Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема 13. Государственное регулирование кредитной системы




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов - один из важнейших элементов развития и формирования кредитной системы капиталистических стран.

Основными направлениями государственного регулирования являются: политика центрального банка в отношении кредитно-финансовых институтов, особенно банков; налоговая политика правительства на центральном и местном уровне; участие правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах; законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти, регулирующие деятельность различных институтов кредитной системы.

В промышленно развитых странах политика центрального банка распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и осуществляется в следующих формах: 1) учетная политика; 2) регулирование нормы обязательных резервов; 3) операции на открытом рынке; 4) прямое воздействие на кредит.

Учетная политика центрального банка состоит в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые, в свою очередь, получают их от промышленных, торговых и транспортных компаний. Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку. Как правило, учетная политика центрального банка направлена на лимитирование переучета векселей, установление предельной суммы кредита для каждого коммерческого банка. Таким образом, осуществляется воздействие на объем выдаваемых ссуд. Учетная политика обычно сочетается с государственным регулированием процентных ставок по вкладам и кредитам. Хотя банки в основном самостоятельно определяют проценты по вкладам и ссудам, тем не менее, они ориентируются на учетную ставку центрального банка, так называемое дисконтное окно. При этом необходимо отметить, что в каждой стране существует своя специфика учетной политики, определяемая традициями, развитием кредитной системы, ролью государства и центрального банка в экономике.



Следующей формой регулирования центрального банка является определение нормы обязательных резервов для коммерческих банков. Смысл этой формы регулирования заключается в том, что коммерческие банки обязаны хранить часть своих кредитных ресурсов на беспроцентном счете в центральном банке. Норма резерва может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от конъюнктуры на рынке капиталов. Ее увеличение ведет к ограничению кредитной экспансии коммерческих банков и, наоборот, снижение - к расширению кредитных ресурсов. Нормы резервов существенно различаются по странам и колеблются в пределах от 5 до 20%.

Политика регулирования нормы резервов распространяется главным образом на все виды банков (а в ряде стран и на некоторые специальные кредитно-финансовые институты), однако, основным ее объектом являются коммерческие банки, которые определяют процентные ставки по кредитам. Большинство других кредитно-финансовых институтов в процентной политике следует за коммерческими банками. С помощью нормы резервов центральный банк воздействует в целом на ссудный процент, который, в свою очередь, влияет на доходность тех или иных ценных бумаг (курс акций и облигаций).

Еще одной формой регулирования центральным банком кредитной системы являются операции на открытом рынке с государственными облигациями путем их купли-продажи кредитно-финансовыми институтами. Продавая государственные облигации, центральный банк тем самым уменьшает денежные ресурсы банков и других кредитно-финансовых институтов и способствует повышению процентной ставки на рынке ссудных капиталов. Это заставляет кредитные институты либо продавать ценные бумаги, либо сокращать кредиты. При этом все кредитно-финансовые институты, согласно законодательству, обязаны покупать определенную часть государственных облигаций, финансируя таким образом дефицит бюджета и государственный долг.

Формой регулирования является также прямое государственное воздействие центрального банка на кредитную систему путем прямых предписаний органов контроля в форме инструкций, директив, применения санкций за нарушения. В ряде случаев центральный банк осуществляет контроль за крупными кредитами, лимитирование банковских кредитов, выборочную проверку кредитных учреждений. Однако методы прямого воздействия в основном распространяются на коммерческие и сберегательные банки и в меньшей степени - на другие кредитно-финансовые институты.

Один из методов регулирования - налоговая политика. Она заключается в изменении налоговых ставок на прибыль, получаемую различными кредитно-финансовыми институтами. Как правило, последние облагаются налогом на прибыль, как и все прочие юридические лица, действующие в определенных экономических условиях. В то же время взимание налогов существенно различается по странам и кредитным институтам в соответствии с их функциональной спецификой. Увеличение налогов может способствовать уменьшению кредитно-ссудных операций и повышению процентных ставок. Наоборот, сокращение налогов на доходы этих учреждений ведет к расширению таких операций и может содействовать снижению процентных ставок. Поэтому налоговое воздействие представляет собой достаточно эффективное государственное регулирование деятельности кредитной системы.

В ряде стран в отличие от промышленных и торговых компаний кредитно-финансовые учреждения имеют определенные налоговые льготы. Они обычно распространяются на специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения (страховые, инвестиционные, финансовые компании, благотворительные фонды).

Другим регулирующим методом кредитной системы является участие государства в деятельности кредитно-финансовых учреждений. Это выражается в трех основных направлениях: приобретение части кредитных институтов государством путем национализации; организация новых учреждений как дополнение к частным; долевое участие государства путем приобретения акций кредитно-финансовых учреждений и в результате - создание смешанных институтов.

Посредством данного метода государство оказывает достаточно эффективное воздействие на функционирование всей кредитной системы. Метод регулирования путем создания государственной собственности довольно широко распространен в странах континентальной Европы и развивающихся странах. Так, во Франции, Германии, Италии, Испании, Португалии, Турции, Скандинавских странах сохраняется довольно крупный государственный сектор в кредитной системе, несмотря на расширение процесса приватизации в последнее время. Во Франции путем национализации ряда банков и страховых компаний в начале 80-х гг. был существенно расширен кредитный сектор государства. Необходимо отметить, что в большинстве промышленно развитых стран государственная собственность в кредитной системе распространяется и на банковский сектор. Это позволяет государству быстрее и эффективнее решать проблему государственного долга путем продажи правительственных ценных бумаг своим кредитным институтам и за счет последних финансировать крупные инвестиционные проекты национальных масштабов. Кроме того, при наличии государственных и полугосударственных учреждений осуществляется воздействие на спрос и предложение ссудного капитала, динамику его рынка, процентные ставки.

Большое влияние на регулирование кредитной системы оказывают законодательные меры, осуществляемые центральным правительством, местными органами, а также законодательной властью. Они разрабатывают пакеты законов и инструкций, регламентирующих различные сферы деятельности кредитно-финансовых институтов. При этом основную регулирующую функцию выполняют центральная исполнительная и законодательная власти, которые создают главные законы, определяющие деятельность кредитно-финансовых институтов.

В рамках исполнительной власти основными регулирующими органами являются центральный банк и министерство финансов. В ряде стран создаются дополнительные регулирующие органы центрального правительства. Обычно они действуют в странах со сравнительно высоким уровнем огосударствления кредитной системы. Так, во Франции, кроме центрального банка и министерства финансов, в регулировании кредитной системы участвуют Национальный совет по кредиту, Комиссия контроля над банками, Комиссия биржевых операций.

Наряду с исполнительными органами активное участие в регулировании принимают законодательные органы (парламенты). В их структуре действуют специальные комитеты, комиссии, подкомиссии, которые корректируют как правительственную политику, так и деятельность кредитной системы. Они могут быть дополнены другими органами парламента. Так, в Конгрессе США длительное время эффективно работает Комиссия по ценным бумагам, регулирующая инвестиционную деятельность кредитно-финансовых институтов.

Особое место в государственном регулировании занимают страховые компании (особенно компании страхования жизни) как поставщики долгосрочных кредитов на рынке ссудных капиталов. Основным объектом их регулирования являются страховые тарифы (ставки страховых премий). При этом главным органом регулирования, как правило, выступает министерство финансов (исключением из этого правила являются США, где страховые тарифы регулируются исполнительными органами штатов). Особенность регулирования кредитной системы с помощью страховых тарифов заключается в том, что страховые компании стремятся повысить ставки, особенно в области имущественного страхования, так как оно является убыточным. В результате уровень пределов страховых тарифов по имущественному страхованию регулируется довольно жестко как со стороны министерства финансов, так и местных органов власти (если они участвуют в этом, как в США).

Таким образом, система государственного регулирования кредитной системы в промышленно развитых странах представляет собой сложный, эффективный и довольно противоречивый механизм. Однако он складывался длительное время, прошел этапы приспособления и структурных изменений. На современный механизм регулирования кредитной системы в значительной степени повлияли такие события, как кризис 1929-1933 гг., послевоенное восстановление, валютно-финансовый кризис 60-70-х гг., инфляция и банкротства коммерческих и сберегательных банков в 70-80-х гг.

 

 

Литература

1. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2007-2009 гг. Минэкономразвития, одобренный на заседании Правительства РФ 7 июня 2006 г.

2. Австрия. Налоги – 2002. – www.polpred.com/country.

3. Алексеенко, М.М. Взгляд на развитие учения о налоге у экономистов А. Смита, Ж.-Б. Сэя, Д. Риккардо, Ж. Сисмонди и Д.П. Милля / М.М. Алексеенко. – Харьков, 1970 г. – 250 с.

4. Американский бюджет: структурный анализ // Экономика и управление в зарубежных странах. 2000 № 10. С. 25–39.

5. Баранова К. К. Бюджетный федерализм и местное самоуправление в Германии. М.: Дело и Сервис, 2000.

6. Бегрер Я. Китай: социальные вызовы развитию. // Общество и экономика. -2008-№6-С. 28-40.

7. Бор М. З. История мировой экономики: Конспект лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Дело и Сервис, 2000.

8. Бурганов А. Ф. Международная интеграция – тенденция XXI века. СПб., 1999.

9. Байер А. Страна заходящего солнца / Директор. 1998. № 8. С. 43–44.

10. Велетминский, И. Нефть отпустят на каникулы / И. Велетминский // Российская газета. Федеральный выпуск № 4667 от 23 мая 2008 г.

11. Волгин Н. А. Экономику Японии вывела не техника, а человек / Человек и труд. 1998. № 5. С. 94.

12. Ганшин Г. А. Экономические реформы в Китае: эволюция и реальные плоды. / Г. А. Ганшин - М.: Восточная литература, 2000. - 245 с.

13. Гусейнов М. Центральный банк Японии – Bank of Japan // Финансовый бизнес. 2000. № 7. С. 36–42.

14. Динкевич А. И. Особенности экономического развития Японии 90-х //Деньги и кредит. 2000. № 6. С. 64–73.

15. Дейкин А. Как устроен федеральный бюджет США? // Человек и труд. 2000. № 4. С.10–14.

16. Денежное обращение и кредит при капитализме: Учебник / Под. ред. Л. Н. Красавиной. М.: Финансы и статистика, 1989.

17. Делан Э. Дж., Кемпбелл К. Д., Кемпбелл Р. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. М.,1991.

18. Дернберг, Р. Л. Международное налогообложение. Краткий курс : пер. с англ. / Р.Л. Дернберг. – М. : ЮНИТИ, 1997. – 375 с. – ISBN 5-85171-021-7.

19. Деньги, кредит, банки. Учебник / Под ред. Е. Ф. Жукова. М.: ЮНИТИ, 2003.

20. Евростат отметил снижение налоговой нагрузки в ЕС. – www.cypriot.ru.

21. История мировой экономики / Под ред. Г. Б. Полякова, А. Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 2000.

22. Леонтьева Е. Япония // МЭ и МО. 2001. № 8. С.109–118.

23. Леонтьева Е. Япония: преодоление кризиса // МЭ и МО. 2000. № 8. С.107–113.

24. Ломакин В. К. Мировая экономика: учебник для вузов. / В. К. Ломакин. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 46 с.

25. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран / Под ред. В. П. Колегова, М. Н. Осемовой. Учебник. М.: Флинта, 2000.

26. Международные экономические отношения / Под ред. В. Е. Рыбалкина. М.: ЮНИТИ, 2004.

27. Международные экономические отношения: учебник для вузов / под. ред. Е. Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 73 с.

28. Мировая экономика. Учебник / Под ред. А. С. Булатова. М.: Экономист, 2004.

29. Мировая экономика. Глобальные тенденции за 100 лет. Под. ред. И. С. Кидолява. М.: Экономист, 2003.

30. Масленников В. В. Зарубежные банковские системы. М.: ТД «Элит 2000», 2001.

31. Мещерякова О.В. Налоговые системы стран мира (справочник). М.: Фонд "Правовая культура", 1995. С. 43.

32. Налоговая нагрузка на экономику стран ЕС – почти 40% ВВП. – www.svobodantws.ru.

33. Налоговая нагрузка на ВВП, создаваемый в отраслях экономики, %. Альманах Ассоциации независимых центров экономического анализа. – www.budgetrf.ru.

34. Налоговые системы зарубежных стран : учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Закон и право: ЮНИТИ, 1998. – 423 с.

35. Налоговый пресс. – www.rbcdaily.ru.

36. Нухович Э. Современная мировая экономическая система (спецкурс) / Российский экономический журнал. 1996. № 7–10.

37. Обзор экономических исследований, проведенных в рамках проекта CERRA. Российско-канадский консорциум по вопросам прикладных экономических исследований. Зарубежный опыт: уроки для России // Аналитический вестник Совета Федерации. – ФСФР. – 2002. – № 3.

38. Подгорлецкий А. И. Экономика зарубежных стран: Учебник. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2001.

39. Романчук, Я. Налоговые системы в странах Европейского Союза / Я. Романчук. – www.allminsk.biz/content/wiew.

40. Рум А. Великобритания. М., 1999.

41. Рид. Э., Коттер Р., Гилл Э., Смит Р. Коммерческие банки. М.: СП «Космополис», 1991.

42. Рудый К. В. Экономическая система Японии: взлеты и падения // Вестник Ассоциации белорус. банков. 2001. № 40. С. 48–53.

43. Рудый К. В. Финансово-кредитные системы зарубежных стран. Учебное пособие. М.: ООО «Новое знание», 2003.

44. Сердинов, Э. М. Международная налоговая конкуренция и планирование налогов / Э. М. Сердинов // Банковское дело. – 2004. – № 4. – С. 23–33.

45. Сюй Ц. Специальные экономические зоны Китая. / Ц. Сюй - М.: Наука, 2005.-187 с.

46. Зви Боди, Роберт К. Мертон. Финансы. Изд. Дом «Вильямс», 2003.

47. Хмыз О. В. Международный рынок капиталов. М., 2002.

48. Фомичев В. И. Международная торговля. / В. И. Фомичев - М.: ИНФРА-М, 2006. - 69 с.

49. Французский финансово-экономический словарь / Ф. Телон. – М.: Конкорд, 1995. – 216 с.

50. Экономика зарубежных стран. Учебное пособие. Мн.: Центр Академии управления при Президенте Республики Беларусь, 2003.

51. Экономика США / Под ред. В. Б. Супяна. СПб.: ПИТЕР, 2003.

52. http://damirock.com/exam/finance-systems

53. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc colier/1226/ЯПОНИЯ

54. http://finanso-blog.blogspot.com/2011/06/blog-post_2767.html

СОДЕРЖАНИЕ

  ПРЕДИСЛОВИЕ  
1. ФИНАНСОВЫЕ СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН  
1.1. Понятие финансовой системы и ее структуры  
1.2. Бюджетные и налоговые системы государства  
1.3. Социально-экономическая сущность специальных фондов  
1.4. Кредитная система государства  
2. ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА СОЕДИНЕННЫХШТАТОВ АМЕРИКИ  
2.1. Характеристика политического устройства и экономического положения США  
2.2. Особенности финансовой системы США  
2.3. Небанковские учреждения США  
2.4. Фондовые рынки США  
2.5. Общая характеристика бюджетного устройства США  
2.6. Бюджетный механизм США  
2.7. Бюджетный процесс США  
2.8. Роль налоговой системы в формировании доходной части федерального бюджета США  
2.9. Расходная часть бюджета США  
2.10. Агрегаты денежной системы США  
2.11. Структура федерального банка США  
2.12. Баланс ФРС США  
2.13. Нормативы обязательных резервов  
2.14. Базовые ставки США  
2.15. Операции на открытом рынке  
2.16. Социальное страхование в США  
2.17. Основные этапы формирования денежно-кредитной системы США  
3. ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА БРАЗИЛИИ  
3.1. Характеристика политического устройства и экономического положения Бразилии  
3.2. Банковская система Бразилии  
3.3. Государственные и региональные банки развития  
3.4. Специальные финансово-кредитные учреждения Бразилии  
3.5. Рынок капитала  
3.6. Источники финансов  
4. ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА ЕЭС  
4.1. Международная экономическая интеграция и основные этапы становления ЕЭС  
4.2. Денежная единица ЕЭС  
4.3. Центральный Европейский Банк  
5. ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА ВЕЛИКОБРИТАНИИ  
5.1. Экономическое положение Великобритании  
5.2. Финансовая система Великобритании  
5.3. Бюджетная система Великобритании  
5.4. Налоговая система Великобритании  
5.5. Банк Англии  
5.6. Депозитные банки Англии  
5.7. Не депозитные банковские учреждения  
5.8. Хронология развития финансово-кредитной системы Великобритании  
6. ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА ГЕРМАНИИ  
6.1. Экономическое развитие Германии  
6.2. Финансовая система Германии  
6.3. Немецкий Федеральный Банк (НФБ)  
6.4. Универсальные коммерческие банки Германии  
6.5. Специализированные кредитные учреждения Германии  
6.6. Бюджетная система Германии. Бюджетный процесс и финансовый контроль  
6.7. Бюджетный механизм финансового выравнивания  
6.8. Налоговая система Германии  
7. ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА ИТАЛИИ  
7.1. Экономическое положение Италии  
7.2. Центральный Банк Италии  
7.3. Особенности кредитной системы Италии  
7.4. Бюджетно-налоговая система Италии  
7.5. Основные этапы формирования финансово-кредитной системы Италии  
8. ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ  
8.1. Экономическое развитие Франции  
8.2. Финансовая система Франции  
8.3. Центральный Банк Франции  
8.4. Банковская система Франции  
8.5. Бюджетная система Франции  
8.6. Налоговая система Франции и ее роль в формировании доходной части бюджета  
8.7. Основные этапы развития финансово-кредитной системы Франции  
8.8. Бюджетный процесс во Франции  
9. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ШВЕЙЦАРИИ. СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА ШВЕЙЦАРИИ И ШВЕЦИИ  
9.1. Финансовая система Швейцарии  
9.2. Социальная система Швейцарии  
9.3. Социальное страхование в Швеции  
10. ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА ЯПОНИИ    
10.1. Экономическое развитие Японии  
10.2. Финансовая система Японии  
10.3. Центральный банк Японии  
10.4. Коммерческие банки Японии (банковская система)  
10.5. Бюджетная система Японии  
10.6. Финансы местных органов власти и государственных предприятий  
10.7. Налоговая система Японии и ее роль в формировании доходной части бюджета  
10.8. Социальное страхование в Японии  
10.9. Основные этапы формирования финансово-кредитной системы Японии  
11. ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА КИТАЯ  
11.1. Общая характеристика экономического положения Китая  
11.2. Реформирование финансовой системы Китая  
11.3. Роль СЭЗ в экономике Китая  
11.4. Фондовый рынок  
11.5. Китай в мирохозяйственных связях  
11.6. Сотрудничество Китая и России  
11.7. Социальная политика Китая  
12. НАЛОГИ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ  
12.1. Общая характеристика налогов  
12.2. Современные тенденции развития и проблемы оценки налоговой нагрузки в России и за рубежом  
12.3. Экономика двойного налогообложения  
12.4. Международное налоговое планирование  
13. Государственное регулирование кредитной системы  

 




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1561)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.034 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7