Специфика взаимоотношений в школьной среде
1. Характеристика конфликтов в школьной среде: типы и специфика 2. Особенности поведение учителя и ученика в конфликтной ситуации 3. Конфликты между учениками в школе: причины их возникновения, особенности протекания 4. Конфликты в сфере «учитель – ученик» Если говорить о конфликтах, то школа – это место, где гипотетически конфликтов не должно быть Но вместе с тем, - это территория, на которой конфликты – не редкость. И это понятно - на таком маленьком пятачке собираются люди в возрасте от 6 до 70 лет – ученики, учителя, администрация. И есть еще одна группа людей, кровно заинтересованная во всем, что происходит в школе, но не присутствующая там непосредственно. Это родители. Если не вдаваться в детали взаимоотношений, то можно определить квадриум: Учитель – учитель - администрация Учитель – ученик Ученик - ученик Учитель - родитель 1 – Если межличностные отношения между коллегами разрушаются – из отношений уходит личное - это неприятно, иногда тягостно; но собственно основа отношений – это работа – деловые взаимоотношения – они так или иначе сохраняются. Взаимоотношения можно урегулировать, главным образом, · они регулируются трудовым договором – можем найти в них – опору для разрешения конфликтов · прибегнув к пунктам трудового договора · руководитель всегда может воспользоваться правом применить административные меры для урегулирования рабочего конфликта 2 – Ученик – ученик - это собственно педагогическая деятельность, где конфликтологическая грамотность -уместна Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса. К тому же, в последние время обострились так называемые экономические конфликты между школьниками на почве материального благополучия, выраженные зачастую в различных формах агрессии: от вербальной до физической. Большое влияние на поведение школьников в конфликте оказывает личность учителя. Во-первых, стиль взаимодействия учителя с другими учениками. Исследования показывают, что стиль общения и педагогическая тактика первого учителя проецируется учениками на взаимоотношения с одноклассниками - оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся с одноклассниками. Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в конфликты учеников, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть - просто добрый совет. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т.д. 3 - Учитель – ученик Конфликт между учителем и учеником может быть обусловлен множеством различных причин. В общем виде эти причины являются сходными для любых межличностных конфликтов: противопоставление социально-ролевых позиций, целей, интересов; психологическая несовместимость; наличие внутренних конфликтов; отсутствие коммуникативной культуры и т.д. Однако на практике, в процессе поиска эффективных способов решений конфликтных ситуаций в школе, имеет смысл конкретизировать эти причины и рассматривать их в контексте педагогической деятельности. · Так, к примеру, конфликт между учителем и учеником может быть обусловлен такой общей причиной, как различия в намерениях. · Ещё одной причиной конфликта между учителем и учеником может быть отсутствие коммуникативной культуры: нетерпимость к другому, неумение слушать, допущенная бестактность, грубость в адрес другой стороны и т.д. Одну из наиболее полных классификаций причин конфликтов учитель – ученик дает конфликтолог С.Ю. Темина приводит следующие объективные и субъективные причины возникновения педагогических конфликтов. 1. Объективные причины педагогических конфликтов:
2. К субъективным причинам относятся:
А. Меняев в статье «Конфликты в обучении и воспитании» выделяет три объективные причины конфликтности взрослых (учителей, родителей): 1. взаимодействие консерватизма взрослых и новых культурных ценностей детей; 2. недостаточный культурный уровень взрослых (грубость, бестактность и тому подобное), его несоответствие уровню культуры народа; 3. изменения в психике педагогов или родителей, возникающие в процессе накопления опыта систематического управления поведением ребёнка; эти изменения можно образно назвать «развращением властью» — привычка постоянно запрещать, приказывать, поправлять, понуждать, упрекать, выговаривать, словом, «воспитывать» в строгости, покорности и дисциплине. Понимание истинных причин конфликта открывает путь к их разрешению. Именно поэтому поиск и обнаружение действительных причин конфликтов школы является одной из важнейших задач педагогической конфликтологии. Эти отношения – разновидность социального взаимодействия – поэтому в их плоскости тоже можно рассматривать возможность конфликтного взаимодействия. Но… Для того, чтобы состоялся конфликт, необходимо участие нескольких субъектов (если речь не идет о внутриличностном конфликте) Но учитель конфликтовать с учеником, каким бы он ни был (а мы знаем, какие бывают ситуации), не должен. Есть педагогические проблемы, иногда, достаточно драматичные, но не конфликты. Разный социальный статус, опыт - разные – условно – весовые категории В силу компетентности, опыта должен решать 4 – Конфликт учитель – родители. Любой учитель знает, что самые неприятные, изматывающие и безвыходные конфликты бывают с родителями. · Казалось бы, этим сторонам делить нечего: и та и другая действуют в интересах и во благо ребенка. Но они все равно конфликтуют, причем довольно часто. · Возможно, потому, что о проблеме члены семьи узнают только со слов ребенка, а выяснить все детали и поговорить со всеми участниками неприятного инцидента не всегда хотят - могут. Складывается такой парадокс - Причем, не всегда доверяя собственным детям в личных взаимоотношениях, в ситуациях конфликта учитель-ребенок – родители доверяют полностью не взрослой стороне, а ребенку. (И надо помнить, что ребенок – более искусный манипулятор, чем взрослый, поскольку к манипулированию прибегают, когда собственные возможности для достижения цели – ограничены). · Очень часто взрослые, втянувшись в конфликт, из него выйти никак не могут - не хотят, а ребенок был бы уже и рад все прекратить и забыть, но взрослые вошли в раж, втянулись во взаимные обвинения, совершенно не думая о том, что только усугубляют дискомфорт ребенка.
Лекция 8.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2157)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |