Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Трудные ситуации жизнедеятельности




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудные ситуации деятельности   Трудные ситуации социального взаимодействия   Трудные ситуации внутриличностного плана
  -1 -1 -«     -1       -1 -> и  
Проблемные ситуации деятельности Проблемные ситуации взаимодействия Внутриличностные затруднения
Критические (аварийные) ситуации н Предконфликтные ситуации Внутриличностные конфликты
Экстремальные ситуации -1 Конфликтные ситуации Внутриличностные кризисы
                     

Рис. 14.1. Трудные ситуации жизнедеятельности человека

В трудной ситуации деятельности человеку противостоит среда. В трудной ситуации взаимодействия личности противо­стоят другой человек или группа. В трудной ситуации внутри-личностного плана человек противодействует самому себе.

Трудные ситуации деятельности.Интенсивные исследования деятельности человека в трудных ситуациях начались со второй половины 50-х годов. Объектом исследования становится пси­хика в «экстремальных ситуациях», «проблемных ситуациях», «напряженных ситуациях», «ситуациях стресса» (В. Вилюнас, Б. Вяткин, Ф. Горбов, М. Дьяченко, В. Марищук, В. Мерлин, М. Матова, Н. Наенко, и др.).



Сегодня трудные ситуации деятельности достаточно изуче­ны. Они рассматриваются как ситуации со сложной обстанов­кой, для которых характерно нарушение соответствия между требованиями деятельности и профессиональными возможно­стями человека.

Проблемные ситуации деятельности отличаются новой зада­чей, которая решается в обычных обстоятельствах. Такие си-

14. Конфликт как тип трудных ситуаций 195

туации требуют мобилизации познавательных способностей человека и эмоциональной устойчивости.

Критические (аварийные) ситуации связаны с заметно ме­няющимися условиями, в которых протекает деятельность. Возникает опасность невыполнения задачи или угроза сохран­ности техники, оборудования, жизни человека.

Экстремальные ситуации представляют собой крайнее прояв­ление трудных ситуаций, требуют максимального напряжения психических и физических сил человека для выхода из них.

Трудные ситуации социального взаимодействия.Эти ситуации вызывают особый интерес как в теоретическом, так и в при­кладном плане.

Концептуального видения этого класса трудных ситуаций пока не сложилось. В трудной ситуации социального взаимо­действия другой человек (его присутствие, действия или без­действие) рассматривается как препятствие для реализации моего «Я» (желаний, стремлений, интересов, ценностей, це­лей). Это вызывает психическую напряженность. Отличия трудной ситуации взаимодействия от простой представлены в табл. 14.1.

Таблица 14.1. Отличия трудной ситуации социального взаимодействия от простой

Трудная ситуация

Простая ситуация

Наличие противоречия в ценностно-

мотивационных ориентациях субъектов

(«другой» рассматривается как угроза

своему «Я») и его осознание обеими

сторонами

Напряженное психическое состояние

Искажение восприятия, понимания и

оценивания

Конкурентное взаимодействие, вплоть

до конфронтации

Противоречие либо отсутст­вует, либо осознается только одной из сторон

Оптимальное психическое со­стояние

Когнитивные процессы в ос­новном без искажений Кооперативное или нейтраль­ное взаимодействие

Рассмотрим основные трудные ситуации социального взаи­модействия. Проблемная ситуация характеризуется наличием противоречия и положительным или нейтральным отношением

196IV. Теоретические основы конфликтологии

субъектов взаимодействия друг к другу. Межличностная на­пряженность невелика. Рациональная составляющая является основой поведения и общения. Угроза со стороны другого оценивается как потенциальная.

Предконфликтная ситуация отличается от проблемной более высокой степенью психической напряженности. Сторонами или одной из сторон допущены действия, которые рассматри­ваются оппонентом как нанесение морального или физиче­ского ущерба. Характеризуется началом формирования нега­тивного отношения к другому, готовностью противодейство­вать. Высока вероятность перерастания в конфликт.

Для конфликтной ситуации свойственно противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппо­нента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативное отношение друг к другу (негативные эмоции и формирование «образа врага»). Преобладает мотивация "на себя". Эмоции доминируют в определении поведения и мане­ры общения. В результате стресса все ресурсы индивида моби­лизуются для достижения победы над оппонентом.

Трудные ситуации внутриличностного плана.Они представ­ляют собой психические состояния различной интенсивности, вызванные противоречивостью чувств, затянувшейся борьбой различных сторон внутреннего мира личности и задерживаю­щие принятие решения. Основные из них — внутриличност-ные затруднения, конфликты и кризисы.

Внутриличностные затруднения — относительно несложные проблемы внутренней жизни человека. Представляют собой психические состояния сомнения, нерешительности, ненай­денного выхода, отсутствия решения проблемы.

Вутриличностные конфликты — наиболее обширный тип внутриличностных трудных ситуаций. Острота протекания внутриличностного конфликта зависит от восприятия лично­стью значимости трудной ситуации, ее психологической устой­чивости (см. разд. V).

Внутриличностные (жизненные) кризисы выступают как осо­бые относительно продолжительные периоды жизни личности, характеризующиеся заметными психологическими изменениями. Выделяют возрастные, невротические и травматические кризисы [28]. Кроме того, Внутриличностные кризисы подразделяются по

14. Конфликт как тип трудных ситуаций 197

деятельностному критерию (кризис операциональной стороны жизнедеятельности: «не знаю, как жить дальше»; кризис моти-вационно-целевой стороны жизнедеятельности: «не знаю, для чего жить дальше»; кризис смысловой стороны: «не знаю, зачем вообще жить дальше»). Как правило, Внутриличностные кризи­сы являются своеобразными поворотными пунктами жизненного пути личности, сопровождаются перестройкой смысловых струк­тур сознания личности, возможной переориентацией на новые ценности и цели (Ф. Василкж).

Выделенные типы трудных ситуаций редко возникают в изолированном виде. Обычно они как бы наслаиваются друг на друга. Так, трудная ситуация в совместной деятельности может повлечь трудную ситуацию в отношениях с руководителем, что в свою очередь может вызвать внутриличностный конфликт. С другой стороны, жизненные кризисы могут быть причиной возникновения трудных ситуаций в деятельности и взаимодей­ствии с окружающими.

^^ 14.2. Поведение человека в трудных ситуациях

Жизнь человека представляет собой череду всевозможных ситуаций, многие из которых в силу их повторяемости и похо­жести становятся привычными. В них человек действует во многом на уровне автоматизмов. В таких ситуациях расход психических и физических сил сведен к минимуму.

Иное дело трудные ситуации. В силу своей трудности они требуют мобилизации психических и физических ресурсов.

Человек, находящийся в трудной ситуации, получает ин­формацию о разных ее элементах: о внешних условиях; о своих внутренних состояниях; о результатах своих собственных дей­ствий. Обработка этой информации осуществляется посредст­вом познавательных и эмоциональных процессов. Результаты обработки этой информации влияют на поведение личности в трудной ситуации. По мнению В. Мерлина [54], когда человек стремится удовлетворить какой-либо мотив, он нередко стал­кивается с противодействием. В результате различных внешних и внутренних противодействий возникает трудная ситуация.

198 W. Теоретические основы конфликтологии

Если в стремления личности включено собственное «Я», то такая угроза воспринимается как личная.

Сигналы угрозы приводят к возрастанию активности, кото­рая в результате расшифровки значения этой информации для субъекта приобретает форму отрицательных эмоций различной модальности и силы. Роль эмоций в психологическом меха­низме поведения в трудных ситуациях может быть троякой. Эмоции выступают как: индикатор трудности; оценка значи­мости ситуации для личности; фактор, приводящий к измене­нию поведения в ситуации. Эмоциональные переживания представляют собой важнейший компонент адаптивного пове­дения человека в трудной ситуации.

... §о всех. этих, случаях эмоциональные переживания и соответствующие им. поведенческие проявления возни­кают в результате субъективной оценки человеком, внешних требований и своих внутренних ресурсов [73].

По мнению некоторых специалистов (Н. Наенко), трудная ситуация порождается преимущественно объективными об­стоятельствами. Однако трудность ситуации в значительной степени определяется также субъективной составляющей:

• объективной угрозы может и не быть, а человек, ошибаясь, воспринимает ситуацию как трудную. Это может произойти из-за его неподготовленности, искаженного восприятия (например, ребенок боится оставаться в темной комнате);

• могут существовать реальные объективные факторы (угроза смерти, опасность аварии), но человек не знает об их суще­ствовании и не осознает ситуацию как трудную. Примером такой ситуации может служить привычный ритм жизнедея­тельности населения г. Припять в первые дни после аварии на Чернобыльской АЭС;

• личность может осознавать трудность ситуации, но оцени­вать ее как незначимую для себя. Незначимость ситуации делает ее чисто субъективно «не трудной» (например, «не удается, ну и ладно», «не получается — ничего страшного, в другой раз получится»);

• ситуация может быть очень значима для личности, но, не находя выхода из нее или потеряв веру в ее конструктивное разрешение, человек уходит от реальности посредством ак­тивизации механизмов психологической защиты;

14. Конфликт как тип трудных ситуаций 199

• ситуация может быть объективно сложной, но наличие зна­ний и опыта позволяет преодолевать ее без значительной мобилизации своих ресурсов. Например, трудность боевой операции будет различна для новичка и для бывалого воина. Таким образом, личность реагирует на ситуацию в зависимо­сти от того, как она ее воспринимает и оценивает ее значение.

Ряд специалистов (В. Небылицын, Б. Шведин, Ю. Ткаченко) отмечают роль свойств нервной системы в определении поведения человека в трудной ситуации. Так, В. Небылицын отмечает, что

только в экстремальных условиях, ситуациях, а не в привычных жизненных, происходит редукция выработан-ных способов поведения и обнажаются закрытые наслое­ниями опыта природные качества индивидуальной нерв­ной организации, среди которых главное — это основные свойства нервной системы.

Следует более подробно остановиться на такой специфиче­ской реакции личности на трудную ситуацию, как психическая напряженность. Это психическое состояние личности в труд­ной ситуации, с помощью которого осуществляется переход от одного уровня регуляции к другому, более адекватному сло­жившейся обстановке. Психическая напряженность характери­зуется активной перестройкой и интеграцией психических процессов в направлении доминирования мотивационных и эмоциональных компонентов.

В структуре психической напряженности выделяют побуди­тельно-регуляционный (мотивационный, эмоциональный и волевой) и исполнительно-регуляционный (познавательный и моторный) компоненты. В зависимости от влияния напряжен­ности на психические функции выделяют следующие ее формы (М. Дьяченко):

• перцептивную (возникающую при затруднениях в восприятии);

• интеллектуальную (когда человек затрудняется решить задачу);

• эмоциональную (когда возникают эмоции, дезорганизующие поведение и деятельность);

• волевую (когда человек не может управлять собой);

• мотивационную (связанную с борьбой мотивов).

Для психической напряженности свойственны повышен­ный уровень активации и значительные траты нервно-

. Теоретические основы конфликтологии

психической энергии. Исследования показывают, что в наи­большей степени ухудшающее воздействие напряженности ска­зывается на интеллектуальных и вербальных психических функциях личности (Б. Шведин). Среди отсроченных влияний психической напряженности выделяют возникновение про­должительных отрицательных сдвигов в настроении, повыше­ние утомляемости, развитие фрустрации, переориентацию мо­тива участия во взаимодействии (деятельности). Уровень пси­хической напряженности у различных людей может быть раз­личным. Это в основном связано с психологической устойчи­востью человека. Устойчивые и неустойчивые люди ведут себя в трудных ситуациях по-разному (рис. 14.2).

Мотив деятельности

Цель, задача

Действия, ведущие к достижению цели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осознание трудности |
Негативная эмоциональная реакция |
1 _________ _— - — " -------- 2
Поиск способа преодоления трудности Спонтанные поиски выхода
Понижение силы отрицательных эмоций Усугубление осознаваемых трудностей
i
Улучшение функционирования Возрастание силы негативных эмоций
Оптимизация уровня возбуждения Ухудшение функционирования
 
Понижение мотивации (или оборонительная реакция)

Рис 14 2. Поведение психически устойчивой (1) и неустойчивой (2) личности в трудной ситуации

Изучение поведения детей в трудных ситуациях показывает, что решающим фактором является ситуативная тревожность

14. Конфликт как тип трудных ситуаций 201

[87]. При этом у психологически неустойчивых детей отсутст­вуют эффективные способы преодоления трудностей и остро переживается личностная угроза. Иногда у них наблюдается явление самоиндукции отрицательного эмоционального на­пряжения: дезорганизованное поведение усиливает стрессовое состояние, которое еще более дезорганизует поведение, что приводит к возникновению «волны дезорганизации».

^^ 14.3. Консрликтоустойчивость как вид психологической устойчивости

До последнего времени изучение психологической устойчи­вости человека в трудных ситуациях интересовало преимущест­венно представителей инженерной и военной психологии. Только в последние годы появились работы, посвященные проблемам психологической устойчивости личности в ситуаци­ях социального взаимодействия (С. Ерина, А. Анцупов).

Психологическая устойчивость.Это характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психи­ки в условиях фрустрирущего и стрессогенного воздействия труд­ных ситуаций Она не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с ее развитием и зависит от:

• типа нервной системы человека;

• опыта человека, профессиональной подготовки;

• навыков и умений поведения и деятельности;

• уровня развития основных познавательных структур личности. Среди компонентов психологической устойчивости выделяют:

эмоциональный, волевой, интеллектуальный (познавательный), мотивационный и психомоторный Одни исследователи считают веду­щим компонентом познавательный [87] Часто эмоциональный и воле­вой компоненты представляют как эмоционально-волевую устойчи­вость и считают ее ведущей (М Дьяченко, В Власов, П. Корчемный, Н Феденко, А Столяренко). В некоторых исследованиях ведущим компонентом психологической устойчивости рассматривается мотиваиионный компонент. Несмотря на различие точек зре­ния относительно иерархии компонентов, большинство авто­ров едины во мнении, что психологическая устойчивость — это не просто их сумма, а интегральное образование.

202 ГУ. Теоретические основы конфликтологии

«Удельный вес» составляющих структурных компонентов психологической устойчивости у конкретного человека не мо­жет быть одинаков. Невозможно быть устойчивым ко всему, т. е. психологическая устойчивость — это не устойчивость во­обще. Показателем устойчивости является не стабильность как таковая, а вариативность. Вариативность рассматривается как гибкость, быстрота приспособляемости к постоянно меняю­щимся условиям жизнедеятельности, высокая мобильность психики при переходе от задачи к задаче.

В результате исследований установлена зависимость эффек­тивности деятельности в трудных ситуациях от уровня психо­логической устойчивости и профессионального мастерства. Оказалось, что с ростом трудности ситуации эффективность деятельности все больше и больше начинает зависеть от пси­хологической устойчивости, а не только от профессионального мастерства (рис. 14.3).

Эффективность деятельности

Профессиональное мастерство -\

Психологическая устойчивость

Степень трудности ситуации

Рис. 14. 3. Влияние психологической устойчивости и профессионального мастерства на эффективность деятельности в трудных ситуациях[3]

Конфликтоустойчивость личностиявляется специфическим проявлением психологической устойчивости. Она рассматрива­ется как способность человека оптимально организовать свое поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать возникшие проблемы в отношениях с другими людьми. Как вид психологической устойчивости кон-фликтоустойчивость имеет свою структуру, которая включает

14. Конфликт как тип трудных ситуаций 203

эмоциональный, волевой, познавательный, мотивационный и психомоторный компоненты.

Эмоциональный компонент конфликтоустойчивости отражает эмоциональное состояние личности в ситуации взаимодейст­вия, уровень и характер возбудимости психики и ее влияние на успешность общения в трудной ситуации. Заключается в уме­нии управлять своим эмоциональным состоянием в предкон-фликтных и конфликтных ситуациях, способности открыто выражать свои эмоции без оскорбления личности оппонента, не переходить в депрессивные состояния в случае затяжного конфликта или проигрыша в нем.

Волевой компонент конфликтоустойчивости понимается как способность личности к сознательной мобилизации сил в соот­ветствии с ситуацией взаимодействия, к сознательному кон­тролю и управлению собой, своим поведением и психическим состоянием. Именно волевой компонент позволяет регулиро­вать свое эмоциональное возбуждение в конфликтной ситуа­ции. Во многом волевой компонент обеспечивает толерант­ность, терпимость к чужому мнению, несогласию с другим, самообладание и самоконтроль.

Познавательный компонент — это устойчивость функциониро­вания познавательных процессов личности, невосприимчивость к провокационным действиям оппонента. Он включает: умение оп­ределить начало предконфликтной ситуации; анализ причин воз­никновения конфликта; умение сводить к минимуму искажение восприятия конфликтной ситуации и личности оппонента, а так­же своего поведения; умение дать объективную оценку конфлик­та, прогнозировать его развитие и возможные последствия; спо­собность быстро принимать правильные решения; способность выделять главную проблему конфликта, выдвигать и обосновы­вать альтернативные решения проблемы; способность к аргумен­тации и цивилизованной полемике в условиях спора.

Мотивационный компонент — состояние внутренних побу­дительных сил, способствующих оптимальному поведению в трудной ситуации взаимодействия. Обеспечивает адекватность побуждений складывающейся ситуации, их направленность на совместный поиск путей разрешения противоречия, устрем­ленность на решение проблемы, возможность корректировки отстаиваемых интересов в зависимости от изменения обстанов­ки и расстановки сил.

- Теоретические основы конфликтологии

Психомоторный компонент обеспечивает правильность дей­ствий, их четкость и соответствие ситуации. Заключается в умении владеть своим телом, управлять жестикуляцией и ми­микой, контролировать свои позы, положения рук, ног, голо­вы, не допускать тремора рук, дрожания голоса, нарушений координации и скованности движений.

Высокий уровень конфликтоустойчивости предполагает психологически грамотные действия и поведение в проблем­ных и предконфликтных ситуациях, оптимизацию взаимодей­ствия с оппонентом в конфликте, недопущение втягивания се­бя в его эскалацию, сосредоточение усилий на конструктивном разрешении конфликта.

Выводы

1. По своей психологической сущности конфликт может быть рассмотрен как тип трудной ситуации. Трудная ситуация жизнедеятельности характеризуется разбалансированно-стью системы «задача — личные возможности и (или) стремления — условия среды», вызывает психическую на­пряженность у человека. Выделяют трудные ситуации дея­тельности, социального взаимодействия и внутриличност-ного плана. Среди трудных ситуаций социального взаимо­действия могут быть рассмотрены проблемные ситуации, предконфликтные ситуации и конфликты.

2. Поведение человека в трудной ситуации зависит от познава­тельных, волевых и эмоциональных процессов. В основном личность реагирует на ситуацию и ведет себя в ней в зави­симости от того, как она ее воспринимает и оценивает ее значение. Кроме того, эффективность поведения в трудной ситуации зависит от свойств нервной системы и уровня психической напряженности человека. Чем выше уровень . психической напряженности, тем более дезорганизовано 1| поведение человека в трудной ситуации.

3. Оптимальному поведению личности в трудной ситуации по­могает ее способность справиться со стрессовыми факто­рами, т. е. психологическая устойчивость. Специфическим проявлением психологической устойчивости является кон-фликтоустойчивость — способность человека оптимально организовать свое поведение в трудных ситуациях социаль­ного взаимодействия.

Уровни проявления




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (687)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.025 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7