной ситуации, оценочных), а также ролевые игры, анализ практических ситуаций и др. (Г. М. Болтунова, 1990).

 

 

Коммуникативная компетентность личности

Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии.Коммуникативная компетентность — это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения.Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

Коммуникативная компетентность выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и ее специфические проявления в профессиональной деятельности. Одним из условий коммуникативной компетентности является выполнение определенных правил и требований. Наиболее значимые из этих правил состоят в следующем:

Наиболее общим правилом является правило, согласно которому нельзя приступать к сообщению мысли, если она непонятна или не до конца понятна самому себе.

Правило «постоянной готовности к пониманию». Существует большое количество семантических и личностных барьеров, которые часто приводят к неполному и неточному пониманию сообщений.

Правило конкретности. Следует избегать неопределенных, двусмысленных, расплывчатых выражений и слов, а без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециализированными терминами.

Правило контроля над невербальными сигналами. Недостаточно контролировать только свою речь и содержание сообщения. Необходим также контроль над его формой в той части, которая касается его внешнего «сопровождения» — мимикой, жестами, интонацией, позой.

Правило «собственной неправоты». При коммуникации всегда необходимо допускать, что личная точка зрения может быть неправильной. Это часто предостерегает от серьёзных ошибок.Правило «места и времени». Эффективность любого сообщения резко возрастает в случае его своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, в которой оно реализуется.Правило открытости означает готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, а также способность принимать и учитывать точку зрения собеседника.Правило активного и конструктивного слушания — одно из основных условий эффективных коммуникаций.Правило обратной связи. Именно это правило, в конечном счете, обеспечивает достижение главной цели коммуникативного процесса — взаимопонимания.



2015-11-10 1282 Обсуждений (0)
Коммуникативная компетентность личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Коммуникативная компетентность личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1282)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)