Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Р а з д е л 1. Объект и предмет Источниковедения. Классификация исторических источников. История источниковедения





БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

В.П. ГРИЦКЕВИЧ, С.Б. КАУН, С.Н. ХОДИН

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ГУМАНИТАРНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ВУЗОВ

Минск, 2000


В в е д е н и е 2

Р а з д е л 1. Объект и предмет Источниковедения. Классификация исторических источников. История источниковедения 3

1.1. Определение исторического источника 3

1.2. Объект и предмет источниковедения. Источниковедение и другие отрасли научного знания 4

1.2.1. Общая характеристика 4

1.2.2. Источниковедение и архивоведение 6

1.2.3. Источниковедение и музееведение 6

1.2.4. Источниковедение и библиография 8

1.3. Классификация и систематизация исторических источников 8

1.3.1. Общая характеристика 8

1.3.2. Классификация письменных источников 11

1.4. Исторический источник и историческое пособие 12

1.5. Виды письменных источников и особенности их изучения 13

1.5.1. Документальные источники 13

1.5.1.а. Законодательные документы 13

1.5.1.б. Акты как исторические источники 15

1.5.1.в. Делопроизводственные материалы 18

1.5.1.г. Статистические материалы 20

1.5.2. Повествовательные источники 21

1.5.2.а. Летописи и хроники 21

1.5.2.б. Мемуары 22

1.5.2.в. Эпистолярные источники 24

1.5.2.г. Литературные и публицистические произведения 26

1.5.2.д. Периодическая печать 28

1.6. Проблемы изучения вещественных и изобразительных источников. Понятия «археологический источник» и «музейный предмет» 29

1.7. История источниковедения 32

Р а з д е л 2. Основные этапы работы с источником 41

2.1. Общая характеристика 41

2.2. Источниковедческая эвристика 43

2.2.1. Общая характеристика 43

2.2.2. Библиографическая эвристика 44

2.2.2.а. Историческая библиография 48

2.2.2.б. Методы библиографического поиска 48

2.2.2.в. Просмотр книжной и пристатейной библиографии 49

2.2.2.г. Поиск в каталогах и картотеках 49

2.2.2.д. Библиографические указатели 52

2.2.2.е. Библиография библиографий 54

2.2.2.ж. Справочная литература 55

2.2.2.з. Энциклопедии 55

2.2.2.и. Библиографические словари 57

2.2.2.к. Географические словари 59



2.2.2.л. Толковые и терминологические словари 59

2.2.3. Поиск источников в глобальной компьютерной сети INTERNET 61

2.2.4. Архивная эвристика 63

2.2.4.а. Сеть и состав архивов 64

2.2.4.б. Научно-справочный аппарат архивов и его изучение 65

2.2.4.в. Изучение дел, выявление и отбор документов 66

2.3. Источниковедческая критика 68

2.3.1. Природа исторического источника.Цель и основные этапы источниковедческой критики. 68

2.3.2. Внешняя критика 69

2.3.2.а. Общая характеристика 69

2.3.2.б. Установление текста 70

2.3.2.в. Лингвистическое изучение текста 71

2.3.2.г. Уточнение текста. Установление искажений текста 73

2.3.2.д. Восстановление текста. Реконструкция текста 73

2.3.2.е. Установление сложного состава источника 75

2.3.2.ж. Исследование происхождения исторического источника 76

2.3.2.з. Интерпретация исторического источника 90

2.3.3 Понятие о подлинности и подделке 91

2.3.3.а. Интеллектуальное искажение источника 91

2.3.3.б. Поводы и причины подделок 92

2.3.3.в. Меркантильная мотивация подделок 93

2.3.3.г Мотивация подделок в пользу групповых интересов 94

2.3.3.д. Пропагандистская мотивация подделок 97

2.3.3.е. Мотивация материальной заинтересованности антиквариев в подделке 100

2.3.3.ж. Мотивация коллекционирования старинных вещей 101

2.3.3.з. Главные признаки подделки 103

2.3.4 Понятие достоверности исторического источника. Полнота и точность информации источника. 107

2.3.4.а. Влияние условий возникновения информации источника на её достоверность 108

2.3.4.б. Анализ свидетельств, основанных на личном наблюдении 108

2.3.4.в. Критика сведений, взятых из вторых рук и их обобщений 108

2.3.4.г. Выяснение групповых, политических и иных позиций автора и их влияние на информацию, заключенную в источнике 108

2.3.5. Источниковедческий синтез 108

2.3.6. Изучение исторических источников на основе применения количественных методов и новых информационных технологий 108

П р и л о ж е н и я 108

ПРОГРАММА ПО КУРСУ: 108

Р а з д е л II. История источниковедения 108

Р а з д е л III. Классификация и систематизация источников 108

Р а з д е л IV. Поиск источников 108

Р а з д е л V. Источниковедческая критика 108

Р а з д е л VI. Применение информационных технологий и количественных методов обработки источников 108

Т е с т ы 108

Вариант 1 108

Вариант 2 108

В в е д е н и е

 

На исходе ХХ столетия все более определяется стремление к формированию единой науки о человеке. Эта тенденция сталкивается с огромным количеством подходов к предмету изучения, наличием множества понятий, по-разному определяющих аналогичные процессы и явления. Замена «устаревшей» марксистско-ленинской методологии и написание «объективной» истории зачастую осуществляется на основе прежнего исследовательского методического аппарата и лишь компрометирует такие попытки.

Необходим поиск новой эпистемологической системы, основой которой может служить источниковедческая составляющая. Она базируется на рассмотрении исторического источника как продукта культуры, в качестве общего объекта гуманитарных и социальных наук. Данная парадигма гуманитарного знания восходит к наследию выдающегося мыслителя начала ХХ века А.С. Лаппо-Данилевского, который стремился путем интерпретации исторического источника понять его автора – человека прошлого. Как целостная концепция она разработана и представлена в учебнике Российского государственного гуманитарного университета «Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учебное пособие для гуманитарных специальностей» (далее – «Источниковедение ...» РГГУ, 1998), авторами которого являются И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская и М.Ф. Румянцева.

Не менее существенное значение имеет и направление, разрабатываемое коллективом исторического факультета МГУ: изучение скрытой информации источников на основе применения количественных методов (широко представленное в работах И.Д. Ковальченко, Л.И. Бородкина и др.).

Еще в середине 1960-х гг. Д.С. Лихачев подчеркивал, что разделение наук на добывающие материал и его обрабатывающие отходит в прошлое. Он и М.Н. Тихомиров в связи с тем предложили ввести понятие «специальные дисциплины» вместо «вспомогательные». Следующим шагом явились работы С.О. Шмидта, в которых источниковедение рассматривалось не только в качестве информационного обеспечения исторических исследований («вспомогательная» функция включена в структуру, но лишь в качестве «составной» части), но и как методики и теории добывания исторической информации. А это уже с неизбежностью вело к необходимости объяснения природы данной информации. Логическим результатом стало закрепление такого подхода в учебнике РГГУ 1998 г. и определение метода источниковедения как основы междисциплинарного синтеза гуманитарного знания.

Данное пособие, ориентированное, прежде всего, на студентов гуманитарных факультетов учебных заведений, имеет целью обобщение всех имеющихся разработок в сфере теории и методики источниковедения и на основе доступного изложения способствовать выработке целостной концепции восприятия и изучения исторических источников. Издание содержит обширные «Приложения», указаны программа курса, литература по тем или другим вопросам и имеются тесты для самопроверки.

Авторы будут признательны за все замечания и пожелания, которые позволили бы улучшить пособие.

Р а з д е л 1. Объект и предмет Источниковедения. Классификация исторических источников. История источниковедения





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1092)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)