Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Место дисциплины в структуре основной образовательной программы



2015-11-10 549 Обсуждений (0)
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы 0.00 из 5.00 0 оценок




Рабочая программа дисциплины

 

Дисциплина «Проблемы социально-экономического развития»

 

Вариативная часть, дисциплина по выбору

 

Направление подготовки

38.04.04 Государственное и муниципальное управление

Программа подготовки

Государственное управление экономическим развитием

 

Разработчик (составитель) УМК к.э.н., доц. Ибрагимова З.Ф.         «20» июня 2015 г.  

 

Уфа 2015

 

Документы и материалы, входящие в рабочую программу

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
2. Содержание рабочей программы
3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

 

 
4. Фонд оценочных средств
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
6. Методические указания для обучающихся
7. Материально-техническая база

 


Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

 

Дисциплина «Проблемы социально-экономического развития» входит в вариативную часть профессионального цикла образовательной программы по подготовке магистра по программе «Государственное управление экономическим развитием». Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление».

Целью изучениядисциплины «Проблемы социально-экономического развития» является формирование у студентов комплекса знаний о современном состоянии социально-экономического развития России и о стратегических ориентирах долгосрочного социально-экономического развития страны в перспективе, о механизмах и инструментах регулирующего воздействия государства на это процесс и его составные части.

Задачи изучения дисциплины «Проблемы социально-экономического развития» включают:

- изучение теоретико-методологических основ исследования современного уровня социально-экономического развития страны и овладение навыками системного анализа устойчивых долгосрочных тенденций в динамике национальной экономики и социальной сферы;

- формирование у студентов комплекса знаний о государственном целенаправленном воздействии на развитие социально-экономической системы страны посредством разработки и реализации соответствующих макроэкономических прогнозов, концепция, стратегий и целевых программ социально-экономического развития на средне- и долгосрочную перспективы;

- усвоение отечественного и мирового опыта анализа экономических и социальных процессов как основы для выработки долгосрочных целей и направлений социально-экономического развития страны в перспективе.

Решение этих задач позволит:

- понять теоретико-методологические основы системного анализа современного уровня социально-экономического развития страны (в сравнении с другими странами) как объективной предпосылки совершенствования механизмов управления социально-экономическими процессами на макроэкономическом уровне;

- выявить основные проблемы социально-экономического развития Российской Федерации;

- понять методологию разработки долгосрочной социально-экономической стратегии государства, особенности ее формирования в современной России;

- выявить основные механизмы и инструменты разработки и реализации долгосрочной социально-экономической стратегии Российской Федерации, способы повышения ее результативности.

Дисциплина формирует следующие компетенции:

- владением организационными способностями, умением находить и принимать организационные управленческие решения, в том числе и в кризисных ситуациях (ПК-2);

- владением современными методами диагностики, анализа и решения социально-экономических проблем, а также методами принятия решений и их реализации на практике (ПК-5);

- способностью осуществлять верификацию и структуризацию информации, получаемой из разных источников (ПК-11);

- способностью критически оценивать информацию и конструктивно принимать решение на основе анализа и синтеза (ПК-13);

- способностью использовать знание методов и теорий гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-17).

В результате изучения дисциплины «Проблемы социально-экономического развития» магистрант должен:

Знать:

- теоретико-методологические основы системного анализа современного уровня социально-экономического развития страны (в сравнении с другими странами) как объективной предпосылки совершенствования механизмов управления социально-экономическими процессами на макроэкономическом уровне;

- методологию разработки долгосрочной социально-экономической стратегии государства, особенности ее формирования в современной России;

- основные механизмы и инструменты разработки и реализации долгосрочной социально-экономической стратегии Российской Федерации, способы повышения ее результативности.

Уметь:

- использовать методы работы с нормативными документами, статистическими материалами, экономической литературой с целью правильного понимания решений, принимаемых государством в сфере регулирования социально-экономического развития страны;

- применять полученные знания на практике с целью оценки степени эффективности реализации современной социально-экономической политики государства и ее составных частей;

- использовать полученные знания в своей практической деятельности при принятии соответствующих решений в сфере дальнейшего развития экономики и социальной сферы страны и аргументировано отстаивать их;

- обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями.

Владеть:

- способностью использовать полученные знания на практике;

- навыками выбора оптимальных объектов вариантов разработки и реализации государственных регулирующих воздействий в форме экономической и социальной политики Правительства РФ, соответствующей общей стратегии долгосрочного социально-экономического развития страны.

- методикой оценки эффективности решений государства в области социально-экономической политики и способами повышения эффективности экономической и социальной политики государства.

 

Таблица 1 - Содержательно-логические связи дисциплины (модуля)

 

Название дисциплины (модуля) Дидактический минимум содержания дисциплины (модуля) Содержательно-логические связи Коды формируемых компетенций  
наименования учебных дисциплин (модулей) практик
на которые опирается содержание данной учебной дисциплины (модуля) которым предшествует данная учебная дисциплина (модуль) для которых содержание данной учебной дисциплины (модуля) выступает основой
 
Проблемы социально-экономического развития Модуль 1. Теоретические подходы к анализу социально-экономического развития Модуль 2. Современные проблемы социально-экономического развития Российской Федерации Б1.Б.1. «Современные тенденции экономического развития» Б1.В.ДВ4. «Управление устойчивым социально-экономическим развитием»   Б1.В.ОД6. «Планирование государственного задания» Б1.В.ОД7. «Государственное регулирование кризисных ситуаций»   Государственный экзамен, Подготовка и защита выпускной квалификационной работы   ПК-2, 5, 11, 13, 17

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

(для дневного отделения магистратуры)

Дисциплины «Проблемы социально-экономического развития» на 1 семестр

 

 

Рабочую программу осуществляют: Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) -4 Учебных часов: всего 144 ч. лекций – 14 ч.
Лекции: семинарских – 18 ч.
доц., к.э.н. Ибрагимова З.Ф. практических
  лабораторных
  консультаций
Практические занятия: зачет
Экзамен – 1 семестр, 36 ч.
доц., к.э.н. Ибрагимова З.Ф. самостоятельная работа студентов – 74 ч.
  КСР – 2 ч.
   
   
№ п/п Тема и содержание Форма изучения материалов   Кол-во часов ауд. работы   Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам (номера из списка) Задания по самостоятельной работе студентов с указанием литературы, номеров задач Кол-во часов самостоятельной работы Форма контроля самостоятельной работы студентов
Лк Сем
Модуль 1. Теоретические подходы к анализу социально-экономического развития
1. Социально-экономическое развитие страны как объект государственной политики. Лекция, Семинар, СРС   № 1 из основного списка, №№ 2, 3 из дополнительного списка Работа с литературой и другими рекомендуемыми источниками. Подготовка доклада. Проверка и правка докладов
2. Управление ресурсами социально-экономического развития общества: проблемы и перспективы Лекция, Семинар, СРС № 1 из основного списка, №№ 2, 3,8 из дополнительного списка Работа с литературой и другими рекомендуемыми источниками. Проверка конспектов: основных тезисов по самостоятельно изученной теме
  Итоговый контроль по Модулю 1 СРС         Подготовка к контролю задания «Инструменты государственной социально-экономической политики, их классификация и направления практического использования»(модуль 1) Проверка задания  

 

 

№ п/п Тема и содержание Форма изучения материалов Кол-во часов ауд. работы Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам Задания по самостоятельной работе студентов с указанием литературы, номеров задач Кол-во часов сам. работы Форма контроля самостоятельной
Лк Се
Модуль 2. Современные проблемы социально-экономического развития Российской Федерации
3. Потенциал социально-экономического развития современной России. Лекция, Семинар, СРС № 1 из основного списка, №№ 2, 3,7 из дополнительного списка Подготовка к мозговому штурму: работа с литературой   Оценка активности участия студентов в мозговом штурме
4. Экономический рост и проблемы перестройки структуры национальной экономики современной России. Лекция, Семинар, СРС № 1 из основного списка, №№ 2, 3,9,10,11 из дополнительного списка Подготовка к дискуссии: работа с литературой Оценка активности участия студентов в работе группы
5. Социальная сфера современной России и проблемы обеспечения роста народного благосостояния и занятости. Лекция, Семинар, СРС № 1 из основного списка, №№ 2, 3,5,9,10,11 из дополнительного списка Подготовка к деловой игре: работа с литературой   Оценка активности участия студентов в деловой игре
6. Состояние реального сектора экономики Российской Федерации и пути его модернизации. Лекция, Семинар, СРС № 1 из основного списка, №№ 3,4,9,12 из дополнительного списка Подготовка к дискуссии: работа с литературой Оценка активности участия студентов в работе группы
7. Развитие научно-технологического комплекса в современной России как фундамента формирования инновационной экономики. Лекция, Семинар, СРС № 1 из основного списка, №№ 3,4,9 из дополнительного списка Подготовка к дискуссии: работа с литературой Оценка активности участия студентов в работе группы
8. Финансовый сектор российской экономики. Новая парадигма и стратегия его развития. Лекция, Семинар, СРС № 1 из основного списка, №№ 3,4 из дополнительного списка Подготовка к деловой игре: работа с литературой   Оценка активности участия студентов в деловой игре
9. Пространственный аспект развития инновационной экономики в современной России. Лекция, Семинар, СРС № 1 из основного списка, №№ 9,12 из дополнительного списка Case-study Проверка результатов выполнения Case-study  
10. Внешнеэкономические связи современной России в условиях смены внешнеполитических приоритетов. Лекция, Семинар, СРС № 1 из основного списка, №№ 7,8 из дополнительного списка Подготовка к круглому столу: работа с литературой и другими источниками Оценка активности участия студентов в круглом столе, проверка докладов
  Итоговый контроль по Модулю 2 СРС         Подготовка и написание эссе «Роль транснациональных корпораций (ТНК) в инвестировании реального сектора российской экономики» Сдается в письменном виде (или печатном) на следующем по расписанию занятии Проверка эссе
Итого      

 


Тематика лекций

 

