Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Тема 14. Культура Итальянского Возрождения





Культурология

 

Программа дисциплины

(Стандарт ПД-ГСЭ.В.02.01)

специальность 032001 «Документоведение и

документационное обеспечение управления»

для специалистов очной формы обучения

 

Екатеринбург

 

 

Программа дисциплины «Культурология» составлена в соответствии с требованиями национально-регионального (вузовского) компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:

дипломированного специалиста по специальности 032001 «Документоведение и

документационное обеспечение управления»

по циклу «Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

 

Семестр 8, 9

Общая трудоемкость дисциплины 145

В том числе:

лекций 92

семинаров

практических работ ___________

Контрольные мероприятия:

рефераты _______________

коллоквиумы ___________

контрольные работы__4___

другие __1_______________

Составитель (разработчик):

Добрейцина Лидия Евгеньевна, старший преподаватель кафедры культурологии УрГУ

им. А.М. Горького

 

Рекомендовано к изданию Ученым советом исторического факультета Уральского государственного университета им. А. М. Горького, № 5 от 28.01.2010 г.

 

© Уральский государственный университет, 2010

© Добрейцина Л. Е., составление, 2010

I. ВВЕДЕНИЕ

Курс «Культурология» предлагается для студентов исторического факультета специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» очной формы обучения.

Цель дисциплины:раскрытие понятийно-проблемного поля современного культурологического знания, осмысление логики теоретического анализа целостности культуры и знакомство с основным содержанием этого процесса.

Задачи:

– формирование целостного представления о культуре, ее атрибутивных свойствах, функциях;

– изучение исторических закономерностей развития культуры;

– раскрытие многоаспектности и структурности культуры;

– рассмотрение основных категорий и понятий культурологии;

– выявление специфики собственно культурологического знания, отличия его от подходов других гуманитарных наук.



Место дисциплины в системе высшего профессионального образования.В силу того, что культурология в качестве суверенной науки существует непродолжительный период времени, многие вопросы, входящие в сферу ее компетенции, остаются на сегодняшний день дискуссионными. Основные категории и принципы культурологии, в которых концентрируются философский, научно-гуманитарный и мировоззренчески-идеологический компоненты, еще не обрели общепризнанного содержания. Однако в целом можно сказать, что культурология позволяет обобщить знания конкретных наук и создать целостную модель культуры того или иного народа или периода. Это дает студентам возможность с одной стороны систематизировать свои знания по истории, разнообразить их и дополнить, а с другой – понять относительность и субъективность науки в целом и гуманитарного знания в особенности. Культурология привлекает материал таких изучаемых студентами дисциплин, как отечественная и всеобщая история, философия, социология.

Требования к уровню освоения содержания курса:

– знание основных понятий и категорий культурологии;

– понимание специфики культурологического подхода;

– умение ориентироваться в основных этапах развития культуры;

– знание основных составляющих культуры и понимание механизмов их взаимодействия в различных культурных ситуациях

– понимание проблем и задач современной культурологии.

Методическая новизна курса.Курс имеет теоретическую направленность. В качестве главных выдвинуты хронологический и блоковый методы. Основой курса служат работы философов, культурологов, историков и искусствоведов. В качестве источников привлекаются материалы художественной литературы, изобразительного искусства, кинематографа, философские труды. Предполагается привлечение обширного иллюстративного материала из фондов библиотеки, медиатеки и видеотеки факультета искусствоведения и культурологии УрГУ.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Раздел 1

Теория культуры

Тема 1. Культурология в системе гуманитарного знания.Культурология как результат развития гуманитарного знания. Знания типа «logos» и знания типа «veda»: своеобразие предмета исследования, методов, целей и задач. Причины рождения культурологии. Осознание сущностного характера и целостности культуры как предпосылка становления культурологии. Структура культурологии: теория, история и социология культуры. Культурология и другие гуманитарные науки. Методология и методика исследования культуры. Исторический, диалектический, структурно-функциональный, эволюционный, психологический, герменевтический и другие методы культурологии. Источники культурологии.

