Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Культура и цивилизация. Цивилизация (от лат





Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный, политический, достойный гражданина, подобающий гражданину) — понятие, не менее широко, чем «культура», применяемое в истории, антропологии, культурологии. В эпоху Просвещения в Европе цивилизация связывалась с совершенствованием нравов, законов, искусства, науки, философии. Историки периода Реставрации во Франции, немецкие историки, английские их современники в ХIХ веке пользовались этим понятием уже очень широко и издали целый ряд трудов об истории цивилизации в странах Европы и Америки. К. Маркс увязывал цивилизацию с товарным производством, с эксплуатацией человека человеком. Русские «западники» (Т. Грановский, П. Чаадаев и др.) однозначно отождествляли цивилизацию вообще с западной цивилизацией, признавая вместе с тем единство исторического процесса. В. И.
В публикациях историков и других обществоведов 20-го века термин «цивилизация» чаще всего используется для обозначения определеннойступени развития культуры. Конкретная культура, развиваясь, может стать цивилизацией. Иначе говоря, в результате изменений в производительных силах, в сознании людей конкретно-историческое общество на определённой стадии развития культуры создает цивилизацию. Как правило, цивилизация связывается с возникновением государственности, городов, письменности, единой системы мер и весов, развитием общей религии, системы права и т. п.
В то же время «цивилизация», так же как и «культура», тоже может обозначать как реальное исторически конкретное общество, так и отдельную его сторону, характеристику («древнеримская цивилизация», «минойская цивилизация» и в то же время — «христианская цивилизация» и т. п.).
Единого общепринятого значения термина «цивилизация» не существует, в разных контекстах этот термин может обозначать прямо противоположные понятия.

На Западе сейчас наиболее распространено понимание цивилизации как совокупности исторических, географических, социокультурных и прочих особенностей того или иного конкретного общества, народа, страны. Словарь «Американское наследие» (The American Heritage, третье изд.) сообщает, что цивилизация — это «1. Продвинутое (advanced) состояние интеллектуального, культурного и материального развития в человеческом обществе, отмеченное прогрессом в искусствах и науках, интенсивным использованием письменности, появлением комплекса политических и социальных институтов; 2. Тип культуры и общества, развитый отдельной нацией или возникший в определенном регионе или в конкретную эпоху: «цивилизация майя», «цивилизация древнего Рима»; 3. Акт или процесс совершенствования или обогащения цивилизованного состояния; 4. Культурное или интеллектуальное совершенствование, рафинирование, хороший вкус; 5. Современное общество с его комфортом: «Возвращение к цивилизации после отпуска, проведенного в горном лагере». Другое современные западные справочные издание определяютцивилизациюкак состояние человеческого общества. Обязательными признаками такого состояния являются высокий уровень духовно-культурных и технологических достижений и наличие определенного комплекса результатов социального и политического развития. Важнейшие из них: (1) классовое расслоение, при котором каждая страта отличается степенью её контроля над главными производственными ресурсами или собственностью; (2) политические и религиозные иерархии, которые дополняют друг друга в управлении территориально организованными государствами; (3) комплекс общественного разделения труда, с профессиональными ремесленниками, работниками искусства, военными, учёными, священнослужителями, бюрократией и т.п., существующими наряду с массой первичных сельскохозяйственных производителей.



Основу развития культуры и всех сфер деятельности составляет материальное производство. Здесь важнейшую роль играют способы деятельности, способы и методы преобразования вещества, энергии и информации, известные под названием «технология».
Технология — общий термин для обозначения прежде всего процессов, с помощью которых род человеческий создает средства для улучшения понимания материальной среды своего обитания, для усиления контроля над этой средой, её преобразования и более разумного управления ею. Указанные средства могут быть информационными («идеальными»), в числе которых — научные гипотезы, теории, методики расчета и т.п., а также материальными — орудия, приборы, системы машин. Термин происходит от греческих tekhne, обозначающего искусство формообразования, ремесло, и logia, значившего область познания; таким образом, технология означает изучение, или науку, или ремесло, сноровку. В антропологии технология — корпус знаний, доступных цивилизации, используемых для формирования орудий, для реализации умений и навыков ручного труда, а также для получения и накопления различных материалов (веществ).
Технологию часто (и не случайно!) на уровне обыденного сознания путают с наукой. Это происходит потому, что большинство современных технологий в конечном счете основаны на так называемых фундаментальных науках — таких дисциплинах, как физика, химия, биология и других отраслях знания, имеющих дело с изучением, измерением и пониманием явлений природы. Технология — применение фундаментальной науки, особенно в промышленных и коммерческих целях, научный метод достижения таких целей. В простейшем смысле, наука выясняет «почему», а технология — «как».

