Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ





Поведение человека иногда может быть причиной возникновения конфликта в системе межличностных отношений. Конфликтное поведение бывает осознанным и неосознанным. В первом случае индивид намеренно создает конфликтные ситуации и своими действиями поддерживает развитие конфликта.
Подобное поведение объясняется многими причинами: желанием личности таким способом самоутвердить с я; конфликтная ситуация раскрывает истинную позицию партнера по общению, поэтому противоречие создается для выяснения мотивов действий другой стороны; конфликт выявляет индивидуальные качества личности, проецирует его социальные установки, систему ценностей; намеренное внесение раздора с целью установления новой системы отношений.
Осознанное конфликтное поведение могут использовать ведущие и инструкторы тренингов в своей профессиональной сфере. Моделирование конфликтных ситуаций в тренингах и на деловых играх запускает механизм сплочения коллектива, генерации нестандартных решений и поиска стратегий выхода из конфликта. Модели конфликта являются эффективными приемами в профилактике и предупреждении конфликтных ситуаций в реальной жизни и взаимодействиях.
Неосознанное конфликтное поведение – более частый пример в системе межличностных отношений. Конфликтное поведение в этом случае детерминировано:
– некомпетентностью индивида;
– отсутствием практик и опыта конструктивного и бесконфликтного ведения общения;
– индивидуальными особенностями психики и характера человека;
– неразвитыми социальными и морально нравственными установками субъекта межличностных отношений;
– неорганизованной или слабо организованной системой норм, правил, регулирующих по ведение и определяющих допустимые формы;
– низкой культурой общения в социальной общности и ее представителя в частности;
– нарушением баланса ролевых отношений: несоответствие занимаемой роли и роли, которую ожидают окружающие;
– неуправляемостью с предъявляемыми требованиями;
– реакцией индивида на фрустрацию, физическое состояние, депрессию;
– проблемы в личностно значимой сфере могут привести к агрессии и конфликтному поведению в другой сфере.
Причин конфликтного поведения может быть много, так как в основном они имеют субъективную природу. Объективная составляющая поддается корректировке, например обучением навыкам рациональной критики, аргументированию своей позиции, невербальной коммуникации. Уровень компетентности особенно важен в сфере менеджмента. Некомпетентное управление и, как следствие, конфликтное поведение приводит к серьезным негативным последствиям на любом уровне.

ГРАНИЦЫ КОНФЛИКТА

Любой конфликт имеет определенные границы. Например, границы в пространстве, во времени, внутренние или внешние. Пространственная граница конфликта– это та территория, на которой происходит конфликт (море, суша, воздух и т. д.). Территория может быть физической (или географической) и социальной. Социальное пространство подразделяется на три вида:
1) экономическое (например, финансовая борьба);
2) социальное (например, непосредственное окружение или группа лиц);
3) символическое (различные атрибуты власти и престижа: флаги, портреты, памятники, гимны, улицы и др.).
Наибольшее значение определение физических границ имеет в вопросах международных отношений и противоречий.
Временная граница конфликта
– это продолжительность конфликта. Различают кратковременные, периодические или продолжительные конфликты.
Начинается конфликтпри внешнем проявлении своих действий одного участника, при условии, что тот участник, на которого эти действия направлены, осознает их как враждебные для себя и начинает им противодействовать. Совпадение перечисленных трех условий определяет начало конфликта. Если индивид только осознает негативность направленного на него акта поведения, но не противостоит ему своими действиями, то конфликт нельзя считать начавшимся. Действия противоборствующих сторон при начавшемся конфликте должны быть объективными и выраженными физически, а не мысленно. Противоположность позиций – это еще не конфликт. Мысленное планирование будущей конфликтной ситуации некоторыми теоретиками конфликтологии определяется как латентная стадия конфликта.
Считать конфликт оконченным можно вразличных ситуациях:конфликт исчерпан; выход из конфликта одной из сторон (например, в военное время); вмешательство в конфликт третьей стороны (медиаторы, судьи); прекращение действия всех противоборствующих сторон.
Еще одним аспектом определения границы конфликта является количество участников (организаций или групп) или элементов системы конфликта. Если внешний конфликт может быть исчерпан и ситуация восстанавливается сама собой, то внутрисистемный конфликт должен разрешиться. Определение внутрисистемных границ конфликта связано с выявлением всех конфликтующих сторон.
Элементами системы могут являться:
1) непосредственно противоборствующие стороны;
2) организаторы конфликта, не участвующие в эскалации конфликта;
3) подстрекатели;
4) советники;
5) сторонники конфликта.
Определив все элементы системы конфликтной ситуации, можно воздействовать на происходящие процессы.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (418)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)