Тема 2. Сущность, структура, функции культуры.Проблема определения понятия «культура». История термина. Этимология слова. Культура как возделывание. Культура как культ. Культура как воспитание. Культура как совокупность духовных и материальных ценностей. Деятельностное понимание культуры. Культура как способ человеческой деятельности. Онтологическое единство культуры и деятельности. Деятельность как источник, субстанция, ядро культуры. Культура как способ (механизм) актуализации, стимуляции, практического осуществления деятельности. Культура – граница социального и природного. Общество и культура. Проблема соотношения социального и культурного. Культура и личность. Основные функции культуры. Феномены культуры.

 

Тема 3. Пространство культуры.Категория пространства. Географическое, социальное и культурное пространство. Роль природно-географических условий в развитии культуры. Основные аспекты взаимодействия. Восприятие природы как явление культуры. Образ природы в феноменах культуры. Исторические типы отношений человека и природы: мифопоэтический, рационально-прагматический, культурно-экологический. Структурированность и субъективность культурного пространства. Структура пространства по вертикали и по горизонтали. Понятие границы. Понятие центра и периферии, их зеркальность. Образ пространства в феноменах культуры.

 

Тема 4. Время культуры. Субъективность, относительность времени. Структура времени. Способы измерения времени, их влияние на культуру. Ритм жизни в различных культурах. Прошлое, настоящее и будущее как ось времени. Традиция и новаторство в культуре. История как феномен культуры, историческое сознание. Образ времени в феноменах культуры. Понятия временного и вечного, классики и современности. Понятие актуальной культуры. Хронотоп – единство пространства и времени.

 

Тема 5. Культура и история.Исторические типы культуры. Культуры кочевые и оседлые. Типологизация культур в философско-культурологических исследованиях. Аполлоновская и фаустовская культура (О. Шпенглер). Сенситивная, идеационная и идеалистическая культура (П. А. Сорокин). Данилевский, Тойнби, Бердяев о типологии исторических культур. Типы западных и восточных культур. Значение типологизации культур для объяснения и прогнозирования исторического развития.Роль слова в культуре. Культуры дописьменные и письменные. Исторический тип религии – основа нового типа культуры. Культура и этнос. Культура и ментальность. Динамика культуры. Единство традиции и инновации. Традиции как механизм культурного наследования, исторического воспроизводства прошлого опыта. Универсальность механизма традиции. Авторитет традиции. Противоречивость традиции живой практики культуры и необходимость творчества как механизма инновации. Культурное наследие. Концепции развития культуры – линейная и циклическая. Линейная концепция в Библии, в философии Гегеля, Маркса, экзистенциалистов. «Осевое время» К. Ясперса. Циклическая концепция в трактовке О. Шпенглера. Н. Я. Данилевского. Единство «взрывного» и эволюционного способов развития в теории Ю. М. Лотмана.

 

Раздел 2

История культуры

Тема 6. Культурогенез. Культура первобытного общества.Биологические и внебиологические факторы становления человека. Труд – целенаправленная, свободная и сознательная деятельность – необходимое условие возникновения культуры. Первые формы культурной регуляции жизни в обществе. Институт табуации. Инициация. Формы духовной жизни. Тотемизм, фетишизм, анимизм, магия. Мифология. Миф как мировоззрение и как повествование. Разнообразие и типология мифов. Обряд и ритуал. Ритуал как механизм производства человека и воспроизводства культуры. Художественная деятельность верхнего палеолита. Основные сюжеты и образы первобытного искусства. Образ человека в искусстве палеолита. Возникновение религиозного сознания. Синкретизм и символизм религиозного мышления. Неолитическая революция – целостный переворот в истории человечества. Приручение крупных животных. Изобретение плуга и развитие плужного земледелия. Возрастание роли мужчин в общественном производстве и социальной жизни. Оседлый образ жизни. Новый тип жилища. Возникновение городов. Зарождение архитектуры. Естественное и искусственное пространство. Формирование чувства границы. Складывание двух типов культур: оседлой и кочевнической. Искусство неолита. Новые черты художественной культуры. Первобытный символизм. Искусство и магия. Разнообразие религиозной жизни. Формирование образов богов: древнейшие формы политеизма. Шаманизм. Зарождение жречества. Роль культуры первобытного общества в истории человечества.

 

Тема 7. Культура Древних цивилизаций Востока.Древние цивилизации как тип культуры. Государственность и письменность – фундаментальные основы древнейших цивилизаций. Человек и государство. Ирригационное земледелие – экономическая основа древних цивилизаций. Царь как посредник между богом и человеком. Деспотия как способ правления. Роль человеческой личности. Сервильный тип мышления. Роль религии. Возникновение храмов. Появление священных текстов. Штат жрецов. Своеобразие процесса познания в древних цивилизациях. Отношение человека к знанию. Научные достижения в культуре древних цивилизаций. Основные цивилизации Древнего востока: Египет, Междуречье, Индия, Китай, цивилизации Мезоамерики.

 

Тема 8. Культура Древнего Египта. Типичный образец древневосточной цивилизации. Ирригационное земледелие как основа хозяйства. Отношение к жизни и смерти. Культ смерти и загробного мира. Проблема времени, соотношение временного и вечного. Культ фараона. Мифология, миф об Осирисе – умирающем и воскресающем боге. Проблема вечной борьбы добра и зла. Космогония, представления о пространстве. Человек в структуре египетской культуры. Иерархизм. Повседневная жизнь древних египтян. Художественное творчество древних египтян. Пирамиды, храмы. Портрет и бытовой жанр в скульптуре, их специфика. Канон в изобразительном искусстве. Реформа Эхнатона, ее влияние на религию и искусство. История изучения египетской цивилизации. Современные мифы о Древнем Египте. Египет в художественном творчестве Нового времени.

Тема 9. Культура античной Греции. Античность как исторический период. Основные этапы Античной культуры. Смысл термина. Полис. Основные черты древнегреческой культуры: космизм, эстетизм, агонистика, патриотизм, открытый характер культуры. Экономическая основа культуры – ремесло, торговля. Новый тип человеческой личности. Понятие судьбы и свободы воли. Древнегреческая культура – переход от мифа к логосу. Рождение философии. Понятие идеала. Особенности древнегреческого искусства. Рождение древнегреческого театра. Воспитание и образование. Идеал гармонично развитой личности. Повседневная культура в Древней Греции. Культура Древней Греции в истории европейской культуры. Культура Эллинизма. Полис и государство. Изменение характера духовной жизни. Искусство эпохи Эллинизма. Эллинистическая философия: стоицизм, скептицизм, эпикурейство. Наука в эпоху Эллинизма. Александрийская школа. Образование. Библиотека как феномен эллинистической культуры.

 

Тема 10. Культура Древнего Рима. Инвариант эллинистической культуры. Прагматизм и утилитаризм древнеримской культуры. Древнегреческая и древнеримская культуры – проблема заимствования и новаторства. Религия Древнего Рима. Республиканский и императорский Рим – общее и различное. Человек в культуре республиканского и императорского Рима. Идеал римского гражданина. Культ императора. Влияния восточных религий. Роль искусства в Древнем Риме. Литература, театр, изобразительные искусства. Римская философия и наука. Инженерно-технические достижения римской цивилизации. Римское право. Христианство в Древнем Риме. Влияние Рима на европейскую культуру.

 

Тема 11. Культура Средневековья.Христианство – основа нового исторического типа культуры. Социально-исторические, духовные и религиозные предпосылки возникновения Христианства. Христианское учение о мире и человеке. Нагорная проповедь – кредо христианской морали. Библия как памятник культуры. Пространство и время в христианской культуре. Основные этапы христианской культуры: Средневековье, Возрождение, Новое и Новейшее время. Основные черты средневековой культуры: символизм, универсализм, иерархизм, карнавальность. Хронологические рамки. Смысл термина «Средневековье». Основные составляющие культуры: народная культура, культура рыцарства, культура духовенства, городская культура. Литература эпохи средневековья. Героический эпос. Куртуазная культура. Поэзия трубадуров и труверов, жанр рыцарского романа. Города и городская культура эпохи Средневековья. Лирика вагантов. Материальная культура. Духовная культура. Монастыри и их роль. Наука в культуре Средневековья. Университеты. Философия и богословие. Схоластика. История и проблема времени в культуре Средневековья. Изобразительное искусство: дороманский, романский и готический стили. Католический храм как модель христианского мира. Средневековье в истории Европейской культуры.

Тема 12. Культура Древней Руси. Языческая культура. Мифология, обряды, образ жизни. Пространство и время в славянской мифологии. Отношение к человеку, к природе. Крещение Руси, его значение для культуры. Проблема двоеверия. Новый образ человека, христианская мораль. Первые русские святые. Первые русские монастыри. Основные достижения культуры Киевской Руси. Возникновение письменности и развитие образования. Жанры русской литературы – церковной и светской (житие, апокриф, летопись, воинская повесть, поучение). Православный храм и сакральное пространство. Архитектура и живопись домонгольской Руси. Икона – особый вид религиозного искусства. Философский смысл иконописи. Основные художественные школы – Киевская, Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская, Новгородско-Псковская. Культура эпохи монгольского нашествия, проблема взаимодействия культур западной и восточной, христианской и языческой, оседлой и кочевой. Культура эпохи создания централизованного государства XIV-XVI вв. Исторический процесс образования государства и психический склад русского характера. Роль Русского Православия в создании национальных черт русской культуры. Монастырское строительство. Сергий Радонежский – основатель духовной традиции. Идеология политического и духовного единства. Преемственность от Византии. Теория «Москва – третий Рим». Спор иосифлян и нестяжателей как выражение борьбы идей о месте духовной власти в государстве. Литература эпохи централизованного государства. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Возникновение книгопечатания. Наука и образование. «Домострой» – выражение своеобразия патриархальной культуры России. Изобразительное искусство и архитектура XIV – XVI веков. Великие русские иконописцы: Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий. Московский Кремль – символ единства и могущества Московской Руси. Шатровое зодчество XVI века. Стоглавый собор, его роль в определении места и роли церкви в русской культуре.

 

Тема 13. Русская культура XVII в. Противоречивый характер культурных процессов. «Смутное время» в культуре. Раскол в Русской Православной Церкви и его влияние на культуру. Западники в русской культуре XVII века: Голицын, Ртищев, Ордин-Нащокин. Искусство XVII века. Стиль барокко в архитектуре, светская литература (любовные, нравоучительные, сатирические повести), появление профессионального театра («Комедийная хоромина»). Иконопись – ориентация на западные образцы. Школа Симона Ушакова и изографов Оружейной палаты. Обмирщение культуры – доминантная тенденция XVII века.

Тема 14. Культура Итальянского Возрождения.

Гуманизм и антропоцентризм Возрождения. Гуманизм, утверждение самоценности человеческой личности и свободы – сущность культуры Возрождения. Светский характер культуры. Основные типы личности: индивидуалист, корпоративная личность, гуманист. Всесторонне и гармонично развитая личность как идеал гуманизма. Титанизм. Ценность индивидуальности. Великие географические открытия, их влияние на создание новой картины мира, понимание места человека во вселенной. Открытие культуры доколумбовой Америки. Возрастание роли знаний, основанных на опыте. Успехи экспериментального естествознания. Изобретение книгопечатания. Новое восприятие пространства и времени. Появление компаса и часов. Антропоцентризм как деятельное преобразование человеком мира. Художественная культура. Данте, его роль в формировании итальянской национальной литературы. Новое понимание пространства и времени в «Божественной комедии» Данте. Светская литература. Новое в понимании и изображении чувств в творчестве Петрарки, Боккаччо, Микеланджело. Образ героя-авантюриста в биографии Б. Челлини. Эволюция изобразительного искусства, его ориентация на античные образцы. Пространство в изобразительном искусстве. Теория перспективы. Образ человека в жанре портрета. Своеобразие культуры позднего Возрождения.

