Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ИССЛЕДОВАНИЕ АФФЕКТИВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ, ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ, МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Исследование эмоционально-личностной сферы традиционно представляет собой изучение достаточно стандартного набора черт личности, самосознания (в том числе половозрастной идентификации, наличия акцентуации, факто­ров экстра- и интроверсии, самооценки и уровня притязаний) и таких показа­телей эмоционально-аффективного состояния, как тревожность (ситуативная и личностная), различного рода страхи, агрессивность (также дифференциру­емая по отдельным видам), типы мотивации и психологических защит, реак­ции личности в различных ситуациях и т. п. Особняком в этом наборе стоит исследование межличностных отношений (внутрисемейных, в референтной группе и др.). В соответствии с этим перечнем осуществляется и подбор диаг­ностических средств.

В то же время следует придерживаться, по крайней мере, двух принципи­альных положений, выдвинутых впервые Л. Франком (1939)

1. Личность должна рассматриваться как система взаимосвязанных процессов, а не перечня (набора) способностей или черт.

2. Личность должна изучаться как изменяющаяся (развивающаяся), но вместе с тем относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций, индивидуального опыта.



Полностью придерживаясь этой позиции и применительно к исследованию личности ребенка, хотелось лишь добавить известное положение о единстве интеллекта и аффекта, общий смысл которого заключен в необходимости изу­чения взаимосвязи эмоционально-личностной, непосредственно когнитивной и операциональной сторон развития. Кроме того, необходимо отметить, что один из основных принципов психологической диагностики, а именно: прин­цип динамического изучения ребенка — исследования не устоявшихся лично­стных черт и эмоциональных состояний, а субъекта в развитии, его эмоций и аффектов в их ситуационной предопределенности — является наиболее акту­альным, особенно в условиях проникновения в психодиагностику детского возраста методов исследования «взрослой» личности (в качестве примера мож­но привести методику Цветовых Выборов М. Люшера, разработанную для взрос­лой популяции и неоправданно переносимую на детей).

Ситуация подбора адекватных методик исследования личности и аффек­тивно-эмоциональной сферы ребенка осложняется тем, что, как справедливо заметил В. М. Блейхер [16], в связи с недостаточно развитой до определенного возраста способностью к самонаблюдению и самоанализу обследование детейдошкольного и младшего школьного возраста с помощью опросников нецеле­сообразно.

Таким образом, из огромного спектра методов исследования аффективно-эмоциональной сферы, личностных особенностей остается практически лишь одна категория психодиагностических средств, эффективно и адекватно удов­летворяющих вышеуказанным условиям и принципам. Это методики проек­тивного исследования личности (из числа тех, которые некоторые авторы от­носят к группе малых проективных техник). Мы считаем эту группу методов наиболее соответствующей поставленным задачам исследования детей дош­кольного и младшего школьного возраста. Во-первых, данные методы позво­ляют оценить аффективно-эмоциональные и личностные аспекты развития ребенка с точки зрения анализа ее отдельных характеристик, которыми, воз­можно, обладает или не обладает с ребенок, согласно диагностической гипо­тезе. Среди таких характеристик следует отметить активность или пассивность личности, коммуникабельность, зависимость, директивность и демонстративность, а также проблемы эмоциональных взаимоотношений между ребенком и окружающими его людьми, наличие фантазий, а также переживаний, свя­занных с агрессией, страхами, спецификой «принятия» ребенком взрослого мира, осознаваемых желаний, потребностей и притязаний ребенка, опасений, отвержений и т. п. Во-вторых, эти методы отчасти дают возможность исследо­вать общую направленность развивающейся личности как устойчивую систе­му взаимосвязанных процессов, основанную на базовой аффективной регуля­ции поведения и сознания (по О. С. Никольской).

Для выявления общей тенденции этих аспектов развития при исследова­нии детей нам кажется продуктивным и адекватным использование дихото­мического анализа направленности реакций ребенка, то есть анализа экстра-и интропунитивных типов личностного реагирования. То есть весь спектр лич­ностных характеристик можно условно рассматривать в рамках двух противо­положных тенденций развития, тем самым обозначая вектор наиболее вероят­ного развития всей системы аффективного, эмоционального и «венчающего» их личностного (а затем и субъектного) развития в их взаимосвязи.

Этот подход может быть правомерно распространен и на анализ развития детской личности в пределах индивидуально-типологических особенностей как условно нормативного, так и отклоняющегося развития во всем его многооб­разии. Подобный взгляд на системное развитие ребенка нисколько не сужает содержание анализа этой стороны жизнедеятельности ребенка, а, наоборот, очерчивает круг его становления как субъекта деятельности (в том числе и в прогностическом плане).

Таким образом, результаты, получаемые с помощью предлагаемых проек­тивных техник, могут быть проанализированы и с точки зрения оценки сфор­мированности системы базовой аффективной регуляции (ее уровневого строения), что позволяет использовать их в дополнение к методу структуриро­ванного наблюдения и изучению истории развития.

Предлагаемые в данном руководстве методы обладают рядом особеннос­тей, делающих их удобными и технологичными для исследования детей в воз­расте от 3 до 11—12-летнего возраста:

1. Большинство методов достаточно кратковременны по процедуре проведения, что позволяет использовать их в качестве своего рода релаксационных в промежутках между энергозатратными и трудоемкими методиками исследования познавательной сферы, реализуя тем самым принцип чередования легких и трудоемких методик, отмечаемый еще И. А. Коробейниковым и Т. В. Розановой.

2. Каждая из этих методик, в то же время, достаточно информативна и позволяет провести как углубленный анализ отдельных характеристик, таки оценку общей направленности развития личности ребенка.

Несмотря на то что каждая методика в определенной степени самодостаточна, получаемые результаты, так же, как и при исследовании особенностей познавательной сферы, необходимо подтвердить использованием «комплементарной» с ней методикой.

В дополнение к вышесказанному следует отметить, что, предлагая в этом разделе подборку методов исследования аффективно-эмоциональной сферы, авторы не подразумевают необходимость использования всей батареи данных методик в рамках одного обследования. Как и в случае исследования познава­тельной сферы, в основе подбора того или иного диагностического средства всегда находится гипотеза, в соответствии с которой наиболее рациональным является использование той или иной конкретной методики. Так, например, если необходимо оценить наличие и выраженность фобического компонента у ребенка — целесообразно использование методики Метаморфозы, но уже при анализе сущностной структуры этого компонента, причин возникновения стра­ха (например, угрозы со стороны сверстников или взрослых) целесообразно дополнить исследование методиками: Тест Рука, Контурный САТ-Н.

Практика диагностической деятельности показывает, что методику Мета­морфозы с определенной степенью достоверности можно рассматривать как центральную, как ключевой момент исследования аффективно-эмоциональ­ной сферы, личностных особенностей ребенка. Как уже отмечалось в Главе 2, именно результаты ее выполнения дают возможность не только уточнить ди­агностическую гипотезу, но и, при необходимости, изменить ее, определив за­одно и комплекс требуемых для исследования этих особенностей методик.

Для исследования самой возможности оценки ребенком эмоционального состояния, сформированности эмоциональных дифференцировок использу­ются такие методики, как Цветовой Тест Отношений (ЦТО), Эмоциональные лица.

При выявлении проблем коммуникативного плана возможно использова­ние как методики рисуночной фрустрации С. Розенцвейга [32], так и методики Контурный САТ-Н или методики СОМОР, а в случае, когда нужны более тща­тельная детализация коммуникативных проблем, подключение анализа эмо­циональных компонентов отношения к людям — Цветового Теста Отношений (ЦТО).

При необходимости оценить особенности эмоциональной и личностной идентификации, таких характеристик самосознания, как самооценка, уровень притязаний, идентификации по полу, особенностей эмоциональных дифференцировок целесообразно использование следующих проективных методик: ЦТО, Тест Рука, Эмоциональные лица.

При этом авторы полностью отдают себе отчет в том, что любая из предла­гаемых проективных методик в опытных руках может дать довольно полную информацию и поэтому не может считаться направленной на исследование какой-либо отдельной характеристики аффективно-эмоциональной сферы, личности ребенка в целом. В то же время использование каждой из этих мето­дик может быть наиболее оптимальным в каком-либо конкретном случае (в за­висимости от степени открытости и откровенности ребенка, его возраста, сти­ля сложившихся взаимоотношений со специалистом и т. п.).




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3006)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7