Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Различные подходы к классификации методов обучения, их характеристики



2015-11-10 2103 Обсуждений (0)
Различные подходы к классификации методов обучения, их характеристики 5.00 из 5.00 6 оценок




Метод как многомерное образование имеет много сторон. В связи с этим существует множество классификаций методов.

Классификация методов – это упорядоченная по определенному признаку их система.

Ученые предлагают классифицировать методы по следующим основаниям:

1). По источнику знаний (Е. В. Перовский, Е. Я. Голант):

- наглядные (демонстрация картин, портретов, таблиц, диафильмов; наблюдение за природными явлениями и т.д.);

- словесные (рассказ, объяснение, дискуссия, рассуждение, беседа, проблемное изложение и т.д.);

- практические (упражнение, составление схем, таблиц, изготовление приборов, макетов и т.д.).

2). По соответствующему этапу обучения (М. А. Данилов, Б. П. Есипов):

- приобретения знаний;

- формирования умений и навыков;

- применения знаний на практике;

- закрепления знаний;

- проверки знаний, умений, навыков.

3). По характеру познавательной деятельности (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин):

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- проблемное изложение;

- частично-поисковый (эвристический);

- исследовательский.

Поскольку успех обучения в решающей степени зависит от внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер познавательной деятельности, степень самостоятельности и творчества могут быть положены в основу классификации методов обучения.

Сущность выделенных в ней методов:

- объяснительно-иллюстративный метод обучения состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют ее в памяти. Сообщение осуществляется с помощью слова (рассказ, лекция, беседа), печатного слова (учебник, дополнительное пособие), наглядных пособий (картины, схемы, кино-диафильмы, натуральные объекты), практического показа (показ способа решения задач и т.д.).

Учащиеся выполняют ту деятельность, которая необходима для первого уровня усвоения знаний, – слушают, смотрят, ощупывают, читают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают. Они осознанно воспринимают готовую информацию. Знания, полученные в результате использования объяснительно-иллюстративного метода, не формируют навыков и умений пользоваться этими знаниями;

- репродуктивный метод обучения используется с целью приобретения учащимися навыков и умений – второго уровня усвоения знаний. Учитель системой заданий организует деятельность школьников по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности, дает задания, а учащиеся их осуществляют: решают сходные задачи, выполняют действия по образцу, составляют планы, воспроизводят физические и химические опыты.

Главный признак репродуктивного метода обучения – воспроизведение способа деятельности по заданиям учителя. Это позволяет получать знания, умения и навыки, формирует основные мыслительные операции, но не гарантирует развитие творческих способностей;

- частично-поисковый или эвристический метод – метод, при котором учитель организует участие школьников в выполнении отдельных шагов поиска. Педагог конструирует задания, расчленяет его на вспомогательные составляющие, намечает шаги поиска, а сами шаги выполняют ученики. Они воспринимают задания, осмысливают его условия, решают часть задачи, осуществляют самоконтроль, мотивируют свои действия;

- суть метода проблемного изложения состоит в том, что учитель ставит проблему, сам ее решает, но при этом показывает путь решения в подлинных, но доступных учащимся противоречиях. Назначение этого метода в том, что учитель показывает образцы научного познания, научного решения проблем, учащиеся контролируют убедительность этого движения, мысленно следят за его логикой. При проблемном изложении учитель может пользоваться словом, логическим рассуждением, чтением текста, демонстрацией опыта, кинолентой, магнитной записью.

Проблемное изложение может быть индуктивным или дедуктивным. Своеобразие метода в том, что ученик не только воспринимает, осознает и запоминает готовые научные выводы, но и следит за логикой доказательств, за движением мысли учителя, контролирует его убедительность. У него возникают сомнения, вопросы;

- исследовательский метод обучениявыполняет весьма важные функции: обеспечивает творческое применение знаний на практике; обеспечивает овладение методами научного познания; формирует черты творческой деятельности; является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности. Это метод, при котором учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования учащимися, знает ее результаты, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуются проявить в ходе решения.

Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой, но новые для школьников.

Исследовательские задания, подготовленные учителем, представляют собой небольшие поисковые задачи, требующие прохождения всех или большинства этапов процесса исследования:

- наблюдение и изучение фактов и явлений;

- выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию (постановка проблем);

- выдвижение гипотез;

- построение плана исследования;

- осуществление плана, состоящего в выяснении связей изучаемого с другими явлениями;

- формулирование решения, объяснения;

- проверка решения;

- практические выводы о применении полученных знаний.

4). Достаточное распространение в дидактике получила классификация методов обучения, отражающая целостный процесс обучения, предложенная академиком Ю. К. Бабанским. В ней выделяют три группы методов:

- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

- методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Данная классификация методов обучения представлена на схеме 3.

В каждой из трех групп методов отражается взаимодействие педагогов и учащихся. Организаторские влияния учителя сочетаются с самоорганизацией деятельности учащихся, стимулирующие влияния педагога ведут к развитию мотивации учения у школьников, контролирующие действия сочетаются с самоконтролем.

Первая группа методов представлена четырьмя аспектами (подгруппами): аспект передачи и восприятия информации, логический аспект, аспект мышления, аспект управления.



2015-11-10 2103 Обсуждений (0)
Различные подходы к классификации методов обучения, их характеристики 5.00 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Различные подходы к классификации методов обучения, их характеристики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2103)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)