Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Развитие отечественной конфликтологии




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В Советском Союзе конфликтология долгое время не развивалась. Это было связано с господствовавшей в советский период «тео­рией бесконфликтности». Под прикрытием этой теории реально существующие в стране острые конфликты утаивались, загонялись внутрь. Однако, скрывать множество социальных конфликтов, существовав­ших в советском обществе, становилось все труднее, поскольку со временем они становились все многообразнее и острее. Различного рода коллизии проявлялись и в политике, экономике, быту. Глав­ным из них был конфликт между господствовавшей советской и партийной элитой, номенклатурой и большинством народа, который с огромной силой и выплеснулся наружу в начале 90-х годов.

Все же с середины 50-х годов, когда теория конфликта стала одной из господствующих парадигм в западной социологии, и в советской литературе стали появляться первые исследования по про­блемам социального конфликта. Это были исследования о конфликтах в международных отношениях, в семье и на производстве. Но все же в целом западная теория конфликта в советской литера­туре оценивалась резко негативно. Она квалифицировалась как «бур­жуазная», «апологетическая», «антикоммунистическая». Подчерки­валось, что эта теория является, с одной стороны, альтернативой марксизму, а с другой стороны, противостоит некоторым устарев­шим буржуазным концепциям.



Но в 80-е годы некоторые советские социологи вынуждены были признавать определенные достижения западной конфликтологии. Однако, вплоть до начала 90-х годов в советском обществоведении существовал явный недостаток научных знаний о конфликте, кото­рый не преодолен в полной мере и до настоящего времени.

В постсоветский период вирусом конфликтности оказалось ох­ваченным все наше общество. Многобразные столкновения стали развиваться на всех уровнях: межнациональном, межгрупповом и межличностном. Они приобрели самые острые формы, включая во­оруженные столкновения, повлекшие за собой многочисленные че­ловеческие жертвы — Приднестровье, Карабах, Северная Осетия, Чечня. Конфликтуют регионы с центром, администрация предпри­ятий — с трудовыми коллективами, этнические общности и соци­ально-профессиональные группы.

В этих условиях и возникла настоятельная потребность в разра­ботке отечественной конфликтологии в качестве самостоятельной отрасли научных знаний. Этот процесс стал особенно активным с начала 90-х годов. Ныне насчитывается уже около 2,5 тысяч публи­каций по проблемам конфликта. В работах отечественных ученых за последнее десятилетие был обобщен опыт зарубежных исследова­ний, дан анализ социальных конфликтов в современном российс­ком обществе.

Возникла и стала постепенно расширяться и практика посредни­ческой деятельности по разрешению конфликтов. Созданы специ­альные центры по разрешению конфликтных ситуаций в Москве и Санкт-Петербурге, Калуге и Белгороде, Новосибирске и Красноярске. В вузах страны началось преподавание конфликтологии в каче­стве учебной дисциплины, обязательной для подготовки специалис­тов по экономике, менеджменту, правоведению и ряду других спе­циальностей. Подготовка специалистов-конфликтологов начата в ряде крупнейших университетов страны, в том числе и через систему аспирантуры. Усилилось сотрудничество отечественных и зарубежных ученых, по этой проблематике стали чаще проводиться науч­ные конференции, семинары и т.п. Появились первые научные пе­риодические издания, посвященные социальным конфликтам.

 

2. Предмет конфликтологии и методы исследования

Необходимой предпосылкой всякого исследования являются определение его основных понятий, разработка понятийного ап­парата. Понятия, категории, как известно, являются основными формами мышления, из которых состоят две другие важнейшие его формы — суждения и умозаключения. Понятия и категории — две формы мышления, близкие по своему содержанию, и их поэтому часто употребляют как синонимы. Но иногда под кате­гориями понимают основные, родовые, начальные понятия, клю­чевые моменты, узлы в процессе познания. Признаками поня­тия как формы мышления являются его постоянство, точность, всеобщность. При рассмотрении понятия следует различать сле­дующие моменты: понятие как акт мышления и предмет поня­тия, не зависимый от мышления объект. Следует также учиты­вать, что существуют абстрактные, или общие, понятия и поня­тия единичные, или индивидуальные. Нужно также иметь в виду, что мышление при помощи понятий, включая также понятия индивидуальные, содержательнее, чем созерцание, поскольку оно позволяет глубже проникать в явление. Поэтому научное позна­ние не может обойтись без понятийного мышления. Понятийный аппарат, на который опирается любая наука, составляет как бы ее каркас, «алмазную сеть». В данной главе содержится краткое описание совокупности понятий, которые использует наука о конфликте; их детальная характеристика дается в последующих разделах учебника.




Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (542)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7