Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: Психология переговорного процесса



2015-11-10 2217 Обсуждений (0)
Тема: Психология переговорного процесса 5.00 из 5.00 3 оценки




1. Сущность, виды и функции переговоров

2. Динамика переговорного процесса

3. Психологические механизмы и технология переговоров

4. Психологические условия успеха на переговорах

5. Специфика ведения переговоров с противником

Основные понятия

Совместное решение, компромисс, позиция, открытые позиции, закрытые позиции, аргументация, рефлексия, баланс власти, выжидание, затяжка (прием), салями (прием), пакетирование.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные этапы переговорного процесса.

2. Назовите три варианта посредничества.

3. Назовите основные модели поведения в переговорном процессе и дайте их характеристику.

4. Сформулируйте определение манипуляции.

5. Перечислите манипуляции, основанные на правилах приличия.

6. Перечислите манипуляции, направленные на унижение оппо­нента.

7. Как соотносятся между собой понятия: «стратегия переговор­ного процесса» и «тактики переговорного процесса»?

8. Перечислите основные стратегии в переговорном процессе.

9. Перечислите основные тактики в переговорном процессе.

10. Перечислите приемы тактики «выжимания уступок».

11.В каких основных формах конфликт может быть завершен?

Выполните задания

1. Вам предстоит участие в переговорах с деловым партнером. Определите основные мероприятия по подготовке переговоров.

2. Вспомните один из семейных конфликтов ваших родных и близких. Как бы вы повели себя в роли третьей стороны в данном конфликте?

3. Обоснуйте преимущество разрешения конфликтов над другими формами его завершения.

Литература

Анцупов А.Я., ШипиловА.И .Конфликтология.— М.:ЮНИТИ, 1999. - Гл. 37; 38.

Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2000.

Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. — М.:Владос, 1999. — С. 144-146.

Конфликтология /Под ред. А. С. Кармина. — СПб.: Лань, 1999.— Гл. 13-15.

Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без пораже­ния. - М.: Наука, 1990.

 

Семинарское занятие 11

Тема: Внутриличностные конфликты

  1. Общая характеристика внутриличностного конфликта (Подходы к пониманию внутриличностного конфликта. Основные виды внутриличностного конфликта);
  2. Переживание как основа внутриличностного конфликта (Генезис внутриличностного конфликта. Особенности переживания внутриличностного конфликта. Последствия внутриличностных конфликтов);
  3. Внутриличностные конфликты и суицидальное поведение (Личностные проблемы человека и суицидальное поведение. Суицид как деструктивный способ выхода из внутриличностного конфликта);
  4. Психологические условия предупреждения и разрешения внутриличностных конфликтов (Условия предупреждения внутриличностных конфликтов. Факторы и механизмы разрешения внутриличностных конфликтов).

Основные понятия

Внутриличностный конфликт, мотивы, ценности, самооценка, мотивационный конфликт, нравственный конфликт, ролевой конфликт, адаптационный конфликт, конфликт самооценки.

Вопросы для самопроверки

1. Чем различаются подходы зарубежных и отечественных психологов к пониманию внутриличностного конфликта?

2. Какие вы знаете виды внутриличностных конфликтов?

3. При каких условиях возникают внутриличностные конфликты?

4. Что представляет собой переживание внутриличностного конфликта?

5. В чем состоит конструктивная роль внутриличностных кон­фликтов?

6. Какие факторы способствуют суицидальному поведению человека?

7. В чем может состоять помощь родных и близких человеку, совершившему суицидальную попытку?

8. Каким образом можно избежать появления внутриличност­ного конфликта?

9. Какие из психологических защит являются наиболее эффек­тивными при разрешении внутриличностных конфликтов?

Выполните задания

1. Представьте, что к вам за помощью и советом обратился ваш коллега по работе, который находится в ситуации ост­рого внутриличностного конфликта. Чем вы можете ему по­мочь?

2. Проранжируйте по значимости внешние и внутренние фак­торы возникновения внутриличностных конфликтов.

3. Существует мнение, что психологическая защита является неконструктивным способом выхода из внутриличностного конфликта. А каково ваше мнение? Обоснуйте его.

4. К. Левин выделил 3 типа внутриличностных конфликтов в зависимости от причин их возникнове­ния. Определите типы конфликтов и модели разреше­ния.

Причины Тип Модель
  конфликта разрешения
1.Выбор из нескольких привлекательных
и взаимоисключающих объектов    
(приближение-приближение)    
2.Выбор из нескольких непривлекательных
объектов(избегание-избегание)    
3.Выбор объекта, в котором одновременно
присутствуют привлекательные и    
непривлекательные стороны.    

а) амбиваленьный;

б) витальный;

в) эквивалентный;

г) компромисс;

д) примирение.

5. Определите представителей психологических концепций внутриличностного конфликта.

1. В человеке борются 2 инстинкта: эрос (сексуаль­ный, жизни, сохранения) и танатос (смерти, агрессии, разрушения), которые определяют его поведение и яв­ляются причинами внутриличностного конфликта.

2. Внутриличностные конфликты заключены в ди­хотомической природе самого человека, которые про­являются в жизни и смерти, ограниченности челове­ческой жизни, его возможностей и т. д. — 2

3. Причиной внутриличностного конфликта явля­ется выбор из двух или более привлекательных (или непривлекательных) объектов. Или выбор объекта, в ко­тором одновременно присутствуют привлекательные и непривлекательные стороны. — 3

4. Разработал стадии психосоциального развития личности, на каждой из которых человек переживает кризис. — 4

5. Внутриличностные конфликты определены кон­фликтной природой самой личностной установки. — 5

6. В первые 5 лет жизни под влиянием различных факторов происходит формирование личности, в том числе комплекса неполноценности. Это и определяет внутриличностный конфликт. — 6

А) А. Адлер; б) Э. Эриксон; в) 3. Фрейд; г) Э. Фромм; д) К. Левин; е) К. Юнг.

Продумать решение ситуаций

Ситуация 1.Героиня романа «Евгений Онегин» Татьяна Ларина заявляет: «Но я другому отдана и буду век ему верна» - решает для себя Татьяна Ларина.

В результате каких размышлений приходит Татьяна к такому решению?

Ситуация 2.Арбатова пишет, что она, переболев в детстве полиомиелитом, комплексовала. Усугубляла это состояние мама, которая упивалась ролью матери болеющего ребенка.

Что необходимо предпринять, чтобы избавиться от комплексов в отношении своей внешности?

Ситуация 3.В результате внутриличностного конфликта дети в некоторых семьях уходят в различные религиозные организации.

Связано ли это с типами семейных отношений?

Ситуация 4.Ира и Коля поженились на 3 курсе института. Они решили жить отдельно. Родители помогали. Но запросы росли. Коля решил пойти работать, а Ира училась за двоих.

Когда Ира поступила в аспирантуру, мужу предложили хорошую работу. У Иры появилось желание хорошо одеваться, поехать на курорт и т.д. У мужа – планы другие: купить автомашину, символ его стабильности. Возник конфликт

Как разрешить внутриличностный конфликт?

Ситуация 5.Дима (13 лет) заинтересованно разговаривал с мамой о своих новых увлечениях. Но вот навстречу идут ребята из его класса. Дима мгновенно отошел от мамы на большое расстояние. С чем связана такая реакция Димы?

Какова причина внутриличностного конфликта?

Ситуация 6.Мария Ивановна в школе дает уроки пения. Считает себя выдающимся музыкантом, хотя ни консерватории, ни училища не кончала.

Нина Ивановна работает в школе математиком. Она считает себя прирожденным педагогом.

Как согласуется у каждого из педагогов роль с Я-образом?

Ситуация 7.Витя, 17 лет, однажды решил познакомиться с девушкой, а она язвительно ответила ему отказом, сказав: «Посмотри на себя в зеркало…». Это происходило в присутствии его друзей. С тех пор Витя даже не пытался познакомиться с девушками. А со «свидетелями» своего позора стал избегать встреч.

Как предпочтительнее вести себя в подобной ситуации?

Из-за чего чаще всего случаются подобные казусы?

Ситуация 8.Таня, 20 лет, пишет: «У меня давно нет близкого друга. Я превратилась в одинокую женщину. Пробовала жить по принципу «стерпится – слюбится», ничего не получается. Идеального мужчину все равно не найти – таких просто нет. А загонять себя в тупик ничего не значащих отношений не хочу. Что же делать?»

Дайте совет Тане.

Литература

З.Фрейд. «Я» и «Оно». – Психология конфликта: Хрестоматия. – СПб, Питер,2001. – 448 с.

К.Юнг. О конфликтах детской души (там же).

К. Хорни. Культура и невроз ( там же).

Г.Лейтец. Ролевые конфликты (там же).

Анцупов А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 551 с.

Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология: Учеб. пособие для студентов высш. Учеб. заведений. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. – 384 с.

Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2005. – 464 с.

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2004. – 400 с.

 

Семинарское занятие 12

Тема: Межличностные конфликты

1. Понятие межличностного конфликта. Классификация межличностных конфликтов

2. Конструктивные и деструктивные функции межличностного конфликта

3. Динамика межличностных конфликтов

4. Стили поведения в межличностном конфликте

5. Предупреждение и разрешение межличностных конфликтов

Основные понятия

Межличностный конфликт, внутриличностный конфликт, межпоколенный конфликт, межгрупповой конфликт, рефлексия.

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите особенности межличностных конфликтов.

2. Перечислите сферы проявления межличностных конфликтов.

3. Назовите типы межличностных конфликтов в организации.

4. Перечислите основные причины межличностных конфликтов в организации.

5. Назовите основные причины межличностных конфликтов в об­ществе. .

6. Назовите основные причины межличностных конфликтов в се­мье.

7. Раскройте основное содержание управленческой деятельности по прогнозированию межличностных конфликтов и их преду­преждению.

8. Раскройте основное содержание управленческой деятельности по регулированию и разрешению межличностных конфликтов.

9. Перечислите причинные факторы межличностных конфликтов по В. Линкольну.

10. Назовите типы межличностных конфликтов в зависимости от взаимной направленности субъектов в личностных отноше­ниях.

11. Что такое рефлексия в межличностном восприятии?

12. Какую роль играют стереотипы и установки в межличностном восприятии?

13. Какие факторы влияют на межличностную совместимость (несовместимость)?

14. Назовите основные варианты исхода межличностного конфликта.

15. Что такое «готовность к разрешению конфликта», в чем она выражается?

Продумать решение ситуаций

Ситуация 1.Миша, 8 лет, мальчик хороший, послушный. Мама была рада. Но вот Миша стал подростком и превратился в независимого, упрямого грубияна, вопреки ожиданиям родителей.

Что должны учитывать родители, чтобы избежать конфликта?

Ситуация 2.Часто дети не могут поделить понравившуюся им игрушку Стремятся к обладанию чужой вещью.

Как успешнее разрешать такие и подобные им конфликты?

Ситуация 3.В учительскую входит коллега и с сочувствием в голосе сообщает, что тебя вызывает директор. Ты встревожена и начинаешь лихорадочно вспоминать, что сделала не так. Входишь в кабинет директора и видишь, что у него идет совещание – ему сейчас не до тебя!

Возвращение в учительскую сопровождается радостным смехом коллег (1 апреля).

Какая должна быть ваша реакция?

Ситуация 4.Грозная женщина в автобусе, пробираясь к свободному месту, смела тебя своим мощным торсом, а потом, развалившись, водрузила на твои туфельки тяжелую тележку.

В ответ на вежливое: «Не могли бы вы…» она выдала такую нецензурщину, что выскочила на остановке как ошпаренная.

Какой должна быть реакция оскорбленной женщины?

Ситуация 5.Тебе кажется, что один из членов коллектива тебя терпеть не может. Он постоянно издевается над твоими словами, поступками, внешним видом.

Иногда это можно принять за шутку, но чаще всего хочется (разрыдаться) расстроиться. Отвечать ему тем же – значит превратить рабочее место в ринг, да и сил на борьбу не хватает. А главное – непонятно за что? Ведь ты ему ничего не сделал.

Какая должна быть ваша реакция?

Литература

Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999.

Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология: Учеб. пособие для студентов высш. Учеб. заведений. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. – 384 с.

Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2000.

Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. — М.:Владос, 1999. — С. 144-146.

Курбатов В.И Конфликтология. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — С. 160-165.

Психология. Учебник / Под ред. А. А. Крылова — М.: Проспект, 1998. – Гл. 20.

 

Семинарское занятие 13

Тема: Групповые конфликты

1. Понятие групповых конфликтов и их классификация

2. Межгрупповые конфликты, механизмы возникновения.

3. Межгрупповые молодежные конфликты

4. Специфика межэтнических конфликтов

5. Внутриполитические конфликты

Основные понятия

Позиция, статус, внутренняя установка, роль, групповые нормы, межгрупповой конфликт, межэтнический конфликт, внутриполитический конфликт, групповая атрибуция

Вопросы для самопроверки

1. Назовите два основных типа групповых конфликтов.

2. Перечислите особенности конфликта «личность-группа»

3. Перечислите варианты конфликтов «личность-группа»

4. Что лежит в основе межгруппового конфликта?

5. Объясните понятие «групповая атрибуция»

6. Перечислите особенности субъективного содержания конфликтной ситуации межгруппового конфликта

7. Укажите основные механизмы возникновения межгруппо­вых конфликтов.

8. Раскройте основные пути урегулирования производствен­ных конфликтов в современной России.

9. В чем заключается специфика межэтнических конфликтов?

10. Каким образом может происходить нейтрализация лидеров оппозиции в ходе внутриполитических конфликтов?

11. По каким направлениям возможно предотвращение межго­сударственных конфликтов?

Продумайте решение ситуаций

Ситуация 1.Урок в 7 класса. Уже 10 минут идет объяснение нового материала. Без разрешения в класс входит Коля и садится на свое место. Шумно достает учебники и тетрадь. Класс начинает переговариваться. Учитель видит, что шум не стихает, делает резкие замечания Коле. Он резко отвечает, грубит. Учитель просит его выйти из класса. Возникает конфликт. Урок сорван.

Дайте психологический анализ сложившейся ситуации.

Ситуация 2.В 7 классе шла проверка домашнего задания. Витя задание по физике выполнил неверно. Ему показалось, что учительница к нему придирается. Он грубо отозвался об учительнице. Она в ответ попросила класс обсудить этот случай на собрании.

Почему учительница не стала выяснять отношения с учеником, а передала это классу?

Ситуация 3.Тамара – ученица с ярко выраженными отрицательными чертами характера: грубость, озлобленность, замкнутость, упрямство.

Группа ее не понимает. Классный руководитель, изучая личность Тамары, что можно обнародовать, чтобы воздействовать на нравственные чувства Тамары, и группы.

В чем смысл поисков классного руководителя?

Выполните задания

1. Проведите анализ комплекса причин одного из трудовых конфликтов, который произошел на территории России в последние несколько месяцев.

2. Приведите несколько примеров социального, политического маневрирования и политического манипулирования, кото­рые применялись властными структурами страны в послед­ние годы.

3. Особенности межгосударственных конфликтов: межгосу­дарственные конфликты порождаются, как правило, ком­плексом причин; они взаимосвязаны с внутриполитически­ми конфликтами; часто межгосударственные конфликты реализуются в виде войны и оказывают значительное влия­ние на международные отношения.

4. Предотвращению межгосударственных конфликтов способ­ствует всеобъемлющая интернационализация жизни миро­вого сообщества во всех сферах, строгое соблюдение всеми странами и народами принципа мирного сосуществования, снижение уровня военного противостояния, усиление роли системы международных неправительственных организаций (ООН, СБСЕ и др.).

Литература

Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999.-Г

Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология: Учеб. пособие для студентов высш. Учеб. заведений. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. – 384 с.

Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2000.

Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. — М.:Владос, 1999. — С. 144-146.

Курбатов В.И Конфликтология. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — С. 160-165.

Конфликтология. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 320 с.

Психология. Учебник / Под ред. А. А. Крылова — М.: Проспект, 1998. – Гл. 20.

 

Семинарское занятие 14

Тема: Семейные конфликты

1. Понятие семейных конфликтов и их особенности

2. Классификация семейных конфликтов

3. Типичные межличностные конфликты у супругов

4. Предупреждение и разрешение семейных конфликтов

5. Конфликты во взаимодействии родителей и детей

Основные понятия

Семья, семейные конфликты, супружеский конфликт, кризисная семья, конфликтная семья, проблемная семья, невротическая семья, кризисные периоды.

Вопросы для самопроверки

1. В чем различия семьи как социального института и как малой социальной группы?

2. С какой целью и по каким основным критериям заключаются браки?

3. Назовите основные причины супружеских конфликтов. Как вы понимаете «внутренние и внешние» причины конфликтов?

4. Что такое эмоциональный супружеский конфликт?

5. Приведите определение семейных конфликтов.

6. Приведите классификацию семейных конфликтов

7. Назовите кризисные периоды семьи

8. Назовите причины конфликтов родителей с детьми.

Продумайте решение ситуаций

Ситуация 1.Вступающие в брак знают, что конфликты в семье – это плохо. В связи с этим пытаются взять на себя обязательство: «Давай никогда не ссориться!».

Верно, что можно прожить всю жизнь и не ссориться?

Ситуация 2.Оля и Николай в добрачный период допустили незапланированную беременность. По этому поводу возникли переживания.

Какие могут быть последствия этих переживаний?

Ситуация 3.Исследовались 20 пар (все друг друга любили и говорили, что для них рай в шалаше). Каждой паре предоставили квартиру, где не хватало только телевизора и телефона. Предлагалось один месяц не выходить из дома и не принимать друзей.

Предположите, чем закончилось данное исследование?

Ситуация 4.Исследования показывают, что 67% жен критикуют мужа при знакомых, а 13% - даже очень часто. И только 31% жен не критикуют своих мужей.

Дает ли результаты критика женами своих мужей?

Ситуация 5.Ира готовилась к семейной жизни, прослушала специальный курс «Семья», прочитала много книг по этим вопросам.

Значит ли это, что Ира готова к семейной жизни?

Ситуация 6.Жена – преподаватель вуза, занимается исследовательской работой, муж – рабочий. С некоторых пор муж пьет, не ночует дома. Казалось бы развод неминуем.

Какие могут быть причины сложившейся ситуации?

Литература

Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999.-Г

Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология: Учеб. пособие для студентов высш. Учеб. заведений. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. – 384 с.

Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2000.

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб, Питер, 2004. – 400 с.

Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. — М.:Владос, 1999. — С. 144-146.

Курбатов В.И Конфликтология. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — С. 160-165.

Конфликтология. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 320 с.

Психология. Учебник / Под ред. А. А. Крылова — М.: Проспект, 1998. – Гл. 20.

Законспектировать статью

«Супружеские конфликты»

Литература: Психология конфликта: Хрестоматия по психологии. – Спб.: Питер, 2001. – С. 118-132.

 

Семинарское занятие 15

Тема: Конфликты в организации

1. Понятие организации и конфликтов в ней

2. Классификация конфликтов в организации

3. Понятие производственного конфликта

4. Трудовые конфликты в организации

5. Конфликты между руководителем и подчиненным

 

Основные понятия

Организация, конфликты в организации, межличностные конфликты, межгрупповые конфликты, структурные конфликты, инновационные конфликты, позиционные конфликты, ресурсные конфликты, динамические конфликты, организационно-технологические,, административно-управленческие конфликты.

Вопросы для самопроверки

1.Перечислите основные признаки организации

2. Перечислите основные элементы внутренней среды организации

3. Что составляет внешнюю среду организации

4. Каким образом может влиять внутренняя и внешняя среда организации на конфликты в этой организации?

5. Перечислите основные типы конфликтов в организации

6.Дайте характеристику позиционных, ресурсных и динамических конфликтов в организации

7. Дайте характеристику структурных и инновационных конфликтов в организации

8. Назовите и дайте характеристику конфликтов в организации в зависимости от типа ее функциональной системы

9. Перечислите признаки назревающего в организации конфликта

Продумайте решение ситуаций

Ситуация 1.Бригада слесарей-лекальщиков из 6 человек. Держатся дружно.

На место ушедшего на пенсию был принят молодой слесарь С. Вначале вся бригада отнеслась к нему настороженно. Но вскоре он стал «своим». Однажды С. Было поручено изготовить крупную партию стандартных лекал. По традиционной методике он имел бы средний заработок. Но он придумал рационализаторский способ. И заработок его вырос. Он стал получать в 1,5 раза больше бригадира.

На С. Начинает коситься вся бригада. Стали появляться замечания в его адрес: то куда-то отлучился, то дает советы, когда не просят и молчит, когда надо говорить.

Возник конфликт. Бригадир попросил перевести С. В другую бригаду, но и другие бригады его не берут.

С чем связано возникновение конфликта?

Ситуация 2.В бюро 10 человек, в том числе 8 женщин, образующих сплоченную группу во главе с лидером.

Отношения были скорее родственными, чем деловые. Все дружили семьями. Завод находился в степи. Зимы суровые, весна и осень дождливые. Поэтому женщины ходили зимой на работу в валенках и теплых платках, а весной в резиновых сапогах. Привыкнув друг к другу они не заботились о своем внешнем виде на работе.

И вот в бюро пришла Денисова, женщина 46 лет. Очень аккуратная, тщательно следившая за своей внешностью. Сначала ее внешность вызывала пересуды. Затем всех возмутило, что Денисова отказалась от участия в коллективных вечеринках, отказалась от сдачи норм ГТО. В гости не ходила и к себе не приглашала. Обстановка конфликтная. В работе Денисовой не помогали. Ей было трудно. Скоро по ее просьбе перевели в другой отдел.

Дайте психологический анализ сложившейся ситуации.

Ситуация 3.Небольшая компания по продаже автомобилей имеет несколько торговых площадок в разных районах Москвы. На одной из таких площадок работает коллектив из 35 человек, большая часть которых — продавцы. Коллек­тив сплочен, дружен, в нем широко использу­ются неформальные контакты, иногда пере­ходящие в панибратские отношения. Продав­цы часто подменяют друг друга, не ставя ру­ководство в известность, используется «скользящий» график работы. Такой режим работы создает определенные сложности для отдела кадров при ведении табельного учета, учета отработанного времени.

Все работники — специалисты высокой квалификации, «гении продаж», у каждого есть свои подходы к клиентам.

Терехов — «клоун-весельчак», может найти язык с любым молодым человеком (до 30 лет), придерживается свободного образа жизни.

Васильев — «педант», запросто общается с самыми дотошными и занудливыми клиента­ми, поскольку спокоен и доброжелателен.

Павленко лучше всех умеет продавать ма­шины покупательницам-женщинам.

Бекетов — «ас продаж», может работать с любым клиентом, и редко когда клиенты уходили от него без покупки.

Этот коллектив, применяя свои нестан­дартные приемы продаж и подходы к работе, обеспечивал самый высокий уровень продаж среди всех площадок фирмы.

Неожиданно в этом коллективе происхо­дит кража. Сомнений нет — кто-то из своих. Руководство компании, разобравшись с си­туацией, выявило виновного (им оказался но­венький продавец), уволило руководителя пло­щадки, который придерживался либерального стиля управления. Остро встал вопрос о новом руководителе. Бекетов, которому предложили эту должность, отказался, мотивируя свой отказ тем, что его «стихия – продажи», а не возня с бумажками.

Руководство фирмы решило подобрать более жесткого руководителя, с тем, чтобы ввести работу площадки в организационные рамки, убрать панибратство, повысить дис­циплину. Руководителем был назначен Завад­ский.

Завадский — хороший специалист, менед­жер по продажам со стажем работы, имеет навыки руководящей работы, но он «со сторо­ны».

В работе Завадский придерживается фор­мальных правил, наводит порядок с дисципли­ной, рабочим расписанием, пытается вне­дрить приемы продаж: принятые во всем ми­ре, но которые не использовались данным кол­лективом, не поощряет неформальные кон­такты.

Бекетов стал отстаивать приемы, исполь­зуемые данным коллективом продавцов, на что Завадский пригрозил ему увольнением.

Новый начальник не стал посещать тради­ционно устраиваемые «торжества», утвер­ждая, что ему не нравятся шумные сборища.

Коллектив начинает лихорадить, социаль­но-психологический климат испортился, рабо­та ухудшилась.

Через два месяца Завадский допустил ошибку, причиной которой было отсутствие опыта работы на данном месте. Любой опытный продавец мог бы указать на воз­можность ошибки заранее (по крайней мере, Бекетов), но все молчали и тихо посмеивались. Когда Завадский узнал об этом, он пошел к вышестоящему начальству, обвинил Бекетова и потребовал его увольнения.

Что послужило истинной причиной сложившейся ситуации?

Какие нормы, принятые в коллективе, были нарушены Завадским?

Кто и как может разрешить создавшуюся ситуацию, чтобы коллектив площадки по-прежнему приносил самую большую прибыль фирме?

Ситуация 4.Экономический отдел акционерного общества состоит из 9 человек и только женщин.

Руководителем подразделения является Спи­ридонова И.Г — женщина среднего (предпенси­онного) возраста, давно работающая в данной организации и успешно справляющаяся со своими обязанностями.

В отдел не так давно (около года) поступил на работу новый сотрудник — Григорьева Н.Н. — молодая, симпатичная женщина, которая окан­чивает экономический институт.

Ее приход был встречен достаточно друже­любно со стороны всех сотрудников отдела и, в первую очередь, начальника, у которой есть дочь такого же возраста.

Начальник отдела Спиридонова И.Г. некото­рое время «по-матерински» опекала новую со­трудницу, но потом наступил перелом в их взаимоотношениях, и по непонятным для Григорьевой Н.Н. причинам отношения резко ухудшились. Спиридонова К.Г. стала постоянно придираться к Григорьевой Н.Н, стараясь унизить ее как лич­ность, не давала спокойно работать. Для Гри­горьевой встал вопрос: что делать и не перейти ли на работу в другое подразделение?

Другие сотрудницы отдела внешне никак не реагировали на создавшуюся ситуацию.

По своему характеру Спиридонова КГ. Достаточно властный человек, давно находится на руководящей должности.

В чем причина создавшегося положения?

На чем была основана власть Спиридоновой в отде­ле?

Что можно посоветовать Григорьевой, чтобы она не увольнялась из отдела?

Кто может решить эту ситуацию (какой уровень управления)?

Литература

Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999.-Г

Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология: Учеб. пособие для студентов высш. Учеб. заведений. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. – 384 с.

Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2000.

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб, Питер, 2004. – 400 с.

Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. — М.:Владос, 1999. — С. 144-146.

Курбатов В.И Конфликтология. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — С. 160-165.

Конфликтология. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 320 с.

Психология. Учебник / Под ред. А. А. Крылова — М.: Проспект, 1998. – Гл. 20.

 

Семинарское занятие 16

Тема: Педагогические конфликты

1. Понятие педагогического конфликта и его детерминанты

2. Структура конфликтной ситуации

3. Основные формы конфликтного поведения школьников

4. Педагогические технологии управления конфликтами

5. Педагогические реакции в кризисные моменты

Основные понятия

Межличностное противоречие, конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, педагогический конфликт, дидактический конфликт, этический конфликт, конфликты дисциплины, конфликтогены.

Вопросы для самопроверки

  1. В чем сущность внутренних и внешних противоречий?
  2. Назовите структуру конфликтной ситуации.
  3. Назовите возможные конфликтогенные проявления учителя.
  4. Назовите педагогические стратегии управления межличностными конфликтами.
  5. Назовите основные показатели конструктивного разрешения педагогических конфликтов.

Задание

Проведите психологический анализ ситуаций и конфликтов.

Учитель должен раскрывать причины конфликтной ситуации, не допускать перехода в длительный конф­ликт, владеть ситуацией. Использовать ее в познава­тельных и воспитательных целях.

Психологический анализ конфликтной ситуации важен для предотвращения конфликта в дальнейшем.

Учитель должен научиться принимать решение без лишних эмоций.

Опишите 5 конфликтов, их структуру и анализ разрешения по нижеприведенным схемам.

Варианты схем анализа конфликта.

I вариант

1) Описание возникшей конфликтной ситуации, кон­фликта:

■ место, время, деятельность участников;

■ основные участники, их ранги, статусы;

■ группа поддержки;

■ другие участники;

■ предмет конфликта (проблемы);

■ объект конфликта: материальный, социальный, духовная ценность (норма, идея и др.).

2) Что предшествовало возникновению конфликта?

3) Какие возрастные, индивидуальные особенности проявились в конфликте.

4} Конфликт глазами одной стороны и оценка возмож­ностей его разрешения.

5) Конфликт глазами другой стороны и оценка воз­можностей его разрешения.

2 вариант

1) Описание конфликтной ситуации и ее участников.

2) Определение момента, когда начальник (учитель), кто-либо другой мог бы предупредить переход конфликтной ситуации в конфликт.

3) Что помешало предупредить конфликт? Эмоцио­нальное состояние, свидетели, неожиданность, ра­стерянность и др.

4) Что можно было использовать для предотвраще­ния конфликта?

5) Анализ поведения конфликтующих и их ошибок.

6) Варианты возможных разрешений конфликтов.

3 вариант

1) Описание конфликтной ситуации и конфликта.

2) Внутренние и внешние условия возникновения конфликтной ситуации и инцидент в создании конфликта. Его динамика.

3) Смысл конфликта для каждого из его участников.

4) Психологический анализ отношений между участ­иите конфликта.

5) Какие познавательные и воспитательные цели мо­гут быть достигнуты при различных вариантах раз­решения конфликта?

 

Ситуация 1.Класс объявил бойкот учительнице иностранного языка. Все отказались отвечать. Затем покинули класс из-за плохого объяснения учителем домашнего задания.

Каково возможное разрешение конфликта?

Ситуация 2.Урок технологии в 5 классе. Заходят учащиеся в класс, каждый садится на свое место. Две девочки схватились за один стул и начали из-за него пререкаться. Сидела на этом стуле Даша, а так как она болела, то на это место учительница посадила Машу. Возник вопрос, кто же должен остаться, а кого нужно пересадить.

Кто виноват в данной конфликтной ситуации?

Ситуация 3. Во втором классе учительница делает замечания: «Петров, ты мне мешаешь!», «Катя, ты мне не даешь говорить! И т.д

Что не учитывает учительница в своих замечаниях?

Ситуация 4.На конкурсе «А ну-ка, девушки» две одноклассницы поругались из-за того, что судьи объявили по итогам соревнования «ничью».Каждая из девочек считала, что именно ее команда должна выиграть.

Классные руководители пытались объяснить, что они единый коллектив и ссориться из-за этого не стоит, но конфликт не затухал. Тогда классный руководитель вывела ссорившихся за дверь и велела им попросить друг у друга прощение и помириться.

Дайте психологический анализ сложившейся ситуации.

Ситуация 5.В классе появился «новенький». Мальчик сильно заикался. Учащиеся встретили его недружелюбно, смеялись и дразнили его. Возник конфликт. В конфликт вовлекся классный руководитель, который ставил «двойки» по своему предмету тем, кто дразнил.

Проведите психологический анализ сложившейся ситуации.

Ситуация 6.Петя, ученик 2 класса, получая неудовлетворительную оценку, обижается: «Как же так, я же старался, я хорошо учил, а оценка плохая!» У Пети возникает мысль о том, что учитель к нему несправедлив.

Почему возникает такая ситуация?

Ситуация 7.Во время урока в классе передали записку. Учитель заметил это, отобрал ее и прочитал, а затем уничтожил. Ученики были возмущены таким поступком, в классе были слышны оскорбительные слова в адрес учителя. Возник конфликт.

Дайте психологический анализ ситуации.

Вопрос.Как невербальными сигналами снизить напряжение во время инцидента, конфликтной ситуации?

Ситуация 8.Молодой учитель был на уроке опытного учителя и решил у себя применить тот же прием, которым пользовался коллега. Но у него ничего не получилось. Не тот эффект.

Почему взятый у другого учителя прием не сработал?

Ситуация 9.Учитель заметил нарастание напряженности отношений между Колей и Мишей.

Какие действия могут быть предприняты учителем7

Ситуация 10.Поведение учителя в конфликтной ситуации может быть агрессивным, коммуникативным, выжидательным.

Какое поведение учителя в конфликтной ситуации является предпочтительным?

Литература

Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999.-Г

Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология: Учеб. пособие для студентов высш. Учеб. заведений. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. – 384 с

Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2000.

Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. — М.:Владос, 1999. — С. 144-146.

Курбатов В.И Конфликтология. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — С. 160-165.

Конфликтология. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 320 с.

Психология. Учебник / Под ред. А. А. Крыло<



2015-11-10 2217 Обсуждений (0)
Тема: Психология переговорного процесса 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Тема: Психология переговорного процесса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2217)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)