Главное назначение технологии — найти наиболее эффективные способы, методы преобразования вещества, энергии и информации («Как сделать?»). В современном контексте технология как сфера знания и деятельности отвечает в первую очередь за сферу материальной деятельности, в том числе хозяйственной, и обеспечивает взаимосвязь между материальной и духовной сферами. Простой здравый смысл вообще ограничивает значение термина «технология» только индустриальными методами, то есть материальной деятельностью. Вместе с тем технология в широком смысле есть не что иное, как алгоритм деятельности. Это правила действий, своеобразные рецепты получения желаемого результата. Современное словоупотребление начинает включать в технологию и саму производственную, научную и т.п. деятельность, так что «технология» становится своеобразным синонимом науки, техники и вообще производства.

В любом случае цивилизация в её действительности включает в себя систему деятельности человека, всё множество способов, технологий, орудий и т. п., возникающих начиная с определенной ступени (уровня) существования общества.
Поэтому технология как система деятельности и культура связаны самым тесным образом, неотделимы друг от друга. Очевидно, что технология есть продукт культурного развития. В то же время технология является показателем уровня развития культуры: культура общества, широко использующего компьютерную технику и, скажем, электронные микроскопы, в общем выше, чем культура общности, знающей лишь каменные орудия. Упоминавшееся выше «энергетическое» определение культуры прямо основано на освоенных обществом технологиях, на рациональности и эффективности использования энергии в производстве, то есть произведено от совершенства технологии. Технология выступает и как основа дальнейшего развития культуры, и как необходимое условие ее совершенствования.
Опыт человеческой истории убедительно доказывает: технология — важнейший детерминант культуры, не менее существенный для формирования человеческой жизни, чем философия, религия, социальная организация или политическая система. Более того, в самом широком смысле все эти сферы деятельности — тоже аспекты технологии. Французский социолог Жан Эллюль определил технику как совокупность всех рациональных методов во всех сферах человеческой активности, так что, например, образование, юриспруденция, спорт, пропаганда и общественные науки в этом смысле являются технологиями.

Сегодня часто отмечается, что важнейшей составляющей цивилизации является наряду с наукой и техникой гражданское общество со всем комплексом своих атрибутов: системой права, автономной и правопослушной личностью, равенством всех перед законом и свободой. Точно так же цивилизация выступает и как определённый уровеньнравственности, гуманизма действующих в обществе нормативов. Конечно, нормативы и ценности существуют в любой социальной системе, и само по себе наличие системы норм вовсе не обязательно свидетельствует о достижении обществом уровня цивилизации; представление цивилизация как системы нормативов необходимо в ряде познавательных ситуаций, например, при исследовании нравственныхпроблем современного общества.Цивилизация может способствовать дальнейшему совершенствованию интеллекта, техники, познания, гражданского строя и т. п.

Цивилизация, как уже отмечено, связана с городом, государством, гражданственностью. Поэтому наиболее очевидно цивилизация в том виде, который вызвал столь резкое её неприятие многими мыслителями от Руссо до Шпенглера, проявляется в урбанизации, в распространении индустриального производства и технологий, основанных на механических (не кибернетических или биологических) технических комплексах. Именно механическая, индустриальная техника и связанные с нею изменения в обществе (такие, как формирование механической дисциплины труда, предрасположенность к механистическому мироощущению, омассовление сознания и быта, широкое распространение в массовом сознании жесткого меркантильного рассудочного рационализма, ориентированного на потребление материальных благ), позволили О. Шпенглеру связатьцивилизацию с упадком, «закатом», гибелью, деградацией культуры.
Известны точки зрения, когда культура и цивилизация отождествляются. Словарь «Американское наследие» указывает, что «культура» и «цивилизация» являются синонимами. «...культура, или цивилизация, — это расцвет собственно человеческой жизни, затрагивающий не только материальное развитие,... но также и прежде всего моральное развитие, развитие умозрительной и практической деятельности (художественной и этической), что заслуживает, собственно, названия человеческого развития» (Ж. Маритен). Такое понимание соотношения культуры и цивилизации чаще встречается в работах французских исследователей.
Встречается также, и достаточно часто, противопоставление культуры и цивилизации.
Ещё русские славянофилы начали развивать тезис о духовности культуры и бездуховности цивилизации, противопоставлять цивилизацию как чисто западное явление культуре. Такая концепция была четко сформулирована Н.Я. Данилевским. П.А. Сорокин указывал, что идеи Н.Я. Данилевского во многом предвосхитили нашумевшую в начале ХХ века книгу О. Шпенглера «Закат Европы». О. Шпенглер довел характерное для обществознания Германии противопоставление культуры и цивилизации до логического конца. В своей книге он описал цивилизацию как заключительный этап развития культуры, как «смерть» культуры, тем самым представив цивилизация и культуру как взаимоисключающие, полярно противоположные состояния. Если культура есть естественное развитие социальных систем, то цивилизация становится гибелью культуры. Шпенглер считал главными чертами цивилизация «острую холодную рассудочность», интеллектуальный холод, практический рационализм, смену душевного бытия умствованием, преклонение перед деньгами, развитие современной (это писалось в 1917 году) науки, иррелигиозность и тому подобные проявления.

На этой основе возникает, как отмечается в литературе, небезопасная тенденция вообще связывать культуру с бедностью, противопоставлять благосостояние, материальную обеспеченность духовности и культуре.Данная тенденция тем более опасна, что её можно связать с высказываниями Христа и его сподвижников о греховности богатства, о блаженности нищих. В России некоторые писатели-«деревенщики» стали даже утверждать, что культура имеет место только там, где нет цивилизации. Это, в свою очередь, дает возможность заключить, что культура вовсе не связана с образованностью, этикетом, даже грамотностью.

Оппозиция «культура — цивилизация» снимается, если понимать цивилизацию как некоторый продукт культуры, как её специфическое свойство и составляющую:
ЦИВИЛИЗАЦИЯ — это создаваемая социумом в ходе культурного процесса система средств для интенсификации процесса реализации потенций человека.
Таким образом,цивилизация — определённый результатфункционирования культуры, средство и условие её изменения.
Такое понимание соотношения культуры и цивилизации предлагалось американскими учеными («цивилизация — вся совокупность организационных средств, с помощью которых люди пытаются достигнуть тех целей, которые зашифрованы в понятии «культура»). Так понятая цивилизация не выступает фатальной противоположностью культуры, заключительной фазой её развития. Напротив, она оказывается неизбежным продуктом культуры и столь же необходимым инструментом, равно как и условием, её дальнейшего развертывания. Цивилизация тогда может быть представлена и как феномены гражданского общества, как достаточно развитые явления сущности культуры.Возможно говорить и об уровне или степени цивилизованности той или иной культуры.
Как всякое средство, цивилизация оказывается достаточно самостоятельной и способной активно воздействовать на самое культуру, на изменения человека. Поскольку цивилизация опредмечивается и овеществляется в самых различных системах, в том числе и чисто вещественных, она может вызывать в обществе изменения как положительные с точки зрения нравственности, гуманности, духовности, так и отрицательные. Как и культура, цивилизация сама по себе не может оцениваться в нравственном, этическом смысле: она в этом отношении нейтральна. Это хорошо понимал ещё Э. Дюркгейм, писавший: «Если проанализировать тот плохо определенный комплекс, который называют цивилизацией, то можно обнаружить, что элементы, из которых он состоит, лишены всякого морального характера... цивилизация морально индифферентна». Вместе с тем несомненна и связь цивилизации с системой традиций, обычаев, норм, в первую очередь нравственных.
Поэтому цивилизация, изменяясь со временем, обнаруживает в себе свойства и компоненты, позволяющие нейтрализовать её антигуманные эффекты. Так, переход к информационному обществу на основе кибернетических систем открывает широкие возможности гуманизации хозяйственной культуры. Производство, организованное на основе кибернетических систем, не нуждается в непосредственном участии человека на низших уровнях производственных процессов: рутинные функции оперативного управления машинами и станками здесь переданы кибернетическим устройствам, то есть человек выведен из сферы непосредственного воздействия на вещество природы. Поэтому человек перестает быть придатком машины, а механическая жесткая дисциплина труда, порождаемая индустриальным производством, становится ненужной. Ещё пример: как стало очевидно в последнее время, вне цивилизации, без использования её возможностей и продуктов, невозможна оптимизация взаимодействия общества и природы, решение экологических проблем, создание ноосферы.
Цивилизация, таким образом, порождает возможность улучшать образ жизни и условия развития личности, переводить их на новый качественный уровень, интенсифицировать совершенствование культуры.

Магия (волшебство)

Магия (волшебство) — действия или деятельность, которая, как верили и/или верят некоторые люди, может мистическим путем обращаться к сверхъестественным силам. В качестве сверхъестественных сил в магическом мировоззрении выступают природные стихии, различные явления природной среды, позднее — различные энергетические процессы, «силы вообще». Сами эти силы, в соответствии с анимистическими представлениями, ведут себя подобно людям, имея сознание (душу) и язык, а значит, способность общаться. Договариваясь с этими силами, направляя их с помощью магии, можно влиять на события в обществе и природе. Магия (волшебство) составляет ядро многих религиозных систем и играет центральную социальную роль во многих бесписьменных культурах.
В свое время магия (волшебство) рассматривалась как сфера полностью отличная от религии, состоящая скорее из внешних манипуляций, чем из молитв и внутренних духовных усилий. Современные антропологи и историки религии считают, что волшебство и религия подобны и связаны. Различие между ними лишь в том, что магия, во-первых, много древнее любой религии, а во-вторых, это обычно более безличное и механическое занятие, с акцентом на технологическую его сторону. Все религиозные ритуалы обязательно имеют неотъемлемый магический аспект.
Магия (волшебство) содержит три главных элемента: произнесение магических формул (заклинаний), непосредственно сам ритуал (обряд), ритуальное состояние исполнителя. Превосходные примеры заклинаний записаны еще в глубокой древности, особенно в греко-египетских папирусах с I по IV столетия н.э. В них содержатся как волшебные рецепты, в которых используются животные и вещества биологического происхождения, так и необходимые для обрядов инструкции, гарантирующие эффективность заклинаний.
Как правило, архаичный и эзотерический (предназначенный только для посвященных) лексикон магии и колдовства представляет в символическом смысле мистическую природу духовной власти; в практическом он ограничивает доступ к ней. Допущенные к магии лица называются жрецами, магами и т.п. Маг — тот, кто практикует магию, волшебник, колдун или ведьма. Название «маг» происходит от имени Магус (древний персидский жрец) и родственно maghdim, халдейскому термину, означавшему мудрость и философию. В некоторых обществах и сегодня маг — обычный общепризнанный персонаж, к чьей помощи прибегают, чтобы достичь цели или отразить зло. Фокусники также иногда называются магами, поскольку фокусы, как считалось в древности и в средние века, делались с привлечением сверхъестественных сил.
Магические методы вообще использовались как средства для достижения определенных конечных целей (например, для обеспечения поражения врага, для вызова дождя). Магия может служить утверждению и обслуживанию формальной культуры и организации общества. Например, ритуал вызывания дождя подчеркивает также важность дождя и сельскохозяйственных действий, связанных с этим. Но даже в обществах, которые характеризуются каждодневным и «естественным» использованием магии, она тем не менее рассматривается как потенциально опасная и оскверняющая, наравне с любым иным священным или религиозным объектом или деятельностью. И маг, и сам ритуал (обряд) обычно окружаются соблюдением различных табу, требуют процедур очищения и т.п. Неудача соблюдения таких предосторожностей аннулирует волшебство; охранные процедуры указывают участникам и свидетелям на важность как самого ритуала, так и желательных конечных целей.
Личные имена обычно используются магами в заклинаниях, чтобы принести конкретным людям благо или вред. В некоторых обществах эта власть считается настолько сильной, что каждый индивидуум носит два имени — «настоящее», который сохраняется в глубочайшей тайне, и повседневное, через которое не сможет воздействовать никакое волшебство. Боги и духи, как обычно полагают, имеют специальные магические имена, известные только немногим избранным.
Теоретически волшебство может быть нравственно нейтральным. Большинство практикующих самозваных прорицателей, гадалок (гадателей), целителей и проч. требуют относиться к магии именно так. Однако в течение всей европейской истории магов обычно боятся из-за их способности вызывать силы зла и управлять ими.
Сегодня наследие магии, прежде связанной с еретиками, алхимиками, ведьмами и волшебниками, сохраняется в действиях самозваных сатанистов и прочих им подобных. Термины ведовство, ведьмовство, шаманизм часто отождествляются с магией и друг с другом на основе очевидного подобия методов. Они имеют общее происхождение (анимизм), однако сегодня такое отождествление ошибочно.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (676)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)