Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Мотивы и цели участников взаимодействия





1.Итак, при проведении структурного анализа конфликта мы выделяем его объективные и субъективные составляющие.

То есть, одни составляющие – объективные.

Другие – субъективные, или психологические.

К объективным составляющим относят: субъектов конфликтного взаимодействия, участников (прямых и косвенных), предмет конфликта (иногда отдельно выделяют и объект) + еще можем добавить такие объективные составляющие, как инцидент и условия его протекания (то есть, социально-психологическая среда).

Субъективными (психологическими) составляющими конфликта считают

· мотивы (а также, потребности, интересы, ценности, цели его участников),

· образ предмета конфликта или конфликтной ситуации, или назовем это особенностями восприятия предмета конфликта или конфликтной ситуации субъектами конфликтного взаимодействия ситуация - т. е. те информационные модели конфликта, которые имеются у каждой из сторон и, в соответствии с которыми, оппоненты организуют свое поведение в конфликте,

· отсюда – одна из психологических составляющих конфликта – позиция: стратегия и тактика поведения.

Деятельность всегда побуждается определенными мотивами. Мотивы - это то, ради чего выполняется деятельность (например, ради самоутверждения, денег и т.п.).

Понятие "мотив" (от лат - двигать, толкать) означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков.

Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту. Мотивы выступают в форме: потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов, убеждений.

В конфликте зачастую сложно выявить истинные мотивы оппонентов, которые скрыты за декларируемыми целями.

Потребностибазисный побудитель активности субъекта, в том числе конфликтной активности, - это его состояние нужды в объектах (материальных ресурсах, власти, духовных ценностях), необходимых для его бытия. Это могут быть потребности в безопасности, признании, социальной принадлежности и т. п. Потребности присущи как отдельному индивиду, так и социальным группам.



Интересы представляют собой осознанные потребности, которые обеспечивают направленность субъекта на предмет –в нашем случае- конфликта.

Близки к интересам и такие психологических составляющих конфликта как ценности, которые отстаивают оппоненты. Ценности – это специфические социальные определения объектовокружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества. Ценности делят на общечеловеческие (истинность суждения, справедливость решения и т.п.) и личностные (честь, чувство собственного достоинства и др.).

Цель осознанный образ предвосхищаемого результата. Основная цель оппонента в конфликте – овладение объектом конфликта. Поведение участников конфликта определяется их целями - представлением о конкретный конечный результат конфликтного взаимодействия.

В конфликте выделяют стратегические (конечные: овладение объектом конфликта) и тактические (временные – промежуточные) цели.

2. Под образом (информационной моделью) конфликтной ситуации понимается субъективная картина данной ситуации, отражение ее идеальной формы в сознании каждого субъекта конфликта.

А). ОК включает в себя:

· Представление о конфликтной ситуации

· О мотивах

· о самих себе

· представление оппонентов о противостоящей стороне

· представление каждого участника о том, как его воспринимает другой.

Б). В чем же состоит искажение конфликтной ситуации?

  • Конфликтная ситуация упрощается, сложные или неясные моменты отбрасываются, упускаются, не анализируются.
  • Происходит схематизация конфликтной ситуации. Выделяются некоторые основные устойчивые связи и отношения.
  • Уменьшается перспектива восприятия ситуации. Предпочтение отдается принципу «здесь и теперь». Последствия, как правило, не просчитываются.
  • Восприятие ситуации происходит в полярных оценках по типу «черное – белое». «Серые» тона или полутона используются редко.
  • Господствует категоричность оценок, которые не поддаются пересмотру и сомнениям.
  • Происходит фильтрация информации и интерпретация в том русле, которое соответствует своим предубеждениям.

В). Искажение восприятия мотивов поведения в конфликте:

  • Как правило, себе приписываются социально одобряемые мотивы (борьба за восстановление справедливости, защита чести и достоинства, защита демократии, конституционного строя и т. д.). Собственные помыслы оцениваются как благородные, цели – как возвышенные и поэтому достойные реализации.
  • Мотивы оппонента оцениваются как подлые и низменные (стремление к карьеризму, обогащению, подсиживание старшего начальника, лесть и т. д.).

По такому же сценарию происходит искажение восприятия действий, высказываний, поступков (даже непреднамеренные действия воспринимаются как умышленные) и личностных качеств.

Г). Восприятие самого себя. Обычно выделяются положительные и привлекательные черты, они пропагандируются среди окружающих, в том числе и в среде оппонента.

Восприятие личности оппонента. Происходит усиление и гиперболизация негативных черт и свойств. Срабатывает эффект поиска «соринки в глазу другого». Усиливается поиск всего негативного и непривлекательного. В оппоненте игнорируется положительное, общечеловеческое, ценное. Оправдывается высмеивание недостатков (в том числе природного свойства), допущение оскорблений в его адрес.

Таким образом, можно говорить, что искажение всех компонентов конфликта приводит к формированию «образа врага».

Д). От чего зависит степень искажения восприятия конфликтной ситуации? Выделяют ряд факторов, которые порождают и усиливают степень искажения восприятия конфликтной ситуации:

  • Состояние стресса (обычно сужает и затрудняет мышление, упрощает восприятие).
  • Высокий уровень негативных эмоций.
  • Уровень информированности участников друг о друге. Чем меньше информации о другом имеется у оппонента, тем больше он домысливает и «достраивает» недостающие фрагменты информации, формируя образ конфликтной ситуации.
  • Особенности перцептивных процессов (умственное развитие субъекта, эмоциональное или физиологическое состояния субъекта и т. д.)
  • Неумение предвидеть последствия.
  • Доминирование в сознании «агрессивной концепции среды».
  • Негативная установка на оппонента, сформировавшаяся в доконфликтный период отношений.
  • Неадекватность оценки ситуации может вызываться и такими факторами, как ограниченность кругозора, состояние алкогольного или наркотического опьянения, недостаток времени для досконального и объективного изучения ситуации и т. д.

3. Типы конфликтных личностей

Исходя из результатов исследований отечественных психологов, можно выделить пять основных типов конфликтных личностей.

Конфликтная личность — демонстративный тип:

  • хочет быть в центре внимания;
  • любит хорошо выглядеть в глазах других;
  • его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся;
  • ему легко даются поверхностные конфликты, присуще любование своими страданиями и стойкостью;
  • хорошо приспосабливается к различным ситуациям;
  • рациональное поведение выражено слабо, налицо поведение эмоциональное;
  • планирование своей деятельности осуществляет ситуативно и слабо воплощает его в жизнь;
  • кропотливой систематической работы избегает;
  • не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо;
  • часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковым.

Конфликтная личность — ригидный тип:

Ригидность (лат. жесткость) – это неспособность и неготовность индивида к перестройке запланированной схемы активности в обстоятельствах, когда ранее намеченная программа требует существенных изменений.

  • подозрителен;
  • обладает завышенной самооценкой;
  • нуждается в постоянном подтверждении собственной значимости;
  • часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств;
  • прямолинеен и негибок;
  • с большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением;
  • выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное;
  • выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду;
  • мало критичен по отношению к своим поступкам;
  • болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимой или действительной несправедливости.

Конфликтная личность — неуправляемый тип:

  • импульсивен, недостаточно контролирует себя;
  • поведение трудно предсказуемо;
  • ведет себя вызывающе, агрессивно;
  • часто в запале нарушает общепринятые нормы;
  • обычно имеет высокий уровень притязаний;
  • несамокритичен;
  • во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других;
  • не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь;
  • недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами;
  • из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы.

Конфликтная личность — сверхточный тип:

  • скрупулезно относится к работе;
  • предъявляет повышенные требования к себе;
  • предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что люди, с которыми он работает, воспринимают это как придирки;
  • обладает повышенной тревожностью;
  • чрезмерно чувствителен к деталям;
  • склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих;
  • иногда резко порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели;
  • страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.);
  • сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях;
  • не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

Конфликтная личность — бесконфликтный тип:

  • неустойчив в оценках и мнениях;
  • обладает легкой внушаемостью;
  • внутренне противоречив;
  • для него характерна некоторая непоследовательность поведения;
  • ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях;
  • недостаточно хорошо видит перспективу;
  • зависит от мнения окружающих, особенно лидеров;
  • излишне стремится к компромиссу;
  • не обладает достаточной силой воли;
  • не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

Хотя это может показаться странным, здесь уместно дать один важный совет: относитесь с сочувствием к людям, типичные особенности которых описаны выше. Конфликтность, ставшую свойством личности, трудно преодолеть посредством рационального самоконтроля и усилий воли. «Воспитательные» воздействия со стороны руководителя здесь также редко приносят пользу.

 

Лекция 5.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)