№ и названия разделов и тем
| Цель и содержание
лабораторной работы
| Результаты лабораторной работы
|
Лабораторная работа № 1:
Психолого-педагогическое обследование уровня развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения
|
Раздел 3. Особенности работы по формированию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушенным зрением
Тема 6. Выявление исходного уровня пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения
| Цель занятия – формирование навыков проведения психолого-педагогического изучения уровня развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушенным зрением.
Содержание занятия:
1. Диагностика уровня готовности к обучению ориентировке в пространстве.
2. Диагностика уровня развития ориентировки пространстве.
Оборудование: комплекты диагностических материалов (см. задание для самостоятельной работы студентов к теме «Выявление исходного уровня пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения»).
Литература:
1. Кручинин В.А., Солнцева Л.И. Психологические аспекты обучения ориентированию в пространстве и мобильности школьников с глубокими нарушениями зрения//Дефектология. – 1992. - № 2 – 3.2. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией в условиях дошкольного образовательного учреждения. Дисс. на соиск. уч. степ доктора псих. наук. – М. – 1998. С. 157 – 186.3. Подколзина Е.Н. Формирование ориентировки в пространстве у дошкольников 3-х и 4-х лет с косоглазием и амблиопией. Дисс. на соиск. уч. степ дканд. псих. наук. – М. – 1998. С. 27 – 31.4. Специальные коррекционные программы для детей с глубокими нарушениями зрения/Под ред. Феоктистовой. – Спб. 2000.
| Приобретение навыков подготовки и проведения психолого-педагогического изучения уровня развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушенным зрением.
Форма отчетности:протоколы обследования; характеристи-ка уровня развития ориентировки в пространстве.
|
Лабораторная работа № 2:
Анализ занятия по формированию пространственной ориентировки у детей с нарушенным зрением
|
Раздел 3. Особенности работы по формированию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушенным зрением
Тема 7. Формирование пространственной ориентации дошкольников с нарушениями зрения
| Цель занятия – формирование навыков анализа организации и проведения занятий по формированию пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения.
Содержание занятия:
1. Просмотр видеозаписей занятия по формированию пространственной ориентировки.
2. Анализ организации и проведения занятий по формированию пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения.
Оборудование: DVD – проигрыватель, диски с записями занятий по формированию пространственной ориентировки.
Схема анализа занятия:
1) Программное содержание: характер образовательных, коррекционных и воспитательных задач. Соответствие задач направлению работы, периоду обучения и возможностям детей. Рекомендации по совершенствованию программного содержания занятия.
2) Этапы занятия: последовательность, преемственность, соответствие теме и программному содержанию занятия. Рекомендации по совершенствованию структуры занятия.
3) Методы: адекватность направлению работы и задачам занятия, целесообразность использования, разнообразие.
4) Дидактический материал: соответствие требованиям и возможностям детей.
5) Организация и содержание окончания занятия: обращение к цели, оценка результативности занятия для детей.
6) Деятельность педагога: четкость обозначения целей занятия, продуманность мотивации деятельности детей, использование приемов, обеспечивающих поддержание мотивации. Характеристика взаимодействия педагога с детьми, культура. Пожелания по оптимизации деятельности педагога.
7) Деятельность детей: адекватность, осознанность, активность, отвлекаемость, работоспособность, причины неблагоприятной деятельности детей.
| Приобретение навыков анализа организации и проведения занятий по формированию пространственной ориентации педагогами.
Форма отчетности:фотозапись и анализ занятия по формированию пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения.
|
Тематика рефератов и методические указания
По их выполнению
1. История становления теории восприятия пространства.
2. Проблема пространственной ориентации в трудах современных исследователей.
3. Закономерности развития пространственной ориентации
4. Характеристика компенсаторных процессов пространственной ориентации при нарушениях зрения.
5. Пространственная ориентация слепых детей с нарушениями зрения.
6. Пространственная ориентация слабовидящих дошкольников с нарушениями зрения.
7. Особенности работы по формированию пространственной ориентации у слабовидящих детей.
8. Особенности работы по формированию пространственной ориентации у слепых детей.
9. Проблема взаимодействия специалистов в работе по формированию пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения.
10. Особенности работы по формированию социально-бытовой ориентировки у слабовидящих детей.
11. Особенности работы по формированию социально-бытовой ориентировки у слепых детей.
12. Условия воспитания ребенка и ориентировка в пространстве.
13. особенности работы по формированию пространственной ориентации в условиях семьи.
Рекомендуется придерживаться следующей структуры реферата:
1. Титульный лист должен содержать наименование высшего учебного заведения, факультета и кафедры, на которую предоставляется реферат, тему реферата, Ф.И.О., курс, номер группы студента, Ф.И.О. преподавателя.
2. Содержание
3. Введение должно содержать обоснование актуальности выбранной проблемы.
4. В основной части реферата рекомендуется рассмотреть развитие теоретических представлений о проблеме, современное состояние изучения проблемы.
5. Заключение должно содержать выводы, сделанные студентом на основе изучения материала по проблеме.
6. Библиографический список оформляется в соответствии с существующими стандартами (с указанием автора, названия издания, года выпуска и издательского центра).