 

Тема 15. Северное Возрождение. Особенности периода. Формирование национальных культур. Реформация, ее влияние на культуру. Социокультурные предпосылки Реформации. Мартин Лютер – идеолог протестантизма. От критики обряда к критике веры. Спасение только верой. Политические и духовные последствия Реформации. Великие географические открытия. Ориентация на народную культуру, патриотизм. Театр эпохи Возрождения. Творчество У. Шекспира. Литература северного Возрождения. Две тенденции – ученая и простонародная. Изобразительное искусство. Формирование национальных художественных школ: Нидерланды, Германия, Франция, Англия, Испания. Графика, ее место в искусстве Северного Возрождения.

Тема 16. XVII век – начало культуры Нового времени. Стиль барокко. Коренной переворот в мировоззрении. Рационализм как принцип мировоззрения, способ мышления, высшая ценность. Развитие науки. Создание научного метода исследования. Изменение социального статуса науки, появление первых научных обществ. Политические события XVII века. Революции и гражданские войны. Развитие политической культуры в Англии. Первые газеты. Повседневная жизнь. Барокко как стиль первой половины XVII в. Динамика – характерная черта барокко. Идеал человека в эпоху барокко («Человек – мыслящий тростник»). Природа и пространство в концепции барокко. Сады-лабиринты, окна и зеркала как символ безграничности и обманчивости пространства. Отношение ко времени. Жизнь и смерть в поэзии барокко. Архитектура, скульптура, живопись барокко. Новые жанры живописи – портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр. Барочный реализм, философичность искусства. Религиозно-нравственные идеи в искусстве. Национальные художественные школы: Испания – Веласкес, Голландия – Рембрандт и «малые голландцы», Фландрия – Рубенс, Англия – Ван Дейк. Музыка – вид искусства, наиболее адекватно выражающий специфику барокко. Ритм, движение, моторика как характерные черты барочной музыки. Вивальди, Бах.

 

Тема 17. Культура Абсолютизма.Франция – идеальный вариант абсолютизма. Статика – характерная черта абсолютизма. Классицизм как художественно-эстетическая интерпретация рационализма. Абсолютизм – политическая и социальная основа классицизма. Ориентация на «образцы»: Античность и Высокое Возрождение. Отношение к пространству и природе. Античная ордерная система в архитектуре, французский регулярный парк. «Искусственность» и «механистичность» в повседневной жизни и в образе человека. Николя Буало и принципы классицизма. Классицизм в театральном, драматургическом искусстве и живописи. Образ героической личности. Чувство долга. Поэзия 30-летней войны. Малые литературные жанры. Появление литературных и художественных Академий как центров официального искусства классицизма. Художник на службе государства. Воспитательные функции искусства и науки.

Тема 18. XVIII век – эпоха Просвещения. Разнообразие духовной жизни. Теизм, пантеизм, деизм и атеизм. Культ разума и рациональности. Франция – законодательница стиля. Философия Просвещения. Концепция «просвещенного Абсолютизма» и «просвещенного монарха». «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» – знаковое явление эпохи Просвещения. XVIII в. – век утопии. Идеал человека и общества. Художественная культура XVIII в., ее основные достижения. Литература Просвещения: приключенческий роман и роман воспитания, просветительская комедия. Стили в искусстве: рококо, буржуазный классицизм, революционный классицизм, сентиментализм. Музыка классицизма как символ космической гармонии и порядка. «Венские классики». Философия Ж.-Ж. Руссо о естественном человеке – идеологическая основа сентиментализма и руссоизма. Мемуаристика, жанры романа в письмах, дневника, исповеди, сентиментального путешествия. Мистицизм и тайные общества XVIII века.

Тема 19. Русская культура XVIII века. Переходный характер культуры. Взаимодействие национальных и европейских тенденций. Реформы Петра I в сфере культуры. Ориентация на западный тип жизни. Новый облик человека. Жанр портрета. Новое в отношении человека к природе, государству, обществу. Разрыв между старой и новой культурами, между столицей и провинцией. Изменения в сфере досуга, художественной культуры. Появление светского искусства. Развитие науки. Исторические произведения. Развитие географической науки. Зарождение экономической науки. Кунсткамера. Создание Академии наук. Петербург – символ прозападной культуры. Культура эпохи дворцовых переворотов. Формирование особого облика дворянской культуры. Рождение русского театра. Роль М. В. Ломоносова в развитии русской культуры. Стиль рококо. Век Екатерины – абсолютная монархия, философия Просвещения, классицизм в искусстве. Российская Академия наук и развитие научных знаний во второй половине XVIII века. Н. И. Новиков – крупный деятель русского Просвещения. Указ «О вольности дворянства» и «Жалованная грамота дворянству», их роль в становлении дворянской культуры России. Усадебная культура. Литература и театр второй половины XVIII века. Сентиментализм в русской культуре.

Тема 20. Культура эпохи романтизма.Французская буржуазная революция и наполеоновские войны как историческая и психологическая основа эпохи. Образ романтического героя (Наполеон, Байрон, герой войны, поэт). Осознание ценности человеческой индивидуальности. Осознание специфики женской и детской культур. Кризис общественного сознания, разлад мечты и действительности. Культура чувств. Новое в отношении к природе. Героический и созерцательный романтизм. Интерес к истории, к культуре неевропейских народов, к фольклору. Развитие исторической науки. Мистицизм. Национальные особенности романтизма: Франция, Англия, Германия. Реформы Александра I, война 1812 года и восстание декабристов как основные вехи развития романтизма в России. Художественное творчество эпохи романтизма, его особый статус. Романтический герой в жанре портрета и в поэзии, романтическая природа в жанре пейзажа. Музыка – основной вид искусства эпохи романтизма. Актуальность жанров сольного музицирования. Романтизм в последующие периоды истории как художественный метод.

Тема 21. Западноевропейская буржуазная культура XIX века.Прагматизм и утилитаризм, выгода и польза – высшие ценности буржуазного общества. Научно-технический прогресс и его влияние на культуру. Промышленная революция XVIII-XIX веков, замена ручного труда машинным. Рост городов, постепенное исчезновение традиционной культуры в Европе и России. Развитие транспорта и увеличение скорости передвижения. Паровой двигатель, железные и шоссейные дороги. Развитие химии и микробиологии, осознание ценности научной медицины. Европоцентризм, культ разума и технического прогресса. Различные определения человека. Теория Дарвина и трактовка человека как высшей ступени эволюции организмов. Теория Маркса, определяющая роль экономических отношений как двигателя общественного развития. Зависимость человека от природных, экономических, общественных законов. Образ делового человека. Викторианская (буржуазная) мораль и ее расхождение с реальными нравами. Культ семьи. Художественное творчество, реализм как доминирующее направление в искусстве. Рыночные отношения в сфере искусства. Умаление роли художника-творца. Литературоцентризм, акцент на сюжете во всех видах искусства. Жанр реалистического романа. Опера – ведущий жанр музыкального театра. Импрессионизм, критический реализм и натурализм как крайние степени реализма в искусстве. Изобретение фотографии, ее влияние на искусство. Национальные особенности развития художественной культуры: Англия, Германия, Франция.

 

Тема 22. Русская культура XIX века.Самодержавие и крепостное право как политическая и мировоззренческая основа русской культуры первой половины XIX века. Постепенное развитие техники, науки и образования. Преобладание дворянской культуры. Постепенное развитие купеческой и мещанской культуры. Славянофилы и западники, спор о судьбе России. Формирование русской философской мысли. «Золотой век» русской культуры – 1830-е годы. Реализм – доминирующее направление в русском искусстве. Литературоцентризм, примат сюжета, рассказа во всех видах искусства. Становление русской национальной музыки. Крымская война и кризис культуры середины века. Реформы 1861 года, их влияние на культуру. Демократизация культуры. Отмена крепостного права, капитализация экономики. Промышленное развитие второй половины XIX века. Идеализация русской деревни и патриархальных традиций. «Хождение в народ», его последствия для культуры. Становление революционных организаций. Утилитаризм. Практицизм философской и научной мысли, искусства. Эстетические идеи Чернышевского, Стасова. Критический реализм. Философичность русской литературы. Толстой и Достоевский. Творчество художников-передвижников. Композиторы «Могучей кучки», национальные и реалистические тенденции в их творчестве. Неоромантизм в поэзии и музыке (Фет, Полонский, Чайковский). Академизм в изобразительном искусстве. Роль реалистического театра, творчество А. Н. Островского. Влияние русского искусства и эстетики XIX века на русскую советскую культуру.

Тема 23. Культура рубежа XIX-XX веков.Кризисреалистического мировоззрения. Иррационализм. «Философия жизни» и учение Фрейда, их влияние на образ человека и определение его места в мире. Новейшие технические достижения. Феномен массовой культуры. Всемирные выставки и процесс интеграции культур. Изобретение кинематографа. Неоромантические тенденции. Эсхатологические настроения в обществе. Русская религиозная философия, ее место в культуре. Искусство в Западной Европе и России: завершение реализма и формирование модернистских течений. Символизм и модерн – последние «великие» стили. Появление дизайна. Многообразие творческих исканий. Проблема синтеза искусств, размывание видовых и стилистических границ. Реформы в театральной сфере. Переосмысление роли художника-творца, представление о нем как о теурге, мессии. Дендизм, эстетизм. Кризис буржуазной морали. Выход на общеевропейскую арену периферийных европейских культур – норвежской, финской, шведской, бельгийской, датской. Вовлечение в европейское сознание элементов традиционных культур. Революции в культуре России начала XX века. «Серебряный век» русской культуры. Подведение итогов европейский цивилизации в исследовании Шпенглера «Закат Европы».

Тема 24. Западноевропейская культура XX века.Мировые войны какисторическая основа мировоззрения эпохи. Теория относительности Эйнштейна и неэвклидова геометрия как проявление нового отношения к миру и человеку, времени и пространству. Технические открытия и изобретения. Выход на первый план ценностей материального мира. Одиночество человека в неупорядоченном мире. Утрата веры в незыблемые основы мира. Мир как театр абсурда. Культура «потерянного поколения» между двумя мировыми войнами. Разочарование в идеалах европейского гуманизма и рационализма. Ориентация на традиционные культуры. Актуальность примитива, иррационализма. Расслоение культуры на массовую и элитарную. Сочетание примитива и интеллектуализма. Тоталитарные культуры, их особенности. Человек и государство в тоталитарных культурах. Отсутствие единого художественного стиля. Индивидуализм художника. Эстетика разрушения. Додекафонная музыка, джаз в культуре XX века. Фовизм, кубизм, абстракционизм, сюрреализм в изобразительном искусстве, конструктивизм в архитектуре и дизайне. Жанр антиутопии. Роль кинематографа как самого массового вида искусств. Мода как феномен XX века. Средства массовой информации и реклама. Телевидение – изобретение XX века. Создание пространства информационных технологий во второй половине XX века, формирование культуры постиндустриального общества. Экологические проблемы как характерная черта взаимоотношений человека и природы. Проблема глобализации. Основные проблемы и тенденции культуры рубежа XX-XXI веков.

 

