Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Политика в области массовой информации



2015-11-10 732 Обсуждений (0)
Политика в области массовой информации 0.00 из 5.00 0 оценок




Переход к информационному обществу неразрывно связан с дальнейшей демократизацией политической и общественной жизни. В контексте информационной политики это означает признание презумпции открытости информации для граждан и защиту их информационных прав. Это означает также ориентацию главных технологических компонентов информационной среды (системы формирования, распространения и использования информационных ресурсов, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и информационных технологий) на обеспечение свободного обращения информации, воплощения в жизнь конституционного права на свободный поиск, получение, производство и распространение информации.

Переход России к новому типу экономического развития, гражданскому обществу и правовому государству, политический плюрализм, порождают огромную общественную потребность в информации. Необходимость удовлетворения этой потребности и обуславливает особую роль СМИ в жизни общества. При этом в полной мере проявляются такие свойства СМИ как массовость, тиражируемость, периодичность, использование постоянно пополняемых информационных ресурсов, выполнение СМИ функций первичных источников информации, применение современных информационных технологий и средств телекоммуникаций.. СМИ есть действенный канал информирования общества о деятельности власти и информировании власти и общества о жизни общества и его реакции на действие власти. Эти особенности делают СМИ важнейшим социальным институтом и необходимым объектом государственной информационной политики. Современные СМИ не только оперативно отражают мировые события, но в значительной степени занимаются анализом информации, ее предварительной фильтрацией и целенаправленным отбором. Благодаря этому СМИ являются мощным средством воздействия на сознание людей.

В настоящее время не решены еще многие проблемы, связанные со свободой доступа к информации журналистов, с правовой охраной личной тайны в СМИ, защитой гражданина и общества от ложной и недобросовестной информации, распространяемой СМИ. СМИ не выполняют в полном объеме образовательных задач и задач сохранения и развития национальных культур.

Решение этих проблем может быть найдено только в рамках ГИП, прямо ориентированной на открытое демократической развитие российского общества и государства.

Основными направлениями ГИП, реализующими указанный путь развития, должны быть:

  • недопущение подчинения СМИ конъюнктурным интересам власти и бизнеса и усиления возможностей их влияния на СМИ (прямой нажим, снабжение СМИ неполной, неопределенной, искаженной или ложной информацией, откровенной дезинформацией, умышленные недоговоренности, сращивание структур власти, бизнеса, прессы и т.п.);
  • регулирование уровня концентрации и монополизации СМИ (препятствие уменьшения независимых источников информации, сосредоточению СМИ в руках представителей экономической элиты, бесправию журналистов и т. п.);
  • защита интересов региональных рынков массовой информации и содействие развитию местных СМИ;
  • совершенствование национального законодательства в части гарантий свободы слова и информации, свободного распространения массовой информации, в том числе на трансграничном уровне, недопущения распространения насилия и нетерпимости через СМИ, обеспечения плюрализма СМИ, доступа к официальной информации.

Основной задачей ГИП по отношению к СМИ является выработка правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих в деятельности СМИ баланс интересов личности, общества и государства. Для этого необходимо решить комплекс вопросов государственной поддержки государственных СМИ и выработать позицию по отношению к негосударственным СМИ.

В этом случае СМИ реально смогут служить механизмом организации отношений между населением и социальными институтами общества, выражающими интересы власти, бизнеса, культурного развития, быть инструментом диалога между ними. При этом может быть преодолено жестко установочное отношение значительной части населения к массовой информации, недоверие к сообщениям, которые не соответствуют личным или социальным ожиданиям.

Должны быть созданы такие организационные, правовые, экономические и технологические условия, при которых СМИ будут эффективно выполнять функцию объективного информирования населения, социальных институтов и государства. Под этим углом зрения следует рассматривать все уже существующее и перспективное законодательство, другие нормативные акты и отдельные правовые нормы, касающиеся СМИ. Особое внимание должно быть уделено правовым положениям, устанавливающим ответственность за правонарушения в информационной сфере, обеспечивающим государственную поддержку СМИ и книгоиздания и недопустимость введения политической цензуры.

Важной является также проблема информирования населения о деятельности органов власти и управления. Необходимо обеспечение доступности для широких слоев населения объективной информации о ходе экономических реформ, решении социальных задач, правовых актах и нормах, регулирующих общественную и частную жизнь граждан. Ситуация осложняется процессом коммерциализации сферы социально-информационных услуг. Следует решить вопрос о специальных информационных центрах, выступающих посредниками между властными структурами и населением.

Нельзя забывать, что СМИ есть не только объект информационной политики, но и активный субъект ее. Это инструмент не только государственного, а еще в большей степени общественного воздействия на массовое сознание, инструмент формирования общественного мнения. Идеи тонкого правового регулирования всей системы электронных и печатных СМИ должны быть тщательно согласованы с действующим и вновь принимаемым законодательством в этой области. Весьма важным является поиск баланса между государственным и общественным регулированием деятельности СМИ. При этом необходимо более четко проводить линию на обеспечение подлинно демократического развития нашего общества и государства в направлении открытого информационного общества.

На основе перечисленных концептуальных положений и с учетом накопленного в этой области опыта в качестве первоочередных мероприятий ГИП необходимо:

  • разработать долгосрочную стратегию государства в отношении СМИ и провести ее широкое общественное обсуждение;
  • скорректировать существующее законодательство, регулирующее деятельность СМИ и их отношения с государством и обществом.

Информационное право

Информационная среда общества к концу XX века превратилась в определяющий фактор политического, социально-экономического и культурного развития. Решения государственных, межрегиональных, международных и глобальных проблем не могут не учитывать состояние информационной среды и ее влияния на все сферы общественной жизни.

Глобализация открытых компьютерных и телекоммуникационных сетей, быстрый рост мирового рынка информационных технологий, продуктов и услуг, формирование международного информационного пространства создают предпосылки для нарушения традиционных механизмов обеспечения геополитической целостности государств, оказывают серьезное воздействие на многие элементы государственности и национальных правовых систем. Растет осознание значения международно-правовых механизмов, повышается роль нравственного компонента в регулировании информационных отношений в обществе, сочетающегося с экономическими и другими методами воздействия на эти отношения. Новые тенденции необходимо учитывать при определении задач ГИП в части развития информационного законодательства и его отдельных направлений.

Базис информационной политики, как и политики вообще, составляют совокупность норм права и механизмы их реализации. В контексте ГИП речь идет о правах граждан, юридических лиц и государства на свободное получение, распространение и использование информации, защиту конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности.

Основные положения государственной политики можно сформулировать следующим образом:

  • государство исходит из принципа безусловного правового равенства всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса;
  • государство совершенствует существующее и разрабатывает новое законодательство и нормативную-правовую базу информационных отношений в обществе, а также осуществляет контроль за безусловным исполнением законодательства;
  • ограничение доступа к информации есть исключение из общего принципа открытости информации и осуществляется только на основе законодательства;
  • ответственность за сохранность информации, ее засекречивание и рассекречивание персонифицируется;
  • государство законными средствами обеспечивает защиту общества от ложной, искаженной и недостоверной информации, поступающей через средства массовой информации;
  • государство обеспечивает предоставление гражданам универсальной общественной информационной услуги, способствует доступу к мировым информационным ресурсам, глобальным информационным сетям.

В настоящее время законодательная деятельность по регулированию информационных отношений в российском обществе развивается. Однако действующее законодательство не дает однозначного ответа на ряд принципиальных вопросов, в частности, на какую информацию есть права у граждан, каков состав этих прав, и, наконец, как эти права реализовывать. Поэтому исполнительная и правоприменительная деятельность по реализации указанного законодательства сталкивается с существенными трудностями.

Относительно тонкий слой законов в области связи, телекоммуникаций, информации и информатизации позволяет говорить лишь о начале формирования отрасли информационного законодательства в РФ и необходимо отметить его неравномерное и несбалансированное развитие за последние пять лет.

Действующие федеральные законы “Об информации, информатизации и защите информации”, “О связи”, а также “О средствах массовой информации” заложили основы законодательного регулирования информационных отношений в обществе с учетом мировой практики, современного уровня развития информационных технологий и обеспечения информационных прав субъектов правоотношений.

Эти законы являются базовыми для формирования на их основе законов и других нормативных актов по отдельным направлениям правового регулирования информационных отношений в обществе, что и реализуется на практике. При этом совершенствуются и сами названные базовые законы.

Можно утверждать, что собственно правовая компонента информационной политики должна предусматривать, прежде всего, формирование правового статуса всех субъектов в системе информационных отношений, пользователей информационных и телекоммуникационных систем (граждане, социальные институты, общественно-политические организации, органы государственной власти и управления) и определение их ответственности за обеспечение конституционного права на свободу информации.

Реализация правовой компоненты ГИП может осуществляться по следующим основным направлениям:

  • разработка новых законов, дополняющих и развивающих существующее законодательство в информационной сфере;
  • согласование существующих и вновь разрабатываемых законов в информационной сфере с законодательством в других областях;
  • разработка подзаконных актов и руководящих документов, обеспечивающих эффективное правоприменение существующего и разрабатываемого законодательства;
  • активное участие в разработке международного законодательства в сфере информационных отношений.

Первоочередными мероприятиями ГИП являются:

  • анализ процессов развития информационной сферы и определение областей не имеющих правового обеспечения;
  • разработка концепции развития информационного законодательства;
  • анализ причин низкой правоприменимости существующего информационного законодательства и определение необходимого комплекса мер по исправлению этого положения.


2015-11-10 732 Обсуждений (0)
Политика в области массовой информации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Политика в области массовой информации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (732)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)