Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Возрастные нормативы выполнения




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

□ Методика обычно доступна детям, начиная с 6-летнеговозраста, но в этом? случае следует понимать, что в основе сравнения может лежать скорее функциональный, нежели понятийный признак.

□ После 7—8-летнеговозраста при работе с методикой нормативно должно преобладать сравнение по понятийному признаку, при единичных «не­понятийных» сравнениях.

Поскольку основным при анализе результатов является выявление именно особенностей мышления, возрастные нормативы не так важны и полностью совпадают с нормативами формирования обобщений (обобщающих операций).

ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Цель.Оценки способности обобщения, установление уровня сформированности понятийного мышления ребенка, определение тех существенных для ребенка признаков понятий (предметов или явлений), которыми он пользует­ся для проведения обобщающих операций.

Методика обычно предъявляется детям со сформированным навыком чте­ния (осмысленное чтение). При условии достаточного объема слухоречевой памяти детям, не умеющим читать, задания могут быть предъявлены на слух.

Стимульный материал. Вбольшинстве пособий методика представлена в двух вариантах: исключение «неподходящего» понятия из 4 и 5 слов. Жела­тельно, чтобы предлагаемые группы понятий были выстроены в порядке ус­ложнения заданий.



Возрастной диапазон применения.Методика может использоваться в работе с детьми, начиная с 6,5—7-летнего возраста.

Процедура проведения и регистрации результатов

Ребенку предлагается выделить одно «неподходящее» понятие, объяснить, по какому признаку (принципу) он это сделал, и подобрать ко всем остальным словам (понятиям) обобщающее слово.

Инструкция дается на примере первой группы слов (понятий) из той серии, которая, по мнению специалиста, является для данного ребенка наиболее до­ступной.

Инструкция 1.«Прочти эти слова. Одно слово здесь не подходит ко всем остальным. Остальные слова можно объединить между собой, назвать одним сло­вом, а одно — нет, оно неподходящее. Что это за слово?»

В ситуации, когда ребенок не понимает, что ему надо делать, инструкция повторяется. Если ребенок и в этом случае не понял инструкции, на примере первой группы слов проводится обучение. Отмечаются реакции ребенка, стра­тегии поиска неподходящего слова.

Инструкция 2.«А теперь скажи, почему это слово не подходит к остальным, и какое общее слово можно подобрать для остальных».

Регистрируется подбор обобщающего понятия и объяснение ребенком прин­ципа выбора (категория признака, определяющего отношения между поняти­ями). Как и для методики Исключение предметов, здесь возможна категориза­ция признаков выделения (типов обобщений).

Анализируемые показатели

□ уровень доступной сложности выполнения методики;

□ уровень сформированности операции обобщения (основной или преобладающий классификационный признак);

□ характер ошибок при выделении обобщающих признаков;

□ характер и развернутость объяснений ребенка;

□ соотношение выделения существенных и несущественных (латентных) обобщающих признаков;

□ стиль деятельности ребенка.

Анализ результатов

Анализ результатов выполнения данной методики полностью аналогичен анализу результатов методики Исключение предметов. Следует учитывать, что операция обобщения «на слух», без опоры на наглядность, требует большей зрелости самого процесса обобщения и опирается на сформированность речемыслительной деятельности в целом.

Специалистом оценивается, может ли ребенок отвлечься от второстепен­ных и случайных признаков, привычных (ситуативно обусловленных) отно­шений между понятиями и произвести обобщающую операцию. Определяет­ся тип обобщения, доступный ребенку, то есть, по сути, актуальный уровень понятийного развития. Выявляются и иные особенности сформированности процесса обобщения. Точно так же анализируется уровень обобщающих опе­раций в категориях: объединение по конкретному, конкретно-ситуативному, функциональному, понятийному или латентному признакам.

Существенную роль играет возможность ребенка оценить собственные суж­дения, его критичность к результатам собственной деятельности.

В целом, методика несколько более сложна, чем ее предметный (нагляд­ный) вариант. Рассогласования в категориях обобщений и объяснений ребен­ка по этим методикам могут рассматриваться как некий аналог «зоны ближай­шего развития» аналогично тому, как это было показано в соотношении результатов выполнения методики Предметная классификация и методики Выготского—Сахарова (модифицированный детский вариант).

Возрастные нормативы выполнения

Возрастные нормативы выполнения заданий этой методики оказываются несколько «сдвинуты» в сторону более старшего возраста по сравнению с ана­логичными в методике Исключение предметов.

□ Простые варианты из четырех слов оказываются доступными, начиная с 6-летнего возраста.

□ Варианты из пяти слов — с 6—7-летнего возраста.




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1532)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7