Причины возникновения конфликтов
Типология конфликта Еще одной группой понятий в категориальном аппарате конфликтологии являются понятия, определяющие основные разновидности конфликтов, их типологию. Классификация зависит от тех критериев, которые берутся за основу. Наиболее распространенные классификации конфликтов основаны на таких критериях, как: 1) стороны К,2) характер потребностей, ущемление которых вызвало К,3) направленность К,4) временные параметры К,5) результативность К.В зависимости от сторон К делятся:• на внутриличностные,• межличностные,• между личностью и группой,• межгрупповые, • международные.В аспекте потребностей, блокирование которых послужило предпосылкой конфликта, они могут делиться на:• материальные,• статусно – ролевые,• духовные.По направленности К подразделяются на:• горизонтальные, возникающие между деловыми партнерами, коллегами по работе;• вертикальные — между подчиненными и начальством. Смешанными в данной классификации именуются те К в которых представлены и коллеги, и руководители разных уровней. По временным параметрам конфликты подразделяются на:• кратковременные,• быстротечные,• длительные, продолжающиеся иногда годами и десятилетиями, какими нередко бывают государственные, национальные и религиозные конфликты. По критерию результативности К делятсяна два типа:• конструктивные, нормальные, позитивные, при которых группы, где они происходят, сохраняют свою целостность, а отношения между членами группы — характер сотрудничества, кооперации;• деструктивные, патологические, негативные, когда взаимоотношения между людьми приобретают нецивилизованные формы, характер противостояний, борьбы, ведущей даже к разрушению и распаду организации. Поэтому важнейшая задача руководителя любого уровня — решение проблем регулирования К, недопущение их перерастания из конструктивной в деструктивную форму, предотвращение разрастания, генерализации конфликта.
5.Роль менеджера в процессе управления К.В разборе К, упр-ии пов-ем перс-ла в К сит-ях искл-ым счит-ся роль рук-ля. Рук-ль явл заинтересованным в поддержании К функ-но-позитивной направленности, кот идут на пользу общему делу, так и в предотвращении деструктивных К, наносящих своими негативными последствиями ущерб совместной работе. Рук-ль обычно наделен опр-ми полномоч.Имеет возможность влиять на своих подчиненных, в т ч влиять на их пов-ие в конкретном К. Рук-ль в усл-ях К может оказаться либо субъ-ом или посредником,кот выступает примирником учас-ов К.К нарушениям служ-ой этики относ-ся отриц-ые св-ва рук-ля: грубость, высокомерие и неуважение по отношению к людям…Такие хар-ки свой-ны людям с плохо воспитанным, не владеют навыками кул-ры общ-я.Рук-ль должен знать и применять в своей практической деят-ти закон-во страны, а также др норм акты - приказы, поста-ния прав-ва т. п. Как потенц-ый субъект К менеджер должен подавать пример почтительного отношения к законам.Взятые из жизни примеры подтверждают, что необъективность рук-ля, кот вызывает К, может быть следствием как заниженной, так и завышенной оценки рез-тов деят-ти и поведения подч-ых.Несправедливость со стороны рук-ля в оценке работы и пов-ия своих подч-ых проявляется, в практике применения поощ-й и наказ-й, устан-ие долж окладов и разм-ов доп выплат, заполнение вакансий, в попытках скрыть неприятную инф-ию.Рук-ль в силу соц ранга явл выразителем лояльности. От него зависит создание в кол-ве атмосферы, способствующей свободе и уваж-и к лич-ти, проявлению инициативы, справедливой вознагр-ии за работу.Гл для рук-ля - вдохновить сотр-ов, обеспечить их согласованную взаимодействие.В заповедях рук-ля, кот оказался в роли посредника:воспринимать К как естественное проявление челов-го общ-я, норм способ соц- взаимодействия, отнош-ий людей, занятых совместной деят-ю.Уметь анализ-ть К сит-ии, опр-ть истинные причины возникн-я К, цели и особенности пов-ия сторон-конфликтерив.Владеть механ-ом упр-я К, набором соотв-их приемов и процедур, навыками конструктивного воздействия на перс-ал в К условиях; направлять К, в функц-но-позитивное русло и сводить к мини-му их негативные последствия; всесторонне оценивать итог-ый результат К. Как повлиял К на сотрудника, коллектив.
Причины возникновения конфликтов Существует четыре группы причин К: 1 объективные:(·объективные,·организационноуправленческие). 2субъективные(·социальнопсихологические,·личностные). Объективные причины, как правило, приводят к созданию предконфликтной обстановки. Иногда они могут быть реальными, а иногда мнимыми и в этом случае будут только поводом, искусственно придуманным человеком. Субъективныепричины начинают действовать тогда, когда предконфликтная обстановка перерастает в К. Практически в любой предконфликтной ситуации у человека остается выбор конфликтного или одного из неконфликтных путей ее разрешения. Только исходя из индивидуальных психологических особенностей человек выбирает то или иное поведение.. К числу наиболее частных объективных причин можно отнести следующие:-естественное столкновение материальных и духовных интересов людей в процессе жизнедеятельности. -слабая разработанность правовых норм, регулирующих неконфликтное решение проблем. -Недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ. Вторая группа объективных причин конфликтов носит организационно-управленческий характер. Этим причинам элемент субъективизма присущ в несколько большей степени по сравнению с объективными причинами. Организационно-управленческие причины конфликтов связаны с созданием и функционированием организаций, коллективов, групп. Типичной социально-психологической причиной межличностных К является несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей.В своей жизни в зависимости от конкретной ситуации человек может играть несколько ролей. С одними он - друг, с другими- начальник, с третьими - подчиненный. Берн вводит понятие трансакции – единицы взаимодействия партнеров по общению, сопровождающейся заданием их позиций.Выделяются три основных группы ролей :Ребенок – проявляет чувства; Родитель – требует, оценивает; Взрослый – работает с информацией, рассуждает, анализирует. Личностные причины конфликтов связаны, прежде всего, с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой.
7. Технологии эфф-го общ-ия и рацион-го поведения в К.Конструктивное разрешение конфликта возможны лишь в процессе эффективного общения конфликтующих сторон. Но часто соперники, находясь в эмоционально возбужденном состоянии не могут контролировать свое поведение. В конечном итоге конфликт заходит в тупик. Все это, как правило, является следствием нарушения технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте.
3.Структура К.Под стр-ой любого объекта-совокупность его частей,отношений между ними, обесп-щих его целостность.Осн. элем-ми К являются:1)объект К,2)участ-и К,3)соц среда, условия К,4)субъективное восприятие К и его личностные эл-ты. 1Объект К. Та ценность, кот способна удовл-ть эту потребность и из-за овладения кот возникает К, и явл его объектом. (мат-ые, соц-ые и дух-ые ценности). 2Участниками К(индивиды, соц группы, орг-ии, гос-ва). При выходе из противоборства хотя бы одной из сторон К прекращается. В зависимости от хар-ра этих сторон К могут быть подразделены на 4 типа:1)внутриличностный,2)межлич-ый;3)К типа личность4)К группа.Роли учас-ов К неодинаковы.3Решающую роль играет и макросреда, те конкретно-исторические соц-псих-ие условия, в кот он развертывается. Понятием соц среды опр-ся та почва, на кот возникает и развивается К.4Зависит от субъективного восприятия или образа К, кот создается у действующих в данной конфл-ой ситуации лиц или групп. Объек-ые и субъек-ые причины К возникающие как на его ближних, так и на дальних подступах, а также состав учас-ов опр-ют и набор возможных способов действий, пов-я сторон.Осн стадии раз-ия К.В соц К выделяют4стадии:предК-ую,стадию разрешения К,послеК-ую.IПредконф.Это рост напряженности в отношении между потенциальными субъе-ми К, вызванный опред-ми противоречиями.Предвестники К а)реальные-«ущемления» интересов, потребностей и ценностей;б)неадекватное восприятие происходящих в общ-ве или отдельных соц общностях изменений;в) неверная или искаженная инф-ия о тех или иных фактах, событиях и т.д.IIСтадия развития.Кпонимают действия, направ-ые на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изм-ию. Выделяют несколько форм К поведения:а)активно-К-ое поведение (вызов);б)пассивно-Кповедение(ответ на вызов);в)К-компромиссное поведение;г)компромиссное поведение.IIIСтадия разрешения К.Длительность и интенсивность К зависят от многих фак-ов: от целей и установок сторон, от имеющихся в их распоряжении рес-ов и т. д.Наступает момент «переоценки ценностей». В этой ситуации стороны начинают искать пути выхода. IVПослеК-ная стадия.Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что К полностью разрешен. Степень удовл-сти или неудов-ти сторон заключенными мирными договоренностями во многом будет зависеть от множества фак-ов.
6,Сущность К:понятие,стр-ра,фун-ии. К — ситуация, в к каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. К — особое взаимодействие инд-ов, групп, объединений, кот возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах. Объект К - предмет, явление, событие, проблема, цель, действия, вызывающие к жизни К ситуацию и К.Чаще выделяют в К конструктивные и деструктивные фун-ии. К конструктивным фун-ям относят:• познавательную (появление К выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий);• фун-ию развития (К явл важным источником развития его учас-ов и соверш-ия процесса взаимодействия);•инструментальную (К выступает как инструмент разрешения противоречий);• перестроечную (К снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участ-ми).Деструктивные фун-ии К связаны с• разрушением существующей совместной деят-ти;• ухудшением или развалом отношений;• негативным самочувствием учас-ов;• низкой эффект-стью дальнейшего взаимодействия и др.Структура К.Под стр-ой любого объекта-совокупность его частей, элементов и связей, отношений между ними, обесп-щих его целостность. Осн эл-ми К взаимодействия явл:1) объект К,2)участники К,3)соц среда, условия К,4)субъективное восприятие К. 1 Объект К. Та ценность, кот способна удов-ить эту потребность и из-за овладения кот- возникает К, и явл его объектом. В кач-ве объекта К могут выступать мат-ые, соц и дух-ые ценности. 2 Участ-ми К-отдельные индивиды, соц- группы, орг, гос-ва. В зависимости от хар-ра сторон К могут быть подразделены на 4 типа:1)внутриличностный, при кот один аспект личности противостоит другому ее аспекту;2)межличностный, при кот одна личность противостоит другой»; 3)К типа личность — группа;4)К группа — группа, носителями кот могут быть как малые, так и большие соц образования, 3 макросреда, те конкретно-исторические соц-псих-кие условия, в котК развертывается. Понятием соц среды опр-ся та почва, на кот возникает и развивается К.4 Но характер К зависит не только от объек-ых условий в данной стране, большой или малой группе, но и от субъек-ого восприятия или образа К, кот создается у действ-их в данной К ситуации лиц или групп. Объек-ые и субъек-ые причины К, возник-ие как на его ближних, так и на дальних подступах, а также состав участ-ов опр-ют и набор возможных способов действий, пове-ия сторон.
4.Источники возникновения К ситуаций в соц.сфере.Исторический опыт и соц практика позволяют опр-ть некоторое число тех проблем, по поводу кот формир-ся К ситуации, перерастающие в К. 4 источниках К. 1.Богатство.Позволяет каждому открыто стремиться к тому, чтобы избавиться от бедности и стать богатым.Богатство - это не просто некоторая сумма денежных ср-тв или имущ-ва, а возможность расширения пределов своей деят-ти и влияния. В ходе рос-их реформ возникло новое отношение как к богатству,так и к деньгам в частности. Как только открылись новые каналы в сфере торговли и фин. отношений,масса людей ринулась в эту нишу для того, чтобы решить свои жизненные проблемы и избавиться от гнета бедности. Возникла жесткая конкуренция, не регулируемая законом.Быстро шло усвоение той истины, что деньги сами по себе не должны просто накапливаться, они должны быть в обороте, с тем чтобы приносить новые деньги. Тот, кто не может выдержать псих и физ нагрузки, разоряется, теряет обретенное богатство, а с ним и возможности, влияние,положение, связи. Мат воплощением богатства явл капитал, деньги, ценные бумаги, собственность на зем участки и жилье, на ср-ва транспорта и связи, технологии, оружие. 2.Борьба за власть. Эмпирическим выражением властных позиций явл гос-ые и негос-ые должности и позиции, позволяющие контролировать распределение рес-ов на основе права распоряжения, опр-ть доступ к потокам значимой инф-ии, участвовать в принятии решений. Поле власти создает специфическую среду общения, вхождение в кот один из важнейших мотивов полит-ой деят-ти. Здесь также форм-ся чувство исключительности, приобщенности к чему-то более важному и значимому, чем повседневные интересы. В особенности эти чувства обостряются в тех ситуациях, когда чел получает возможность распоряжаться сред-ми насилия: отдавать распоряжения об аресте, опр-ть движение войсковых соединений, давать приказы о применении оружия. 3.Престиж. Реальным воплощением престижа явл известность и популярность личности, ее репутация и авторитет, сила влияния на принятие решений, демонстрируемое уважение к данному чел и его мобилизационный потенциал. Престиж в очень редких случаях может быть завоеван без поддержки власти и богатства, поэтому это в какой-то мере вторичный источник К. Но дело в том, что и богатство, и власть как бы аккумулируются в престиже. Ни то, ни др не может сохранить свое влияние, не получая поддержки со стороны общ-го мнения. Борьба за власть и богатство может начинаться с К по поводу престижа - создания репутации, или наоборот, дискредитации той или иной персоны или группы людей в глазах общ-го мнения. Отсюда и возникает представление о так называемой четвертой власти, кот сосредоточена в сред-ах массовой инф-ии.4.Человеческое достоинство. Речь идет о таких ценностях, как уважение и самоуважение, компетентность,профессионализм. Если все свести только к предыдущим трем источникам К, то получается довольно безрадостная картина разрушения нравственного начала в обществе. Однако в борьбе за богатство, власть и славу человеку не стоит забывать о границах своего выбора, отделяющих человечное, гуманное, культурное начало от бесчеловечного и безнравственного. И эти границы проходят внутри каждого конкретного индивида. Тот, кто переходит эти границы, теряет прежде всего право на самоуважение, а вместе с тем подрывает свое личностное достоинство, свою гражданскую и проф-ую честь. Поэтому в борьбе за власть и богатство, за соц престиж особое место занимает стратегия либо на возвышение личности, либо на ее растаптывание, на унижение чел-го достоинства, на слом личности.
10. Разнообразие К ситуаций.К ситуация-противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использ-ие разл-ых ср-в по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т.д. Для перерастания возникшего противоречия в К ситуацию необходимы:• значимость ситуации для участ-ов К взаимодействия;• препятствие со стороны одного из оппонентов достижению целей др участником;• превышение уровня личной или групповой терпимости к возникшему препятствию хотя бы у одной из сторон.К ситуация-условие возникновения К. Для перерастания такой ситуации в К необходимо внешнее воздействие, толчок или инцидент.К ситуация-понятие достаточно подвижное, неустойчивое,оно может измениться при изменении любого из ее элементов:взглядов оппонентов,отношений объект-оппонент,отказа одного из субъектов от дальнейшего взаимодействия и др.К ситуация создается одним или несколькими субъектами соц взаимодействия и явл предпосылкой К.Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоц-ых переживаний могут быть:изм-ие настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.К по вертикали.Кризисная семья.Противостояние интересов и потребностей супругов носит острый хар-р и захватывает важные сферы жизнедеят-ти семьи. Супруги занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки.К кризисным брачным союзам можно отнести все те, кот или распадаются, или находятся на грани распада.Конфликтная семья. М/д супругами имеются постоянные сферы, где их интересы сталкиваются, порождая сильные и продолжительные отриц-ые эмоц-ые состояния. Однако брак может сохраняться благодаря др факторам,а также уступкам и компромис.решениям К.Проблемная семья.Для нее хар-но длительное существование трудностей,способных нанести ощутимый удар стабильности брака(отсутствие жилья, продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие ср-в на содержание семьи).В таких семьях вероятно обострение взаимоотношений, появление псих-их расстройств у одного или обоих супругов.Невротическая семья.Здесь осн роль играет накопление воздействия псих-их трудностей, с кот встречается семья на своем жизненном пути.У супругов отмечается повышенная тревожность, расстройство сна, эмоции по любому поводу, повыш.агрессивность и т.д.К поведение супругов может проявляться в скрытой и открытой формах. Показателями скрытого К явл: демонстративное молчание;резкий жест или взгляд,говорящий о несогласии;бойкот взаимодействия в какой-то сфере семейной жизни;подчеркнутая холодность в отношениях.Психотравмирующие последствия. К в семье могут создавать психотравмирующую обстановку для супругов, их детей, родителей, в результате чего они приобретают ряд отриц-ых св-в личности. В К семье закрепляется отриц-ый опыт общения, теряется вера в возможность существования дружеских и нежных взаимоотн-ий м/д людьми, накапливаются отриц-ые эмоции, появляются психотравмы.Предупреждение супружеских К:старайся не копить обиды и “грехи”,а сразу реагируйте на них.Это исключит накопление отриц-ых эмоций.Не делайте замечаний друг другу в присутствии других.Никогда не обобщай недостатки супруга, веди разговор только о конкретном поведении в конкретной ситуации.Старайтесь находить время,чтобы хотя бы иногда отдохнуть друг от друга.Это поможет снять эмоц-но-псих-ую перенасыщенность общением.Остановимся на таком радикальном способе разрешения супружеских К, как развод.Ему предшествует процесс, состоящий из трех стадий:а)эмоц-ый развод, выражающийся в отчуждении, безразличии супругов друг к другу, утрате доверия и любви;б)физ-ий развод, приводящий к раздельному проживанию;в)юри-ий развод, требующий правового оформления прекращения брака.Многим развод приносит избавление от враждебности, неприязни, обмана и того, что омрачало жизнь.Конечно, он имеет и негативные последствия. Они различны для разводящихся, детей и общ-ва. Наиболее уязвима при разводе женщина, у кот обычно остаются дети.Она больше,чем мужчина, подвержена нервно-психическим расстройствам.Негативные последствия развода для детей гораздо значительнее по сравнению с последствиями для супругов.Ребенок теряет одного родителя, ибо во многих случаях матери препятствуют отцам встречаться с детьми. 9.Предпосылки конфликтности процесса упр-я.Объективные предпосылки возникновения К в сфере упр-я связаны с осн задачей управ-ой деят-ти,кот сводится к обеспечению целенаправленной,скоординированной работы как отдельных участников совместного труда,так и труд-ых коллективов в целом.В процессе такой работы интересы субъектов соц взаимодействия не всегда совпадают,часто бывают противоположными,что и приводит к К. К-к, кот возникают в системах соц взаимодействия субъектов и объектов упр-я.Источником любого К явл противоречия,кот в опред-ых условиях переходят в К. Каждому виду и типу К присуще свои противоречия,объективность кот обусловлена структурой и содержанием соц взаимодействия,его спецификой и условий,в кот он проходит. Таким противоречием явл противоречие между установленной системой групповых норм и админ-ых правил в управленческой системе,с одной стороны,и потребностью всех субъектов упр-я иметь высокие статусы и выполнять такие роли кот обеспечивали бы им свободу деят-ти и реальную свозможность для самовыражения-с др. Осн. противоречием явл противоречие между бюракратическими правилами системы упр-я и потребностью к свободе действий и самовыражению субъектов упр-я. Это осн противоречие позволяет выделять ряд др.:противоречия карьеры, противоречие подбора и расстановки кадров,противоречия делегирования полномочий,противоречия связанные с нарушением фун-ий объектов упр-я и т.п.Классификация управ-их К:1.Несогласие как форма управ-го К хар-ся сознательным нарушением согласованных действий, связанных с выполнением фун-ий упр-я.Несогласие-это отказ опред-ых субъектов или объектов упр-я от предписанных шаблонов и норм поведения.Напряженность как форма управ-го К хар-ся резким ростом сознательных нарушений в управ-их действиях со стороны различных субъектов управ-я.Напряженность-более острая форма управ-го К,затрагивающая устоисуществующей системы управ-я. Конфронтация-ещё более острая форма управ-го К,хар-ся жестокой конкуренцией на почве карьерных устремлений опред-ых субъектов упр-я и применением крайних ср-в и методов противоборства:организации групповых протестов, «травли инакомыслящих»,подсиживание,увольнение соперников и т.п.Конфронтация-самая острая форма ведущая к расколу или ликвидации существующей системы упр-я.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (349)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |