Законы и закономерности менеджмента
Категории менеджмента – это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организации. Основные категории менеджмента – это законы и закономерности, объект, субъект, функции, виды, методы и принципы менеджмента. В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности– это объективная категория, которая предоставляет собой причинно-следственные связи между процессами и объектами хозяйственных процессов деятельности предприятия. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения. Закон– это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром. Закономерность– первоначальная формулировка закона в начале его теоретического осмысления и исследования. Согласно Г.И. Будылкину: Закон однозначно выражает конкретную необходимую связь между явлениями. Закономерность указывает на правильность, последовательность явлений, подтверждает, что данное явление не случайно, оно характеризует необходимый, обусловленный определёнными причинами процесс, в котором может действовать совокупность законов. Закономерности составляют центральное звено теории управления, на них основаны принципы, функции, структура и методы управления. Г.И.Будылкин выделяет только общие и частные закономерности.
Классификация закономерностей: · общие (присущи всем процессам предприятия) – присущи управлению вообще как целенаправленному воздействию; · частные (локальные) закономерности проявляются в отдельных элементах системы управления (в методике принятия управленческих решений, в способе формирования организационных структур управления, в отдельных функциях управления, в условиях их реализации). К общим закономерностям управления относятся: 1. единство системы управления производством (устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды); 2. пропорциональность производства и управления (определенная соотносительность развития основного и вспомогательного производства, как одно из условий высокой производительности труда); 3. централизация и децентрализация управления (необходимость распределения задач, функций и полномочий (прав и ответственности по уровням иерархии управления)); 4. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем (соответствие управляющей системы управляемой); 5. единство принципов управления на всех иерархических уровнях народного хозяйства; 6. достижение ритмичности, непрерывности движения производственных фондов в кругообороте и обороте; 7. оптимальная звенность системы управления.
Частные закономерности: · расширение сферы контроля; · смена функций управления; · снижение иерархичности; · концентрация функций. Важный момент: закономерности в управленческом процессе реализуется через научные принципы, которые в свою очередь выражаются в конкретных методах и формах управленческого воздействия.
Каждый руководитель должен знать и постоянно осознавать тот факт, что его деятельность связана с действиями законов природы и общества, законов управления. Понимание руководителем этих законов и согласование своих действий с проявлениями законов будет способствовать его деятельности, в противном случае его ожидает неудача или крах. К общим законам управления относятся: o закон специализации управления; o закон интеграции управления; o закон экономии времени; o закон демократизации управления. 1) Закон специализации управления. Управление на предприятии, как правило, осуществляется по широкому спектру видов выполняемых работ, зависящих от: - функций управления (планирование и прогнозирование, организация, координация, мотивация, контроль); - средств труда (информационные и технические средства обработки информации, исследовательские и статистические методы и пр.); - сложности выполнения функций (руководители, подчинённые и пр.); - различных полномочий (уровни управления, права, обязанности, ответственность). Следовательно, при многофункциональной системе управления возникает необходимость в разделении многочисленных функций и полномочий, осуществляемых отдельными людьми и трудовым коллективом. 2) Закон интеграции управления. Интеграция, т. e. объединение, в менеджменте вытекает из потребности самого производства и управления им. С одной стороны, это объединение специализированных управленческих действий на различных этапах управления в единый управленческий процесс, а с другой – подразделений, производств в единый производственный организм – предприятие. Предприятия в свою очередь могут объединяться в различные организационные формы рыночной экономики. Пределы этого объединения регулируются рыночными отношениями производства и управления. Интеграционные процессы осуществляются до тех пор, пока они способствуют высоким темпам нововведений, мобильности технологической переориентации, внедрению изобретений, высокому уровню занятости в условиях острой конкурентной борьбы. В качестве интегрирующих факторов могут выступать цели, задачи, интересы, необходимость поддержания жизнедеятельности и развития системы, требования рынка. Интеграция осуществляется путем установления временных и постоянных связей на всех уровнях проявления функции управления и информационного обеспечения. На интеграционные процессы могут оказывать влияние внутренние и внешние переменные. 3) Закон экономии времени (Закон рационального использования времени). Закон экономии времени справедлив не только для сферы материального производства. Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени. Это положение характерно для менеджмента, где этот закон выступает как закон управления временем. Время, по сути, трансформировалось, в экономическую категорию, ценность которой обусловливает все стороны деятельности предприятия (длительность производства, быстроту оборота капитала, адаптацию к изменяющимся условиям и т.д.). Эффективность управления, а, следовательно, достижение поставленной цели, зависит от скорости реакции менеджера на потребности рынка и мобилизации внутренних и внешних переменных масштабах закон экономии времени может оказывать влияние на уровень экономического развития региона или страны в целом. 4) Закон демократизации управления.Предполагает, что управление эффективно только в том случае, если оно удовлетворяет потребности конкретных людей. Для достижения этого важно, чтобы управление было не только профессиональным, но и демократичным. Демократизация управления предусматривает решение ряда важных вопросов: участие значительного числа работников в процессе управления, например, передачи им части собственности (в виде акций или других ценных бумаг); применение закона децентрализации управления, нововведения в структуре управления и т.д. Демократизация управления базируется на построении таких взаимоотношений руководителя и подчинённых, когда действия руководителя стимулируют положительную ответную реакцию, когда в общей системе управления практически исключается пассивное поведение. 5) Закон необходимой и достаточной централизации управления.На практике проявляются как закон оптимального сочетания централизации и децентрализации. Он предполагает, с одной стороны, централизованное, сконцентрированное управление, т.е. реализацию процесса управления по вертикали (сверху вниз), с другой – предусматривает необходимость передачи определённых полномочий управления на более низкие ступени иерархии. Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами внешней среды. Эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1304)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |