Рабочая программа дисциплины
Дисциплина «Проблемы социально-экономического развития»
Вариативная часть, дисциплина по выбору
Направление подготовки
38.04.04 Государственное и муниципальное управление
Программа подготовки
Государственное управление экономическим развитием
Разработчик (составитель) УМК
к.э.н., доц. Ибрагимова З.Ф.
|
|
«20» июня 2015 г.
|
Уфа 2015
Документы и материалы, входящие в рабочую программу
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
|
|
2. Содержание рабочей программы
|
|
3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
|
|
|
|
4. Фонд оценочных средств
|
|
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
|
|
6. Методические указания для обучающихся
|
|
7. Материально-техническая база
|
|
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина «Проблемы социально-экономического развития» входит в вариативную часть профессионального цикла образовательной программы по подготовке магистра по программе «Государственное управление экономическим развитием». Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление».
Целью изучениядисциплины «Проблемы социально-экономического развития» является формирование у студентов комплекса знаний о современном состоянии социально-экономического развития России и о стратегических ориентирах долгосрочного социально-экономического развития страны в перспективе, о механизмах и инструментах регулирующего воздействия государства на это процесс и его составные части.
Задачи изучения дисциплины «Проблемы социально-экономического развития» включают:
- изучение теоретико-методологических основ исследования современного уровня социально-экономического развития страны и овладение навыками системного анализа устойчивых долгосрочных тенденций в динамике национальной экономики и социальной сферы;
- формирование у студентов комплекса знаний о государственном целенаправленном воздействии на развитие социально-экономической системы страны посредством разработки и реализации соответствующих макроэкономических прогнозов, концепция, стратегий и целевых программ социально-экономического развития на средне- и долгосрочную перспективы;
- усвоение отечественного и мирового опыта анализа экономических и социальных процессов как основы для выработки долгосрочных целей и направлений социально-экономического развития страны в перспективе.
Решение этих задач позволит:
- понять теоретико-методологические основы системного анализа современного уровня социально-экономического развития страны (в сравнении с другими странами) как объективной предпосылки совершенствования механизмов управления социально-экономическими процессами на макроэкономическом уровне;
- выявить основные проблемы социально-экономического развития Российской Федерации;
- понять методологию разработки долгосрочной социально-экономической стратегии государства, особенности ее формирования в современной России;
- выявить основные механизмы и инструменты разработки и реализации долгосрочной социально-экономической стратегии Российской Федерации, способы повышения ее результативности.
Дисциплина формирует следующие компетенции:
- владением организационными способностями, умением находить и принимать организационные управленческие решения, в том числе и в кризисных ситуациях (ПК-2);
- владением современными методами диагностики, анализа и решения социально-экономических проблем, а также методами принятия решений и их реализации на практике (ПК-5);
- способностью осуществлять верификацию и структуризацию информации, получаемой из разных источников (ПК-11);
- способностью критически оценивать информацию и конструктивно принимать решение на основе анализа и синтеза (ПК-13);
- способностью использовать знание методов и теорий гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-17).
В результате изучения дисциплины «Проблемы социально-экономического развития» магистрант должен:
Знать:
- теоретико-методологические основы системного анализа современного уровня социально-экономического развития страны (в сравнении с другими странами) как объективной предпосылки совершенствования механизмов управления социально-экономическими процессами на макроэкономическом уровне;
- методологию разработки долгосрочной социально-экономической стратегии государства, особенности ее формирования в современной России;
- основные механизмы и инструменты разработки и реализации долгосрочной социально-экономической стратегии Российской Федерации, способы повышения ее результативности.
Уметь:
- использовать методы работы с нормативными документами, статистическими материалами, экономической литературой с целью правильного понимания решений, принимаемых государством в сфере регулирования социально-экономического развития страны;
- применять полученные знания на практике с целью оценки степени эффективности реализации современной социально-экономической политики государства и ее составных частей;
- использовать полученные знания в своей практической деятельности при принятии соответствующих решений в сфере дальнейшего развития экономики и социальной сферы страны и аргументировано отстаивать их;
- обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями.
