Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Описание наиболее типичных сюжетов (историй) при работе с изображениями



2015-11-10 1449 Обсуждений (0)
Описание наиболее типичных сюжетов (историй) при работе с изображениями 0.00 из 5.00 0 оценок




Ниже представлены типичные сюжеты, возникающие у детей при рассмотрении тех или иных изображений.

При рассказе по первому изображению:

□Взаимодействие детей между собой, их совместный поход куда-либо.

При этом один из персонажей может по каким-либо причинам оста­ваться или же, наоборот, уходить в одиночестве, может просить взять его с собой и т. п.

□ Взаимодействие взрослых и ребенка — чаще всего как одной семьи. Здесь также возможен совместный поход куда-либо либо уход только родителей, либо одного из родителей, либо просьба остаться, не уходить.

□ Взаимодействие малознакомых или незнакомых людей (детей между собой или детей со взрослыми) с целью знакомства или выяснения каких-либо вопросов (например, как пройти).

При рассказе по второму изображениючаще всего звучат следующие сюжеты:

□ Ожидание кого-либо (друзей, знакомых, родителей) или чего-либо (например, проезда машин, чтобы перейти улицу).

□ Ответ у доски перед родителями, учителями, чужими взрослыми (в том числе за какие-то проступки), выступление на сцене и т. п.

□ Самостоятельный поход или поездка куда-либо (порой, в тайне от дру­гих детей или взрослых, нередко авантюрного характера).

□ Одиночество, заброшенность, потерянность, невозможность найти выход из какой-либо ситуации, страх этого одиночества.

При работе с третьим изображениеммогут возникнуть такие сюжеты, как:

□ Противопоставление одного из членов детской группы другим или противопоставление взрослого детям (как конфликтного, так и всего лишь позиционного).

□ Взаимодействие детей в игре или какой-либо иной деятельности, анало­гичное взаимодействие и детей (героя), и взрослых, либо только взрослых.

□ Противопоставление какого-либо одного члена семьи другим, как пра­вило, в ситуации конфликта.

□ Темы знакомства, потребности в контактах, одиночества, страха и т. п.

При работе с четвертым изображениемчаще всего возникают сюжеты:

□ Взаимодействие (дружеское) с животным (собакой, реже с кошкой).

□ Нападение животного на ребенка или взрослого, страх этого нападения. П Агрессивное поведение ребенка или взрослого (может быть, одного из родителей) по отношению к животному.

□ Одиночество, желание завести собаку, сюжеты расставания (прощания) с животным и др.

□ Взаимодействие двух людей (когда фигура справа не воспринимается как животное). Само взаимодействие может носить разнообразный характер (например, общение мужчины и женщины).

□ Отношения хозяина и раба, начальника и подчиненного. Основная тема при этом — унижение одного другим.

При рассказе по пятому изображениюобычно возникают темы:

□ Пробуждение (родители будят в школу или детский сад), друзья приходят и зовут с собой.

□ Болезнь — ребенок болеет (болезнь может быть и результатом драки), а к нему приходят дети или взрослые, в том числе врачи.

□ Страх за состояние здоровья кого-либо из близких людей.

□ Смерть, страх смерти.

□ Убийство, совершенное двумя другими.

При работе с шестым изображениеммогут возникать темы:

□ Опасность (ползет, еле держится, находится на краю, вот-вот упадет).

□ Специальные занятия (ребенка или взрослого) — физкультура, альпинизм.

□ Одиночество, страх, «край» (в некоторых случаях данное понятие определяется как край жизни).

□ «Нейтральное» передвижение (просто ползет).

□Физическая ущербность (ребенка или взрослого) и другие темы. О При работе с седьмым изображениемчасто возникают сюжеты:

□ Совместная игра детей или ребенка с взрослым (в том числе с одним из родителей).

□ Конфликт между детьми или между ребенком и взрослым (в том числе содним из родителей).

□ Опасность воздействия со стороны другого человека (ребенка или взрослого, в том числе родителей).

При работе с последним — восьмым — изображениемвозникают темы:

□ Взаимодействие ученика и учителя (в том числе конфликтное).

□ Принятие пищи и конфликты или пристрастия вокруг этой деятельности.

□ Купание, страх воды, обнажения (иных аналитически значимых ситуаций).

□ Отношение к младшим в семье (чаще всего ревностное и/или конкурентное).

□ Страх смерти (при купании, еде и т. п.).

□ Взаимодействие ребенка и одного из родителей по поводу успеваемости.

□ Физический недостаток или травма.

Анализ и интерпретация результатов

Приступая к интерпретации полученных результатов, важно иметь хорошее представление о некоторых основных принципах, лежащих в основе интер­претации таких проективных техник, как ТАТи CAT.

Ребенка просят описать ситуацию, то есть истолковать предъявляемое изоб­ражение, передав его смысл. Отвечая на нашу просьбу рассказать историю, ребенок вынужден в своей интерпретации выйти за пределы объективных све­дений, предлагаемых изображением. Он делает это в своей манере, зависящей как от его эмоционального и жизненного опыта, так и от сиюминутного состо­яния, которое проявляется под влиянием предложенного стимульного ма­териала.

Если согласиться с Л. Беллак в том, что в структуре личности существует преемственность мотивации, можно представить следующее сравнение:«.. .если взять из реки пробу в местах различных и относительно близких, химический анализ состава дает очень похожие результаты. Каждое ведро воды будет пока­зательным для целого. А любая проба будет отражать химический состав всей воды. Не вдаваясь в новые аналогии ... будем считать, что интерпретация сти­мульного материала теста представляет данные, в которых личность представ­ляется как континуум психического». Кроме того, можно дополнить полученные данные соотнесением их с другими ответами ребенка и тем самым сделать заключение об особенностях аффективно-эмоциональной сферы ребенка по аналогии с предложенными переменными в интерпретации Л. Беллака.

1. Основная тема

В целом, наибольший интерес представляет то, что ребенок «берет» из изоб­ражения и почему он рассказывает именно эту историю (делает эту интерпре­тацию). Вместо того чтобы делать выводы из анализа одной истории, лучше иметь возможность найти общий знаменатель, общие тенденции в нескольких историях. Таким образом, интерпретация состоит в том, чтобы обнаружить общее в моделях поведения ребенка. В этом смысле можно говорить о теме одной или нескольких историй. У младших детей (3-4 года) она обычно очень простая. И, наоборот, тема детей старшего возраста может оказаться гораздо более сложной. История часто содержит и несколько тем, связанных друг с другом достаточно сложным образом.

2. Основной герой

Мы исходили из того, что ребенок рассказывает историю, которая его каса­ется непосредственно, но так как история может включать несколько персо­нажей, необходимо понять, где тот персонаж, с которым ребенок идентифи­цирует себя. Для этого необходимо уточнить критерии для выделения героя среди других персонажей: герой — персонаж, вокруг которого непосредствен­но выстраивается история. Это тот, который более других совпадает с субъек­том по возрасту и полу. История рассказывается обычно с его точки зрения или о нем.

Эти критерии идентификации верны, но не всегда. Случается, что суще­ствует более одного «героя» и субъект идентифицирует себя с двумя или каж­дым из них последовательно или ребенок идентифицирует себя с героем про­тивоположного пола: очень важно отличать случаи идентификации такого рода.

Иногда объект идентификации — персонаж второстепенной важности: это могут быть его интересы, желания, недостатки, дарования, оплошности, при­писываемые герою, которыми ребенок либо обладает, либо хочет, но боится обладать. Важно отметить уровень соответствия героя, то есть его способность соответствовать обстоятельствам, с точки зрения адаптации к среде, в которой он существует. Соответствие героя ситуации — лучший способ оценки силы «Я» самого ребенка. Исключение составляют случаи, в которых история явля­ется компенсаторным удовлетворением желания.



2015-11-10 1449 Обсуждений (0)
Описание наиболее типичных сюжетов (историй) при работе с изображениями 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Описание наиболее типичных сюжетов (историй) при работе с изображениями

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1449)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)