Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ОТНОШЕНИЙ (ЦТО)



2015-11-10 3035 Обсуждений (0)
ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ОТНОШЕНИЙ (ЦТО) 5.00 из 5.00 3 оценки




Цветовой тест отношений (ЦТО) является клиническим диагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отно­шений человека к значимым для него людям, в том числе и к самому себе, и отражающим как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни этих отношений [66].

Методической основой ЦТО является цветоассоциативный эксперимент, процедура которого была специально разработана в процессе создания этого те­ста. Использование методики ЦТО основывается на предположении о том, что характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и себе самому отражаются в цветовых ассоциациях к ним. Это позволяет выявить достаточно глубокие, в том числе и неосознаваемые компоненты отношений, «минуя» при этом защитные механизмы вербальной системы сознания.

Обоснование возможности диагностики отношений с помощью ЦТО было проведено А. М. Эткиндом. Также было показано, что в ассоциациях с цветами действительно отражаются отношения детей к значимым для них людям и понятиям.

Данная методика используется авторами в течение более двадцати лет диаг­ностической практики практически со всеми категориями детей.

Стимульный материал.Используется набор цветовых стимулов, близких по цветовой гамме и насыщенности к восьмицветовому тесту М. Люшера (1949). Предлагаемый набор отличается компактностью, удобен в применении в детской практике, адаптирован по своим размерам (50x50 мм) к вариантам симультанного зрительного восприятия детей дошкольного и тем более школь­ного возраста. При относительно небольшом количестве стимулов в нем пред­ставлены основные цвета спектра (синий, зеленый, красный, желтый), два сме­шанных тона (фиолетовый, коричневый) и два ахроматических цвета (черный, серый). Каждый цвет обозначается соответствующей цифрой. Имеет смысл ис­пользовать цифровые обозначения, введенные М. Люшером. А именно:

□ синий10— 1;

□ зеленый — 2;

□ красный — 3;

□ желтый — 4;

□ малиновый — 5;

□ коричневый — 6;

□ черный — 7;

□ серый — 0.

Возрастной диапазон применения.ЦТО как метод изучения отношений при­меним в работе с детьми, начиная с 4,5—5-летнего возраста. Верхняя возраст­ная граница не определена.

Процедура проведения и регистрации результатов

В предварительной беседе с родителями или педагогами ребенка психолог составляет примерный список лиц из непосредственного окружения ребенка, а также других значимых для него людей. Конкретное содержание списка за­висит от задач исследования, личности ребенка и т. п. Например, для детей старшего дошкольного возраста этот список может составлять следующий на­бор: мама, папа, дедушка, бабушка, тетя, соседка, брат, сестра, воспитатель­ница, нянечка, друг и т. п. Точно так же могут быть определены и какие-либо значимые понятия, характер восприятия которых необходим психологу для оценки эмоционально-личностных характеристик ребенка.

Нередко имеет смысл получить дополнительные сведения от самого ребен­ка. Крайне удачным представляется проведение методики СОМОР перед проведением исследования с применением ЦТО.

Общие условия проведения цветоассоциативного эксперимента остаются аналогичными условиям проведения классического Теста Цветовых Выборов М. Люшера. К ним относятся: проведение желательно при дневном све­те, светлый фон материала, на котором раскладываются цветовые стимулы (кар­точки), равнозначность воздействия на испытуемого всех восьми цветовых сти­мулов в процессе всего исследования (специально организованная процедура раскладывания).

Й этап

Перед ребенком на светлом фоне на столе в случайном порядке расклады­ваются полукругом цветные карточки, желательно, чтобы они не наезжали друг на друга и находились прямо в поле зрения без отсветов и бликов от освети­тельных приборов. После этого ребенку дается инструкция.

Инструкция 1.«Посмотри, здесь расположены цветные кусочки. Сейчас Ты бу­дешь подбирать кусочек, подходящий к тому или иному человеку, к его характеру».

Далее имеет смысл выяснить, знает ли ребенок, что такое характер и дать понять, что он будет подбирать цвет, подходящий именно к человеку, а не к его одежде, то есть не тот цвет, который человек любит одевать. Далее следует про­должение инструкции:

«Давай попробуем. Подбери цвет к характеру твоего друга (психолог называ­ет имя). Как тебе кажется, какой самый подходящий к его характеру?»

После выбора ребенка, каким бы он ни был, психолог дает одобрительную я оценку, замечая при этом, что каждый цвет может быть выбран столько раз, сколько нужно.

Примечание.Желательно использовать определенную последовательность предъявляемых ребенку значимых лиц. Так, в качестве первого выбора следует использовать относительно нейтрального для ребенка человека. В дальнейшем следует стремиться к тому, чтобы люди, субъективно оцениваемые ребенком как «нейтральные», «позитивные» и «негативные», чередовались в предлагае­мых психологом выборах. Поэтому оптимальным было бы приблизительно определить значимость для ребенка того или иного человека до начала экспе­римента.

После того как ребенок сделал выбор, цветовая карточка кладется на свое место. Далее для цветового выбора целесообразно называть ребенку людей в порядке возрастания степени их значимости для ребенка, то есть наиболее зна­чимые лица (как «положительные», так и «отрицательные») называются пос­ледними. В последнюю очередь ребенка просят выбрать цвет, подходящий к его собственному характеру. Все выборы, а также реакции ребенка на процеду­ру на этом этапе фиксируются в разделе протокола «1-й этап. Цветоассоциа-тивный выбор» в цифровом виде. На протяжении работы необходимо еще раз напомнить, что выбранные цвета могут повторяться.

2-й этап

После завершения цветоассоциативной процедуры цветные карточки на­крываются белым листком бумаги (или просто откладываются в сторону вне поля зрения ребенка) и желательно некоторое время занять ребенка каким-либо посторонним интересным занятием. Длительность подобного занятия не должна превышать 5—7 минут.

Далее цветовые карточки открываются (они точно так же должны находиться прямо в поле зрения без отсветов и бликов от осветительных приборов и жела­тельно при том же уровне освещения) и цвета ранжируются ребенком в поряд­ке предпочтения, начиная от самого приятного. Следует отметить, что при про­ведении ЦТО стандартный выбор цветов по предпочтению проводится один раз (а не два, как это делается при цветовых выборах в классическом варианте теста М. Люшера).

Существует два варианта проведения ранжирования цветных карточек по предпочтению.

Вариант1.

Инструкция2А. «Посмотри еще раз на эти цветные кусочки, какой из них ка­жется тебе самым приятным?Выбери только один».

После выбора ребенка данная карточка убирается из поля зрения ребенка, а оставшиеся сдвигаются так, чтобы вновь образовать полукруг. Выбор ребен­ка фиксируется в разделе протокола «2-й этап. Стандартная раскладка» в край­ней левой (первой) графе в цифровом виде.

Инструкция продолжается: «Атеперь выбери самый приятный из оставшихся».

Выбор ребенка записывается в том же разделе протокола в следующей (вто­рой) графе в цифровом виде.

Процедура выбора повторяется до тех пор, пока ребенок не сделает таким образом шесть выборов и перед ним, следовательно, не останется только две карточки. Тогда ребенка просят выбрать «более приятную из двух оставшихся карточек». Оставшаяся карточка фиксируется в протоколе в крайней правой графе в цифровом виде.

В результате психолог получает цифровой ряд, характеризующий цветоассоциативные предпочтения ребенка от наиболее приятного к наименее прият­ному для ребенка цвету.

Вариант 2

Данный вариант выбора цветов по предпочтению может быть использован для детей с повышенной инертностью, трудностями переключения на другой тип деятельности. (Инструкция и проведение первой части исследования ана­логично варианту 1.)

Инструкция 2Б.«Посмотри еще раз на эти цветные кусочки, какой из них ка­жется тебе самым приятным? Выбери только один».

После выбора ребенка данная карточка убирается из поля зрения ребенка, а оставшиеся сдвигаются так, чтобы вновь образовать полукруг. Выбор ребен­ка фиксируется в соответствующем разделе протокола в крайней левой (пер­вой) графе в цифровом виде.

Инструкция продолжается: «А теперь выбери самый приятный из оставшихся».

Выбор ребенка фиксируется в соответствующем разделе протокола в следу­ющей (второй) графе в цифровом виде.

Процедура выбора повторяется до тех пор, пока ребенок не сделает таким образом четыре выбора и перед ним, следовательно, не останутся четыре цвет­ных карточки.

Инструкция 2В. «А теперь выбери из оставшихся самый неприятный, самый противный цвет».

После выбора ребенка данная карточка убирается из поля зрения ребенка, а оставшиеся сдвигаются так, чтобы вновь образовать полукруг. Выбор ребен­ка фиксируется в соответствующем разделе протокола в крайней правой графе (наиболее неприятный цвет) в цифровом виде.

Инструкция продолжается: «А теперь выбери самый неприятный, самый про­тивный из оставшихся».

Выбор ребенка фиксируется в соответствующем разделе протокола в следующей (левее от цифры, обозначающей самый неприятный цвет) графе в цифровом виде.

Для оставшихся двух карточек инструкция повторяется в виде: «А теперь выбери самый неприятный, самый противный из этих двух оставшихся».

Выбор ребенка фиксируется в соответствующем разделе протокола в следу­ющей (левее от цифры, обозначающей второй по «неприятности» цвет) графе в цифровом виде.

Оставшаяся карточка отмечается в соответствующем разделе протокола в единственной оставшейся пустой графе в цифровом виде.

По окончании этой процедуры психолог получает цифровой ряд, характе­ризующий цветоассоциативные предпочтения ребенка от наиболее приятного к наименее приятному для ребенка цвету.

Примечание.Данный вариант выбора цветов по предпочтению может исполь­зоваться для детей, которым с самого начала трудно сделать тот или иной выбор.» Такие дети часто говорят: «Все неприятные, нет приятных (хороших)» и на протяжении всего обследования проявляют негативизм к процедуре выбора.

Анализ и интерпретация результатов

Интерпретация результатов основывается на формализованном и качествен­ном анализе.



2015-11-10 3035 Обсуждений (0)
ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ОТНОШЕНИЙ (ЦТО) 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ОТНОШЕНИЙ (ЦТО)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3035)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)