Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция «Основы конфликтологии»



2015-11-10 843 Обсуждений (0)
Лекция «Основы конфликтологии» 0.00 из 5.00 0 оценок




I. Понятие «конфликт». Структура конфликта.

Центральная категория конфликтологии — конфликт. Теоретический анализ ее — одна из фундаментальных проблем данной научной дисциплины.

В обществе всегда возникали и проявлялись различного рода конфликты между людьми: от межличностных и семейных до социально-классовых и межгосударственных.

в круг интересов науки попадают социально-классовые конфликты, политические, этно-национальные, межгрупповые и межличностные. Наконец возникает потребность в их систематическом анализе.

Они считают, что конфликт - это признак неэффективной организации деятельности и плохого управления. Мнение других в том, что конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом.

Итак, что же такое конфликт?

КОНФЛИКТ - (от лат. “conflictus”- столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая: 1) либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу; 2) либо противоположные цели или средства их достижений в данных условиях; 3) либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов, и пр.[словарь практического психолога].

Существуют различные определения конфликта, но в основе всякого конфликта лежит противоречие, т.е., такое положение, при котором нечто одно исключает другое. Мир устроен противоречиво: “добро” и “зло”, “день” и “ночь”, “молодость” и “старость”, “жизнь” и “смерть”, “хочу” и “надо”, “сила” и “слабость”, “мечта” и “реальность”, “бедность” и “богатство”, “щедрость” и “скупость”, “любовь” и “ненависть”... - когда в этом содержательном ряду присутствует конфликт?

Только тогда, когда противоречие рождается и разворачивается в сфере межличностных отношений, между двумя личностями, между двумя субъектами, носителями внутреннего автономного мира, уникального по своему содержанию и не похожего ни на чей другой внутренний духовный мир. Там, где нет субъекта, нет и конфликта.

Конфликт всегда сопровождается большим психологическим напряжением ( вот почему так не любят конфликты! ), а питает это напряжение то, что называется в психологии личностным смыслом.

До тех пор, пока нет столкновения личностных смыслов, нет конфликтов, есть лишь различные мнения по поводу одного и того же предмета. Мы можем любить осень, а кто-то зиму, но это противоречие не породит конфликта, пока не возникает вопрос предоставления отпуска для заслуженного отдыха. Кто-то любит тишину, а кто-то другой любит шумное веселье. И такое противоречие не приведет к конфликту, пока обстоятельства не столкнут наши интересы в одном и том же месте и в одно и то время.

Поведение человека в конфликте характеризуется большой степенью напряженности, как физической, так и психологической, потому что столкновение требует концентрации сил и направленности всех духовных, психологических ресурсов на выход из положения.

Если мы не выдерживаем напряжения, то скрываем, нарушаем границы общения и поведения: повышаем голос, кричим, размахиваем руками, используем недозволительные приемы подавления противника.

Типология конфликтов:

Классификация зависит от тех критериев, которые берутся за ее основу. Наиболее распространенные классификации конфликтов основаны на таких критериях, как:

1) стороны конфликтов,

2) характер потребностей, ущемление которых вызвало конфликт,

3) направленность конфликта,

4) временные параметры конфликта,

5) результативность конфликтов.

В зависимости от сторон конфликты делятся на:

  • внутриличностные,
  • межличностные,
  • между личностью и группой,
  • межгрупповые,
  • международные.

В аспекте потребностей они могут делиться на:

  • материальные,
  • статусно – ролевые,
  • духовные.

По направленности конфликты подразделяются на:

  • горизонтальные, возникающие между деловыми партнерами, коллегами по работе;
  • вертикальные — между подчиненными и начальством.

Смешанными в данной классификации именуются те конфликты в которых представлены и коллеги, и руководители разных уровней.

По временным параметрам конфликты подразделяются на:

  • кратковременные,
  • быстротечные,
  • длительные, продолжающиеся иногда годами и десятилетиями, какими нередко бывают государственные, национальные и религиозные конфликты.

И наконец, по критерию результативности конфликты делятся на два типа:

  • конструктивные, нормальные, позитивные, при которых группы, где они происходят, сохраняют свою целостность, а отношения между членами группы — характер сотрудничества, кооперации;
  • деструктивные, патологические, негативные, когда взаимоотношения между людьми приобретают нецивилизованные формы, характер противостояний, борьбы, ведущей даже к разрушению и распаду организации.

5) В зависимости от субъекта конфликта различают типы конфликтов: межличностные, внутригрупповые и межгрупповые, межклассовые и внутриклассовые, этнические (или национальные)

Мы столкнемся с групповыми, внутрегрупповыми, межличностными, внутриличностными конфликтами в работе в лагере.

В своей будущей деятельности вы столкнетесь с конфликтными ситуациями, между ребятами в вашей группе. И очень важно понять сейчас сущность этого явления, чтобы регулировать и управлять конфликтом. Решать подобные ситуации, достигая при этом педагогических целей.

Анализ конфликта включает в себя прежде всего рассмотрение его структуры и функций. Не зная того и другого, трудно управлять конфликтными отношениями.

Итак, структура конфликта:

Чем прежде всего характеризуется всякий конфликт? Конечно же, конфликтующими сторонами, а также предметом противоборства

Субъектами конфликта, в зависимости от его уровня, выступают индивиды, группы, классы, национально-этнические общности, организации, социальные институты и пр.

Предмет конфликта - это источник. Материальный или духовный объект жизни, в отношении которого формируется противоположная направленность активности людей, составляет предмет конфликта.

Задание: Давайте придумаем конфликтную ситуацию, выделим в не субъекты и предмет конфликта. Можно сразу в лагере. Можно сначала любую, а потом в ситуации лагеря.

(Например, ссора между одноклассниками, кому брать завтра тяжелую книгу на урок. Она есть и у одного, и у другого ученика, но нести никто не хочет. Ссора между мальчиками и девочками относительно того, что и те, и другие заходят в палатку друг к другу без стука. И т.д.)

Образ конфликтной ситуации - это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия. В психологии известна теорема Томаса: Если ситуация воспринимается людьми в качестве реальной, то реальными будут и ее последствия.

Мотивы конфликтующих сторон - это внутренние побудительные силы, которые подталкивают субъектов к конфликту.

Объектом конфликта называется конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Это материальная (ресурс), духовная (идея, норма, принцип и т.д.) или социальная (власть) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.

Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

 

Функции конфликтов
позитивные негативные
Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте
Получение новой информации об оппоненте Ухудшение социально-психологического климата между конфликтующими
Сплочение коллектива, организации при противоборстве с внешним врагом Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе
Стимулирование к изменениям и развитию После завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между агентами
Диагностика возможностей оппонентов Сложное восстановление отношений (“шлейф конфликта”).  

 



2015-11-10 843 Обсуждений (0)
Лекция «Основы конфликтологии» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция «Основы конфликтологии»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (843)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)