Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Предмет, задачи и методы конфликтологии




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Особенности развития конфликтологии в России.

В СССР конфликтология долгое время не развивалась, из-за господствовавшей «теории бесконфликтности» (острые конфликты утаивались). Однако со временем к. становились многообразнее и острее. Главный конфликт - конфликт между господствовавшей советской и партийной элитой, номенклатурой и большинством народа, который с огромной силой и выплеснулся наружу в начале 90-х годов. В советской науке долгое время понятие конфликт возникало только в контексте изучения западного образа жизни: у них конфликты были, а у нас нет. Важнейшая черта идеологии социализма - принцип единства, который носил всеобщий характер: единство советского народа, стирание границ между умственным трудом и физическим, единство партии и народа, сближение города и деревни, единство рабочего класса и крестьянства с советской интеллигенцией. Данный способ видения социальной действительности пронизывал все сферы общества. Даже в литературе и искусстве господствовал принцип бесконфликтности. Конфликты могли быть только проявлением враждебной западной идеологии или пережитков прошлого. Определенные основания для социалистической идеологии были, так как общество тоталитарное отличается от демократического меньшей свободой, а следовательно, и меньшей конфликтностью. Представление о социализме как обществе, лишенном социальных противоречий накладывали запрет на изучение противоречий и конфликтов не только в политической области, но и в экономике, культуре. Конфликт как нормальная форма взаимодействия между людьми исключался.



С середины 50-х годов, когда теория конфликта стала одной из господствующих парадигм в западной социологии, в советской литературе стали появляться первые исследования по про­блемам социального конфликта: исследования о конфликтах в международных отношениях, в семье и на производстве. Но все же в целом западная теория конфликта в советской литера­туре оценивалась резко негативно. Она квалифицировалась как «бур­жуазная», «антикоммунистическая». Подчерки­валось, что эта теория является, с одной стороны, альтернативой марксизму, а с другой стороны, противостоит некоторым устарев­шим буржуазным концепциям.

В 80-е некоторые советские социологи вынуждены были признать определенные достижения западной конфликтологии. В начале 80-х рассматривалась проблема конфликта, появляются первые работы (Бородкин, Коряк «Внимание, конфликт!»). Конец 80-х – рождение конфликтологии в России. Наука интенсивно развивается, создание кафедр при институтах, выпуск специальных изданий, конференции, симпозиумы, научные работы.

В постсоветский период столкновения стали развиваться на всех уровнях: межнациональном, межгрупповом и межличностном. Они приобрели самые острые формы, включая вооруженные конфликты – Карабах, Северная Осетия, Чечня. В этих условиях возникла потребность в разработке отечественной конфликтологии.

В 90-е гг. в России складывается понимание конфликтологии как науки, которая имеет несколько направлений:

· Философско-социальное: глобализация проблемы, методология, философские аспекты конфликта.

· Организационно-социологическое: причина, динамика к. (совместно с психологией управления, организационным поведением)

· Индивидуально-психологическое: особенности людей, личностные качества, поведение в конфликте, выбор стратегии.

Конфликтология в России большое внимание уделяет причинам возникновения противоречий, условиям перерастания в конфликтное поведение, путям предотвращения и регулирования конфликта. Прикладная конфликтология только складывается, развивается в рамках психотерапии. В 1990-х гг. - практика медиаторства. Большую роль в этом сыграла Российско-Американская программа по конфликтологии, в рамках которой было организовано обучение конфликтологов - медиаторов. На этой основе в Санкт-Петербурге в 1993г. был открыт первый в России Центр разрешения конфликтов, а в 1997 г. создан Кубок конфликтологов, объединивший профессиональных конфликтологов - медиаторов.

 

Предмет, задачи и методы конфликтологии

Под предметом любой науки понимается мысленная, идеальная, теоретическая модель того объекта, части или сферы действительности, на который направлен ее главный интерес.

Предметом конфликтологии - идеальная модель конфликтно­го взаимодействия, его теория, основой которой выступает понятий­ный аппарат с его центральным звеном — категорией конфликта. Объект конфликтологии — сама социальная жизнь, все бесконечное разнообразие реальных, «живых» конфликтов от детских ссор и до мировых войн, которыми наполнена общественная жизнь прошлого и настоящего.

Предмет конфликта – объективно существующая или воображаемая проблема, которая служит причиной раздора между сторонами (проблемы власти, взаимоотношений).

Если современная теория конфликта - результат длительного процесса познания, то ее методология - совокупность способов достижения и построе­ния этого знания, его дальнейшего расширения и углубления.

Методология науки о конфликте включает в себя комплекс конкретно-научных при­емов исследования. Эта методология имеет различные уров­ни — философский, общенаучный, частно – научный и представляет собой систему методов и приемов.

1) структурно – функциональный. Способствует выявлению основных элементов конфликтного взаимодействия, определению роли каждого из них. Рассматривает явление в состоянии покоя. Преимущество метода в том, что он помогает найти некоторые устойчивые составляющие даже в таком подвижном явлении как социальный конфликт. Совокупность объекта конфликта, состава его участников, уровня напряженности конф­ликтного взаимодействия образуют структуру конфликта, а роль этих элементов - их функция в конфликте. Выявление структурных элементов и их функций в кон­фликте является важнейшей предпосылкой его успешного регули­рования. «-» — статичное, внепроцессуальное рассмотрение социальных явлений.

2) процессуально – динамический Важнейший инструмент процессуального анализа — опреде­ление основных этапов или стадий развития конфликта. Напри­мер, конфликт, начавшийся с митингов протеста, может продол­житься в виде массовых демонстраций и завершиться силовыми столкновениями. Динамика конфликта может выразиться как в виде его эскалации, так и в направлении снижения уровня, раз­рядки напряженности.

3) метод типологизации Способствует более глубокому уяс­нению устойчивых, сущностных признаков конфликтов, проявляющихся в многообразии форм социального противостояния. Служит связующим звеном эмпирического, конкретно-соци­ологического и теоретического уровней исследования, обеспечиваю­щим поиск общего в особенном и единичном.

4) прогностический Опирается на результаты предварительного глубокого структурного, генетического и типологического анализа. Исходит из признания вероятностного харак­тера общественного развития и необходимости в связи с этим уче­та ряда возможных альтернатив в развитии конфликта. Описывая возможные варианты развития конфликтного взаимодействия, про­гностический подход вместе с тем описывает оптимальные пути и средства урегулирования конфликта. Прогнозы могут быть под­разделены на кратко-, средне- и долгосрочные. Прогнозирование может использовать методики экспертных оценок, математическое моделирование и другие.

5) разрешительный Метод регулирования конфликта, нацелен непосредственно на практику. Рассматриваются как основные страте­гии (стратегии ухода от конфликта, его силовое подавление, стратегия компромисса и взаимных уступок), так и тактики улаживания конфликтов.

Вся совокупность основных методов конфликтологии составляет ее методологическую стратегию. Ее реализация предполагает использование конкретных методик и процедур, составляющих тактику конфликтологического исследо­вания. В связи с социально-психологической природой конфликта этот инструментарий конфликтологии во многом совпадает с иссле­довательскими процедурами, применяемыми социологией и психо­логией. К числу социально-психологических методик, используемых конфликтологией, относятся наблюдение и самонаблюдение, устный и письменный опрос, тестирование, есте­ственный и лабораторный эксперимент, математическое и логичес­кое моделирование.

 




Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2261)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7