№ п/п Раздел дисциплины (модуля), темы раздела Содержание темы раздела
Модуль 1. Теоретические подходы к анализу социально-экономического развития
1.1 Социально-экономическое развитие страны как объект государственной политики. Социально-экономическое развитие общества (страны, государства) как объективный процесс, условия и факторы, на него влияющие. Закономерности и принципы социально-экономического развития современного государства. Социально-экономическое развитие страны как объект государственной политики. Соотношение категорий «социально-экономическое развитие» и «социально-экономическая политика государства». Предмет, цели и задачи государственной политики социально-экономического развития страны.
1.2 Управление ресурсами социально-экономического развития общества: проблемы и перспективы Управление ресурсами социально-экономического развития в монетарных системах. Управление ресурсами социально-экономического развития в немонетарных системах. Современные социально-экономические доминанты общества. Фундаментальные проблемы и противоречия в социально-экономическом развитии общества.
Модуль 2. Современные проблемы социально-экономического развития Российской Федерации
2.1. Потенциал социально-экономического развития современной России. Сущность и содержание понятия «экономический потенциал» страны, его структура. Современное состояние (оценка) совокупного экономического потенциала национальной экономики России и его важнейших структурных элементов. Пути и механизмы рационального и эффективного использования потенциала дальнейшего социально-экономического развития России в средне- и долгосрочной перспективе.
2.2. Экономический рост и проблемы перестройки структуры национальной экономики современной России. Понятие экономического роста, его качества и взаимосвязь с совершенствованием структуры национальной экономики. Состояние и основные проблемы современного этапа экономического роста в РФ. Внутренние и внешние вызовы стабильному и долгосрочному росту российской экономики в среднесрочной перспективе. Пути и средства преодоления современных стагнационных тенденций в российской экономике. Современная структура российской экономики и ее влияние на экономическую динамику. Направления и методы реализации структурной политики в российских условиях и их классификация.
2.3. Социальная сфера современной России и проблемы обеспечения роста народного благосостояния и занятости. Современное состояние социальной сферы Российской Федерации: достижения, тенденции развития и имеющиеся проблемы. Необходимостьвыработки новой политики российского государства в социальном секторе. Перспективы развития человеческого потенциала России в ХХI веке. Демографическая политика. Модернизация и развитие здравоохранения. Реформирование и развитие образования. Развитие рынка труда. Развитие ЖКХ и повышение доступности жилья. Развитие пенсионной системы. Взаимосвязь развития социальных институтов и новой социальной политики России. Взаимосвязь социальной политики с развитием экономики. Проблемы экологизации экономики и экологизации человека в ХХI веке.
2.4. Состояние реального сектора экономики Российской Федерации и пути его модернизации. Современное состояние реального сектора российской экономики. Основные задачи и механизмы государственного регулирования его развития. Государственный заказ как инструмент государственного регулирования реального сектора российской экономики. Политика государства в области финансового оздоровления предприятий реального сектора экономики России. Пути и механизмы технического перевооружения и модернизации реального сектора российской экономики в средне- и долгосрочной перспективах.
2.5. Развитие научно-технологического комплекса в современной России как фундамента формирования инновационной экономики. Современное состояние научно-технологического комплекса России, проблемы и тенденции его дальнейшего развития. Наука современной России и пути ее реформирования. Развитие системы НИОКР. Инновационное развитие – основа ускоренного роста экономики РФ. Направления и этапы перехода России к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития.
2.6. Финансовый сектор российской экономики. Новая парадигма и стратегия его развития. Современное состояние финансового сектора российской экономики и проблемы его дальнейшего развития в средне- и долгосрочной перспективах. Российская финансовая политика: тенденции и перспективы в средне- и долгосрочной перспективе. Обеспечение финансовыми ресурсами государственных и федеральных целевых программ как средство сосредоточения средств на ключевых направлениях социально-экономического развития страны. Проблем и пути формирования в России нового международного финансового центра. Новая парадигма и стратегия развития финансового сектора российской экономики в связи с изменившимися геополитическими и геоэкономическими реалиями.
2.7. Пространственный аспект развития инновационной экономики в современной России. Современное пространственное (территориальное) развития экономики России. Различия в уровнях социально-экономического развития отдельных российских регионов и пути их преодоления. Основные направления и принципы государственной политики регионального развития РФ. Инновационная и социальная ориентация регионального развития России в средне- и долгосрочной перспективе.
2.8. Внешнеэкономические связи современной России в условиях смены внешнеполитических приоритетов. Роль и местовнешнеэкономических связей в стратегии социально-экономического развития современной России. Современное состояние внешнеэкономических связей РФ со странами ближнего (СНГ) и дальнего зарубежья. Географическая диверсификация внешнеэкономических связей России в средне- и долгосрочной перспективе. Новая парадигма дальнейшего развития внешнеэкономических связей РФ в связи с переходом страны от энерго-сырьевой к инновационной модели экономического развития и смены внешнеполитических приоритетов страны. Пути повышения международной конкурентоспособности экономики России в ХХI веке.

 



2015-11-10 549 Обсуждений (0)
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (549)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)