Дидактическая игра «Фрустрирующие ситуации»
Цель игры.Закрепление у студентов навыков выявления конфликтных ситуаций в процессе социального взаимодействия в нестандартных жизненных ситуациях, развитие навыков и умений эффективного общения в сложных ситуациях. Порядок проведения игры.Обучаемым выдаются рисунки, на которых изображены два человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Обучаемые должны записать свои варианты ответа за другого человека. Затем преподаватель организует обсуждение вариантов ответа. В конце занятия студентам можно дать психокоррекционные упражнения для самостоятельной отработки (упражнение 1 взято из кн.: Психологическая помощь и консультирование в практической психологии, 1999, с. 278). ЗАДАНИЕ: Приготовить приложенные рисунки к практическому занятию Упражнение 1 Умение реагировать на хамство, сохраняя при этом чувство собственного достоинства, можно тренировать во время поездок в общественном транспорте, в магазине, на рынках и в других общественных местах. Заставьте себя молчать, когда вас задевают в мелком конфликте, например в трамвайной ссоре. Научитесь отвлекаться от таких «сцен» приятными воспоминаниями или наблюдением за пейзажем и т. п. Вскоре вы почувствуете преимущество такого поведения — вы избежите конфликта и сохраните честь и достоинство. Упражнение 2 Вспомните конфликтные ситуации на улице, в общественном транспорте, в учреждениях сферы обслуживания и т. п., свидетелями которых вы были, и проанализируйте их, ответив на следующие вопросы: 1. По какой формуле шло развитие конфликта? 2. Кто был инициатором конфликта и какой конфликтоген он применил первым? 3. Как ответил на конфликтоген второй участник конфликта? 4. Можно ли было избежать этого конфликта и каким образом
Семинарское занятие 6 Тема: Теории поведения личности в конфликте 1. Основные модели поведения личности в конфликте 2. Стратегии поведения в конфликте 3. Характеристика основных стратегий поведения 4. Типы конфликтных личностей Основные понятия Конструктивный, деструктивный, конформистский, стратегия, тактика Вопросы для самопроверки 1. Назовите основные модели поведения в конфликтном взаимодействии. 2. Какая модель поведения в конфликте характеризуется стремлением уладить конфликт, доброжелательным отношением к сопернику? 3. Какой модели поведения в конфликте присущи нарушения этики общения, отказ от компромисса и т. п.? 4. Какая модель поведения в конфликте характеризуется непоследовательностью поведения, уходом от острых вопросов и т. п.? 5. Назовите основные стратегии поведения в конфликте по К. Томасу и Р. Киллмену. 6. Охарактеризуйте условия, при которых субъект конфликта выбирает: — стратегию борьбы; — стратегию ухода; — стратегию компромисса; — стратегию уступки; — стратегию сотрудничества. 7. Назовите основные типы конфликтных личностей. 8. Определите тип конфликтной личности по характеристикам, которые даны в каждом из приведенных ниже вариантов: а) хочет быть в центре внимания; избегает кропотливой, систематической работы; налицо эмоциональное поведение; б) подозрителен; обладает завышенной самооценкой; прямолинеен; обидчив; в) импульсивен; непредсказуем; агрессивен; несамокритичен; г) скрупулезно относится к работе; предъявляет повышенные требования к себе и окружающим; обладает повышенной тревожностью; д) неустойчив в оценках и мнениях; внутренне противоречив; зависит от мнения окружающих; легко поддается внушению. 9. В чем главная опасность конформистской модели поведения в конфликте? 10. Дайте графическое изображение модели К. Томаса и Р. Киллмена. Продумать решение ситуаций Ситуация 1.При желании удовлетворить собственные интересы и при незаинтересованности в сотрудничестве – используют стиль соперничества. Какими чертами характера должна обладать личность, использующая стиль соперничества? Ситуация 2.Василий был невротиком. Он вел себя так, если бы весь мир был враждебен по отношению к нему. Все время занимал «оборонительную» позицию. Какие препятствия можно выделить в его межличностной коммуникации? Эффективна ли такая стратегия поведения в конфликтной ситуации? Ситуация 3.Учительница не скрывала свою антипатию по отношению к подвижному, неусидчивому ученику. Говорила при всех, что «терпеть его не может». В ответ слышала то же самое. Возник конфликт. С чем связан конфликт? Какой способ поведения в конфликте? Ситуация 4.Когда нет возможности и власти для решения конфликта, обычно реализуется стиль уклонения. В каких случаях еще используется стиль уклонения от конфликта? Ситуация 5.Учительница объяснила, что ученицы должны будут за четверть выполнить задание: сшить диванную подушку. Одной ученице это задание не понравилось, и она сказала, что выполнять его не будет. Какие могут быть действия учительницы в данной ситуации? Ситуация 6.Мать, сталкивающаяся с недопустимой грубостью подростка Мити, должна как-то реагировать на происходящее. Но если она не знает, сто ей делать, то придется признать свое бессилие в этой ситуации. Что может сказать себе мать в этой ситуации, чтобы не чувствовать свою беспомощность? Ситуация 7.Стиль поведения в конфликте определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы. При реализации стиля приспособления каждый действует совместно с другой стороной, но при этом не пытается отстаивать свои интересы в целях сглаживания конфликтной ситуации. В каких случаях может быть применен стиль приспособления? Ситуация 8.В дошкольном учреждении готовился сценарий детского утренника. Музыкальные работники считали, что присутствие отрицательного персонажа даже необходимо. Возник конфликт. В результате было решено провести один утренник без отрицательного персонажа, а второй – с отрицательным. Дайте психологический анализ данной ситуации. Ситуация 9.Сергей часто конфликтовал с учителем физики. Учитель же относился к нему неопределенно, скорее безразлично. Каким образом учитель может склонить Сергея к заинтересованному сотрудничеству? Конфронтация как стиль поведения в конфликте выбирается в том случае, когда: а) есть силы: власть, авторитет, связи; б) есть уверенность, что вариант решения беспроигрышен; в) нет другого решения; г) проблема имеет большое значение; д) предмет разногласия незначителен; е) столкновение происходит между равными по рангу субъектами. Уклонение от конфликта используется преимущественно тогда, когда: а) проблема конфликта не является существенной; б) чувствуется неправота; в) необходимо выиграть время; г) необходимо избегать дальнейших контактов; д) нет опыта конфликтного противостояния; е) необходимо избежать конфликт; ж) можно добиться результата неконфликтным путем. Уступка как стиль поведения в конфликте, выбирается тогда, когда: а) субъект конфликта не уверен в своих силах; 6) высокий статус субъекта; в) важнее спокойствие, хорошие отношения; г) нет особой выгоды от конфликта; д) нет сил, чтобы отстаивать свои интересы; е) необходим тактический шаг для достижения большой цели. Компромисс как вынужденное взаимное удовлетворение при разрешении конфликта применим тогда, когда: а) необходимо сохранить хорошими межличностные отношения; б) нет времени для кардинального решения проблемы; в) приходится отказаться от конфликта; г) не нужен выигрыш; д) заинтересованность сторон равная; е) нет способа решить проблему. Сотрудничество как стиль поведения в конфликте выбирается тогда, когда: а) проблема важная и есть время и силы для ее решения; б) есть навыки обсуждения спорных вопросов; в} партнеры равны по рангу; г) есть желание найти взаимовыгодное решение; д) есть доверие друг к другу при учете взаимных потребностей. Конформистская модель поведения личности в конфликте определяется: а) склонностью к уступкам; 6) непоследовательностью в суждениях; в) легкостью соглашения с точкой зрения соперника; г) настроенностью на выигрыш; д) уходом от решения спорных вопросов; е) навязыванием своей точки зрения. Деструктивная модель поведения личности в конфликте характеризуется: а) стремлением разрешить конфликт; б) неправильностью оценок партнера; в) отсутствием самообладания; г) нарушением этики общения; _ д) проявлением недоверия к партнеру. Конструктивная модель поведения в конфликте (особенно) проявляется в: а) стремлении разрешить конфликт объективно; б) доброжелательности во взаимоотношениях; в) лаконичности общения, уважение мнения соперника; г) нацеленности на поиск решения; д) затрагивании всех вопросов конфликта; е) внимании к личности оппонента. Литература Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 2002. - Гл. 14. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. – 384 с. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2005. – 464 с. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. — СПб.: Лань, 1999. — Гл.3. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 2-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. — М.: Просвещение; Владос, 1994. — С. 348-350. Курбатов В.И. Конфликтология. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.– 445 с. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2004. – 400 с. Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 240 с. Семинарское занятие 7
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1212)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |