Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные предпосылки формирования конфликтологических идей



2015-11-10 2923 Обсуждений (0)
Основные предпосылки формирования конфликтологических идей 5.00 из 5.00 3 оценки




Конфликтология — наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также о принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования.

Основные предпосылки формирования конфликтологических идей.

Традиции накопления конфликтологических идей имеют многовековую историю. Первые целостные концепции конфликта появились на рубеже XIX—XX вв., однако и в предшествующие столетия лучшие умы человечества предлагали свое видение природы этого феномена, путей предотвращения и разрешения конфликтов.

(Взгляды мыслителей и философов)

Древнее время.Первые дошедшие до нас исследования рассматриваемой проблемы относятся к VII—VI вв. до н. э. Китайские мыслители: противоборство положительных (янь) и отрицательных (инь) сторон – источник развития всего сущего. В Древней Греции возникает философское учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей. Анаксимандр (ок. 610 — 547 до н. э.) утверждал, что вещи возникают из постоянного движения ≪апейрона≫ — единого материального начала, приводящего к выделению из него противоположностей. Гераклит (кон. 6 — нач.5 вв. до н. э.) представил движение вещей и явлений как необходимый, закономерный процесс, порождаемый борьбой противоположностей. Борьба всеобща и ≪все происходит через борьбу и по необходимости≫, — писал он. Гераклит считал войну отцом и царем всего сущего, а Платон (ок. 428 — 348 до н. э.) рассматривал ее как величайшее зло. По его мнению, некогда существовал ≪золотой век≫, когда ≪люди любили друг друга и относились друг к другу доброжелательно≫. Тем не менее в ≪идеальном государстве≫ Платона имеются воины, готовые выступить в поход в любое время. Гераклиту противоречил и Геродот (ок. 490—425 до н.э.). Он утверждал, что ≪никто настолько не безрассуден, чтобы предпочесть войну миру. Ведь во время войны отцы хоронят детей, во время же мира — дети отцов≫. Философ-материалист Эпикур (341—270 до н.э.) также считал, что негативные последствия столкновений вынудят когда-то людей жить в состоянии мира.

Мыслители прошлого, осознавая неизбежность конфронтации в общественной жизни, уже тогда пытались определить критерии ≪справедливого≫ и ≪несправедливого≫ насилия. В частности, Цицерон (106—43 до н. э.) выдвинул тезис о ≪справедливой и благочестивой войне≫, которая могла вестись для отмщения за причиненное зло, для изгнания из страны вторгшегося врага (≪О государстве≫). Аврелий Августин Гиппонский Блаженный (345—430)__ Добавил к условиям Цицерона ≪справедливость намерений≫ ведущего войну.

Средние века. Фома Аквинский (1225—1274), развивая мысли о допустимости войн в жизни общества, определил еще одно условие справедливой войны: для нее должна быть ≪авторизованная компетенция≫, т. е. санкция со стороны государственной власти. Хотя в целом, по его мнению, ≪война и насилие являются всегда грехом≫.

Одну из первых попыток системного анализа социальных конфликтов предпринял флорентийский теоретик и государственный деятель Никколо Макиавелли (1469-1527). Отход от господствовавших тогда божественных взглядов на источники общественного развития. Он считал конфликт универсальным и непрерывающимся состоянием общества ввиду порочной природы человека, стремления различных групп людей к постоянному и неограниченному материальному обогащению. Н. Макиавелли одним из источников социального конфликта считал знать, сосредоточивающую в своих руках всю полноту государственной власти. Он отрицательно относился к дворянству. Тем не менее Макиавелли видел в конфликте не только разрушительную, но и созидательную функцию. Чтобы уменьшить негативную роль конфликта, нужно уметь правильно воздействовать на него. Выполнять эту миссию призвано государство, считал мыслитель.

Эразм Роттердамский (1469-1536) отмечал, что ≪война сладка для тех, кто ее не знает≫ и указывал на наличие собственной логики начавшегося конфликта, который разрастается подобно цепной реакции, вовлекая в орбиту своего влияния все новые слои населения и страны. Анализируя причины войн, Э. Роттердамский подчеркивал, что часто низменные и корыстные качества правителей ввергают народы в войны.

Гуго Греции (1583—1645) допускал возможность войны между суверенными государствами, в которой обе стороны убеждены в собственной правоте. Его рассуждения заложили теоретическую основу для позднейшего понятия нейтралитета.

Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626). Он впервые подверг основательному теоретическому анализу систему причин социальных конфликтов внутри страны: ключевую роль играет бедственное материальное положение народа. Возникновению конфликтов способствует пренебрежение государями мнений сената и сословий, политические ошибки в управлении, распространение слухов и кривотолков, а также ≪пасквили и крамольные речи≫.

Томас Гоббс (1588—1679) обосновал в ≪Левиафане≫ концепцию ≪войны всех против всех≫ как естественного состояния. Он считал главной причиной конфликта стремление к равенству, которое приводит к возникновению у людей одинаковых надежд, желание завладеть теми же объектами, необходимыми для самосохранения или получения удовольствия, а это превращает людей во врагов, порождает соперничество, недоверие и честолюбие.

Новое время. Идеи Жан-Жака Руссо (1712—1778) об этапности всемирно-исторического процесса. Вначале существует ≪естественное состояние≫, когда люди свободны и равны, затем развитие цивилизации приводит к утрате состояния равенства, свободы и счастья и, наконец, заключив ≪общественный договор≫, люди вновь обретут утраченную гармонию общественных отношений, ≪вечный мир≫ и согласие. По мнению Ж.-Ж. Руссо, общественный договор возможен под жестким контролем народа, так как войны министрам нужны и добрую волю они не проявят. Поэтому ≪дело уже не в увещевании, а в принуждении≫.

Адам Смит (1723—1790) ≪Исследования о природе и причинах богатства народов≫. Конфликт как многоуровневое социальное явление: в основе конфликта лежат деление общества на классы (капиталисты, земельные собственники, наемные рабочие) и экономическое соперничество. Противоборство между классами А. Смит рассматривал как источник поступательного развития общества, а социальный конфликт, следовательно, как определенное благо человечества.

Немецкий философ Иммануил Кант (1724—1804) считал, что состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние ... последнее, наоборот, есть состояние войны, т.е. если и не беспрерывные враждебные действия, то постоянная угроза. Следовательно, состояние мира должно быть установлено. Здесь просматривается связь с идеями Ж.-Ж. Руссо об ≪общественном договоре≫.

Георг Гегель (1770—1831): главная причина конфликта кроется в социальной поляризации между ≪накоплением богатства≫, с одной стороны, и ≪привязанного к труду класса≫, — с другой. Будучи сторонником сильной государственной власти, Гегель выступал против смут и беспорядков внутри страны, расшатывающих государственное единство. Он считал, что государство представляет интересы всего общества и обязано регулировать конфликты.

Чарльз Дарвин (1809—1902): ≪Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь≫, изданной в 1859 г. — развитие живой природы осуществляется в условиях постоянной борьбы за выживание, что является естественным.

(Отношение религиозных учений к конфликтам и насилию)



2015-11-10 2923 Обсуждений (0)
Основные предпосылки формирования конфликтологических идей 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Основные предпосылки формирования конфликтологических идей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2923)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)