Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Причины возникновения конфликтов



2015-11-10 349 Обсуждений (0)
Причины возникновения конфликтов 0.00 из 5.00 0 оценок




Типология конфликта

Еще одной группой понятий в категориальном аппарате конфликтологии являются понятия, определяющие основные разновиднос­ти конфликтов, их типологию. Классификация зависит от тех критериев, которые берутся за основу. Наиболее распространенные классификации конфликтов основаны на таких критериях, как:

1) стороны К,2) характер потребностей, ущемление которых вызвало К,3) направленность К,4) временные параметры К,5) результативность К.В зависимости от сторон К делятся:• на внутриличностные,• межличностные,• между личностью и группой,• межгрупповые, • международные.В аспекте потребностей, блокирование которых послужило предпосылкой конфликта, они могут делиться на:• материальные,• статусно – ролевые,• духовные.По направленности К подразделяются на:• горизонтальные, возникающие между деловыми партнерами, коллегами по работе;• вертикальные — между подчиненными и начальством. Смешанными в данной классификации именуются те К в которых представлены и коллеги, и руководители разных уров­ней. По временным параметрам конфликты подразделяются на:• кратковременные,• быстротечные,• длительные, продолжающиеся иногда годами и десятилетия­ми, какими нередко бывают государственные, национальные и рели­гиозные конфликты. По критерию результативности К делятсяна два типа:• конструктивные, нормальные, позитивные, при которых группы, где они происходят, сохраняют свою целостность, а от­ношения между членами группы — характер сотрудничества, ко­операции;• деструктивные, патологические, негативные, когда взаимоот­ношения между людьми приобретают нецивилизованные формы, характер противостояний, борьбы, ведущей даже к разрушению и распаду организации. Поэтому важнейшая задача руководителя любого уровня — ре­шение проблем регулирования К, недопущение их пере­растания из конструктивной в деструктивную форму, предотвра­щение разрастания, генерализации конфликта.

 

5.Роль менеджера в процессе управления К.В разборе К, упр-ии пов-ем перс-ла в К сит-ях искл-ым счит-ся роль рук-ля. Рук-ль явл заинтересованным в поддержании К функ-но-позитивной направленности, кот идут на пользу общему делу, так и в предотвращении деструктивных К, наносящих своими негативными последствиями ущерб совместной работе. Рук-ль обычно наделен опр-ми полномоч.Имеет возможность влиять на своих подчиненных, в т ч влиять на их пов-ие в конкретном К. Рук-ль в усл-ях К может оказаться либо субъ-ом или посредником,кот выступает примирником учас-ов К.К нарушениям служ-ой этики относ-ся отриц-ые св-ва рук-ля: грубость, высокомерие и неуважение по отношению к людям…Такие хар-ки свой-ны людям с плохо воспитанным, не владеют навыками кул-ры общ-я.Рук-ль должен знать и применять в своей практической деят-ти закон-во страны, а также др норм акты - приказы, поста-ния прав-ва т. п. Как потенц-ый субъект К менеджер должен подавать пример почтительного отношения к законам.Взятые из жизни примеры подтверждают, что необъективность рук-ля, кот вызывает К, может быть следствием как заниженной, так и завышенной оценки рез-тов деят-ти и поведения подч-ых.Несправедливость со стороны рук-ля в оценке работы и пов-ия своих подч-ых проявляется, в практике применения поощ-й и наказ-й, устан-ие долж окладов и разм-ов доп выплат, заполнение вакансий, в попытках скрыть неприятную инф-ию.Рук-ль в силу соц ранга явл выразителем лояльности. От него зависит создание в кол-ве атмосферы, способствующей свободе и уваж-и к лич-ти, проявлению инициативы, справедливой вознагр-ии за работу.Гл для рук-ля - вдохновить сотр-ов, обеспечить их согласованную взаимодействие.В заповедях рук-ля, кот оказался в роли посредника:воспринимать К как естественное проявление челов-го общ-я, норм способ соц- взаимодействия, отнош-ий людей, занятых совместной деят-ю.Уметь анализ-ть К сит-ии, опр-ть истинные причины возникн-я К, цели и особенности пов-ия сторон-конфликтерив.Владеть механ-ом упр-я К, набором соотв-их приемов и процедур, навыками конструктивного воздействия на перс-ал в К условиях; направлять К, в функц-но-позитивное русло и сводить к мини-му их негативные последствия; всесторонне оценивать итог-ый результат К. Как повлиял К на сотрудника, коллектив.

 

Причины возникновения конфликтов

Существует четыре группы причин К: 1 объективные:(·объективные,·организационноуправленческие). 2субъективные(·социальнопсихологические,·личностные). Объективные причины, как правило, приводят к созданию предконфликтной обстановки. Иногда они могут быть реальными, а иногда мнимыми и в этом случае будут только поводом, искусственно придуманным человеком. Субъективныепричины начинают действовать тогда, когда предконфликтная обстановка перерастает в К. Практически в любой предконфликтной ситуации у человека остается выбор конфликтного или одного из неконфликтных путей ее разрешения. Только исходя из индивидуальных психологических особенностей человек выбирает то или иное поведение.. К числу наиболее частных объективных причин можно отнести следующие:-естественное столкновение материальных и духовных интересов людей в процессе жизнедеятельности. -слабая разработанность правовых норм, регулирующих неконфликтное решение проблем. -Недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ. Вторая группа объективных причин конфликтов носит организационно-управленческий характер. Этим причинам элемент субъективизма присущ в несколько большей степени по сравнению с объективными причинами. Организационно-управленческие причины конфликтов связаны с созданием и функционированием организаций, коллективов, групп.

Типичной социально-психологической причиной межличностных К является несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей.В своей жизни в зависимости от конкретной ситуации человек может играть несколько ролей. С одними он - друг, с другими- начальник, с третьими - подчиненный. Берн вводит понятие трансакции – единицы взаимодействия партнеров по общению, сопровождающейся заданием их позиций.Выделяются три основных группы ролей :Ребенок – проявляет чувства; Родитель – требует, оценивает; Взрослый – работает с информацией, рассуждает, анализирует. Личностные причины конфликтов связаны, прежде всего, с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой.

 

7. Технологии эфф-го общ-ия и рацион-го поведения в К.Конструктивное разрешение конфликта возможны лишь в процессе эффективного общения конфликтующих сторон. Но часто соперники, находясь в эмоционально возбужденном состоянии не могут контролировать свое поведение. В конечном итоге конфликт заходит в тупик. Все это, как правило, является следствием нарушения технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте.
Особое место в содержании технологий эффективного общения в конфликте занимают целевые установки конфликтантов. Прежде всего, это связано с существенным противоречием в самом процессе такого общения с одной стороны, соперники особенно нуждаются в том, чтобы правильно понять друг друга. А с другой стороны, такому взаимопониманию мешает отсутствие должного доверия между ними, их «закрытость» по отношению друг к другу. При этом важно помнить психологический закон общения, который в упрощенной форме гласит: кооперация вызывает кооперацию, конкуренция - конкуренцию.Основное содержание технологий эффективного общения:1Концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении. 2Уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание принимаемой информации, так и ее детали. 3Сообщайте другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации. 4В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации и ее уточнения. 5Добивайтесь, чтобы вас слышали и поняли. Соблюдайте последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой партнером информации, не переходите к новым сообщениям. 6Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте симпатию к собеседнику. 7Используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз, кивание головы в знак понимания и других, располагающие к конструктивному диалогу приемы. Под технологиями рационального поведения в конфликте мы будем понимать совокупность способов психологической коррекции направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтантов, на основе самоконтроля эмоций. Особое место в обеспечении самоконтроля над эмоциями в конфликтном взаимодействии занимают аутотренинг и социально-психологические тренинги, а также формирование установок на конструктивное поведение в конфликте.

 

 

 

3.Структура К.Под стр-ой любого объекта-совокупность его частей,отношений между ними, обесп-щих его целостность.Осн. элем-ми К являются:1)объект К,2)участ-и К,3)соц среда, условия К,4)субъективное восприятие К и его личностные эл-ты. 1Объект К. Та ценность, кот способна удовл-ть эту по­требность и из-за овладения кот возникает К, и явл его объектом. (мат-ые, соц-ые и дух-ые ценности). 2Участниками К(индивиды, со­ц группы, орг-ии, гос-ва). При выходе из противоборства хотя бы одной из сторон К прекращается. В зависимости от хар-ра этих сторон К могут быть подразделены на 4 типа:1)внутриличностный,2)межлич-ый;3)К типа личность4)К группа.Роли учас-ов К неодинаковы.3Решающую роль играет и макросреда, те конкретно-историчес­кие соц-псих-ие условия, в кот он развертыва­ется. Понятием соц среды опр-ся та почва, на кот возникает и развивается К.4Зависит от субъек­тивного восприятия или образа К, кот создается у дей­ствующих в данной конфл-ой ситуации лиц или групп. Объек-ые и субъек-ые причи­ны К возникающие как на его ближних, так и на даль­них подступах, а также состав учас-ов опр-ют и набор возможных способов действий, пов-я сторон.Осн стадии раз-ия К.В соц К выделяют4стадии:предК-ую,стадию разрешения К,послеК-ую.IПредконф.Это рост напряженности в отношении между потенциаль­ными субъе-ми К, вызванный опред-ми противоречиями.Предвестники К а)реальные-«ущемления» интересов, потребностей и ценностей;б)неадекватное восприятие происходящих в общ-ве или отдельных соц общностях изменений;в) неверная или искаженная инф-ия о тех или иных фактах, событиях и т.д.IIСтадия развития.Кпонимают действия, направ-ые на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изм-ию. Выделяют несколько форм К поведения:а)активно-К-ое поведение (вызов);б)пассивно-Кповедение(ответ на вызов);в)К-компромиссное поведение;г)компромиссное поведение.IIIСтадия разрешения К.Длительность и интенсивность К зависят от многих фак-ов: от целей и установок сторон, от имею­щихся в их распоряжении рес-ов и т. д.Наступает момент «переоценки ценностей». В этой ситуации стороны начинают искать пути выхо­да. IVПослеК-ная стадия.Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что К полностью разрешен. Степень удовл-сти или неудов-ти сторон заключенными мирными договоренностями во многом будет зависеть от множества фак-ов.

 

6,Сущность К:понятие,стр-ра,фун-ии. К — ситуация, в к каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. К — особое взаимодействие инд-ов, групп, объединений, кот возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах. Объект К - предмет, явление, событие, проблема, цель, действия, вызывающие к жизни К ситуацию и К.Чаще выделяют в К конструктивные и деструктивные фун-ии. К конструктивным фун-ям относят:• познавательную (появление К выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий);• фун-ию развития (К явл важным источником развития его учас-ов и соверш-ия процесса взаимодействия);•инструментальную (К выступает как инструмент разрешения противоречий);• перестроечную (К снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участ-ми).Деструктивные фун-ии К связаны с• разрушением существующей совместной деят-ти;• ухудшением или развалом отношений;• негативным самочувствием учас-ов;• низкой эффект-стью дальнейшего взаимодействия и др.Структура К.Под стр-ой любого объекта-совокупность его частей, элементов и связей, отношений между ними, обесп-щих его целостность. Осн эл-ми К взаимодействия явл:1) объект К,2)участники К,3)соц среда, условия К,4)субъективное восприятие К. 1 Объект К. Та ценность, кот способна удов-ить эту по­требность и из-за овладения кот- возникает К, и явл его объектом. В кач-ве объекта К могут выступать мат-ые, соц и дух-ые ценности. 2 Участ-ми К-отдельные индивиды, со­ц- группы, орг, гос-ва. В зависимости от хар-ра сторон К могут быть подразделены на 4 типа:1)внутриличностный, при кот один аспект личности проти­востоит другому ее аспекту;2)межличностный, при кот одна личность противостоит другой»; 3)К типа личность — группа;4)К группа — группа, носителями кот могут быть как малые, так и большие соц образования, 3 макросреда, те конкретно-историчес­кие соц-псих-кие условия, в котК развертыва­ется. Понятием соц среды опр-ся та почва, на кот возникает и развивается К.4 Но характер К зависит не только от объек-ых условий в данной стране, большой или малой группе, но и от субъек-ого восприятия или образа К, кот создается у дей­ств-их в данной К ситуации лиц или групп. Объек-ые и субъек-ые причи­ны К, возник-ие как на его ближних, так и на даль­них подступах, а также состав участ-ов опр-ют и набор возможных способов действий, пове-ия сторон.

 

 

4.Источники возникновения К ситуаций в соц.сфере.Исторический опыт и соц практика позволяют опр-ть некоторое число тех проблем, по поводу кот формир-ся К ситуации, перерастающие в К. 4 источниках К. 1.Богатство.Позволяет каждому открыто стремиться к тому, чтобы избавиться от бедности и стать богатым.Богатство - это не просто некоторая сумма денежных ср-тв или имущ-ва, а возможность расширения пределов своей деят-ти и влияния. В ходе рос-их реформ возникло новое отношение как к богатству,так и к деньгам в частности. Как только открылись новые каналы в сфере торговли и фин. отношений,масса людей ринулась в эту нишу для того, чтобы решить свои жизненные проблемы и избавиться от гнета бедности. Возникла жесткая конкуренция, не регулируемая законом.Быстро шло усвоение той истины, что деньги сами по себе не должны просто накапливаться, они должны быть в обороте, с тем чтобы приносить новые деньги. Тот, кто не может выдержать псих и физ нагрузки, разоряется, теряет обретенное богатство, а с ним и возможности, влияние,положение, связи. Мат воплощением богатства явл капитал, деньги, ценные бумаги, собственность на зем участки и жилье, на ср-ва транспорта и связи, технологии, оружие. 2.Борьба за власть. Эмпирическим выражением властных позиций явл гос-ые и негос-ые должности и позиции, позволяющие контролировать распределение рес-ов на основе права распоряжения, опр-ть доступ к потокам значимой инф-ии, участвовать в принятии решений. Поле власти создает специфическую среду общения, вхождение в кот один из важнейших мотивов полит-ой деят-ти. Здесь также

форм-ся чувство исключительности, приобщенности к чему-то более важному и значимому, чем повседневные интересы. В особенности эти чувства обостряются в тех ситуациях, когда чел получает возможность распоряжаться сред-ми насилия: отдавать распоряжения об аресте, опр-ть движение войсковых соединений, давать приказы о применении оружия. 3.Престиж. Реальным воплощением престижа явл известность и популярность личности, ее репутация и авторитет, сила влияния на принятие решений, демонстрируемое уважение к данному чел и его мобилизационный потенциал. Престиж в очень редких случаях может быть завоеван без поддержки власти и богатства, поэтому это в какой-то мере вторичный источник К. Но дело в том, что и богатство, и власть как бы аккумулируются в престиже. Ни то, ни др не может сохранить свое влияние, не получая поддержки со стороны общ-го мнения. Борьба за власть и богатство может начинаться с К по поводу престижа - создания

репутации, или наоборот, дискредитации той или иной персоны или группы людей в глазах общ-го мнения. Отсюда и возникает представление о так называемой четвертой власти, кот сосредоточена в сред-ах массовой инф-ии.4.Человеческое достоинство. Речь идет о таких ценностях, как уважение и самоуважение, компетентность,профессионализм. Если все свести только к предыдущим трем источникам К, то получается довольно безрадостная

картина разрушения нравственного начала в обществе. Однако в борьбе за богатство, власть и славу человеку не стоит забывать о границах своего выбора, отделяющих человечное, гуманное, культурное начало от бесчеловечного и безнравственного. И эти границы проходят внутри каждого конкретного индивида. Тот, кто переходит эти границы, теряет прежде всего право на самоуважение, а вместе с тем подрывает свое личностное достоинство, свою гражданскую и проф-ую честь. Поэтому в борьбе за власть и богатство, за соц престиж особое место занимает стратегия либо на возвышение личности, либо на ее растаптывание, на унижение чел-го достоинства, на слом личности.

 

 

10. Разнообразие К ситуаций.К ситуация-противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использ-ие разл-ых ср-в по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т.д. Для перерастания возникшего противоречия в К ситуацию необходимы:• значимость ситуации для участ-ов К взаимодействия;• препятствие со стороны одного из оппонентов достижению целей др участником;• превышение уровня личной или групповой терпимости к возникшему препятствию хотя бы у одной из сторон.К ситуация-условие возникновения К. Для перерастания такой ситуации в К необходимо внешнее воздействие, толчок или инцидент.К ситуация-понятие достаточно подвижное, неустойчивое,оно может измениться при изменении любого из ее элементов:взглядов оппонентов,отношений объект-оппонент,отказа одного из субъектов от дальнейшего взаимодействия и др.К ситуация создается одним или несколькими субъектами соц взаимодействия и явл предпосылкой К.Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоц-ых переживаний могут быть:изм-ие настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.К по вертикали.Кризисная семья.Противостояние интересов и потребностей супругов носит острый хар-р и захватывает важные сферы жизнедеят-ти семьи. Супруги занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки.К кризисным брачным союзам можно отнести все те, кот или распадаются, или находятся на грани распада.Конфликтная семья. М/д супругами имеются постоянные сферы, где их интересы сталкиваются, порождая сильные и продолжительные отриц-ые эмоц-ые состояния. Однако брак может сохраняться благодаря др факторам,а также уступкам и компромис.решениям К.Проблемная семья.Для нее хар-но длительное существование трудностей,способных нанести ощутимый удар стабильности брака(отсутствие жилья, продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие ср-в на содержание семьи).В таких семьях вероятно обострение взаимоотношений, появление псих-их расстройств у одного или обоих супругов.Невротическая семья.Здесь осн роль играет накопление воздействия псих-их трудностей, с кот встречается семья на своем жизненном пути.У супругов отмечается повышенная тревожность, расстройство сна, эмоции по любому поводу, повыш.агрессивность и т.д.К поведение супругов может проявляться в скрытой и открытой формах. Показателями скрытого К явл: демонстративное молчание;резкий жест или взгляд,говорящий о несогласии;бойкот взаимодействия в какой-то сфере семейной жизни;подчеркнутая холодность в отношениях.Психотравмирующие последствия. К в семье могут создавать психотравмирующую обстановку для супругов, их детей, родителей, в результате чего они приобретают ряд отриц-ых св-в личности. В К семье закрепляется отриц-ый опыт общения, теряется вера в возможность существования дружеских и нежных взаимоотн-ий м/д людьми, накапливаются отриц-ые эмоции, появляются психотравмы.Предупреждение супружеских К:старайся не копить обиды и “грехи”,а сразу реагируйте на них.Это исключит накопление отриц-ых эмоций.Не делайте замечаний друг другу в присутствии других.Никогда не обобщай недостатки супруга, веди разговор только о конкретном поведении в конкретной ситуации.Старайтесь находить время,чтобы хотя бы иногда отдохнуть друг от друга.Это поможет снять эмоц-но-псих-ую перенасыщенность общением.Остановимся на таком радикальном способе разрешения супружеских К, как развод.Ему предшествует процесс, состоящий из трех стадий:а)эмоц-ый развод, выражающийся в отчуждении, безразличии супругов друг к другу, утрате доверия и любви;б)физ-ий развод, приводящий к раздельному проживанию;в)юри-ий развод, требующий правового оформления прекращения брака.Многим развод приносит избавление от враждебности, неприязни, обмана и того, что омрачало жизнь.Конечно, он имеет и негативные последствия. Они различны для разводящихся, детей и общ-ва. Наиболее уязвима при разводе женщина, у кот обычно остаются дети.Она больше,чем мужчина, подвержена нервно-психическим расстройствам.Негативные последствия развода для детей гораздо значительнее по сравнению с последствиями для супругов.Ребенок теряет одного родителя, ибо во многих случаях матери препятствуют отцам встречаться с детьми.

9.Предпосылки конфликтности процесса упр-я.Объективные предпосылки возникновения К в сфере упр-я связаны с осн задачей управ-ой деят-ти,кот сводится к обеспечению целенаправленной,скоординированной работы как отдельных участников совместного труда,так и труд-ых коллективов в целом.В процессе такой работы интересы субъектов соц взаимодействия не всегда совпадают,часто бывают противоположными,что и приводит к К. К-к, кот возникают в системах соц взаимодействия субъектов и объектов упр-я.Источником любого К явл противоречия,кот в опред-ых условиях переходят в К. Каждому виду и типу К присуще свои противоречия,объективность кот обусловлена структурой и содержанием соц взаимодействия,его спецификой и условий,в кот он проходит. Таким противоречием явл противоречие между установленной системой групповых норм и админ-ых правил в управленческой системе,с одной стороны,и потребностью всех субъектов упр-я иметь высокие статусы и выполнять такие роли кот обеспечивали бы им свободу деят-ти и реальную свозможность для самовыражения-с др. Осн. противоречием явл противоречие между бюракратическими правилами системы упр-я и потребностью к свободе действий и самовыражению субъектов упр-я. Это осн противоречие позволяет выделять ряд др.:противоречия карьеры, противоречие подбора и расстановки кадров,противоречия делегирования полномочий,противоречия связанные с нарушением фун-ий объектов упр-я и т.п.Классификация управ-их К:1.Несогласие как форма управ-го К хар-ся сознательным нарушением согласованных действий, связанных с выполнением фун-ий упр-я.Несогласие-это отказ опред-ых субъектов или объектов упр-я от предписанных шаблонов и норм поведения.Напряженность как форма управ-го К хар-ся резким ростом сознательных нарушений в управ-их действиях со стороны различных субъектов управ-я.Напряженность-более острая форма управ-го К,затрагивающая устоисуществующей системы управ-я. Конфронтация-ещё более острая форма управ-го К,хар-ся жестокой конкуренцией на почве карьерных устремлений опред-ых субъектов упр-я и применением крайних ср-в и методов противоборства:организации групповых протестов, «травли инакомыслящих»,подсиживание,увольнение соперников и т.п.Конфронтация-самая острая форма ведущая к расколу или ликвидации существующей системы упр-я.

 

 

 

 



2015-11-10 349 Обсуждений (0)
Причины возникновения конфликтов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Причины возникновения конфликтов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (349)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)