Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Специфика развития эмоционального словаря в детском возрасте




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Зарубежными авторами установлено, что возраст 2 года и 2 месяца является возрастом присвоения слов «счастливый», «удивленный», «злой», «сердитый», но он значимо связан с частотой их употребления в устной английской речи, а также их базисностью. Последнее определяется тем, что базисные слова, обо­значающие эмоции, не могут быть определены через описания комбинации других эмоций, в отличие от производных, обычно определяемых с помощью основных. То есть существует тенденция к появлению в более раннем возрасте в словаре обозначений эмоций тех слов, которые чаще употребляются в устной речи и одновременно являются «более базисными».

Многими исследователями показано, что дети раньше приходят к описа­нию физиологических состояний по сравнению с эмоциями, и словарь после­дних является сравнительно меньше разработанным. Первыми появляются те слова, которые облегчают коммуникацию по поводу удовлетворения виталь­ных потребностей.

Кроме того, отмечается тенденция к количественному росту словаря эмо­ций по мере развития ребенка, однако интерес представляют исследования Ж. Дэвитса (1969), проанализировавшего темпы этого количественного роста и обнаружившего, что наибольший скачок происходит между 10 и 12 годами (анализу подвергались данные испытуемых от 7 до 14 лет) [138]. Автор делает вывод, что главное увеличение способности описывать эмоциональные пере­живания появляется в 10—11 лет, связывая такое изменение продуктивности, в основном, с возрастанием вербальных способностей.



В большинстве работ, посвященных изучению закономерностей развития у детей словаря эмоций, имплицитно присутствует убеждение в том, что исполь­зуемые ребенком для обозначения эмоций слова близки по своим значениям к аналогичным терминам взрослых.

На основании собственных исследований различных категорий детей и ли­тературных данных были получены следующие приблизительные возрастные нормативы идентификации эмоциональных состояний по лицевой экспрес­сии и их отражение в детской речи.

Возрастные нормативы выполнения

□ Возможность понимания и вербализации (условием этого является нор­мативная по возрасту сформированность речи) эмоционального состоя­ния возникает у детей уже в возрасте 2,5—3лет в виде глаголов действия, имеющих отношение к данному эмоциональному состоянию: «мне нра­вится», «любить», «он хороший», «он плачет» и т. п. Таким образом основ­ными категориями являются: «плохой», «хороший», «нравится не нра­вится».

□ В возрасте от 3,5 до5 летвозможно использование таких «дискретных категорий» (определений), как «злой», «добрый», «веселый». Хотя еще остаются и «глагольные» определения: «плачет», «смеется» и т. п.

□ Ближе к 5 годамуже становится доступна определенная дифференциация обозначения эмоциональных состояний: вместо «злой» — «сердитый». В этом же возрасте уже появляются такие слова, как «грустный», «веселый», «радостный».

□ В период 5—6 летнормативно развивающимся детям уже полностью доступны эмоциональные дифференцировки типа «сердитый», «грустный», «радостный».

□После 6 летвозникают более «глубокие» определения: «недовольный», «рассерженный» и т. п.

□ После 7 летребенок должен быть в состоянии адекватно понять и вербализовать практически все эмоциональные состояния, выраженные в лицевой экспрессии. Он также имеет возможность оперировать такими понятиями, как «расстроенный» и т. п.

Условно нормативные ответы

Существует определенный «спектр» традиционных, нормативных ответов детей на каждое абстрактное и реалистическое изображение, составляющее стимульный материал методики.

Следует отметить, что в норме собственно опознание абстрактных изобра­жений не вызывает трудностей даже у детей 3 годажизни.

Оценка детьми даже 3—5-летнеговозраста абстрактного изображения радос­ти обычно не вызывает каких-либо значимых трудностей в назывании: «веселое настроение», «улыбаюсь», реже встречаются простые ответы: «хорошее», «смеш­но». В более старшем возрасте дети могут оценить настроение и как «улыбчивое», «радостное», «пятерку получил», «подарок подарили». При этом ребенка не про­сят назвать причину хорошего настроения — он сам таким образом означает его.

Оценка детьми 3—5 летабстрактных изображений грусти, злости (гнева) несколько сложнее в плане собственно вербализации самого качества настро­ения. В этих возрастах и грусть, и гнев (злость) называется детьми как «плохое настроение». Однако уже ближе к 5 годамдети более адекватно называют изоб­раженные эмоции, правильно их дифференцируют. Чаще всего это будет: «маль­чик плачет», «он грустный», — реже: «обидели» и, соответственно, «злой», «сер­дится». В этой ситуации имеет смысл уже выяснить, кто и по какому поводу обидел. Иногда и здесь возникает оценка «злого» настроения как «обиженно­го», но это, как правило, уточняется самим ребенком: «его дети обидели, он сер­дится». В более старшем возрасте называние эмоциональных состояний нор­мативно не вызывает затруднений и сам словарь эмоций, в особенности после 7-8лет, — существенно расширяется, возникают прилагательные типа «рас­строенный», «рассерженный», «разгневанный».

При опознании и «вербализации» эмоциональных лиц при их реалистичес­ком изображении степень развернутости и подробности ответов ребенка мо­жет быть самой разнообразной и значительно варьируется не только в зависи­мости от личностных особенностей ребенка, специфики его аффективной сферы (тенденций развития по интропунитивному или экстрапунитивному типам), но и от его возраста. При этом, например, для ребенка 5 лет ответы «я смеюсь», «я плакал» следует рассматривать как нормативные. В этой ситуации естественный вопрос психолога: «Почему?» — совершенно правомерен и не должен рассматриваться как наводящий. Ниже мы предлагаем варианты наи­более часто встречающихся определений для детей-дошкольников старше 4,5 лет (для более младших детей, как уже говорилось, эта часть методики мо­жет не предъявляться, если именно она не является целью исследования).

Для изображения 1 (явная радость) наиболее частыми ответами являются: «смеется», «хохочет», «радуется».

Для изображения 2 (страх): «страшно», «испугался», «кричит от страха», «ужасно».

Для изображения 3 (сердитость): «плохое настроение», «сердится», «обижен».

Для изображения 4 (приветливость): «хорошее», «радуется», «все хорошо», «веселое».

Для изображения 5 (удивление): «радостно», «страшно и весело». Часто дети дошкольного возраста не знают, как назвать данное настроение и пытаются показать его на себе.

Для изображения 6 (обида): «сердится», «обиделся», «плачет».

Для изображения 7 (задумчивость): «просто смотрит», «обычное», «грустное».

Для детей анализируемого возрастного диапазона изображения 2,5,7 явля­ются трудными не только для понимания смысла эмоции, но и для номина­ции. Это характеризует и отражает этапы становления языка эмоций в детском возрасте.




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1662)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7