Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Федеративное государство





Это союзное государство, части которого (штаты, земли, округа) имеют государственном суверенитете, что, однако, не нарушает целостности всей союзного государства Эти части принято называть субъектами федерации Они имеют собственное законодательство, свою судебную систему, самостоятельные органы управления Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют также общефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование ф едеративнои государства как единого целого Федерализм предполагает определенную децентрализацию власти и распределение полномочий, обеспечивает единство и целостность государственно-правовой структуры с автономностью ее складов иових.

Для федерации характерны следующие признаки:

1) существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации;

2) возможность установления так называемого двойного гражданства, то есть гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;

3) две системы законодательства - общефедеральном и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации, и по вопросам совместного ведения

4) субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;

5) двухканальная система налогов, предусматривающий наряду с за-гальнофедеральнимы налогами и налоговую систему субъектов федерации

настоящее время в мире насчитывается более двух десятков федеративных государств Они образованы на равных основаниях, имеют разный строй, разную степень развития и т.п. (Российская Федерация, США, ФРГ, Индия, Бельгия, А Австрия, Швейцария, Мексика, Канадаи др.) Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакамами.

государства с федеративной формой государственного устройства стали возникать вместе с появлением в XVII-XVIII вв республик, одновременно с волной буржуазно-демократических революций Пожалуй, наиболее известным примером федер рации являются Соединенные Штаты Америкики.



Сегодня эта форма государственного устройства характерна в основном для крупных и средних по территории демократических государств, особенно многонациональных, где принцип суверенитета каждой нации может найти отб биение в предоставлении государственности в рамках федерации (Российская Федерация и Республика Индия - хороший тому пример.

В федеративных государствах на конституционном уровне разграничиваются полномочия между центральными органами власти и органами власти субъектов федерации Это способствует (наряду с делением государственной власти на три \"ги илкы \") децентрализации и разделения властей, что предотвращает ее концентрации Как правило, к ведению общефедеральных органов власти относятся внешняя политика, оборона страны, экономическая, социальная и идеолого гическая политика, принятие общефедерального законодательства, регулирования торговли, транспорт и коммуникации; к компетенции органов власти субъектов федерации входит решение вопросов формирования органе у власти на своей территории, принятие своего законодательства, иногда налоговая политика В рамках федерации различными способами решается вопрос о принадлежности природных ресурсов и, соответственно, о праве на регулирование и получение доходов от этих объектов Под юрисдикцию федерации природные ресурсы попадают в Швейцарии и Мексике, под юрисдикцию субнациональных образований - в Канаде и Австралии В сфере бюджетных отношений в федеративных государствах есть огромное разнообразие национальных систем, которые часто противоречат стандартной теории оптимальной модели Причины этого кроются в сильном влиянии политики, исторических особенностей формирования государствомормування держав.

В некоторых федерациях, например в ФРГ, Швейцарии, Бразилии, Индии, в также сфера так называемой конкурирующей законодательной компетенции, суть которой заключается в том, что по определенному кругу вопросов субъекты федерации имеют право законодательствовать лишь тогда и настолько, когда и насколько федерация не использует свои законодательные полномочия Довольно сложный способ разграничения полномочий возник в сравнительно молодых ф едерациях (Россия, Индия, ОАЭ и др.) Он предусматривает разграничение предметов ведения в трех сферах: исключительная компетенция федерации, сфера совместного ведения федерации и ее субъект ов и сфера исключительного ведения субъектов федерации В ФРГ при колизии норм, определяющих компетенцию союза и земель, действует в 31 основного закона, устанавливает приоритет федерального права В случае вы возникновение конфликта между компетенцией различных государственных структур последнее слово остается за Федеральным конституционным судом В руках федерации остается и такой важный рычаг в случае возникновения конф локтями, как изменение распределения компетенции путем внесения изменений в Конституциититуції.

Каждой федерации приходится решать ряд проблем общего характера: суверенитета; разграничении предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами, создание механизма поддержания бы баланса интересов внутри федерации; экономического выравнивания регионов и условий жизни людей, формирование единой правовой системы федеративного государства и механизма реализации права, сохранение цилиснос те союзного государства и т.д. С современных позиций федерализм отнюдь не требует полной симметричности во всех сферах отношений между центром и субъектами федерации История знает достаточно примеров, когда федерации м али (или должны) асимметричный характер, т.е. когда отдельные субъекты федерации владели (или владеют) различным статусом, имели (или имеют) неодинаковые права, в том числе в сфере межбюджетных или межправительственных их относиин.

Можно выделить следующие правовые формы асимметричных федераций

Во-первых, это структурно асимметричные федерации В составе таких федераций является как образование, имеющих статус субъекта федерации, так и образования, не имеют этого статуса Так, в состав Канадской Федерацией ее входят 10 провинций и 2 федеральные территории (Юкон и Северо-Западные территории), в Пакистане существуют 4 провинции и федерально управляемая Полоса племен, в США - 60 штатов и 7 других различных административных тивно-территориальных единиц Конечно, количество несубьектив федерации невеликика.

Во-вторых, в составе федерации могут выделяться две (или более) категории субъектов Примером такой федерации является Россия, среди 89 субъектов которой являются республики, края, области, автономная область, авто ономни округа и города федерального значения В Канаде, например, в 1981 г. из десяти ее провинций две (Квебек и Онтарио) имели право вето в принятии решений, что было законодательно закрепленено.

В-третьих, может наблюдаться скрытая асимметричность федерации, когда ее субъекты, формально имея равный статус, в определенных сферах деятельности рассматриваются неодинаково (например, неодинаковое представителями ицтво земель в верхней палате парламента ФРГ, неодинаковое представительство субъектов ОАЭ в консультативных Национальном собрании, назначаемых эмирами.

Многие федераций имеет более чем одну из названных выше форм асиметрии Вместе с тем в теории и практике зарубежного конституционализма получила дальнейшего развития идея утверждения государства-нации, воплотившей ася в юридической теории национального единства, разработанной представителями Массачусетского школы права Согласно этой концепции американский союз следует понимать как результат договора между индивидами составляющих американский народ, а не между штатами как таковыми Вся последующая мировая практика подтвердила, что в федеративном государстве разделение суверенитета невозможно, и в отношениях между федеральным центром и субъектами федерации может идти только о разделе правительственных функциицій.

Следуя этому принципу, Основной закон ФРГ четко закрепил верховенство федерального права над правом земель Федерация может в общенациональных интересах объединить земли, центральная власть п право сместить высшее должностное лицо субъекта федерации в случае грубого нарушения им федерального законодательства По Конституции Индии на федеральный центр возлагается обязанность охранять штаты от внеш ишньои агрессии или внутренних беспорядков, что дает возможность Союза вмешиваться в дела, которые находятся исключительно в ведении штатов Такой механизм контроля над штатами в принципе позволяет в период чрезвычайного ичайного состояния превратить федеративное индийскую государство в унитарноерну.

То, что кантоны Швейцарии согласно Конституции 1874 г именуются суверенными и имеют в своем распоряжении все права, не переданные федеральной власти, вовсе не умаляет суверенитета союзной держа Ави Интересно, что Швейцария официально называется трех языках романской группы конфедерацией, а в немецкоязычной части страны применяется наименование Eidgenossenshaft, что дословно означает \"товарис тво, основанное на клятве \"Однако с формально-юридической точки зрения Швейцария является федеративным государством Кантоны не имеют права сецессии, их основные законы не могут противоречить Конституции Союза Они могут иметь только республиканскую форму правления и обязаны придерживаться определенных форм непосредственной демократии Конституции кантонов в обязательном порядке утверждаются Федеральным собранием республик и И то, что федеральный центр должен учитывать во многом мнению кантонов, свидетельствует о отработанную веками практику отношений между разноязычными группами населения, имеющих различные этнические и куль турне корни Швейцарской федерации, официально продолжает именоваться конфедерацией, удалось найти ту золотую середину в отношениях между сильным федеральным центром и достаточно самостоятельными субъектами федерации, когда полно обеспечивается интерес всех субъектов федеративных отношений Большую роль в ослаблении противоречий играет хорошо отлаженная судебная система Мексиканская конституция тракта является суверенитет штатов как широкую самостоятельность в решении ими своих внутренних проблемойх внутрішніх проблем.

Для федераций, субъекты которых имели на момент образования союза разный уровень экономического развития, актуальным является его выравнивание Возможны три варианта решения этой проблемы: развитие и создание макси имально благоприятных условий для богатых и перспективных регионов, за счет которых осуществляется поддержка бедных территорий (США), создание равных условий жизни во всех субъектах федерации путем регулирования я системы налогообложения, дотаций, регулирования занятости и т.д. (ФРГ), поддержка государством только проблемных районов, находящихся в менее благоприятных по сравнению с другими условиях (Скандинавия) В Индии сущ уе система взносов и дотаций штатам со стороны Союза в случае, если средств в распоряжении штатов оказывается недостаточнойьо.

 

Конфедерация

возникает, как правило, на непродолжительный срок, для решения каких-либо общественных задач (объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, ресниц йськовий деле, культуре или искусстве, экономике и т.д.) Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управления; зачастую создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органи.

Исторически эта форма сложилась вместе с федерацией, но на практике встречалась и встречается крайне редко Конфедерация фактически является переходной формой государственного устройства, и поэтому ее существования, как правило, охватывает сравнительно короткий временной промежк.

Примерами кратковременных недолговечных государственных конфедеративных объединений могут быть Объединенная Арабская Республика - союз Египта и Сыры, существовавшего с 1958 по 1961 p, а также создана в 1982 г сенеги Амби - конфедерация западно-африканских государств Сенегала и Гамбии К середине 80-х годов Сенегамбия фактически прекратила существование как единый государственный организізм.

Описанные выше три формы государственного устройства являются основными, однако есть еще особая форма ассоциированного государственного объединения, именуемая содружеством Здесь суверенные, независимые государства выступают по отношению Объединить объединений как \"ассоциированные участникисниці".

Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейского Сообщества По экономических предпосылок (общего рынка) и единого правового среды (создаваемой, в частности, Судом Есть ЕС в Люксембурге) происходит углубление государственной интеграции, что может воплотиться в переходе к конфедеративного государственного устройства, а то и к федеративному государственному образованию (интеграционные процессы последних лет в рамках Европейского Сообщества свидетельствуют о том, что его страны шаг за шагом приближаются к уровню государственной интеграции, характерной для федерации) Близкий к конфедерации союз России и Белоруссі.

 

Политический режим

Деспотический режим (от греч. despoteia неограниченная власть). Форма правления абсолютная монархия. Власть осуществляется исключительно одним лицом. Перепоручение некоторых управленческих дел другому лицу, пользующемуся доверием монарха (на Востоке этот человек называется визирем) Деспот лично осуществляет карательную и налоговую функции. Для деспотии характерно жестокое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения, причём санкции применяемые при этом, потрясают своей суровостью. Часто применяется смертная казнь, при этом власть стремится к ее наглядности, с тем чтобы посеять в народе страх и обеспечить его повиновение. Деспотический режим характеризуется полнейшим бесправием подданных, отсутствием элементарных прав и свобод.В России особо ярко выражен во время правления Ивана Грозного, Петра I.

Тиранический режим (от греч. — мучитель) Устанавливается обычно на территории, подвергшейся военному завоеванию. Он основан на единоличном правлении, однако, характеризуется наличием института наместника, а не института доверенного лица (визиря). Власть тирана жестока, чтобы посеять страх среди населения. Физическое и моральное насилие не только над людьми, но и над обычаями народа. По сравнению с деспотией тирания представляется все же чуть менее суровым режимом. ≪Смягчающим обстоятельством≫ служит здесь факт угнетения не своего, а чужого народа.Особо распространен был в Греции, выделяют несколько исторических типов тирании: раннегреческая (или старшая) тирания; проперсидская тирания в завоёванных персами греческих городах Малой Азии и на островах Эгейского моря; позднегреческая (или младшая) тирания. В России в период татаро-монгольского ига.Тирания (до недавнего времени Иран).

Тоталитарный режим (от лат. — полный, всеобъемлющий) Экономической основой тоталитаризма является крупная собственность. Тоталитарное государство характеризуется наличием одной официальной идеологии. Совокупность представлений о социальной жизни задается правящей элитой. Среди таких представлений выделяется главная ≪историческая≫ идея: религиозная, коммунистическая, экономическая и др. Формулируется идея просто, чтобы могли понять и принять к руководству все слои общества. Монополия государства на средства массовой информации. Существует одна правящая партия, которая объявляет себя ведущей силой общества., происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. Центром тоталитарной системы является вождь. Устанавливается контроль над всеми сферами жизни общества: политической, экономической, личной и др.. Личность ограничивается в правах и свободах, хотя формально они могут даже провозглашаться. Одна из основных характеристик тоталитаризма — милитаризация.В настоящее время существует в Северной Корее. А также в истории режим Сталина в СССР, в более сдержанной форме режимы Франко в Испании, Мао в Китае, талибов в Афганистане, Пиночета в Чили, Саддама Хусейна в Ираке, де Голля во Франции, Ф. Кастро на Кубе и другие.Тоталитарный (примеры: Албания, Северная Корея, Китай).

Фашистский (расистский) режим (от лат. — пучок, объединение) Замешан на националистической (расистской, шовинистической) идеологии, которая возводится в ранг государственной. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, их права и обязанности зависят от национальности. Одна нация объявляется ведущей в государстве или даже в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Милитаризация, поиск внешнего врага, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия существенно отличают фашизм от тоталитаризма, который ищет врагов внутри государства и на них обращает всю мощь карательного аппарата. В остальном фашизм сходен с тоталитаризмом, и поэтому многие считают фашизм как бы разновидностью тоталитаризма. Сходство этих двух видов политического режима проявляется и в геноциде. Однако в тоталитарном государстве он осуществляется в отношении собственного народа, а в фашистском — в большей мере против некоренных наций или наций других государств.В современном мире не встречается. Режимы Гитлера в Германии, Муссолини в Италии.

Авторитарный режим (от лат. — властный) При авторитарном режиме власть не формируется и не контролируется народом. Выборы проводятся формально. Реально жизнь в стране направляется волей правящей элиты, которая себя не ограничивает правом, а живет по своим правилам. Внутри правящей элиты выделяется лидер. Его влияние очень значительно, но он не склонен принимать решения единолично. Авторитарное государство опирается на полицейский и военный аппарат. Суд в таком государстве - вспомогательный инструмент. Широко используются также внесудебные методы расправы (психиатрические больницы, выдворение за границу). Оппозиция при авторитарном режиме не допускается. Личность не пользуется конституционными правами и свободами, даже если они и провозглашаются на бумаге. Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностными. На фоне абсолютного контроля авторитарного государства в политической сфере наблюдается относительная свобода в иных сферах, особенно в духовной.В настоящее время существует в Китае и Иране. В истории: Эфиопия до 1947 г., Непал до 2007 г., Никарагуа до 1979 г., Филиппины при Ф. Маркосе в 1972—1985 гг., Алжир, Бирма, Гвинея, Мозамбик, Венесуэла, Танзания, Г. А. Насер в Египте, Х. Перона в Аргентине и другие.Авторитарный (примеры: Чили, Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Аргентина).

Либеральный режим (от лат. — свободный) Опирается на либеральную идеологию, основанием которой является требование ограничения до минимума вмешательства государства в частную жизнь граждан. Либеральное государство провозглашает формальное равенство всех граждан. Провозглашается свобода слова. Экономическую основу либерализма составляет частная собственность. Либеральный режим допускает существование оппозиции. Многопартийность — необходимый атрибут либерального общества. Государственные органы формируются путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий или отдельных кандидатов. Государственное управление осуществляется на основе принципа разделения властей. Государственное управление и правовое регулирование осуществляются на основе децентрализации: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть, сами организации и граждане.В настоящее время все европейские страны, в том числе и Россия.

Демократический режим (от греч. — народовластие) Предоставляет гражданам широкие права и свободы, а также обеспечивает социально-экономическую основу их осуществления. Источником власти является народ. Представительные органы и должностные лица в государстве здесь также избираются, но критерием избрания являются не политические, а их профессиональные качества. Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения становятся нормой жизни. Наряду с государственными создается система органов прямого участия граждан в управлении делами общества. Нормативное регулирование приобретает качественно новый характер: наряду с правом как главным социальным регулятором жизни либерального общества все большее значение приобретает мораль. Гуманизм и нравственность — отличительные признаки демократического государства.Либеральные страны стремятся к абсолютно демократическому режиму, пока ещё не выполняются некоторые признаки демократического режима.Демократический (большинство правовых государств)США,Канада.

 

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (339)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)