Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Предупреждение и разрешение внугриличностных конфликтов




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Поскольку внугриличностных конфликтов избежать невозмож­но, то следует научиться создавать условия, предупреждающие их негативные последствия, использовать многообразные способы их профилактики и вовремя разрешать дисфункциональные конф­ликты в том случае, если они уже возникли. На сегодняшний день конфликтология разработала целую систему способов и мер по предупреждению и разрешению внугриличностных конфлик­тов. При этом следует иметь в виду, что предупредить конфликт всегда легче, чем его разрешить.

10.1. Способы и условия предупреждения внугриличностных конфликтов

Существуют всеобщие, или общесоциальные, условия и способы предупреждения внугриличностных конфликтов. Они связаны с установлением прогрессивной социальной структуры общества, гражданского общества, правового государства и касаются измене­ний, происходящих на макроуровне социальной системы. Отдельная личность в известной степени, конечно, может влиять на созда­ние такого рода благоприятных макроусловий, но если иметь в виду «рядовую» личность, то ее влияние при этом все-таки не может быть значительным. Такие условия изменяются посредством дей­ствий больших социальных групп, классов, социальных общностей, объединений и движений.



Поэтому при дальнейшем рассмотрении внутриличностного конф­ликта речь пойдет об условиях и способах предупреждения конфлик­тов, зависящих от самой личности. Выделим основные из них.

Первое и исходное условие профилактики внутриличностных конфликтов выражено в принципе «Познай самого себя» («Nosce te ipsum»). Это изречение было высечено на колонне при входе в храм Апполона в древнегреческом городе Дельфы в качестве призыва к каждому входящему. И не случайно в философии Сократа этот принцип занимает ведущее место.

Действительно, чтобы не очутиться в ситуации внутриличност­ного конфликта, нужно, прежде всего, осознать «Кто Я?», «Зачем пришел в этот мир?», «В чем смысл моей жизни?» и т.п. То есть необходимо, прежде всего, создать правильный «Я-образ», ибо только в этом случае личность будет четко осознавать, какие ценности для нее являются главными, смыслообразующими жизненными ценнос­тями, а какие — второстепенными; за какие следует пойти на кос­тер, а мимо каких — пройти не заметив.

Однако познание самого себя — дело не из легких. Личность постоянно находится в процессе становления, она многогранна и многокачественна. Поэтому на быстрый успех здесь рассчитывать не приходится. Бербель и Хайнц Швальбе рекомендуют несколько способов и приемов для лучшего познания самого себя. Приведем некоторые, ключевые:

1 Прежде всего, попробуйте ответить на следующие вопросы:

Не зануда ли я?

Склонен ли я к необдуманной критике?

Избегаю ли я говорить о негативных вещах?

Не слишком ли много я говорю о материальных вещах?

Присуще ли мне инстинктивное поведение?

Есть ли такие слова или раздражающие моменты, при которых я

тут же выхожу из себя?

• Испытываю ли я страх, опасения или постоянное напряжение?

• Часто ли я позволяю себе неодобрительно или пессимистически
высказываться?

• Пользуюсь ли я в разговоре двусмысленными оборотами?

• Ношу ли я в себе неопределенное чувство вины?

• Есть ли у меня определенная материальная жизненная цель, которой подчинен весь мой теперешний образ жизни?

• Часто ли я болею, впадаю в депрессию или тоску?

После ответов на эти вопросы можно утверждать, что вы уже лучше знаете самого себя.

2 Следующий шаг — выявление талантов и сильных сторон своей личности. Проанализируйте, когда при каких обстоятельствах и каким образом вам удалось преодолеть себя, свою инертность и достигнуть успеха? Ответив на этот вопрос, вы получите новые сведения о своих способностях. Добавьте к этому вопросы:

• В какой сфере проявляются ваши способности: духовной или
физической?

• Есть ли у вас наличие художественных, творческих способностей?

• Склонны ли вы к точным наукам?

• В каком виде деятельности у вас были наибольшие результаты?

• Часто ли вы формулируете оригинальные идеи?

• Какие качества помогают вам неизменно справляться с вашими
проблемами?

Составив классификацию своих способностей, всех сильных сто­рон, ответьте на вопрос, какие качества вашей личности вам следо­вало бы «подтянуть» или развивать более интенсивно? Но при этом следует иметь в виду, что каждый человек помимо уже проявив­шихся и известных ему способностей обладает еще и скрытыми возможностями, которые могут проявиться в дальнейшем.

3 Выявление своих ошибок и недостатков, тех препятствий в нас самих, которые мешают раскрытию наших способностей. Для этого можно воспользоваться анализом следующих сдерживающих факторов:

• Мы перекладываем ответственность на других вместо того, чтобы
нести ее самим.

• Другим мы верим больше, чем самим себе, потому что сами не
знаем, что для нас главное.

• Лицемерие из любезности и по любому поводу приводит к дегра­дации наших чувств.

• Нам недостает готовности защищать наше право на счастье и самореализацию.

• Мы позоляем заглушить в себе силу, дающую нам независимость, фантазию.

• Неспособность обратиться к важному и с легким сердцем отка­заться от всего несущественного, второстепенного.

По каждому из выявленных недостатков или по каждой всякий раз встречающейся ошибке задайте себе три вопроса:

1. Вызывают ли у меня выявленные ошибки и недостатки сильное
беспокойство?

2. Так ли уж волнуют меня эти ошибки и недостатки?

3. Может быть, мне вообще не стоит беспокоиться по поводу этих
ошибок и недостатков?

Если выяснится, что те или иные ошибки и недостатки дают основание для беспокойства, то следует сразу же заняться их ис­правлением. При этом следует иметь в виду, что к наиболее значи­мым недостаткам относятся те, на которые нам указали другие, и что невозможно сразу взять и переделать себя.

Это условие предупреждения внутриличностного конфликта непосредственно примыкает к предыдущему. Без адекватной самооценки нельзя познать самого себя и избежать внутриличностных конф­ликтов. Но не только заниженная, но и завышенная оценки своих способностей и возможностей препятствуют установлению гармо­нических отношений с окружающими и тем самым способствуют возникновению внутриличностных конфликтов.

Но самое главное состоит в том, что неадекватная самооценка, неправильный образ своего «Я» препятствуют реализации и само­актуализации личности. Человек, который неправильно оценивает себя, будет постоянно «натыкаться» на непонимание со стороны дру­гих. Ему будет казаться, что его не понимают, тогда как в действи­тельности он не понимает сам себя. Поэтому тот, кто лучше знает себя, скорее найдет и свое место в жизни.

От самооценки зависят и отношение личности к своим успехам и недостаткам, ее самокритичность. Поэтому она прямо влияет на эффективность деятельности и на развитие личности. Можно пред­ставить человека, полагающего, что он обладает большими способ­ностями по математике, но занявшего одно из последних мест на олимпиаде по этому предмету. В этой ситуации, во-первых, не из­бежать внутриличностного конфликта, стресса, а, во-вторых, это может породить полное разочарование в своих способностях и на­всегда отбить охоту заниматься этим видом деятельности.

Самооценка личности непосредственно связана с уровнем ее при­тязаний, степенью трудности достижения тех целей, которые она перед собой ставит. Резкое расхождение между притязаниями и ре­альными возможностями личности, когда первые являются намного завышенными, может привести к возникновению эмоциональных срывов, повышенной тревожности, страху и другим проявлениям внутриличностного конфликта.

Свое объективное выражение самооценка получает в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других. Например, при завышенной самооценке он стремится их прини­зить, при заниженной — повысить.

После того как вы «покопались в себе» и адек­ватно оценили себя, попытайтесь сформули­ровать и взять на вооружение основополага­ющие жизненные ценности. Это те ценности, ради которых стоит жить (а может, даже и умереть), ценности, ут­верждению которых человек посвящает свою жизнь и которые он рассматривает как призвание. А. Маслоу назвал их «бытийными цен­ностями», или предельными ценностями, выше которых у человека уже нет ничего. Другими словами, речь идет не о ценностях — средствах, а о ценностях — целях, образующих высший смысл жиз­ни человека.

Отсутствие таких основополагающих ценностей делает человека несвободным и нестабильным, подверженным ситуативным и вре­менным влияниям. Без таких ценностей, как показал В. Франкл, лич­ность не может развиваться нормально. У человека возникает состоя­ние «экзистенциального вакуума» и скуки, а его поведение часто становится девиантным (алкоголизм, преступность, наркомания). Все это приводит к возникновению различного рода внутриличностных конфликтов, неврозов, а порой и суицидальному поведению.

Важный способ профилактики внутрилично­стных конфликтов — формирование стабиль­ного внутреннего мира и характера человека. Для этого следует постоянно обращаться к своему жизненному опыту и соотносить его с опытом других и социальной реальностью. Необ­ходимо как можно чаще отмечать: что, когда, при каких обстоя­тельствах и каким образом нам удалось, а в чем мы потерпели фиас­ко. Рекомендуется также записывать наблюдения и выводы и де­тально их анализировать.

Цель этой сложной и кропотливой работы — делать выводы на будущее, чтобы выражение «хотелось, как лучше, а получилось, как всегда» не имело к вам никакого отношения. Помните, что повторенная ошибка переживается вдвойне тяжелее и требует двойной платы. Между тем за уроки лучше платить только один раз и учить­ся следует на ошибках других, а не своих. В противном случае трудно избежать внутриличностных конфликтов.

Анализируя свой жизненный опыт и делая выводы на будущее, ориентируйтесь на успех. Если вас постоянно будет сопровождать чувство страха потерпеть неудачу, то вообще не следует начинать ника­кое дело. В этом случае вы обречены на неудачу и на внутрилично­стный конфликт с самого начала, а точнее, даже не начав еще дея­тельности. Механизм возникновения внутриличностного конфликта у людей, ориентирующихся на неудачу, заключается в том, что они выбирают либо непомерно завышенный, либо сильно заниженный уро­вень требований. Для них типичны спады активности, отступления. Тот, кто ставит перед собой завышенные цели, обрекает себя на постоянную борьбу с неудачами .

Между тем люди, которые ориентируются на успех, как прави­ло, руководствуются реальной оценкой своих шансов на достиже­ние цели и поэтому ставят перед собой выполнимые, хотя, может быть, и умеренные задачи. Поэтому анализируя свой опыт, следует задуматься над тем, почему вам сопутствовал успех и в чем причина ваших неудач. Это поможет вам избежать многих внутренних кон­фликтов и головных болей.

He откзывайтесь с легким сердцем от всего второстепенного — «пустяков», «мелочей»

 

и т.д. Иногда это приходится делать во имя более значимой цели или задачи. Но если человек поступает так постоянно, это приводит к беспринципности, разрушению внутрен­ней стабильности. В конечном счете, это может привести к деграда­ции личности, потере образа «Я», своей целостности, идентичности. А отсюда недалеко и до внутриличностных конфликтов. Принципиаль­ная требовательность к себе не только в большом, но и в «малом» — надежный противовес появлению внутренних трений. Кроме того, она защитит вас от такого порока, также приводящего к деградации наших чувств, как подхалимство.

Человек, не уверенный в своих силах, в то же время всегда чувствует себя неспокойно. Рано или поздно он столкнется с внутриличностным конфликтом, ибо неуверенность порождает сомнение, которое соседствует со страхом. Поэтому прежде чем взяться за какое-либо серьезное дело, проверьте, свойственны ли вам следующие типич­ные проявления неуверенности в себе:

• боязнь попробовать — бездействие, нежелание добиваться своего из
страха потерпеть поражение, «потерять свое лицо»;

• суетливость — боязнь не угнаться за другими, беспокойство, вызывающие дискомфорт, тревогу и страх;

• зависть и самоунижение — постоянное сравнивание себя с другими,
недовольство самим собой, самоунижение и унижение других;

• бравада и лживость — стремление произвести впечатление лучше, чем
есть на самом деле, «пустить пыль в глаза»;

• конформизм — приспособенчество, стремление быть «как все», «не
высовываться», не рисковать;

• привычка застегиваться на все пуговицы. По мнению психологов, «чело­
век в футляре» страшится проявить какие-либо свои чувства и всего
боится: болезней, людей, ответственности. Он всегда неуверен в себе,
находится в дурном настроении. Для него одежда является защитным
панцирем, в котором не должно быть никакой бреши. Напротив, чело­век, уверенный в себе, в своих силах, порой может себе позволить и не
застегиваться на все пуговицы.

Если вам свойственны хотя бы некоторые из названных качеств, необходимо принять меры к тому, чтобы от них избавиться. При этом можно воспользоваться следующими рекомендациями:

• Уверенный в себе человек не стремится самоутвердиться за счет других, унижая других. Он старается стать лучше, чем он есть сам, а не стать лучше других всегда и во всем, как это делает невротик.

• Не поддавайтесь давлению поведенческих стереотипов, не сдерживай­те свою активность.

• Думайте «своей» головой, хотя, конечно, не стоит пренебрегать дельными советами и других.

• Знайте, что у вас имеется много способностей и сил, достаточных для
выполнения тех задач, которые вы перед собой поставили. Есть способ­ности, о которых человек даже не подозревает, и которые обнаруживаются лишь в конкретном опыте жизни.

• Доверяйте больше самому себе, не разрушайте свое собственное «Я»,
постоянно и во всем прислушиваясь к мнению других.

• Не забывайте, нет ничего для вас более худшего, чем отказываться от
самого себя, жить чужой жизнью, чужими идеями и смыслами. Вы — это
Вы, и никто другой никогда вас не заменит. Отбросьте установку «Я
такой, какой вам нужен» и руководствуйтесь принципом «Я такой, какой Я
есть». Уже одно это осознание своей самоценности укрепит вашу уверен­ность в себе.

Призыв к необходимости быть уверенным в себе не означает, конечно, что человек не должен сомневаться ни в чем или не подходить критически к своему прошлому опыту. Это означает то, что, если, проанализировав свои силы, вы пришли к выводу, что способ­ны выполнить какую-либо задачу, то смело беритесь за дело.
Это поможет вам избежать множества конф ликтов как в отношениях с другими людьми, так и внутриличностных. Стремитесь к нравственному самовоспитанию и самоутверждению. Нравственно зрелый человек, утверждающий своим поведени­ем высокие этические нормы, никогда не окажется в ситуации, за которую ему придется переживать, испытывать чувство вины и угызения совести. Приведем ряд правил поведения, которые помогут вам чувствовать себя уверенно в любых ситуациях и избежать мно­жества внутриличностных конфликтов:

• Относитесь к людям так, как вы хотели бы, чтобы они относились к
вам. Если вы затрудняетесь, как себя вести в той или иной ситуации, поставьте себя на место того, с кем вы общаетесь.

• Не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особен­ных привилегий со стороны другого.

• Попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в
выполнении общей работы.

• Если круг ваших обязанностей пересекается с вашими коллегами,
это весьма опасная ситуация. В том случае, когда управляющий
не разграничивает ваши обязанности и ответственность от других,
попытайтесь сделать это сами.

• Не проявляйте предвзятости к людям. Насколько возможно отбра­сывайте предрассудки и сплетни в общении с ними.

• Называйте своих собеседников по имени и старайтесь делать это
почаще.

• Улыбайтесь, будьте дружелюбны и используйте все многообразие
приемов и средств, чтобы показать ваше доброе отношение к со­беседнику. Помните — что посеешь, то и пожнешь.

• Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить. Не превеличивайте свою значимость и деловых возможностей. Если они
не оправдаются, вам будет неудобно, даже если на это были объек­тивные причины.

• Не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о
личных делах, а тем более проблемах.

• Не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть
на самом деле. Рано или поздно все равно все выплывет наружу и
встанет на свои места.

Посылайте импульсы ваших симпатий. Словом, взглядом, жестом дайте участнику общения понять, что он вас интересует. Улыбай­тесь, смотрите прямо в глаза. Рассматривайте другого всегда как личность, которую следует ува­жать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей.

Если вы хотите избежать внутриличностных конфликтов, вызван­ных причинами, коренящимися в деловом общении, то вам следует по­мнить о некоторых важных этических нормах и правилах. Если вы руководитель, то можно использовать следующие правила и принципы:

• Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к
вам относился ваш руководитель.

• Стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллек­тив с высокими моральными нормами общения. Приобщите сотрудников к целям организации. Человек только тогда будет чув­ствовать себя нравственно и психологически комфортно, когда про­изойдет его идентификация с коллективом. Вместе с тем, каждый
стремится остаться индивидуальностью и хочет, чтобы его уважали
таким, каким он есть.

• При возникновении проблем и трудностей, связанных с недобро­совестностью, руководителю следует выяснить ее причины. Если
речь идет о невежестве, то не следует бесконечно попрекать под­чиненного его слабостями, недостатками. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы помочь ему преодолеть их. При этом опирай­тесь на сильные стороны его личности.

• Если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, необходимо
дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может ре­
шить, что провел вас. Более того, если руководитель не сделал
подчиненному соответствующего замечания, то он просто не вы­полняет своих обязанностей и поступает неэтично.

• Замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам.
Соберите всю информацию по данному случаю. Выберете правиль­ную форму общения. Вначале попросите объяснить причину невы­полнения задания самого сотрудника, возможно, он приведет вам
такие факты, которые вам неизвестны. Делайте ваши замечания один
на один. Необходимо уважать достоинство и чувства человека.

• Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.

• Тогда, когда это уместно, используйте прием «бутерброда» —
спрячьте критику между двумя комплиментами. Закончите разго­вор на дружеской ноте и вскоре найдите время поговорить с чело­веком, чтобы показать ему, что вы не держите зла.

• Никогда не советуйте подчиненному, как поступать в личных де­лах. Если совет поможет, вас, скорее всего не поблагодарят. Если
не поможет — на вас ляжет вся ответственность. Не обрастайте любимчиками. Относитесь к сотрудникам как к равноправным членам и ко всем с одинаковыми стандартами.

 

• Никогда не давайте сотрудникам возможность заметить, что вы не
владеете ситуацией, если вы хотите сохранить их уважение.

• Соблюдайте принцип распределительной справедливости: чем боль­шие заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.

• Поощряйте свой коллектив даже в том случае, если успех достигнут главным образом благодаря успехам самого руководителя.

• Привилегии, которые вы делаете себе, должны распространяться
и на других членов коллектива.

• Доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки в ра­
боте. Члены коллектива все равно так или иначе узнают о них. Но
утаивание ошибок — проявление слабости и непорядочности.

• Защищайте своих подчиненных и будьте им преданным. Они ответят вам тем же.

Если вы подчиненный, то можно использовать следующие эти­ческие правила и принципы;

• Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к
вам относились ваши подчиненные.

• Старайтесь помогать руководителю в создании в коллективе доб­рожелательной нравственной атмосферы, упрочению справедли­вых отношений. Помните, что ваш руководитель нуждается в этом
в первую очередь.

 

• Не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или
командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания
тактично и вежливо. Вы не можете ему прямо что-то приказать, но
можете сказать: «Как вы отнесетесь к тому, если бы ...?» или «Не
кажется ли вам, что было бы неплохой идеей, если ...?» и т.д.

• Если в коллективе надвигается или уже случилось какое-либо ра­
достное или. напротив, неприятное событие, то об этом необходи­мо сообщить руководителю. В случае неприятностей старайтесь по­мочь облегчить выход из этой ситуации, предложить свое решение.

• Не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не гово­рите всегда только «да» или только «нет». Вечно поддакивающий
сотрудник надоедает и производит впечатление льстеца. Человек,
который всегда говорит «нет», служит постоянным раздражителем.

• Будьте преданы и надежны, но не будьте подхалимом. Имейте
свой характер и принципы. На человека, который не имеет устой­чивого характера и твердых принципов, нельзя положиться, его
поступки нельзя предвидеть.

 

• Не стоит обращаться за помощью, советом, предложением и т.д.
«через голову», сразу к руководителю вашего руководителя, за ис­ключением экстренных случаев. В противном случае ваше поведе­ние может быть расценено как демонстрация неуважения или пре­
небрежение к мнению начальника, или как показатель сомнения в
его компетентности. В любом случае ваш непосредственный руководитель в этом случае теряет авторитет и достоинство

Если вас наделили ответственностью, деликатно поднимите воп­рос и о ваших правах. Помните, что ответственность не может быть реализована без соответствующей степени свободы действий.

Помимо названных способов предупреждения внутриличностных конфликтов современная конфликтология выделяет и другие. Вот не­которые из наиболее значимых:

1) Не стремитесь «объять необъятное», не бе­ритесь за все дела сразу. Умейте выделить из всех ваших мотивов и потребностей приоритетные и сосредоточьтесь на их выполнении в первую очередь.

2) Не копите проблем. В конце концов ситуация достигнет того уровня, когда вы уже не сможете справиться с их решением, что приведет к внутриличностному конфликту.

3) Учитесь властвовать собой, контролировать и корректировать свое поведение и чувства. Умейте вовремя «взять себя в руки» и подчинить себе ситуацию.

4) Замечайте реакцию окружающих на ваше поведение и отдельные поступки. Приглядывайтесь к поведению других. Помните, что чем больше мы знаем о других, тем больше мы знаем себя.

5) Старайтесь быть искренним не только по отношению к себе, но и к
другим. Ложь может, конечно, временно помочь вам выйти из зат­руднительного положения, но она не облегчит вашу душу. Рано или поздно все тайное становится явным.

6) Ведите здоровый образ жизни. Укрепляйте свою душу и тело.
Таковы необходимые способы и условия предупреждения внутрилич­ностных конфликтов. Их соблюдение и использование могут помочь избежать многих внутренних потрясений, срывов и стрессов. Но что делать, если внутриличностный конфликт все же произошел? В этом случае необходимо принять меры к его своевременному разрешению.




Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (581)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.028 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7