Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности взаимодействия с детьми «группы риска» (гиперактивными, агрессивными, тревожными)



2015-11-10 1060 Обсуждений (0)
Особенности взаимодействия с детьми «группы риска» (гиперактивными, агрессивными, тревожными) 0.00 из 5.00 0 оценок




Особенности взаимодействия с детьми

Дошкольного возраста

Методические рекомендации для педагогов ДОУ

 

 

Тюмень 2009

 

Рекомендовано к изданию МОУ ГИМЦ

Отдел социальной и воспитательной работы

 

Методические рекомендации по организации взаимодействия с детьми дошкольного возраста. В рекомендациях раскрыты особенности возрастной группы с 2 до 6 лет, особенности взаимодействия с детьми «группы риска» (гиперактивными, агрессивными, тревожными). Представлены памятки для педагогов и родителей. Методические рекомендации предназначены для педагогов - психологов, воспитателей ДОУ.

 

 

Составитель: педагог-психолог МАДОУ детского сада № 65 Татунец М.О.

Рецензент: Харитонова Н.М., педагог-психолог МОУ ГИМЦ

 


Содержание

1. Психологические особенности детей дошкольного возраста:  
  - 2-3 года
  - кризис трехлетнего возраста
  - 3-4 года
  - 4-5 лет
  - 5-6 лет
  - 6-7 лет
2. Развитие ребенка в игровой деятельности. Искусство играть
3. Особенности взаимодействия с детьми «группы риска» (гиперактивными, агрессивными, тревожными).  
3.1. Взаимодействие с гиперактивным ребенком
3.2. Взаимодействие с агрессивным ребенком
3.3. Взаимодействие с тревожным ребенком

.


1.Психологические особенности детей 2-3 лет

 

· Важнейшими психическими новообразованиями ран­него возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления.

· Новое отношения к предмету, который начи­нает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления.

· Успешное овладение предметной деятельностью явля­ется основой для развития игровой и продуктивной (ри­сование, лепка, конструирование) деятельностью.

· В этот период жизни у ребенка происходит интенсив­ное формирование активной речи, которое идет в процес­се совместной деятельности со взрослым. Другой сторо­ной является понимание речи взрослого.

· С развитием слушания и понимания сообщений, вы­ходящих за пределы непосредственной ситуации, проис­ходит использование речи как средства познания дей­ствительности, как способа регуляции его поведения и де­ятельности со стороны взрослого.

· Характерной особенностью речи ребенка двух-трех лет яв­ляется постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций.

· Восприятие ребенка этого возраста носит непроизволь­ный характер, он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второ­степенными.

· Малыш в воз­расте 2—3 лет способен различать:

— 5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоуголь­ник, овал);

— 8 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, бе­лый, черный, фиолетовый, оранжевый).

· Основной способ познания ребенком окружающего мира — метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки.

· Важнейшей способностью, формирующейся к 3-м го­дам, становится способность к постановке какой-либо цели в играх и поведении.

· Основным развивающим видом деятельности является игра.

· К концу третьего года жизни любимыми играми становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя деленную роль, изображая из себя маму, папу, и в точности повторяет позу, жесты, мимику, речь.

· В связи с тем, что внимание, восприятие и память ребенка непроизвольны, он не может сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий.

· Узнать и запомнить он может только то, что ему понра­вилось или запомнилось «само по себе».

· В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоцио­нальному состоянию окружающих.

· Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка — это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.

· Основными чертами ребенка 2-3 лет являются откры­тость, честность и искренность. Он просто не умеет скры­вать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы и противоре­чивы, а настроение подвержено частой смене.

 

Кризис трехлетнего возраста

 

В течение первых 3-х лет жизни ребенок меняется так сильно, как ни на одном из последующих этапов. К 3-м годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, свое индивидуальное отноше­ние к миру, он научается действовать человеческими способами, у него складывается определенное отношение к себе. Трехлетний возраст характеризуют как «трудный». Его «трудность» состоит в том, что, начиная отделять себя от близких взрослых, ребенок проявляет все возрастаю­щую строптивость. А взрослые, настаивая на своем, про­являют не меньшее упрямство.

«Кризис 3-х лет» — определение условное, так как временные рамки кризиса гораздо шире. У одних де­тей он может начаться в 2 года 10 месяцев, а у других — в 3.5-года.

Первым свидетельством начала кризиса может слу­жить появление негативизма, т. е. когда ребенок перестает беспрекословно выполнять просьбы взрослых. С одной стороны, попытки отделить свое «Я» и форми­рование своих собственных желаний — тенденция про­грессивная. Но с другой, при объективном отсутствии умения высказать свое мнение, малыш выбирает наибо­лее доступный способ: противопоставление себя взрос­лым. Единственная цель ребенка — дать понять окру­жающим, что у него есть своя точка зрения и все долж­ны с ней считаться.

Далее к самостоятельности и негативизму прибавля­ются другие кризисные симптомы. Для ребенка стано­вится важна его успешность или неуспешность в делах и играх, он начинает остро и бурно реагировать на оцен­ки, учится самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Он становится злопамятным и обидчивым. Ребенок начинает претендовать на рав­ноправие со взрослым. Огромное желание получить по­ложительную оценку со стороны взрослых, желание опе­редить сверстника часто толкают детей на то, что они сильно преувеличивают свои успехи.

Это следствие ошибок взрослых. Во-первых, если ма­лыш начал откровенно фантазировать, значит, родители или педагоги не замечают его реальных успехов. Во-вторых, не следует «раскручивать» маленького фантазера, стараться уличить во лжи во что бы то ни стало.

Посткризисное развитие ребенка непосредственно за­висит от того, как он взаимодействовал со взрослым. Воз­можны два варианта:

а) если взрослый в целом позитивно оценивал лич­ность ребенка, тактично и аргументированно указывал: на недостатки и промахи, умел поддержать и похвалит» за старание и инициативность, то ребенок научится гор­диться собой и своими успехами;

б) если взрослый стремился добиться подчинения лю­бой ценой, наказывал за своеволие, стремился подловит» на обмане, то, скорее всего, у ребенка разовьется жела­ние противостояния взрослому, победить его и ответа: добиться своего.

Во втором случае гневливость, раздражительность и уп­рямство укореняются, становятся чертами характера.

 

Психологические особенности детей 3—4 лет

 

· Развитие самосознания и выделение образа «Я» сти­мулируют развитие личности и индивидуальности. Ма­лыш начинает четко осознавать, кто он и какой он.

· По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризу­ется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.

· Агрессивность и неутомимость малышей в этом возра­сте проявляется в постоянной готовности к деятельно­сти. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих дей­ствий, умеет критически оценить результаты своего тру­да.

· В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобре­тает способность более полно отражать окружающую дей­ствительность.

· На основе наглядно-действенного к 4-м годам начина­ет формироваться наглядно-образное мышление.

· Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает вос­создающее воображение, т. е. ребенок способен лишь вос­создать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрос­лого.

· Память дошкольника 3—4-х лет непроизвольная, ха­рактеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было инте­ресно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

· Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро пере­ключается с одной деятельности на другую.

· Среди мыслительных операций ребенка трех лет важнейшими являются:

- знание и умение назвать цвет, величину, форму, расположение предмета в пространстве (близко, далеко);

- умение группировать предметы одного цвета, формы, размера;

- умение сравнивать по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);

- умение выделять основные свойства предметов (величина, цвет);

- умение координировать движения рук и зрения;

- оперировать числовыми представлениями (один, два, много, мало, меньше, больше).

· В эмоциональном плане сохраняются те же тенден­ции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. На настро­ение начинают влиять взаимоотношения со сверстни­ками и взрослыми.

· В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимо­отношений в группе сверстников, а затем косвенно конт­ролироваться взрослыми.

 

 

Психологические особенности детей 4-5 лет

 

· Более широкое использование речи как средства об­щения стимулирует расширение кругозора ребенка, от­крытию им новых граней окружающего мира. Теперь ре­бенка начинает интересовать не просто какое-либо явле­ние само по себе, а причины и следствия его возникнове­ния. Поэтому главным вопросом для ребенка 4-х лет ста­новится вопрос «почему?».

· Ребенок развивается, становится более вынослив фи­зически. Это стимулирует развитие выносливости психо­логической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее под­верженным перепадам.

· В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен. Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно играть «рядом». Начинают склады­ваться предпочтения по половому признаку. Игровые объе­динения становятся более или менее устойчивыми.

· Активно развивающаяся потребность в новых знани­ях, впечатлениях и ощущениях, проявляющаяся в лю­бознательности и любопытстве ребенка, позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого.

· Большим шагом вперед является развитие способности выстраи­вать умозаключения, что является свидетельством отры­ва мышления от непосредственной ситуации.

· Зависимость внимания от эмоциональной насыщенно­сти и интереса к ним сохраняется. Но развивается устой­чивость и возможность произвольного переключения.

· Уменьшается чувствительность к физическому диском­форту.

· Продолжает активно развиваться фантазирование, в процессе которых ребенок включает себя и своих близ­ких в цепь самых невероятных событий.

· В возрасте 4— 5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают посте­пенно укореняться и переходить в устойчивые негатив­ные черты характера.

 

Психологические особенности детей 5-6 лет

 

· Все больший интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрос­лого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными.

· К этому периоду жизни у ребенка накапливается дос­таточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в об­щении.

· Происходит дальнейшее развитие познавательной сфе­ры личности ребенка-дошкольника.

· Развитие произвольности и волевых качеств позволя­ют ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошкольника.

· Появляется интерес к арифметике и чтению. Основы­ваясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи.

· Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправ­ленно.

· Кроме коммуникативной развивается планирующая функция речи, т. е. ребенок учится последовательно и ло­гически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предсто­ящей деятельности.

· Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чув­ства и отношения. Формируются «высшие чувства»: ин­теллектуальные, моральные, эстетические.

К интеллектуальным чувствам можно отнести:

— любопытство;

— любознательность;

— чувство юмора;

— удивление.

К эстетическим чувствам можно отнести:

— чувство прекрасного;

— чувство героического.

К моральным чувствам можно отнести:

— чувство гордости;

— чувство стыда;

— чувство дружбы.

· На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрос­лого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похва­лу, подтвердить свою значимость.

· Нравственное развитие старшего дошкольника во мно­гом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмыслива­ет и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ре­бенка необходимо формировать привычку нравственного по­ведения.

 

Психологические особенности детей 6-7 лет

 

· У детей старшего дошкольного возраста уже сформи­рована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетент­ность появляется прежде всего в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, уме­ний и навыков.

· У ребенка развито устойчивое положительное отноше­ние к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в реше­нии социальных и бытовых задач.

· При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.

· Развитие произвольности и волевого начала проявля­ется в умении следовать инструкции взрослого, придер­живаться игровых правил. Ребенок стремится качествен­но выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.

· Попытки самостоятельно придумать объяснения раз­личным явлениям свидетельствует о новом этапе разви­тия познавательных способностей. Ребенок активно ин­тересуется познавательной литературой, символически­ми изображениями, графическими схемами, делает по­пытки использовать их самостоятельно.

· Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над лично­стными. В процессе усвоения нравственных норм и правил формируется ак­тивное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.

· Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает ре­зультат деятельности, чем поведение.

· Развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного.

· Достаточно высоко и речевое развитие — словарный запас дошкольника составляет 3,5-6 тысяч слов. Ребенок этого возраста должен верно произносить все зву­ки родного языка, уметь согласовывать слова в предложе­ниях и словосочетаниях, легко оперировать речевыми обо­ротами, производить простейший звуковой анализ слов.

· У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыду­щих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю.

· У детей к шести годам двигательная деятельность ста­новится все более разнообразной. Именно в этом возрасте можно начинать регулярные занятия в спортивных секциях. Ребенок уже сознательно относится к требованиям взрос­лых, у него развивается способность понимать поставленную задачу, стремиться к достижению цели.

· У ребенка 6-7 лет достаточно высок уровень эмоциональ­ного развития — он уже обладает способностью чувствовать чужое настроение, проявлять сочувствие по отношению к другим, предлагать свою помощь. Эмоциональный мир ре­бенка очень богат, но малыш еще не знает, как в нем жить. Его обуревают чувства, причины и названия которых не всегда ему известны, не всегда он умеет с ними справляться.

 

2. РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

В дошкольном возрасте именно игра способствует разносто­роннему развитию ребенка. Она расширяет сферу его интере­сов, что является непременным условием мотивации обучения в школьном возрасте.

Чтобы работа в группах кратковременного пребывания была максимально эффективной, советуем:

 

1. Продумать место игры в режиме дня воспитанников. Игра сделает жизнь ребенка эмоционально насыщенной, увлекатель­ной, соответствующей его потребностям.

 

2. Постепенно переключать детей с игровой на другие виды деятельности.

 

3. Чтобы рационально использовать часы пребывания ре­бят в группе, проводить занятия с одной подгруппой, а дру­гой предоставить в это время возможность играть самостоя­тельно.

 

4. По мере прихода детей в группу стараться организовать игры по интересам, но с учетом предстоящих занятий.

 

Помните, что младшие любят играть с песком, водой, во­зить машинки, тележки. Играют в одиночку и рядом с педа­гогом. Предложите им строительные материалы, при этом поощряйте совместные игры. Малыши обожают кукол. Напо­минайте им, что с куклой надо разговаривать спокойно, лас­ково. Если у вас есть время, поиграйте с ребятишками, взяв на себя ведущую роль и привлекая их к разным игровым дей­ствиям. Игры в кукольном уголке требуют от детей проявле­ния заботы о куклах, поддержания порядка в «кукольном доме». Пока старшие занимаются, пусть младшие соберут и расставят игровой материал, чтобы было уютно.

 

Дети старшего возраста предпочитают играть группами. Позвольте им продолжить начатые игры со строительным материалом или сюжетно-ролевые, не забывая при этом об инди­видуально-дифференцированном подходе.

На развитие игровой деятельности малышей, впервые при­шедших из дому, значительное влияние оказывает содержание игр более старших детей, их поведение, уровень общения, речь. Поэтому постарайтесь предусмотреть различные формы объеди­нений в играх (фронтальные, подгруппами и индивидуальные), учесть личные привязанности детей, интерес к различным иг­ровым материалам, видам игр, их содержанию. Между заня­тиями пусть ваши воспитанники больше двигаются. Отдыхом для них будут забавы, развлечения, хороводы, игры с техни­ческими игрушками. Физкультурные пособия, имеющиеся в группе, тоже в немалой степени активизируют двигательную деятельность ребятишек.

 

Памятка «Искусство играть»

 

Каждый родитель хочет, чтобы ребенок умел и любил играть. И не просил без конца одно и то же, а играл бы в са­мые разнообразные игры. А как мы расстраиваемся, когда наш малыш, имея кучу игрушек, не хочет или не умеет иг­рать с ними.

Самый главный принцип в играх с ребенком: играющий с ним должен играть с удовольствием. Когда ре­бенок видит, что родитель играет с ним неохотно, он понимает, что «игра это не так интересна, раз мама (папа) это не любят» или еще хуже: «наверное, со мной игра неинтересна». Это совсем не то, что нам хотелось бы.

Второй принцип: не надо быть занудой. Если ребенок построит нечто и говорит, что это вертолет, а этот вер­толет не очень похож на вертолет в вашем понимании не поправляйте его, не говорите, что он не похож - надо добавить еще какую-то деталь. Просто сами постройте вертолет таким, как вы его себе представляете и восхищенно говорите, что теперь у вас два вертолета. И ребенка не обидите, и дадите ему правильное представление о том, как выглядит вертолет.

Третий принцип: фантазируйте. Если чувствуете, что ребенок теряет к чему-то интерес, лучше попробовать не­много этот интерес оживить, а не перескакивать с одной игры на другую.

Четвертый принцип: учите ребенка фантазировать.

Даже из простых кубиков можно сделать теплоход, во­образить, будто это продукты для похода на Северный полюс или дрова для пикника в лесу. И рисование тоже повод научить ребенка фантазиро­вать.

Пятый принцип: хвалите ребенка, когда он этого за­служил. Ребенку очень радостно сознавать, что то, что он делает, нравится маме и папе.

Шестой принцип: нет игр только для девочек или только для мальчиков. Всякие игры должны быть у ре­бенка вне зависимости от пола: и куклы, и машинки, и конструкторы, и т. д.

Седьмой принцип: дайте ребенку то, что его интересует больше всего.

Восьмой принцип: игрушки надо аккуратно хранить.

Если кубики разбросаны, куклы сломаны, среди игрушек валяются колготки, носки и прочее, то ребенок, заглянув в свой шкаф, точно не захочет играть, а если и вытащит этот хлам — покопается в нем, ничего толкового из не извлечет и снова запихнет обратно. Ребенка надо научить хранить вещи аккуратно, и хорошее отношение к вещам начинается с хорошего отношения к игрушкам. Лучше потратить время и вместе с ребенком в форме игры навести порядок в комнате.

Девятый принцип: почаще проводите «ревизию». Нужно убирать сломанные игрушки и убирать игры, из которых ребенок уже «вырос».

Десятый принцип: разнообразие игр. Конечно, у ребенка должны быть игры, которые развивают его как можно шире: и музыка, и искусство, и математика, и язык… Объясняйте ребенку как можно больше понятий. Сами подумайте, какие способности вы хотели бы у него развить. Однако надо учитывать возрастные особенности ребенка. И не навязывайте то, что ему не нравится, многообразие игр, умение с ними оперировать — это залог успешного и разностороннего развития вашего ребенка.

 

Особенности взаимодействия с детьми «группы риска» (гиперактивными, агрессивными, тревожными).

3.1 Гиперактивныедети

 

«Активный» - от латинского - деятель­ный, действенный. «Гипер» — от греческого - над, сверху — указывает на превышение нормы. «Ги­перактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, разви­тия ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, им­пульсивностью и гиперактивностью» (Психологичес­кий словарь, 1997, с. 72).

Первые проявления гиперактивности можно наблю­дать в возрасте до 7 лет. Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития. В 1—2 года, 3 года и 6—7 лет. В 1—2 года закладываются навыки речи, в 3 года у ребенка увеличивается словарный запас, в 6—7 лет формируются навыки чтения и письма (Заваденко Н. Н., 2000).

Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности: дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность (Шевченко Ю. С. 1997; Заваденко Н. Н., 2000 и др.).

К подростковому возрасту повышенная двигатель­ная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются.

Основные причины возникновения гиперактивности у детей – это патология беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность.

Р. Кэмпбелл считает, что родители гиперактивного ребенка часто допускают три основные ошибки в воспитании:

 

Западня Содержание Пути преодоления
Недостаток эмоционального внимания. Больше общаться с ребенком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать по душам.
Недостаток твердости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребенка. Составить список запретов и четко следовать ему.
Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом. Работу с гневом родители могут осуществлять используя «лестницу гнева».

 



2015-11-10 1060 Обсуждений (0)
Особенности взаимодействия с детьми «группы риска» (гиперактивными, агрессивными, тревожными) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности взаимодействия с детьми «группы риска» (гиперактивными, агрессивными, тревожными)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1060)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)