Тема 25. Русская культура XX века.Политические события XX века в России, их влияние на культуру. Революция 1917 года, гражданская война и становление Советской власти. Формирование советской культуры. Относительный демократизм культуры 1920-х годов. Нэп, его влияние на культуру и стиль жизни. Теории новой жизни. Конструктивизм в архитектуре и дизайне как способ формирования нового пространства. Пролеткульт и идеи рабочей культуры. Обилие художественных стилей, направлений и группировок. Абстракционизм в изобразительном искусстве. Футуризм в литературе. Эксперименты в театре: Таиров, Мейерхольд, студия Вахтангова. Усиление репрессивного аппарата, антирелигиозные кампании, высылка ученых и художников («Философские пароходы» 1921 и 1923 годов). Формирование системы лагерей (ГУЛАГ). Складывание тоталитарной культуры в 1930-е годы. Специфика советской культуры.Индустриализация, рост городов, уничтожение крестьянства и традиционной культуры, переориентация жизни по военному образцу. Формирование единой нации – советский народ, стирание различий, уничтожение многообразия. «Мы-сознание». Ученый, художник – чиновники на службе государственной идеологии. Репрессии. Утверждение единого метода в искусстве – социалистического реализма. Романтизация, поэтизация героев и событий революции и гражданской войны. Оппозиционные явления в культуре. Жанр антиутопии. Великая Отечественная война, ее влияние на культуру. Патриотизм в культуре. Достижения советской науки и техники. Культура послевоенного периода. Хрущевская «оттепель», ее влияние на культуру. Усиление неоромантических тенденций в культуре, возрастание роли индивидуальности, ценности отдельного человека. «Молодежный» характер культуры, студийность. Театральный бум. Поэтика «сурового стиля». Культура эпохи застоя. Диссидентство. «Кухонная» культура, советский политический анекдот, бардовская песня, эзопов язык, возврат к природе – характерные приметы культуры «застойного» периода. Политизация культуры в перестроечный период. Отмена «железного занавеса» и активизация взаимодействия с западной культурой. Проблемы и противоречия демократизации культуры. Вхождение в мировое культурное и информационное пространство.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Тема 1.

1. Назовите предмет изучения культурологии.

2. Назовите подразделы культурологии. Что изучается в каждом из них?

3. Когда возникает культурологическое знание?

4. Когда культурология оформляется как наука?

5. Назовите представителей культурологического знания.

Тема 2.

1. Объясните этимологию слова «культура».

2. Перечислите основные подходы к определению культуры.

3. Какие вам известны определения культуры?

4. Какие вам известны способы структурирования культуры?

5. Перечислите основные функции культуры.

Тема 3.

1. Какие вы знаете виды пространства?

2. В чем заключается специфика культурного пространства?

3. Какие существуют способы структурирования пространства?

4. Как отражается представление о пространстве в различных видах культуры?

5. В чем смысл понятия границы в культуре?

Тема 4.

1. Существует ли, на ваш взгляд, понятие времени вне культуры?

2. Назовите способы структурирования времени.

3. Что такое традиция и традиционные культуры?

4. Как различные способы измерения времени влияют на представление о нем?

5. Что такое актуальная культура?

Тема 5.

1. Что такое историческое сознание?

2. Какие вы знаете концепции развития культуры?

3. В чем суть так называемых организмических теорий?

4. Что такое осевое время и кто автор этой теории?

5. Какая концепция исторического развития кажется вам предпочтительнее и почему?

Тема 6.

1. Когда примерно зарождается культура?

2. Назовите первые религиозные верования человека.

3. Что такое анимизм?

4. Каковы представления о пространстве в первобытной культуре?

5. Почему первобытная культура является традиционной?

Тема 7.

1. Когда и где зародились Древневосточные цивилизации?

2. Что такое Древневосточная деспотия?

3. Что такое сервильный тип мышления?

4. Как повлияло ирригационное земледелие на специфику культуры?

5. Почему Древневосточные цивилизации относят к традиционному типу культуры?

Тема 8.

1. Каково влияние природно-географических особенностей на культуру Древнего Египта?

2. В чем суть мифа об Осирисе?

3. Назовите особенности древнеегипетских представлений о пространстве.

4. Назовите особенности древнеегипетских представлений о времени.

5. Перечислите особенности изображения человека в древнеегипетском искусстве.

Тема 9.

1. Перечислите особенности античного типа культуры в сравнении с древневосточным.

2. Что такое полис?

3. В чем отличие древнегреческой мифологии от древневосточной мифологии?

4. Каковы были задачи искусства в Древней Греции?

5. Назовите известных вам деятелей греческой культуры: философов, писателей, художников.

Тема 10.

1. Назовите черты идеального римского гражданина.

2. Какие виды гуманитарной науки были особенно развиты в Древнем Риме?

3. В чем заключается вклад римской культуры в развитие инженерно-технической мысли?

4. Каких вы знаете деятелей римской культуры: писателей, поэтов, ученых?

5. Охарактеризуйте специфику структуры пространства в римской культуре.

Тема 11.

1. Определите хронологические рамки средневековой культуры в Европе.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (369)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.03 сек.)