Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Объект и предмет конфликтологии





И. В. Брылина

 

 

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Учебное пособие

Томск 2009

ББК 88

Б 89

 

Брылина И.В. Конфликтология. Учеб. Пособие // Том. политехн. ун-т. – Томск, 2009. – 116 с.

 

 

Учебное пособие по конфликтологии, включающее в себя конспект лекций, контрольные вопросы, практические задания,
а также список рекомендованной литературы, подготовлено на кафедре философии. Пособие составлено исходя из требований государственного стандарта подготовки бакалавров, утвержденного Министерством образования РФ.

Пособие предназначено для студентов специальности 080505 «Управление персоналом».

 

 

Рекомендовано к печати Редакционно-издательским советом Томского политехнического университета.

 

Рецензенты:

 

Е.Б. Лукиева – кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии Томского политехнического университета;

 

И.В. Бердникова – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социальных наук Томского государственного педагогического университета.

 

 

© Томский политехнический университет, 2009

оглавление

ВВЕДЕНИЕ.. 3

 

Глава I. КОНФЛИКТОЛОГИЯ КАК НАУКА.. 3

1.1. Объект и предмет конфликтологии. 3

1.2. Отражение конфликта в философии, религии, искусстве. 3

1.3. История становления отечественной конфликтологии. 3

1.4. Основные этапы развития зарубежной конфликтологии. 3

Вопросы и задания для самоконтроля. 3

 

Глава II. КОНФЛИКТ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН.. 3

2.1. Основные виды социальных конфликтов. 3

2.2. Основные стадии развития конфликта. 3

2.3. Функции социального конфликта. 3

Вопросы и задания для самоконтроля. 3

 

Глава III. ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ.. 3

3.1. Проявления внутриличностного конфликта. 3

3.2. Причины внутриличностных конфликтов: подходы и интерпретации. 3

3.3. Разрешение внутриличностных конфликтов. 3

Вопросы и задания для самоконтроля. 3

 

Глава IV. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ... 3

4.1. Стратегии поведения в межличностном конфликте. 3

4.2. Причины межличностных конфликтов. 3

4.3. Сферы межличностных конфликтов. 3



Вопросы и задания для самопроверки. 3

 

Глава V. ГРУППОВЫЕ КОНФЛИКТЫ... 3

5.1. Внутригрупповой конфликт. 3

5.2. Межгрупповой конфликт. 3

Вопросы и задания для самоконтроля. 3

 

Глава VI. СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ... 3

6.1. Предупреждение и разрешение супружеских конфликтов. 3

6.2. Конфликты во взаимодействии родителей и детей. 3

Вопросы и задания для самоконтроля. 3

Глава VII. КОНФЛИКТ В ОРГАНИЗАЦИИ.. 3

7.1. Конфликты по вертикали. 3

7.2. Инновационные конфликты.. 3

Вопросы и задания для самоконтроля. 3

 

Глава VIII. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ... 3

8.1. Понятие социального конфликта. 3

8.2. Социально–экономические конфликты.. 3

8.3. Политические конфликты.. 3

8.4. Международные конфликты.. 3

8.5. Межэтнические конфликты.. 3

Вопросы и задания для самоконтроля. 3

 

Глава IX. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ.. 3

9.1. Управление конфликтами. 3

9.2. Формы завершения конфликта. 3

9.3. Переговоры.. 3

9.4. Медиация как форма разрешения конфликта. Понятие медиации. 3

9.5. Результаты участия медиатора в разрешении конфликтов. 3

Вопросы и задания для самоконтроля. 3

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.. 3

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 3

 

 

ВВЕДЕНИЕ

История человечества насыщена различного рода конфликтами. На протяжении веков лучшие умы человечества создавали теоретические модели бесконфликтного общества. Это не принесло желанных результатов, однако, изучение конфликтологии дает возможность овладеть знаниями, которые помогут правильно относиться к конфликтам, разбираться в конкретной ситуации, оценивать свои возможности, определять цели. Владея навыками конструктивного разрешения конфликта, приемами ведения переговоров, можно добиваться такого исхода столкновения, который позволит и максимально удовлетворить свои интересы, и сохранить доброжелательные и уважительные отношения с бывшим соперником.

Структура курса построена таким образом, чтобы перейти от характеристики сущности и структуры конфликта в целом к изучению его основных видов: внутриличностных конфликтов, которые имеют место в душе одного человека, и социальных конфликтов, в которых задействованы большие массы людей, к изучению конфликтов со все более расширяющимся составом участников.

В первой главе рассматриваются предмет конфликтологии как науки
и история ее становления.

Во второй главе рассматривается общая теория конфликта, типология конфликтов и их социальная роль.

В третьей главе рассматриваются внутриличностные конфликты. Такого рода конфликты целесообразно рассмотреть прежде всех остальных видов конфликтов, поскольку именно человек со своими проблемами является действующим лицом в любой конфликтной ситуации. Более того, люди, имеющие внутренние проблемы, склонны выносить их вовне, провоцировать конфликты или быть их активными участниками.

С четвертой по восьмую главы представлен анализ социальных конфликтов и их разновидностей: межличностных и групповых конфликтов, которые в наибольшей степени затрагивают людей эмоционально, поскольку происходят в сфере непосредственного общения, а также конфликты между большими социальными группами, которые для большинства людей являются фоновыми по отношению к их повседневной жизни. Чаще всего такие конфликты не затрагивают личных интересов и имеют значение постольку, поскольку люди идентифицируют себя с определенными социальными группами.

В девятой главе приводятся способы предупреждения и разрешения конфликтов, поскольку это имеет как теоретическое, так и практическое значение для деятельности по управлению персоналом.

 

Глава I
КОНФЛИКТОЛОГИЯ КАК НАУКА

Объект и предмет конфликтологии

Конфликтология – это наука о конфликтах.

Объектом комплексного изучения конфликтологии являются конфликты в целом, а предметом – общие закономерности их возникновения, развития и завершения. Конфликтологию интересуют три типа конфликта: внутриличностные, зооконфликты и социальные конфликты. При всей важности вторых для общего понимания сущности конфликта, центральным объектом журналистской конфликтологии являются социальные конфликты, а их ядром – межличностные. Однако социальные конфликты тесно связаны
с внутриличностными, поэтому понимание мотивов социальных конфликтов будет затруднено без изучения тех процессов, которые происходят в психике и предшествуют конфликтному поведению.

Цели и задачи конфликтологии:

· исследование конфликтов, связанных с деятельностью по управлению персоналом;

· организация системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов.

Наиболее актуальные на сегодняшний день задачи:

· преодолеть низкий уровень конфликтологических знаний;

· создать системную базу эмпирических знаний, включающую результаты ситуативного анализа реальных конфликтов в области управления персоналом;

· разработать методики и технологии оценки опасности возникновения конфликтов в основных сферах профессиональной деятельности менеджера по управления персоналом.

На протяжении всей своей жизни человек постоянно сталкивается
с разного рода конфликтами. Иногда мы сознательно идем на столкновение, иногда нас втягивают в конфликт против нашей воли, но, оказавшись в подобной ситуации, всегда стараемся завершить ее как можно скорее и наилучшим для себя образом. Каждый решает эту проблему исходя из собственного жизненного опыта, целей и средств.

Человечество накопило огромный опыт и развязывания, и разрешения конфликтов. В ХХ в. на фоне общего роста гуманитарных наук сформировалась конфликтология – особая область знаний о конфликтах и способах их урегулирования, которая обобщает и развивает этот опыт.

Задачи конфликтологии не только познавательно-теоретические (изучение структуры, механизма, динамики, причин и других составляющих конфликта), но и утилитарно-практические: помочь людям понять, что же делать с конфликтами. В простейших случаях человек может сориентироваться и без специальных знаний, но если ситуация сложна, в ней задействовано множество людей со своими интересами, то становится необходимым владение приемами урегулирования конфликтов, а то и привлечение специалиста-конфликтолога.

Изучение конфликтологии дает возможность овладеть знаниями, которые помогут правильно относиться к конфликтам, разбираться в конкретной ситуации, оценивать свои возможности, определять цели. Владея навыками конструктивного разрешения конфликта, приемами ведения переговоров, можно добиваться такого исхода столкновения, который позволит и максимально удовлетворить свои интересы, и сохранить доброжелательные и уважительные отношения с бывшим соперником.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (537)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)