Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Описание Объяснение Управление




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Практика I Рис 9 2 Логика процесса исследования конфликтов [97]

шения изучаемого конфликта с внешними по отношению к не­му явлениями. состоящие из иерархически связанных подсистем и входящие в свою очередь в качестве подсистем в системы более высокого уровня. Важно выявлять все многообразие элементов, входящих в структуру конфликта, связи между ними, а также взаимоотно- Принцип системного подхода. Анализируя конфликты, необ­ходимо рассматривать их как сложно организованные объекты, конечным результатом познания. нии, конфликтолог находит в практике реальной жизни: практика выступает критерием истинности полученных знаний, а также что она является источником наших знаний, поскольку все про­блемы, нуждающиеся в разрешении, а следовательно, и в позна- Особое место практики в процессе познания связано с тем, Модели всех трех типов должны быть тесно связаны между собой. Трудно и практически невозможно строить концептуаль­ные модели без обоснованных процедурных и эмпирических моделей. Однако в конфликтологии, даже в некоторых диссер­тационных исследованиях, в большой степени публикуются лишь теоретические обобщения и выводы, а сама эмпирическая база, на основе которой они получены, обнажается частично или вообще не показывается. Знания, полученные умозритель­ным образом, обладают гораздо меньшей ценностью по сравне­нию со знаниями, соответствие которых практике доказано. В процессе анализа конфликтов конфликтолог должен по­стоянно обращаться к практике, оценивать полученные предва­рительные результаты с точки зрения их соответствия реальному положению дел, совершенствовать методику анализа и дораба­тывать выдвинутые гипотезы в соответствии с той новой ин­формацией, которую он получает в ходе самого процесса изуче­ния. Важно не сводить изучение конфликтов к анализу бумаг или мнений, отражающих эти явления. Наиболее ценная и дос­товерная информация может быть получена лишь при непо­средственном изучении реальных конфликтов в реальной жизни. Изучая конфликты, нельзя забывать, что это изучение — не самоцель, а лишь средство последующего улучшения положения дел в организации. Анализ конфликтов проводится не только для того, чтобы объяснить механизм их возникновения и разви­тия, но и в целях управления ими, в интересах повышения каче­ства жизни и деятельности людей. 9. Методологические основы исследования конфликтов 131

132 HI- Методы исследования и диагностики конфликтов



Принцип системного подхода ориентирует конфликтолога в методологии поиска причин позитивных или негативных тен­денций в развитии того или иного конфликта. Если не в одном, а в нескольких элементах системы появились сходные положи­тельные или отрицательные моменты, то причины этого следует искать прежде всего не в этих элементах, а в самой системе. Данный принцип более подробно рассмотрен в §9.2.

Принцип конкретно-исторического подхода.Показывает необ­ходимость учета в процессе изучения конфликтов всех конкрет­ных условий, в которых они развиваются: места, времени, кон­кретной сложившейся обстановки в конкретном коллективе.

Каждый конфликт уникален по своей природе. Принцип конкретно-исторического подхода ориентирует конфликтолога на поиск этой уникальности. Нельзя ограничиваться в характе­ристике конкретного конфликта применением к нему знаний, уже имеющихся для конфликтов подобного вида. Общее и осо­бенное для конфликтов всегда проявляется в виде единичного знания о конкретном конфликтном взаимодействии.

Принцип объективности.Это один из важнейших принципов научного анализа конфликтов. Он требует от конфликтолога минимизировать влияние личных и групповых интересов, уста­новок, других субъективных факторов на процесс и результаты исследования конфликтов.

Изучая конфликты, необходимо видеть их такими, какие они есть на самом деле, не приукрашивать сложившуюся ситуацию, не выдавать желаемое за действительное, не забегать вперед, трезво оценивать обстановку, учитывать как позитивные, так и негативные моменты в развитии событий. Только на основе знания реального положения дел можно принять верное реше­ние, реально, а не на словах, управлять людьми, конфликтами, организациями.

Быть высоко профессионально подготовленным, чтобы по­нять суть вещей, увидеть и узнать правду, быть мужественным и честным конфликтологом, чтобы не отвернуться и не «закрыть глаза» на нее тогда, когда она горька и нелицеприятна, — в этом сегодня одно из главных требований объективного подхода к анализу конфликтов.

Чем выше уровень конфликта, тем сложнее выполнять при его исследовании требования принципа объективности.

9. Методологические основы исследования конфликтов 133

В процессе изучения конфликтов важно, опираясь на рас­смотренные семь философских и общенаучных принципов про­ведения исследований, учитывать методологические принципы самой конфликтологии: междисциплинарности, преемственно­сти, эволюционизма, личностного подхода.

Принцип междисциплинарности.Ориентирует конфликтолога на максимально широкое использование достижений всех отрас­лей конфликтологии. Изучая любой конфликт, важно как можно более полно ознакомиться с методологией, теорией, методами проведения исследований, используемыми во всех отраслях кон­фликтологии. Это многократно повысит эффективность работы специалиста.

Важнейшей стороной принципа междисциплинарности явля­ется принцип равенства всех одиннадцати отраслей конфликто­логии. Роль системообразующей науки на данном этапе разви­тия конфликтологии призвана выполнить и выполняет психо­логия.

Принцип преемственности.Требует максимально полного знания конфликтологом всего, что сделано по проблеме кон­фликта в той науке, которую он представляет. Контент-анализ списков литературы 179 диссертаций показал, что авторы ис­пользуют только 9,8% публикаций по проблеме конфликта в своей науке. Это приводит к многочисленным дублированиям исследований, замедляет существенно темпы развития науки. Пока состояние преемственности конфликтологических иссле­дований неудовлетворительно. Это вызывает необходимость придания преемственности статуса самостоятельного принципа конфликтологии.

Актуальность принципов междисциплинарности и преемст­венности в будущем, возможно, будет уменьшаться. Однако в ближайшее время соблюдение этих принципов станет важней­шим условием успеха в работе конфликтологов. Создание сис­темы конфликтологического образования в стране может час­тично решить проблему усиления междисциплинарного взаимо­действия отраслей конфликтологии и их преемственности.

Принцип эволюционизма.Необходимо выявлять и учитывать основные закономерности эволюции конкретных видов кон­фликтов при их исследовании. Без знания различных уровней эволюции конфликтов трудно, если вообще возможно, объяс-

г

134 HI- Методы исследования и диагностики конфликтов

нить их динамику, сделать прогноз развития и дать рекоменда­ции по конструктивному регулированию. (Подробнее см. гл. 6).

Принцип личностного подхода.Этот принцип заимствуется у психологии, выступающей системообразующей наукой во взаи­модействии отраслей конфликтологии. Применительно к кон­фликтологии он формулируется как необходимость выявления и учета конкретных личностных особенностей конкретных людей, выступающих центральным звеном конфликтов практически всех уровней.

Первопричиной конфликтов являются изменения объектив­ного материального мира. Однако, попав в одинаковые обстоя­тельства, разные люди ведут себя по-разному. Одни совершают конфликтные действия, другие всеми способами уходят от кон­фликтов. Внешние воздействия преломляются через внутренние условия того, на кого эти внешние воздействия оказываются [73].

Конфликты начинают и в них участвуют не среднестатисти­ческие индивиды или абстрактные социальные группы, а кон­кретные люди, имеющие конкретные индивидуально-психоло­гические особенности. Даже решение начать межгосударствен­ную войну принимает небольшая группа людей, обладающих вполне определенными личностными особенностями. Трудно вскрыть причины конфликтов, проникнуть в их суть, не поняв, какую роль сыграли в них конкретные люди, не определив их личностных особенностей, оказавших существенное влияние на развитие конфликтного взаимодействия.




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (591)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7