Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Интрапсихическая интерпретация Конфликта




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

- Психоана­литическая традиция обогатила психологию конфликта уникальными описаниями и клиническим опытом изучения тонких взаимосвязей между внутренним миром личности и ее существо­ванием в реальности отношений.

То есть, «внутренний психический конфликт» есть постоянный элемент душевной жизни че­ловека, характеризующийся беспрерывным столкновением влечений, желаний, психических систем и сфер личности.

З. Фрейд первым охаракте­ризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Из всех потенциально возможных конфликтов, которые может переживать человек, для психоанализа первичным является внутренний, «психический конфликт», который является постоянным элементом душевной жизни че­ловека и его развития. Поведение человека детерминировано скорее его собственными внутренними особенностями, нежели внешней ситуацией. Идея о преобладании личностной обусловленности социально­го поведения. Межличностные труд­ности и конфликты, переживаемые человеком, имеют интрапсихическое происхождение.

Конфликты — часть внутрен­ней жизни индивида, их возникновение естественно сопутствует его развитию.



· Таким образом, конфликтность присуща человеку перманентно.

· Более того, в основе всех последующих конфликтов лежат интрапсихические причины – то есть конфликты человеческой души.

· Причинами этого неизживаемого конфликта души видится следующее:

1. Это состояние «конфликта души» вызвано впечатлениями и состояниями из детства: на всех конфликтах лежит отпечаток опыт детства - отношения с родителями, конфликты в детстве. Т есть Истоки межличностных конфликтов находится в детстве. - Известно суждение Л. С. Вы­годского по поводу взглядов Фрейда: «Человек как бы раб своего раннего детства, он всю жизнь разрешает и изживает те конфликты, которые создались в первые месяцы его жизни».

2. К внутренним конфликтам приводит отказ от своих желаний из–за норм общества => патогенный конфликт между сознанием и совестью.

То есть, получается, что поведение человека детерминировано скорее его собственными внутренними особенностями, нежели внешней ситуацией:

Карен Хорни: Человек невротического склада действует сразу в двух несовместимых направлениях.

Альфред Адлер проблемность во взаимодействии индивида с обществом связыва­ет с «невротическим стилем жизни», который является следствием «трудного» детства и характеризу­ется такими особенностями, как эгоцентризм, отсутствие сотрудничества, нереали­стичность.

Гарри Салливен: под влиянием раннего опыта отношений у человека возни­кают т.н. «динамизмы» и «персонификации», которые начинают играть роль регулято­ров межличностного взаимодействия, сводя к минимуму значение последующих интерперсональных ситуаций.

Эрик Эриксон: каждый личный и социальный кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному ро­сту и преодолению жизненных препятствий.

Интрапсихическая интерпретация Конфликта:

Фрустра́ция (лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей

Увеличение фрустрационной напряженности в случае несоответствия потребностейресурсам индивидуума и особенностям микросоциального взаимодействия, повышения требований, предъявляемых к адаптационным механизмам, в значительной мере обусловлено возрастанием вероятности рассогласования в системе потребностей. Возникновение в указанной системе сравнимых по силе, но противоположных по направленности потребностей делает невозможным устранение, поскольку независимо от выбора стратегии этого поведения одна из конкурирующих потребностей неизбежно блокируется.

Такой тип фрустрации представляет собой интрапсихический конфликт.

1. Конфликт типа желаемое—желаемое (аппетенция—аппетенция) имеет место в том случае, если индивидуум должен выбирать одну из двух равно желаемых возможностей. Субъект при этом испытывает одинаково выраженную потребность реализовать обе возможные линии поведения. Хотя обе они оцениваются как желаемые, необходимость пожертвовать одной из них обусловливает фрустрирующий характер ситуации.

2. Конфликт типа нежелаемое—нежелаемое (аверсия —аверсия) связан с необходимостью выбора между двумя равно нежелательными возможностями. При этом имеются конкурирующие потребности избежать каждой из альтернатив, одна из которых неизбежно фрустрируется.

3. Конфликт желаемое—нежелаемое (аппетенция — аверсия) обычно описывается как стремление индивидуума к какой-либо цели, от достижения которой его удерживает страх или иной отрицательный стимул, ассоциирующийся с желаемой целью или ее окружением, т. е. как конкуренция между равно выраженными потребностями достичь цели и избежать связанного с ней же отрицательного стимула.

2. Ситуационные подходы:

Оппозицией понимания конфликтов как явления интрапсихического происхож­дения – внутреннего - стал перенос акцента на внешние причины их возникновения.

В рамках ситуационных подхо­дов выполнено огромное число экспериментальных исследований, в которых изуча­лись различные аспекты поведения участников конфликтов в их зависимости от бесконечно варьировавшихся внешних ситуации.

Ситуаци­онные подходы в изучении конфликта представлены, прежде всего, бихевиористской традицией.

Как известно, бихевиоризм находит принципиально невозможным исследование каких бы то ни было факторов психической жизни человека, по­скольку исходил из того, что научный статус психология может обрести только при наличии такого предмета своего изучения, который поддается объективному описа­нию. В качестве такого предмета бихевиористы рассматривали поведение.

В соответствии с бихевиористс­кой теорией, основной методический принцип изучения поведения предполагал поиск связей между воздействиями («стимулами») и ответной поведенческой реак­цией человека.

Отсюда основная схема бихевиоризма «стимул —► реакция» звучит применительно к конфликтам как «ситуация —► конфликтное поведение».

Следовательно, если речь идет о конфликтном поведении или взаимодействии, то источники его происхождения можно обнаружить, прежде всего, проанализировав ситуации – внешнюю ситуацию.




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2142)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7