Мотивы и цели участников взаимодействия
1.Итак, при проведении структурного анализа конфликта мы выделяем его объективные и субъективные составляющие. То есть, одни составляющие – объективные. Другие – субъективные, или психологические. К объективным составляющим относят: субъектов конфликтного взаимодействия, участников (прямых и косвенных), предмет конфликта (иногда отдельно выделяют и объект) + еще можем добавить такие объективные составляющие, как инцидент и условия его протекания (то есть, социально-психологическая среда). Субъективными (психологическими) составляющими конфликта считают · мотивы (а также, потребности, интересы, ценности, цели его участников), · образ предмета конфликта или конфликтной ситуации, или назовем это особенностями восприятия предмета конфликта или конфликтной ситуации субъектами конфликтного взаимодействия ситуация - т. е. те информационные модели конфликта, которые имеются у каждой из сторон и, в соответствии с которыми, оппоненты организуют свое поведение в конфликте, · отсюда – одна из психологических составляющих конфликта – позиция: стратегия и тактика поведения. Деятельность всегда побуждается определенными мотивами. Мотивы - это то, ради чего выполняется деятельность (например, ради самоутверждения, денег и т.п.). Понятие "мотив" (от лат - двигать, толкать) означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков. Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту. Мотивы выступают в форме: потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов, убеждений. В конфликте зачастую сложно выявить истинные мотивы оппонентов, которые скрыты за декларируемыми целями. Потребности– базисный побудитель активности субъекта, в том числе конфликтной активности, - это его состояние нужды в объектах (материальных ресурсах, власти, духовных ценностях), необходимых для его бытия. Это могут быть потребности в безопасности, признании, социальной принадлежности и т. п. Потребности присущи как отдельному индивиду, так и социальным группам. Интересы представляют собой осознанные потребности, которые обеспечивают направленность субъекта на предмет –в нашем случае- конфликта. Близки к интересам и такие психологических составляющих конфликта как ценности, которые отстаивают оппоненты. Ценности – это специфические социальные определения объектовокружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества. Ценности делят на общечеловеческие (истинность суждения, справедливость решения и т.п.) и личностные (честь, чувство собственного достоинства и др.). Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата. Основная цель оппонента в конфликте – овладение объектом конфликта. Поведение участников конфликта определяется их целями - представлением о конкретный конечный результат конфликтного взаимодействия. В конфликте выделяют стратегические (конечные: овладение объектом конфликта) и тактические (временные – промежуточные) цели. 2. Под образом (информационной моделью) конфликтной ситуации понимается субъективная картина данной ситуации, отражение ее идеальной формы в сознании каждого субъекта конфликта. А). ОК включает в себя: · Представление о конфликтной ситуации · О мотивах · о самих себе · представление оппонентов о противостоящей стороне · представление каждого участника о том, как его воспринимает другой. Б). В чем же состоит искажение конфликтной ситуации?
В). Искажение восприятия мотивов поведения в конфликте:
По такому же сценарию происходит искажение восприятия действий, высказываний, поступков (даже непреднамеренные действия воспринимаются как умышленные) и личностных качеств. Г). Восприятие самого себя. Обычно выделяются положительные и привлекательные черты, они пропагандируются среди окружающих, в том числе и в среде оппонента. Восприятие личности оппонента. Происходит усиление и гиперболизация негативных черт и свойств. Срабатывает эффект поиска «соринки в глазу другого». Усиливается поиск всего негативного и непривлекательного. В оппоненте игнорируется положительное, общечеловеческое, ценное. Оправдывается высмеивание недостатков (в том числе природного свойства), допущение оскорблений в его адрес. Таким образом, можно говорить, что искажение всех компонентов конфликта приводит к формированию «образа врага». Д). От чего зависит степень искажения восприятия конфликтной ситуации? Выделяют ряд факторов, которые порождают и усиливают степень искажения восприятия конфликтной ситуации:
3. Типы конфликтных личностей Исходя из результатов исследований отечественных психологов, можно выделить пять основных типов конфликтных личностей. Конфликтная личность — демонстративный тип:
Конфликтная личность — ригидный тип: Ригидность (лат. жесткость) – это неспособность и неготовность индивида к перестройке запланированной схемы активности в обстоятельствах, когда ранее намеченная программа требует существенных изменений.
Конфликтная личность — неуправляемый тип:
Конфликтная личность — сверхточный тип:
Конфликтная личность — бесконфликтный тип:
Хотя это может показаться странным, здесь уместно дать один важный совет: относитесь с сочувствием к людям, типичные особенности которых описаны выше. Конфликтность, ставшую свойством личности, трудно преодолеть посредством рационального самоконтроля и усилий воли. «Воспитательные» воздействия со стороны руководителя здесь также редко приносят пользу.
Лекция 5.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2411)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |