Предварительная работа
Первое знакомство с условной меркой может происходить при изучении свойств квадрата и прямоугольника еще в средней группе. Детям объясняется: чтобы сравнить стороны фигуры, нарисованной на доске (можно предложить другую проблемную ситуацию, когда способ сравнения непосредственно приложением и наложением не подходит), необходим предмет-помощник, полоска, равная по длине одной из сторон. Все стороны квадрата такой же длины, как полоска, значит, они все одинаковой длины. У прямоугольника по 2 (противоположные) стороны одинаковой длины. Замечание: необходимо различать термины: «Померить» — сравнить величину одного предмета с величиной другого предмета (непосредственно приложением или наложением — с детьми II младшей группы, или с помощью условной мерки, равной одному из сравниваемых предметов, — старшей группе). «Измерить» — дать численную характеристику величине (сравнить с величиной того же рода и результат обозначить числом — в подготовительной группе). Методика обучения Надо поставить детей в ситуацию, когда непосредственно сравнение размеров предметов невозможно и необходим помощник — третий предмет — условная мерка. Примеры: 1. Чтобы построить на полу дом такой же высоты, как образец на столе у воспитателя, необходимо померить высоту дома палочкой и пользоваться ею при строительстве, контролируя высоту дома меркой. 2. При постройке моста необходимо учитывать высоту машин, которые будут под ним проезжать. Чтобы не проверять машиной, надо померить ее высоту и пользоваться меркой при строительстве. 3. Чтобы не испачкать стол (например, при рисовании), надо постелить клеенку. Чтобы клеенка покрыла весь стол и не свисала с него, надо померить одной ленточкой ширину стола, другой — длину, и с помощью двух мерок отрезать клеенку нужного размера.
Дидактические игры «Мастерская» (например, изготовление ножек для табурета); «Магазин» (например, покупка обложки для книги, скатерти на стол, обуви для куклы); «Ателье» и др. Методика обучения измерению длины с помощью условной мерки (задача 7) Предварительная работа Готовность детей к обучению измерению протяженности определяется их умениями: • выделять, называть и сравнивать длину, ширину, высоту предметов; • считать; • пользоваться условной меркой, равной одному из сравниваемых параметров, и др. Методика обучения Обучение проводится в подготовительной группе (можно раньше) на различных вариантах заданий, упражнений, игр, с использованием разнообразных бытовых ситуаций. Необходимо, по возможности, предавать деятельности практическую направленность (покрыть стол клеенкой, отрезать ленту нужной длины и т. п.). Этапы обучения: 1. Пояснить смысл и значение измерительной деятельности. 2. Сообщить сумму правил. 3. Упражнять для практического овладения приемами работы. Варианты введения измерения: экскурсия в магазин --- проблемная ситуация --- подготовка к школе Правила измерения протяженности 1. Выбрать целесообразную мерку. 2. Определить точку отсчета и направление измерения. 3. Приложить мерку к началу протяженности, сделать отметку другого конца, напротив мерки поставить фишку. 4. Приложить мерку к отметке еще раз и так по всей протяженности. 5. Сосчитать количество фишек и назвать количество отложенных мерок. 6. Сказать, что и чем измерено, и каков результат. Замечание: в начале мерка должна укладываться целое число раз. Важно обратить внимание на переход от числа фишек числу выложенных мерок и сделать правильный вывод. Можно не использовать фишки, а выкладывать вдоль всей протяженности полоски одинаковой длины. Фрагмент: —Вечером мы будем рисовать красками. Что надо сделать, чтобы не испачкать стол? (Покрыть его клеенкой.) —Клеенка находится в большом рулоне. Нам нужно отрезать небольшой кусок. Что нужно сделать, чтобы он подошел к столу? (Измерить длину и ширину стола.) —Чем можно измерить длину и ширину стола? (Полоской, палочкой, ...) —Измерять будем вот этой полоской. Длину отмечать кружками, а ширину — треугольниками. —Какие предметы нам необходимы для работы? (Мерка, круги, треугольники, мел, ножницы.) Воспитатель объясняет правила измерения. Затем вместе детьми измеряет длину и ширину стола, отмеряет и отрезает клеенку, обсуждая действия и результаты работы. Что мы измерили? (Длину и ширину стола.) Чем мы измеряли? (Полоской.) Какой результат получили? (Длина — 5 мерок, ширина 3 мерки.) Как проверить, правильно ли мы померили и клеенку? (Положить клеенку на стол.)
Усложнения 1. Измерение без фишек. («Взрослые сразу считают количество отложенных мерок».) 2. Измерение с остатком. («Длина стола — 5 мерок с половиной» или «5 мерок и еще вот столько».) 3. Обсуждение: «На что показывает число?» (Длина больше ширины.) 4. Измерение разными мерками и обсуждение результатов. (Чем больше мерка, тем меньше число получится, при этом сама величина не изменяется. Для сравнения двух предметов надо измерять их одинаковыми мерками.) Ошибки детей: • Неправильно устанавливают точку отсчета (не от самого края). • Мерка перемещается произвольно (прикладывается не к самой отметке, сдвигается в разных направлениях). • При измерении без фишек забывают считать мерки. • При измерении несколькими мерками пропускают начальный отрезок. Замечание: полезно приобщать детей к нахождению и исправлению ошибок: —Кто заметил ошибку? —Как ее исправить? —Как измерить правильно? Можно предложить детям домашнее задание: «Измерьте дома длину и ширину стола, подоконника». Методика ознакомления с общепринятыми мерами длины:
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1060)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |