Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические аспекты по эффективному использованию мер государственной поддержки инновационных (малых) предприятий



2015-11-10 1470 Обсуждений (0)
Методические аспекты по эффективному использованию мер государственной поддержки инновационных (малых) предприятий 0.00 из 5.00 0 оценок




Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с ФЗ №209 от 24.07.2007г. "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Этот закон устанавливает два критерия отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства: средняя численность работников и выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год, которая не должна превышать предельные значения, установленные правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Государственная поддержка инновационных (малых) предприятий представляет собой трехуровневую систему (рисунок 2). Она включает государственные нормативно–правовые акты, административный аппарат, инфраструктуру и формы поддержки инновационных (малых) предприятий.

 

Рисунок 2 – Система государственной поддержки инновационных (малых) предприятий Российской Федерации

 

Государственная поддержка инновационных (малых) предприятий на федеральном уровне осуществляется в рамках следующих нормативно-правовых документов:

– Федеральный закон от 23.08.1996 № 127–ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике"» (с изменениями на 21 июля 2011 г.);

– Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74–ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";

– Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135–ФЗ "О защите конкуренции";

– Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209–ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";

– Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 159–ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

– Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294–ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

– Федеральный закон от 02.08.2009 № 217–ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности";

– Указ Президента РФ от 18 октября 2007 г. № 1381 "О Дне российского предпринимательства";

– Указ Президента РФ от 15 мая 2008 г. № 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности";

– Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 г. № 642 "О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства";

– Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 г. № 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства";

– Постановление Правительства РФ от 27.02.2009 г. № 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства";

– Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности";

– Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 г. № 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";

– Постановление Правительства РФ от 21.08.2010 г. № 645 "Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества".

Государственный аппарат системы поддержки инновационных (малых) предприятий включает государственные структуры, ответственные за развитие малого предпринимательства на федеральном уровне, в число которых входят федеральные органы исполнительной власти:

- Министерство образования и науки Российской Федерации;

- Министерство экономического развития Российской Федерации;

- Федеральное агентство по делам молодежи;

- Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

- Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;

- Министерство регионального развития Российской Федерации.

К элементам государственной инфраструктуры поддержки инновационных (малых) предприятий относятся:

– Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно–технической сфере (далее – Фонд содействия);

– Российский фонд технологического развития;

– Российский фонд фундаментальных исследований;

– Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)";

– Государственная корпорация "Российская корпорация нанотехнологий" ( РОСНАНО);

– Инновационный центр "Сколково";

– ОАО "Российская венчурная компания".

Наиболее развита структура поддержки в Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно–технической сфере. Поддержка Фондом осуществляется по семи различным программам, представленным на рис. 3.

Рисунок 3 – Программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно–технической сфере

 

Для примера, региональная система поддержки инновационной деятельности и предпринимательства Тамбовской области включает в себя:

1) Региональные законодательно–нормативные акты:

– Закон Тамбовской области от 06.10.2008 г. № 441–З "Об установлении предельных значений площади арендуемого имущества и срока рассрочки оплаты приобретаемого имущества при реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Тамбовской области или муниципальной собственности"(принят Тамбовской областной Думой 26 сентября 2008 г.);

– Закон Тамбовской области от 10.11.2008 г. № 446–З "О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Тамбовской области" (принят Тамбовской областной Думой 31 октября 2008 г.);

– Закон Тамбовской области от 03.03.2009 г. № 499–З "Об установлении дифференцированных налоговых ставок отдельным категориям налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения" (принят Тамбовской областной Думой 27 февраля 2009 г.) (с изменениями от 8 ноября 2010 г.);

– Постановление Администрации Тамбовской области от 29.12.2005 г. № 1226"Об утверждении Порядка управления деятельностью Тамбовского инновационного бизнес–инкубатора";

– Постановление Администрации Тамбовской области от 13.02.2006 г. № 109 "О проведении ежегодного областного конкурса "Лучший предприниматель года";

– Постановление Администрации Тамбовской области от 07.07.2008 г. № 830 "Об организации работы по исполнению Указа Президента Российской Федерации от 15.05.2008 № 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности";

– Постановление Администрации Тамбовской области от 29.12.2008 г. № 1560 "О мерах по реализации Закона Тамбовской области от 06.10.2008 № 441–З "Об установлении предельных значений площади арендуемого имущества и срока рассрочки оплаты приобретаемого имущества при реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Тамбовской области или муниципальной собственности";

– Постановление Администрации Тамбовской области от 08.08.2008 г. № 985 "Об утверждении перечня областного недвижимого имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства";

– Постановление Администрации Тамбовской области от 10.07.2008 г. № 844 "О создании Тамбовского областного государственного унитарного предприятия "Фонд содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Тамбовской области";

– Постановление Администрации Тамбовской области от 30.03.2009 г. № 342 "О программе развития малого и среднего предпринимательства в Тамбовской области на 2009 – 2011 годы"

– Постановление Администрации Тамбовской области от 01.07.2009 г. № 780 "Об утверждении Порядка проведения конкурсного отбора проектов на получение грантов субъектами малого предпринимательства в Тамбовской области";

– Постановление Администрации Тамбовской области от 21.12.2009 г. № 1529 "Об утверждении Положения о конкурсном отборе субъектов малого и среднего предпринимательства, претендующих на субсидирование части затрат по договорам на присоединение энергопринимающих устройств к электрической сети";

– Постановление Администрации Тамбовской области от 19.05.2010 г. № 571 "Об утверждении Положения об отборе субъектов малого и среднего предпринимательства, претендующих на субсидирование части затрат, связанных с уплатой авансовых лизинговых платежей по договорам лизинга оборудования, устройств, механизмов, автотранспортных средств (за исключением легковых автомобилей), приборов, аппаратов, агрегатов, устройств, установок, машин, средств и технологий";

– Постановление Администрации Тамбовской области от 07.10.2010 г. № 1193"Об утверждении Положения об отборе малых и средних предприятий, действующих на момент принятия решения о предоставлении субсидии более 1 года, производящих инновационные товары, работы и оказывающих инновационные услуги, а также осуществляющих затраты на технологические инновации и претендующих на субсидирование части затрат";

– Постановление Администрации Тамбовской области от 07.10.2010 г. № 1194 "Об утверждении Положения об отборе малых и средних предприятий, созданных в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности и претендующих на предоставление грантов";

– Постановление Администрации Тамбовской области от 12.04.2010 г. № 418 "О реализации отдельных мер имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства";

– Постановление Администрации Тамбовской области от 24.02. 2011 г. № 158 "О проведении XI областной конференции представителей малого и среднего предпринимательства";

– Приказ комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 15.01.2009 г. № 12 "О мерах по реализации Федерального Закона от 22.07.2008 № 159–ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Закона Тамбовской области от 06.10.2008 № 441–З "Об установлении предельных значений площади арендуемого имущества и срока рассрочки оплаты приобретаемого имущества при реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Тамбовской области или муниципальной собственности".

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007г. № 209–ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" установлены различные формы поддержки инновационных (малых) предприятий.

Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития инновационных (малых) предприятий.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе, наряду с установленными формами поддержки, самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Например, среди мер поддержки инновационных (малых) предприятий в Тамбовской области можно выделить такие, как:

- освобождение от налогообложения прибыли, накопленной за определенный период и используемой для развития собственного производства;

- установление льготных ставок налога на прибыль малых предприятий в третий и четвертый года работы с момента их регистрации;

- возмещение налога на добавленную стоимость, уплачиваемого малыми предприятиями поставщикам оборудования и иных основных средств;

- освобождение от налога на прибыль средств негосударственных юридических лиц, от подоходного налога – физических лиц, направляемых в Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции и аналогичные государственные фонды, создаваемые органами власти и управления субъектов РФ и органами местного самоуправления;

- предоставление льгот по налогообложению доходов коммерческих банков, выделяющих кредиты малым предприятиям производственного профиля по представлению бизнес-планов;

- распространение на малые предприятия, образованные при приватизации предприятий–монополистов, льгот по налогообложению, установленных для вновь созданных малых предприятий;

- сохранение налоговых льгот для малых предприятий при их приватизации;

- уточнение порядка и срока взимания налога на прибыль и налога на добав­ленную стоимость для малых предприятий.

Анализ осуществляемых мер поддержки инновационных (малых) предприятий в России, показывает следующее:

- нет организаций, главными задачами которых были бы содействие развитию малого предпринимательства в области наноиндустрии;

- так как по закону субъектами малого предпринимательства считаются предприятия численностью от одного человека (то есть частное предпринимательство без образования юридического лица) до ста человек, то это означает очень большую разницу и по финансовым вложениям, и по масштабам производства;

- если судить по задачам большинства из этих организаций, то они предпочитают работать с малыми предприятиями, численность которых ближе к верхнему пределу, имеющими достаточный капитал, чтобы влиять на перепрофилирование производства и развитие приоритетных направлений производства. Те же, численность которых невелика (самое мелкое производство, частная торговля, оказание мелких услуг), остаются без поддержки. А это именно те предприятия, которые в состоянии создать человек, не имеющий стартового капитала, чьи возможности ограничены;

- успешное развитие малого предпринимательства, в том числе и в сфере наноиндустрии, в значительной степени зависит от обеспеченности предпринимателей финансовыми ресурсами как долгосрочного, так и краткосрочного характера.

Обобщая опыт разных регионов, можно отметить, что наиболее часто используются следующие инструменты поддержки:

– финансовая поддержка, в виде микрокредитования, субсидирования процентных ставок и др.;

– налоговое стимулирование;

– предоставление гарантий;

– сокращение административных барьеров.

Проведенный анализ позволяет систематизировать весь комплекс принимавшихся мер и определить меры повышения эффективности государственной поддержки инновационных (малых) предприятий.

На федеральном уровне:

- принять закон "Об инновационной деятельности в Российской Федерации";

- разработать программу "Развитие инфраструктуры наноиндустрии до 2020 года";

- создать различные государственные учреждения, оказывающие преимущественно информационную и консультативную поддержку малому предпринимательству в области наноиндустрии;

- обеспечить финансовую поддержку малых инновационных предприятий в области наноиндустрии; вовлечь в процесс финансовой поддержки малого предпринимательства банки и другие кредитно–финансовые учреждения при посредничестве специализированных организаций;

- оказывать субъектам малого предпринимательства прямой финансовой помощи в виде субсидий, дотаций, кредитов, в том числе льготных и беззалоговых; гарантий по кредитам коммерческих банков;

- осуществлять косвенную финансовую поддержку малого предпринимательства, нацеленную на поощрение, стимулирование инвестиционной активности малых предприятий;

- создать механизм и обеспечить финансирование частных идей и разработок;

- разрешить физическим лицам – изобретателям быть соучредителями хозяйственных обществ со своей долей в предприятии; Федеральный Закон от 02.08.09 № 217–ФЗ разрешает передавать права на РИД в инновационные (малые) предприятия только государственным научным и образовательным учреждениям. Авторы изобретений не получают свою долю в предприятии, им выплачивается только вознаграждение;

- установить льготы для инновационных (малых) предприятий и их инвесторов.

На региональном уровне:

- обеспечить мониторинг и статистический учет инновационных (малых) предприятий;

- устранить дисбаланс между количеством мест в бизнес–инкубаторах, технопарках и количеством инновационных (малых) предприятий;

- обеспечить кластерный подход при формировании инвестиционной инфраструктуры: в регионах отсутствуют звенья инвестиционной цепочки (организации бизнес–ангелов, посевные и венчурные фонды);

- организовать и внедрить систему подготовки инновационных менеджеров. Необходимо готовить профессионалов, а не пытаться переучивать изобретателей, чтобы они становились предпринимателями;

- необходимо ввести существенные налоговые льготы для инновационных (малых) предприятий и для бизнеса, инвестирующего в инновационные предприятия (например: освобождение от части налогов; возврат инвестору суммы, эквивалентной сумме уплаченных налогов; исключение суммы налога на прибыль с успешных инновационных (малых) предприятий);

- устранить разногласия между инициатором и инвестором. Инициаторы проектов: уверены, что главное – идея, а деньги инвесторам "даются даром"; инициаторы не хотят отдавать более 50% долей в компании; не хотят сами заниматься коммерциализацией; хорошо владеют только научным разделом темы; слабо разбираются в бизнес-составляющей проекта; не обладают навыками презентации проектов инвесторам. Инвесторы в ожидании инновации, которая всем нужна, но не знают, как ее производить.

Инициаторы проектов и инвесторы "говорят на разных языках": трактуя значение слов "инновации" и "инвестиции"; определяя свои доли в компании; рассчитывая объем средств на реализацию проекта.

Считаем, предложенные меры государственной поддержки инновационных (малых) предприятий, обеспечат оказание помощи при организации и развитии инновационных предприятий в сфере наноиндустрии, создаваемых государственными научными и образовательными учреждениями в интересах коммерциализации своих результатов интеллектуальной деятельности.



2015-11-10 1470 Обсуждений (0)
Методические аспекты по эффективному использованию мер государственной поддержки инновационных (малых) предприятий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические аспекты по эффективному использованию мер государственной поддержки инновационных (малых) предприятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1470)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)