Владеть:
- способностью использовать полученные знания на практике;
- навыками выбора оптимальных объектов вариантов разработки и реализации государственных регулирующих воздействий в форме экономической и социальной политики Правительства РФ, соответствующей общей стратегии долгосрочного социально-экономического развития страны.
- методикой оценки эффективности решений государства в области социально-экономической политики и способами повышения эффективности экономической и социальной политики государства.
Таблица 1 - Содержательно-логические связи дисциплины (модуля)
Название дисциплины (модуля)
| Дидактический минимум содержания дисциплины (модуля)
| Содержательно-логические связи
| Коды формируемых компетенций
|
наименования учебных дисциплин (модулей) практик
|
на которые опирается содержание данной учебной дисциплины (модуля)
| которым предшествует
данная учебная дисциплина (модуль)
| для которых содержание данной учебной дисциплины (модуля) выступает основой
|
|
|
|
|
|
|
Проблемы социально-экономического развития
| Модуль 1. Теоретические подходы к анализу социально-экономического развития
Модуль 2. Современные проблемы социально-экономического развития Российской Федерации
| Б1.Б.1. «Современные тенденции экономического развития»
Б1.В.ДВ4. «Управление устойчивым социально-экономическим развитием»
| Б1.В.ОД6. «Планирование государственного задания»
Б1.В.ОД7. «Государственное регулирование кризисных ситуаций»
| Государственный экзамен,
Подготовка и защита выпускной квалификационной работы
| ПК-2, 5, 11, 13, 17
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
(для дневного отделения магистратуры)
Дисциплины «Проблемы социально-экономического развития» на 1 семестр
Рабочую программу осуществляют:
| Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) -4
Учебных часов: всего 144 ч.
лекций – 14 ч.
|
Лекции:
| семинарских – 18 ч.
|
доц., к.э.н. Ибрагимова З.Ф.
| практических
|
| лабораторных
|
| консультаций
|
Практические занятия:
| зачет
|
| Экзамен – 1 семестр, 36 ч.
|
доц., к.э.н. Ибрагимова З.Ф.
| самостоятельная работа студентов – 74 ч.
|
| КСР – 2 ч.
|
| |
| |
№
п/п
| Тема и содержание
| Форма изучения материалов
| Кол-во
часов
ауд. работы
| Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам (номера из списка)
| Задания по самостоятельной работе студентов с указанием литературы, номеров задач
| Кол-во часов самостоятельной работы
| Форма контроля самостоятельной работы студентов
|
Лк
| Сем
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Модуль 1. Теоретические подходы к анализу социально-экономического развития
|
1.
| Социально-экономическое развитие страны как объект государственной политики.
| Лекция,
Семинар,
СРС
|
|
| № 1 из основного списка,
№№ 2, 3 из дополнительного списка
| Работа с литературой и другими рекомендуемыми источниками. Подготовка доклада.
|
| Проверка и правка докладов
|
2.
| Управление ресурсами социально-экономического развития общества: проблемы и перспективы
| Лекция,
Семинар,
СРС
|
|
| № 1 из основного списка,
№№ 2, 3,8 из дополнительного списка
| Работа с литературой и другими рекомендуемыми источниками.
|
| Проверка конспектов: основных тезисов по самостоятельно изученной теме
|
| Итоговый контроль
по Модулю 1
| СРС
|
|
|
| Подготовка к контролю задания «Инструменты государственной социально-экономической политики, их классификация и направления практического использования»(модуль 1)
|
| Проверка задания
|
№
п/п
| Тема и содержание
| Форма изучения материалов
| Кол-во
часов
ауд. работы
| Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам
| Задания по самостоятельной работе студентов с указанием литературы, номеров задач
| Кол-во часов сам. работы
| Форма контроля самостоятельной
|
Лк
| Се
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Модуль 2. Современные проблемы социально-экономического развития Российской Федерации
|
3.
| Потенциал социально-экономического развития современной России.
| Лекция,
Семинар,
СРС
|
|
| № 1 из основного списка,
№№ 2, 3,7 из дополнительного списка
| Подготовка к мозговому штурму: работа с литературой
|
| Оценка активности участия студентов в мозговом штурме
|
4.
| Экономический рост и проблемы перестройки структуры национальной экономики современной России.
| Лекция,
Семинар,
СРС
|
|
| № 1 из основного списка,
№№ 2, 3,9,10,11 из дополнительного списка
| Подготовка к дискуссии: работа с литературой
|
| Оценка активности участия студентов в работе группы
|
5.
| Социальная сфера современной России и проблемы обеспечения роста народного благосостояния и занятости.
| Лекция,
Семинар,
СРС
|
|
| № 1 из основного списка,
№№ 2, 3,5,9,10,11 из дополнительного списка
| Подготовка к деловой игре: работа с литературой
|
| Оценка активности участия студентов в деловой игре
|
6.
| Состояние реального сектора экономики Российской Федерации и пути его модернизации.
| Лекция,
Семинар,
СРС
|
|
| № 1 из основного списка,
№№ 3,4,9,12 из дополнительного списка
| Подготовка к дискуссии: работа с литературой
|
| Оценка активности участия студентов в работе группы
|
7.
| Развитие научно-технологического комплекса в современной России как фундамента формирования инновационной экономики.
| Лекция,
Семинар,
СРС
|
|
| № 1 из основного списка,
№№ 3,4,9 из дополнительного списка
| Подготовка к дискуссии: работа с литературой
|
| Оценка активности участия студентов в работе группы
|
8.
| Финансовый сектор российской экономики. Новая парадигма и стратегия его развития.
| Лекция,
Семинар,
СРС
|
|
| № 1 из основного списка,
№№ 3,4 из дополнительного списка
| Подготовка к деловой игре: работа с литературой
|
| Оценка активности участия студентов в деловой игре
|
9.
| Пространственный аспект развития инновационной экономики в современной России.
| Лекция,
Семинар,
СРС
|
|
| № 1 из основного списка,
№№ 9,12 из дополнительного списка
| Case-study
|
| Проверка результатов выполнения Case-study
|
10.
| Внешнеэкономические связи современной России в условиях смены внешнеполитических приоритетов.
| Лекция,
Семинар,
СРС
|
|
| № 1 из основного списка,
№№ 7,8 из дополнительного списка
| Подготовка к круглому столу: работа с литературой и другими источниками
|
| Оценка активности участия студентов в круглом столе, проверка докладов
|
| Итоговый контроль
по Модулю 2
| СРС
|
|
|
| Подготовка и написание эссе «Роль транснациональных корпораций (ТНК) в инвестировании реального сектора российской экономики»
Сдается в письменном виде (или печатном) на следующем по расписанию занятии
|
| Проверка эссе
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
Тематика лекций
№ п/п
| Раздел дисциплины (модуля), темы раздела
| Содержание темы раздела
|
|
|
|
| Модуль 1. Теоретические подходы к анализу социально-экономического развития
|
1.1
| Социально-экономическое развитие страны как объект государственной политики.
| Социально-экономическое развитие общества (страны, государства) как объективный процесс, условия и факторы, на него влияющие.
Закономерности и принципы социально-экономического развития современного государства.
Социально-экономическое развитие страны как объект государственной политики. Соотношение категорий «социально-экономическое развитие» и «социально-экономическая политика государства». Предмет, цели и задачи государственной политики социально-экономического развития страны.
|
1.2
| Управление ресурсами социально-экономического развития общества: проблемы и перспективы
| Управление ресурсами социально-экономического развития в монетарных системах. Управление ресурсами социально-экономического развития в немонетарных системах.
Современные социально-экономические доминанты общества. Фундаментальные проблемы и противоречия в социально-экономическом развитии общества.
|
| Модуль 2. Современные проблемы социально-экономического развития Российской Федерации
|
2.1.
| Потенциал социально-экономического развития современной России.
| Сущность и содержание понятия «экономический потенциал» страны, его структура. Современное состояние (оценка) совокупного экономического потенциала национальной экономики России и его важнейших структурных элементов.
Пути и механизмы рационального и эффективного использования потенциала дальнейшего социально-экономического развития России в средне- и долгосрочной перспективе.
|
2.2.
| Экономический рост и проблемы перестройки структуры национальной экономики современной России.
| Понятие экономического роста, его качества и взаимосвязь с совершенствованием структуры национальной экономики.
Состояние и основные проблемы современного этапа экономического роста в РФ.
Внутренние и внешние вызовы стабильному и долгосрочному росту российской экономики в среднесрочной перспективе. Пути и средства преодоления современных стагнационных тенденций в российской экономике.
Современная структура российской экономики и ее влияние на экономическую динамику. Направления и методы реализации структурной политики в российских условиях и их классификация.
|
2.3.
| Социальная сфера современной России и проблемы обеспечения роста народного благосостояния и занятости.
| Современное состояние социальной сферы Российской Федерации: достижения, тенденции развития и имеющиеся проблемы. Необходимостьвыработки новой политики российского государства в социальном секторе.
Перспективы развития человеческого потенциала России в ХХI веке. Демографическая политика. Модернизация и развитие здравоохранения. Реформирование и развитие образования. Развитие рынка труда. Развитие ЖКХ и повышение доступности жилья. Развитие пенсионной системы.
Взаимосвязь развития социальных институтов и новой социальной политики России.
Взаимосвязь социальной политики с развитием экономики. Проблемы экологизации экономики и экологизации человека в ХХI веке.
|
2.4.
| Состояние реального сектора экономики Российской Федерации и пути его модернизации.
| Современное состояние реального сектора российской экономики. Основные задачи и механизмы государственного регулирования его развития.
Государственный заказ как инструмент государственного регулирования реального сектора российской экономики. Политика государства в области финансового оздоровления предприятий реального сектора экономики России.
Пути и механизмы технического перевооружения и модернизации реального сектора российской экономики в средне- и долгосрочной перспективах.
|
2.5.
| Развитие научно-технологического комплекса в современной России как фундамента формирования инновационной экономики.
| Современное состояние научно-технологического комплекса России, проблемы и тенденции его дальнейшего развития. Наука современной России и пути ее реформирования. Развитие системы НИОКР.
Инновационное развитие – основа ускоренного роста экономики РФ. Направления и этапы перехода России к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития.
|
2.6.
| Финансовый сектор российской экономики. Новая парадигма и стратегия его развития.
| Современное состояние финансового сектора российской экономики и проблемы его дальнейшего развития в средне- и долгосрочной перспективах.
Российская финансовая политика: тенденции и перспективы в средне- и долгосрочной перспективе. Обеспечение финансовыми ресурсами государственных и федеральных целевых программ как средство сосредоточения средств на ключевых направлениях социально-экономического развития страны.
Проблем и пути формирования в России нового международного финансового центра.
Новая парадигма и стратегия развития финансового сектора российской экономики в связи с изменившимися геополитическими и геоэкономическими реалиями.
|
2.7.
| Пространственный аспект развития инновационной экономики в современной России.
| Современное пространственное (территориальное) развития экономики России. Различия в уровнях социально-экономического развития отдельных российских регионов и пути их преодоления.
Основные направления и принципы государственной политики регионального развития РФ. Инновационная и социальная ориентация регионального развития России в средне- и долгосрочной перспективе.
|
2.8.
| Внешнеэкономические связи современной России в условиях смены внешнеполитических приоритетов.
| Роль и местовнешнеэкономических связей в стратегии социально-экономического развития современной России.
Современное состояние внешнеэкономических связей РФ со странами ближнего (СНГ) и дальнего зарубежья. Географическая диверсификация внешнеэкономических связей России в средне- и долгосрочной перспективе.
Новая парадигма дальнейшего развития внешнеэкономических связей РФ в связи с переходом страны от энерго-сырьевой к инновационной модели экономического развития и смены внешнеполитических приоритетов страны. Пути повышения международной конкурентоспособности экономики России в ХХI веке.
|